Постановление №ДШ/3681/23 Постановление 181 от 29 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>
<...>

<...>

Постановление 181

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 048/04/14.3-181/2023

29 мая 2023 года г. Липецк

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года

Я, заместитель руководителя управления-начальник отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 048/04/14.3-181/2023, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (ИНН: 236405017720; ОГРН: 322237500394550; дата регистрации ИП — 07.11.2022; адрес: <...>; эл.почта: <...>) по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Специалистами Управления ФАС России по Липецкой области 20.12.2022 в 13 часов 32 минуты установлен факт распространения звуковой рекламы, транслируемой из звукового устройства, закрепленного на стволе дерева по адресу: г. Липецк, ул. Валентины Терешковой, д. 20 (рядом с остановкой общественного транспорта «Улица Терешковой»), следующего содержания:

«Добрый, добрый день, дорогие дамы и господа! Всем здравствуйте, всех с наступающим Новым годом! А я продолжаю информировать о том, что в торговом центре «Ривьера» закрылся и обанкротился магазин верхней одежды «Тайга». <неразборчиво> директоров судебные приставы изъяли товар и перевезли его вон туда, где вход украшен разноцветными воздушными шарами. Для вас представлена верхняя одежда премиум и люкс класса. Португальские, немецкие, турецкие кожаные куртки и пальто, плащи, шубы, дублёнки. А также действуют дополнительные скидки пенсионерам и студентам. Вон там, дамы и господа, где вход украшен разноцветными воздушными шарами, проходит глобальная ликвидация верхней одежды магазина «Тайга». Коллекция 2022 года. Размерный ряд от 40 до 72 размера. Скидки от 50 до 75%. По пенсионному и социальным картам действуют дополнительные скидки. Советую поторопиться, потому что работаем крайний, заключительный день, дорогие дамы и господа».

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

П. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, распространяемая при помощи звукового устройства, указанного содержания, в силу ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространяется среди неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей такой информации к реализуемым товарам, а также продвижение этих товаров на рынке.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной, в том числе, является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; а также об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Характеристики товаров «премиум и люкс класса» являются оценочными категориями, не подтвержденными конкретными фактами, заключениями экспертов или иными доказательствами, а, следовательно, указанное выражение используется для привлечения внимания потребителей с целью введения их в заблуждение. Также потребители могут вводиться в заблуждение фразой «Советую поторопиться, потому что работаем крайний, заключительный день, дорогие дамы и господа», поскольку такое указание временного периода направлено на создание ажиотажного спроса у потребителя рекламы и намерения обратиться за покупкой в ближайший срок.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Фраза «судебные приставы изъяли товар и перевезли его вон туда, где вход украшен разноцветными воздушными шарами» направлена на создание у потребителя впечатления участия органа государственной власти - Федеральной службы судебных приставов, либо его должностных лиц, в коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, а равно создание ложного убеждения у потребителя об одобрении ФССП России или его должностными лицами товаров, реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом.

Согласно статье 9 Закона о рекламе, В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Акция — предоставление скидки на товары в течение определенного периода времени — является стимулирующим мероприятием. В случае распространения рекламы об объявлении акции (предоставление скидки на товар) следует указывать всю существенную информацию (сроки проведения акции, условия приобретения или использования товара и т.д.), с целью формирования у потребителя правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте. Вместе с тем в указанной звуковой рекламе отсутствует информация о правилах и существенных условиях проведения акции (сроках, лицах, которые могут принимать участие, порядке получения скидки и иные), а также об организаторе мероприятия, равно и об источнике получения такой информации.

Согласно части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе, распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается. При этом, согласно позиции ФАС России, изложенной в Письме Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2021 г. № КТ/93622/21 “О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования”, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" запрещает распространение звуковой рекламы на любых конструкциях, в том числе не являющихся рекламными конструкциями, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Кроме того, по мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения, указанным в части 1 статьи 19 Закона о рекламе, следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Из изложенного следует, что дерево, используемое в качестве конструкции для размещения звукового оборудования, транслирующего рекламу, обладает всеми существенными признаками такой конструкции - размещено стационарно, прочно связано с землей и не предназначено для перемещения, а следовательно подпадает под действие положения части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе.

