Решение №048/01/16-764/2020 нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.20... от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области

 

 

Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2021 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>,

члены Комиссии:

<…>,

<…>,

рассмотрев дело № 048/01/16-764/2020 возбужденного в отношении Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1024800010244, ИНН 4802001831) и муниципального автономного учреждения культуры «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1164827056954, ИНН 4802003420) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

- Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области: <…>,

- МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области (далее – также МАУК «ЦКР», МАУК): <…>,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА: 

 

По результатам рассмотрения обращения Грязинской межрайонной прокуратуры по вопросу соблюдения МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области и Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области (далее – также Администрация) были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупки транспортного средства у единственного поставщика.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приказом Липецкого УФАС России от 27.08.2020 № 438 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 28.08.2020 рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 06.10.2020.

Определением от 06.10.2020 рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 03.11.2020.

Определением от 03.11.2020 рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 26.11.2020.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 048/01/16-764/2020 срок рассмотрения дела продлён до 28.02.2021.

Определением от 26.11.2020 рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 10.12.2020.

Приказом от 25.11.2020 № 596 о внесении изменений в приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.08.2020 № 438 в состав Комиссии внесены изменения.

Определением от 10.12.2020 рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 13.01.2021.

Рассмотрев представленные письменные пояснения и документы, Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Грязинского муниципального района от 23.07.2020 № 322 «О внесении изменений в бюджет Грязинского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» приняты изменения в бюджет Грязинского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе приложение 8 к бюджету «Ведомственная структура расходов бюджета Грязинского муниципального района на 2020 и плановый период 2021-2022 годов» изложена в новой редакции – в раздел  КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ заведено основное мероприятие "Оснащение учреждения современным светозвукотехническим, сценическим и компьютерным оборудованием. Приобретение одежды сцены, мебели, спортивных тренажеров и оборудования, кино-видеооборудования, оборудование для кухни кафе, сантехнического оборудования, бытовой техники, оборудования для библиотеки и музея, подъёмника для инвалидов, металлодетекторов арочных, кресел для зрительного зала. Приобретение транспортных средств и их комплектующих" с расходом на 2020 год – 3 000 000 рублей, ГРБС 702, Раздел 08, Подраздел 01, Целевая статья 02 3 12 00000, Вид расходов 600.

В этот же день между администрацией Грязинского муниципального района и МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Предметом соглашения являлось предоставление субсидии на приобретение автомобиля (п. 1.1 соглашения), размер субсидии – 2 990 000 рублей. Согласно сведениям об операциях с целевыми субсидиями, представленными муниципальному учреждению, от 23.07.2020 субсидия из муниципального бюджета на приобретение автомобиля предоставлена МАУК «ЦКР» в указанном размере.

Согласно письменным пояснениям администрации от 11.08.2020 № 1630 с целью исключения необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии получателем субсидии и заключения дополнительного соглашения размер субсидии был уменьшен на 10 000 рублей по сравнению с объемом ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, в связи с изучением МАУК коммерческих предложений потенциальных поставщиков на момент заключения соглашения.

При этом установлено, что протоколом заседания Наблюдательного совета № 5 от «28» декабря 2018 года было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области, пункт 7 которого регулировал закупки у единственного поставщика. Согласно пункту 7.1 Положения о закупках в указанной редакции закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, в том числе если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 2 000 000 руб., включая НДС.

Пунктом 7.2 Положения о закупках было определено, что решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель Заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика. Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением Заказчика, имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика, а также экономическое обоснование цены договора, подготовленное в соответствии с п. 1.8.18 настоящего Положения.

В силу пункта 1.8.18 Положения о закупках при определении начальной (максимальной) цены договора Заказчик может руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Заказчик отдельным приказом может установить иной порядок ее определения.

Метод и результат определения начальной (максимальной) цены договора, а также источники информации отражаются в протоколе обоснования начальной (максимальной) цены договора. Названный протокол утверждается руководителем Заказчика или иным лицом, уполномоченным руководителем Заказчика, и хранится вместе с остальными протоколами закупки не менее трех лет. Протокол обоснования начальной (максимальной) цены договора может размещаться в ЕИС по усмотрению Заказчика.

Согласно пункту 10.7 Положения о закупках заказчик при осуществлении закупок руководствуется данным Положением, начиная с года, следующего за годом размещения настоящего Положения в ЕИС.

В результате осмотра единой информационной системы в сфере закупок установлено, что Положения о закупках Муниципального автономного учреждения культуры «Центр культурного развития» в июле 2020 года было изменено.

Так, в ЕИС размещены Протокол заседания Наблюдательного совета № 3 от «24» июля 2020 года (дата размещения – 27.07.2020) и Протокол заседания Наблюдательного совета  № 3 от «23» июля 2020 года (дата размещения – 04.08.2020), которыми утверждены следующие изменения (дополнения) в Положение о закупках МАУК:

7.1. Закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 4 000 тыс. руб., включая НДС;

35) осуществляется закупка служебного автомобиля, комплектующих и автозапчастей;

7.2. Решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель Заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика (новая редакция пункта).

10.7. Заказчик при осуществлении закупок руководствуется данным Положением начиная с момента публикации настоящего Положения в ЕИС. (новая редакция пункта).

При этом 23.07.2020 приказом директора МАУК № 35 о/д внесены изменения в план закупки товаров (работ, услуг), утвержденный приказом № 22 от 23.03.2020, а именно:

1) внести изменения в план закупок на 2020 год в связи с увеличением плана по виду расходов 244 на сумму 3 000 000 рублей.

2) объявить закупку легкового автомобиля у единственного поставщика на сумму 2 990 000 рублей.

4) разместить план закупок товаров (работ, услуг) на 2020 год и извещение на приобретение автомобиля в ЕИС 28.07.2020.

27.07.2020 протоколом № 7 комиссией заказчика по вопросу приобретения автомобиля определено заключить договор с единственным поставщиком Акционерным обществом «Авилон автомобильная группа».

Извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) № 32009358061 «приобретение автомобиля» было размещено в ЕИС 28.07.2020 и содержало следующее техническое задание:

 

№ п/п

Наименование и характеристики товара

1

Автомобиль Genesis G80 Premium (полный привод) 4WD 2.0 T-GDI (245 л.с.) 8 AT

1 штука

 

Договор купли-продажи автомототранспортного средства № х-0000906 заключен 28.07.2020 МАУК с АО «Авилон Автомобильная группа» (109316 Москва, Волгоградский проспект, 41, корп 1, ИНН 7705133757) как с единственным поставщиком.

30.07.2020, после оплаты учреждением счета от 28.07.2020 платежным поручением от 28.07.2020 № 801, сторонами сделки подписан акт приема-передачи транспортного средства. В силу пункта 4.5 договора – передача товара осуществлялась в месте нахождения поставщика.

Однако 31.07.2020 в адрес администрации поступило обращение МАУК от 31.07.2020 № 91, подписанное исполняющим обязанности директора учреждения <…>, содержащее просьбу изъять из оперативного управления МАУК указанный выше автомобиль.

Распоряжением от 31.07.2020 № 163-р администрации транспортное средство было изъято из оперативного управления МАУК и закреплено на праве оперативного управления за администрацией. По акту приема-передачи муниципального имущества от 31.07.2020 транспортное средство передано в орган местного самоуправления.

Исходя из письменных пояснений МАУК на запрос Грязинской межрайонной прокуратуры от 04.08.2020, необходимость приобретения транспортного средства возникла в связи с введением ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусной инфекцией, и приостановлением деятельности учреждения, в том числе по оказанию платных услуг населению, что привело к ухудшению финансового положения учреждения.

Так, для увеличения выручки от оказания платных услуг было запланировано приобретение автомобиля, который предполагалось использовать для оказания платных услуг населению по проведению семейных торжеств, обрядов, экскурсий, праздников в рамках уставной деятельности учреждения.

В силу п.3 устава МАУК для достижения основных видов деятельности учреждение осуществляет предоставление в рамках возможностей учреждения разнообразных платных социально-культурных, развивающих услуг и приносящих доход видов деятельности с учетом запросов и потребностей населения.

Однако согласно письменным объяснениям директора МАУК Кузнецовой Л.А. от 11.08.2020, в связи с недостатком денежных средств на регистрацию и постановку на учет автомобиль был передан учредителю – администрации района.

Вместе с тем, согласно условиям договора купли-продажи транспортного средства от 28.07.2020 покупатель, заключив договор, взял на себя обязательство зарегистрировать товар в органах ГИБДД на свое имя, в сроки и порядке, предусмотренные законодательством (п. 1.5 договора).

 

2)   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.  

На основании части 7 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

В соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) должны руководствоваться положениями этого Закона.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Возможность осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, при условии соблюдения требований, установленных, в частности, статьей 3.6 Закона о закупках.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Поскольку заказчик наделен правом самостоятельно определять способы закупки в положении, не ограничиваясь только конкурентными способами, включение в Положение о закупках ответчика возможности приобретения конкретной продукции для нужд заказчика посредством закупки у единственного поставщика само по себе не противоречит закону.

Однако заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Так, частью 1 ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Описанные выше действия администрации и МАУК были совершены в короткие сроки, что, с учетом изложенных в пояснениях мотивах их совершения, может свидетельствовать о притворности совершенной сделки.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Пункт 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет, что соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Понятие устной формы соглашения законом не раскрывается, отсутствие какого-либо регулирования этого или других вопросов, которые традиционно регулируются гражданским законодательством применительно к договорам, выражает намерение законодателя считать соглашением любую договоренность, из которой следует воля сторон следовать этим договоренностям.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. О наличии устного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения. Таким образом, в отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения. При этом достаточность доказательств в каждом случае определяется на основе оценки всей совокупности фактов, в том числе исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

 

Согласно письменным пояснениям МАУК «ЦКР» от 11.09.2020 № 96 (вх. № 7887 от 16.09.2020) на определение от 28.08.2020 представить:

  • письменные пояснения о причинах внесения изменений в Положение о закупках,
  • доказательства учёта запросов и потребностей населения при организации оказания платных услуг по проведению семейных торжеств, обрядов, экскурсий, праздников с использованием транспортного средства,
  • доказательства ухудшения финансового положения учреждения в сравнении с предыдущим периодом,
  • письменные пояснения о порядке определения объекта закупки и цены договора,
  • копию решения о цене товаров, товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, и письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика в соответствии с п. 7.2 Положения о закупке,
  • доказательства невозможности несения расходов на регистрацию транспортного средства,

изменения в Положение о закупках МАУК «ЦКР» были обусловлены необходимостью расширения возможностей осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика в связи с введением ограничений, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции. С 01.07.2020 муниципальные заказчики, деятельность которых регламентирована Федеральным законом 44-ФЗ, получили возможность увеличить сумму закупки и совокупный объём закупок у единственного поставщика в два раза. В апреле-мае 2020 года директором МАУК «ЦКР» <…> было принято решение увеличения стоимостного порога закупки у единственного поставщика.

В течение 2019-2020 гг. неоднократно в администрацию района и в МАУК «ЦКР» поступали устные и письменные обращения граждан об организации проведения семейных торжеств и праздников с учётом проката автомобиля на базе МАУК «ЦКР» (копии обращений представлены в материалы дела).

Необходимость приобретения транспортного средства возникла в связи с введением оградительных мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией и приостановлением проведения массовых мероприятий, в том числе в рамках деятельности учреждения по оказанию платных услуг населения, что привело к ухудшению финансового положения учреждения. Доходы МАУК «ЦКР» за первое полугодие 2020 года сократились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

 

Доходы МАУК «ЦКР», руб.

№ п/п

месяц

2019

2020

Изменение 2020 к 2019, %

Изменение 2020 к 2019, руб.

1

январь

<…>

<…>

64,2

<…>

2

февраль

<…>

<…>

-37,6

<…>

3

март

<…>

<…>

-29,5

<…>

4

апрель

<…>

<…>

-99,3

<…>

5

май

<…>

<…>

-98,7

<…>

6

июнь

<…>

<…>

-94,1

<…>

 

ВСЕГО

<…>

<…>

-54,3

<…>

 

Согласно пояснениям МАУК «ЦКР» в целях поддержания финансовой устойчивости учреждения было запланировано приобретение автомобиля, который предполагалось использовать для оказания платных услуг населению по проведению семейных торжеств, обрядов, экскурсий, праздников с использованием транспортного средства в рамках уставной деятельности учреждения в соответствии с п. 3 Устава.

Анализ рынка проката свадебных автомобилей Липецкой области МАУК показал, что автомобиль Genesis G80 не распространён в области по сравнению с автомобилями Toyota Camry, Lexus, поэтому будут иметь конкурентные преимущества у населения.

Учитывая характеристики автомобиля Genesis G80 и скидку АО «Авилон АГ» до 31.07.2020, МАУК «ЦКР» было принято решение покупки автомобиля.

В связи с чем 23.07.2020 был издан приказ № 35 о/д о внесении изменений в план закупок на 2020 год по виду расходов 244 на сумму 3 000 000 рублей и объявлении закупки легкового автомобиля у единственного поставщика на сумму 2 990 000 рублей.

27.07.2020 директор МАУК «ЦКР» вышла с предложением в комиссию по закупкам о нецелесообразности приобретения автомобиля конкурентным способом ввиду ограниченного времени действия скидки до 31.07.2020 (протокол № 7 от 27.07.2020).

Учитывая изложенные обстоятельства, МАУК «ЦКР» была проведена закупка под конкретного поставщика.

На вопрос комиссии Липецкого УФАС России о причинах невозможности МАУК «ЦКР» несения расходов на регистрацию транспортного средства, учреждение пояснило, что расходы на оплату страховой премии и госпошлины относятся к расходам текущего характера и не могут быть произведены за счёт субсидии на иные цели. Кроме того, на момент приобретения автомобиля (на 30.07.2020) остаток денежных средств, полученных от оказания платных услуг, составил 109 445,26 рублей, поступления дополнительных доходов в течение 10 дней не ожидались.

Согласно письменным пояснениям АО «Авилон АГ» в ответ на определение от 28.08.2020 представить:

  • письменные пояснения о переговорах, проведенных в отношении продажи транспортного средства по договору купли-продажи автомототранспортного средства № х-0000906 от 28.07.2020, заключенного с МАУК «Центр культурного развития» (ОГРН 1164827056954, ИНН 4802003420),
  • копию переписки в отношении продажи указанного выше транспортного средства с указанием адреса электронной почты, с которого она велась со стороны покупателя,

АО «Авилон АГ» пояснило, что сделка купли-продажи автомобиля являлась типовой, директор МАУК «ЦКР» <…> обратилась с вопросом о покупке автомобиля. Менеджер отдела продаж направил на электронную почту директора (maukckrmrlo@mail.ru) коммерческое предложение на покупку автомобиля. Поскольку цена и комплектация автомобиля были согласованы, директор попросила выставить счёт на оплату. 28.07.2020 был отправлен счёт № 2103231271/000000001/2, а также договор купли-продажи транспортного средства № х-0000906 от 28.07.2020. 28.07.2020 с адреса электронной почты maukckrmrlo@mail.ru было направлено платёжное поручение № 801 об оплате счёта на сумму 2 990 000 рублей (электронная переписка представлена в материалы дела).

Директор <…> приехала в салон АО «Авилон АГ», подписала документы и по акту приёма-передачи от 30.07.2020 получила автомобиль.

 

Согласно письменным пояснениям от 15.09.2020 № 1845 Администрации Грязинского муниципального района на определение от 28.08.2020 представить:

  • копию порядка определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета на иные цели бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ,
  • письменные пояснения в отношении причин закрепления транспортного средства на праве оперативного управления за администрацией после изъятия из оперативного управления МАУК, а не передачи имущества в казну муниципального образования,
  • письменные пояснения об участии в заседаниях Наблюдательного совета МАУК, состоявшихся 23 и 24 июля 2020 года, по вопросу изменения Положения о закупках муниципальных служащих (иных сотрудников) администрации,
  • письменные пояснения в отношении уменьшения размера субсидии по сравнению с объемом ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, с учетом необходимости несения расходов на регистрацию транспортного средства,

порядок определения объёма и условия представления субсидий из местного бюджета на иные цели бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с ч.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлен Постановлением Администрации Грязинского муниципального района от 14.11.2011 № 3452 «Об утверждении порядка определения объёма и условий предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Грязинского муниципального района на иные цели».

После изъятия из оперативного управления МАУК «ЦКР» автомобиль Genesis G80 Premium был закреплён в оперативное управление Администрации Грязинского муниципального района с целью совершения регистрационных действий и оплаты полиса ОСАГО, после чего был включен в состав имущества казны муниципального района на основании распоряжения от 03.08.2020 № 167.

Состав Наблюдательного совета МАУК «ЦКР» утверждён постановлением Администрации Грязинского муниципального района от 24.04.2016 № 419 в составе 7 человек. В заседаниях Наблюдательного совета МАУК «ЦКР» 23.07.2020 иные сотрудники администрации, не входящие в его состав, участия не принимали.

Размер субсидии на приобретение автомобиля, указанный в соглашении № 1 от 23.07.2020 о порядке и условиях предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Грязинского муниципального района на иные цели, составил 2 990 000 рублей, что на 10 000 рублей меньше объёма ассигнований, предусмотренного бюджетной росписью администрации района с целью исключения необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии получателем и заключения дополнительного соглашения, так как на момент заключения соглашения МАУК «ЦКР» были изучены коммерческие предложения потенциальных поставщиков. В соответствии с п. 2.2. Соглашения субсидия была предоставлена на цели капитальных вложений по КОСГУ 281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям». На основании приказа Минфина РФ от 30.11.2018 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухучёта объектами основных средств. Расходы на оплату страховых премий, госпошлины не увеличивают балансовую стоимость автомобиля, так как относятся к расходам текущего характера учреждения, следовательно, не могли быть произведены за счёт субсидии на иные цели.

Согласно пояснениям МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района от 23.11.2020 № 121 на определение от 03.11.2020 представить:

  • выписки по счётам за период с 17.07.2020 по 12.08.2020 (за каждый день),
  • расходы на транспортировку автомобиля Genesis G80 Premium из автосалона г. Москва до г. Грязи, ул. Воровского, д. 56 (с приложением копий подтверждающих документов),
  • реестры договоров на покупку гантелей на сумму 25 000 рублей, изделия из пенопласта на сумму 900 рублей,
  • копию приказа об отпуске директора МАУК в период, включающий дату 31.07.2020,
  • копию приказа о возложении обязанностей директора МАУК в период, включающий дату 31.07.2020,

МАУК «ЦКР» представлены выписки по счетам за период с 17.07.2020 по 12.08.2020, согласно которым в числе прочего установлено, что оплата страховой премии ООО «ВСК» на период транспортирования автомобиля Genesis G80 Premium от автосалона АО «Авилон АГ» в г. Москва до г. Грязи произведена за счёт бюджетных средств (платежное поручение № 22 от 29.07.2020 на сумму 1407,95 рублей). Расходы на ГСМ автомобиля Genesis G80 (ГСМ) от автосалона до г. Грязи произведены за счёт собственных средств директора МАУК «ЦКР».

Согласно пояснениям МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района от 04.12.2020 № 124 на определение от 26.11.2020 представить:

  • копию договора от 29.07.2020, заключенного с ООО «ВСК»,
  • письменные пояснения по вопросу оплаты страховой премии за счёт бюджетных средств (платежное поручение № 22 от 29.07.2020 на сумму 1407,95 рублей),
  • копию заявления о передаче автомобиля Genesis G80 Premium в оперативное управление МАУК «ЦКР»,

оплата страховой премии за счёт бюджетных средств (платежное поручение № 22 от 29.07.2020 на сумму 1407,95 рублей) была произведена ошибочно. В материалы дела представлено уведомление об уточнении операций № 111 от 01.12.2020, согласно которому оплата страховой премии осуществлена за счёт средств от приносящей доход деятельности МАУК «ЦКР».

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лица, участвующего в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух или более участников.

Для целей квалификации действий субъектов в качестве антиконкурентного соглашения либо согласованных действий необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств:

- наличие соглашения либо согласованных действий двух или более (их) участников, в частности (между): органами власти (всех уровней, в том числе органами местного самоуправления); органами и организациями, осуществляющими функции органов власти; внебюджетными фондами; Центральным банком Российской Федерации и всеми перечисленными органами, организациями и внебюджетными фондами; либо всеми перечисленными субъектами между собой; всеми перечисленными субъектами и хозяйствующим(-и) субъектам(-и);

- имеют ли место отрицательные последствия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- имеется ли причинно-следственная связь между заключением соглашения либо осуществлением согласованных действий и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий для конкуренции.

При отсутствии одного из элементов состава, соглашение (согласованные действия) субъектов нельзя квалифицировать как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Липецкого УФАС России не выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков антиконкурентного соглашения между Администрацией Грязинского муниципального района и МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района, которую они могли реализовывать с целью уклонения от исполнения требований действующего законодательства о закупках и заключении договора в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что могло привести к ограничению доступа на рынок поставки транспортных средств.

Сам по себе факт заключения МАУК «ЦКР» договора купли-продажи автомобиля Genesis G80 Premium с АО «Авилон АГ» без проведения необходимых конкурентных процедур и передача его в оперативное управление Администрации Грязинского муниципального района для проведения регистрационных процедур не могут быть использованы в качестве единственных и исчерпывающих доказательств нарушения обозначенных требований антимонопольного законодательства без учёта иных обстоятельств и доказательств.

Так, согласно информации Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 30.12.20230 № 2582 и от 13.01.2021 № б/н в ответ на определение от 10.12.2020 представить:

  • информацию о порядке обоснования муниципальными и автономными учреждениями Грязинского муниципального района потребности в субсидии перед заключением соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий из районного бюджета,
  • сроки принятия решений о выделении субсидий муниципальным и автономным учреждениям Грязинского муниципального района, с указанием даты предложения и фактической даты рассмотрения предложения за период с 2018 по 2020 годы,
  • сроки рассмотрения предложений о внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных и автономных учреждений Грязинского муниципального района за период с 2018 по 2020 годы

порядок обоснования муниципальными автономными учреждениями Грязинского муниципального района потребности в субсидии перед заключением соглашения о порядке и условиях представления субсидий из районного бюджета муниципальными правовыми актами не урегулирован.

Вместе с тем, в 2018 – 2020 годах администрацией были выделены субсидии на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным администрации:

 

№ п/п

Наименование учреждения

Цель субсидии

Сумма, руб.

Дата обращения

Дата выделения

Срок выделения, кален.дней

 

2018 год

 

 

 

 

 

1

МАУ ДО «ДШИ»

приобретение музыкальных инструментов

<…>

16.03.2018

08.05.2018

53

2

МАУК «ЦКР»

благоустройство территории

<…>

02.07.2018

10.07.2018

8

3

МАУ ДО «ДШИ»

приобретение автобуса

<…>

17.08.2018

28.08.2018

11

4

МАУК «ЦКР»

приобретение оборудования для студии звукозаписи

<…>

03.08.2018

28.08.2018

25

5

МАУ ДО «ДШИ»

материально-техническое оснащение (мебель)

<…>

05.11.2018

13.11.2018

8

6

МАУК «ЦКР»

приобретение занавеса

<…>

09.10.2018

13.11.2018

35

7

МАУК «ЦКР»

приобретение светового оборудования

<…>

10.12.2018

17.12.2018

7

 

2019 год

 

 

 

 

 

1

МАУ ФОК «Дельфин»

ремонт отопления

<…>

07.07.2019

16.07.2019

9

2

МАУК «ЦКР»

укрепление материально-технической базы

<…>

01.07.2019

16.07.2019

15

3

МАУ «Редакция газеты «Грязинские известия»

изготовление ПСД

<…>

21.10.2019

01.11.2019

11

 

2020 год

 

 

 

 

 

1

МАУ ФОК «Дельфин»

разработка ПСД на ремонт здания

<…>

28.02.2020

04.03.2020

5

2

МАУК «ЦКР»

приобретение автомобиля

<…>

16.07.2020

23.07.2020

7

 

Из таблицы следует, что срок выделения субсидий на иные цели варьирует от 5 календарных дней – в 2020 году на разработку проектно-сметной документации на ремонт здания МАУ ФОК «Дельфин», до 53 календарных дней в 2018 году – на приобретение музыкальных инструментов для МАУ ДО «Детская школа искусств» Грязинского муниципального района.

Таким образом, срок выделения субсидии МАУК «ЦКР» на приобретение автомобиля Genesis G80 Premium не превышает средних сроков выделения субсидий на иные цели муниципальным и автономным учреждениям Грязинского муниципального района за три года (2018 – 2020 годы).

Кроме того, в рамках рассмотрения дела установлено, что распоряжением Администрации Грязинского муниципального района от 11.11.2020 № 218-р автомобиль Genesis G80 Premium передан в оперативное управление МАУК «ЦКР» и эксплуатируется учреждением с целью оказания услуг населению.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела № 048/01/16-764/2020 по признакам нарушения Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1024800010244, ИНН 4802001831) и МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1164827056954, ИНН 4802003420) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила, что в действиях Администрации Грязинского муниципального района и МАУК «ЦКР», отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела в действиях в действиях МАУК «ЦКР» были установлены признаки нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий (бездействии), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из содержания указанной нормы, субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, в том числе являются организации, осуществляющие функции указанных органов или организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно определению, установленному в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная (муниципальная) услуга является деятельностью органа власти (органа местного самоуправления) по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.

Согласно пунктам 1.2, 1.9. Устава МАУК «ЦКР», утверждённого постановлением Администрации Грязинского муниципального района от 18.03.2016 № 325, учредителем учреждения является муниципальное образование Грязинский муниципальный район Липецкой области, учреждение осуществляет предусмотренную Уставом деятельность путём оказания услуг в сфере культуры.

В соответствии с п. 2.1. Устава учреждение создано для исполнения функций и оказания услуг в социально-культурной сфере в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.

Перечень видов муниципальных услуг, предоставляемых учреждением населению бесплатно или на условиях частичной оплаты, рассчитанный с учётом установленных в районе минимальных социальных стандартов, указывается Учредителем в муниципальном задании (п. 3.4. Устава).

Таким образом, МАУК «ЦКР» является подведомственной органу местного самоуправления организацией, предоставляющей муниципальные услуги в сфере культуры, на которое распространяет свои запреты статья 15 Закона о защите конкуренции.

При этом часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам власти и иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям совершать действия, которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в частности пунктом 7 данной нормы прямо запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Пункт 20 статьи 4 указанного закона определяет, что государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путём передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Однако в силу части 4 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» не является преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствуют о предоставлении МАУК «ЦКР» преимуществ АО «Авилон АГ» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку автомобиля.