Из имеющихся материалов установлено, что звуковое оборудование прикреплено к дереву клейкой лентой (скотчем) на высоте с использованием специального оборудования, и, следовательно, используется в качестве незаконной рекламной конструкции.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьями 6 - 9 Закона о рекламе, несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 настоящего Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 4 и 9 статьи 19, несет рекламораспространитель, которым, в силу пункта 7 статьи 3 настоящего Закона, является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной звуковой рекламы является индивидуальный предприниматель <...> (ИНН: 236405017720; ОГРН: 322237500394550; дата регистрации ИП — 07.11.2022; адрес:<...>; эл.почта: <...>). В ответе на определение о возбуждении дела № 048/05/5-1377/2022 ИП <...> подтвердил данный факт.

Определением от 20.12.2022 в отношении ИП <...> (ИНН: 236405017720; ОГРН: 322237500394550; дата регистрации ИП — 07.11.2022; адрес: <...>; эл.почта: <...>) возбуждено дело № 048/05/5-1377/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 19.01.2023 на 14 часов 20 минут.

На рассмотрение дела 19.01.2023 ИП <...> или его законный представитель не явился, запрашиваемых материалов не представил, ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.

ИП <...> надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела № 048/05/5-1377/2022, что подтверждается отчетом об отправке почтового отправления № <...> и ответом ИП <...> на определение.

Руководствуясь п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрела дело № 048/05/5-1377/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Таким образом, звуковая реклама, транслируемая из звукового устройства, закрепленного на стволе дерева по адресу: г. Липецк, ул. Валентины Терешковой, д. 20 (рядом с остановкой общественного транспорта «Улица Терешковой»), противоречит требованиям пунктов 2, 3 части 3, пункта 2 части 5 статьи 5, статьи 9, части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе, и в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, признана Комиссией ненадлежащей рекламой (решение по делу № 048/05/5-1377/2022 от 24.01.2023).

Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному выше, ИП <...> совершил административное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.

Объективная сторона состоит в нарушении ИП <...> установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что он нарушил пункты 2, 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 5, статью 9, часть 3.2 статьи 19 Закона о рекламе.

Субъект – индивидуальный предприниматель <...> (ИНН: 236405017720; ОГРН: 322237500394550; дата регистрации ИП — 07.11.2022; адрес: <...>; эл.почта: <...>).

Субъективная сторона выражается в форме вины, так как ИП <...> не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательно установленных обязанностей, не принял всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, не осуществил надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе при размещении рекламы, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Липецк.

Время совершения административного правонарушения – 20.12.2022.

06.03.2023 на процедуру составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель <...> или его законный представитель не явился, ходатайства о составлении протокола в его отсутствие не поступало. ИП <...> надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола, что подтверждается отчетом об отправке почтового отправления № <...> (возврат отправителю по истечении срока хранения).

Руководствуясь ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составлен в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направлена лицу, в отношении которого он составлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 09.03.2023 № ДШ/1456/23 рассмотрение дела об административном правонарушении № 048/04/14.3-181/2023 назначено на 20.03.2023 на 15 часов 00 мин. 20.03.2023 ввиду отсутствия данных о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела № 048/04/14.3-181/2023 отложено на 20.04.2023 на 11 часов 40 минут, срок рассмотрения дела продлен до 23.04.2023. (Определение от 20.03.2023 № ДШ/1811/23). 20.04.2023 ввиду повторного неполучения ИП <...> определения о назначении времени и места рассмотрения дела № 048/04/14.3-181/2023, с целью соблюдения прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, срок рассмотрения дела № 048/04/14.3-181/2023 продлен до 31.05.2023, рассмотрение дела назначено на 29.05.2023 на 11 часов 40 минут.

На рассмотрение дела № 048/04/14.3-181/2023 29.05.2023 ИП <...> или его представитель не явились, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало. ИП <...> надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления № <...> (вручено адресату 26.05.2023).

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело № 048/04/14.3-181/2023 рассмотрено в отсутствие лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ИП <...> к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Таким образом, вина ИП <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ИП <...> несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ИП <...> как исключительный, не установлено, а лицом таковых не приведено.

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, руководствуясь 3.2, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя <...> (ИНН: 236405017720; ОГРН: 322237500394550; дата регистрации ИП — 07.11.2022; адрес: <...>; эл.почта: <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства надлежит уплатить по следующим реквизитам:

УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России л/с № 04461056940);

БИК 014206212

ЕКС № 40102810945370000039

Казначейский счет 03100643000000014600

ИНН 4826018513

КПП 482601001

ОКТМО 42701000

КБК 16111601141010003140

УИН 16100500000001673396

Оплата штрафа по постановлению 048/04/14.3-181/2023 за ИП <...>

Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 515а.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в силу ___________________

Дата направления постановления в ФССП России ____________________

Заместитель руководителя

<...>

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны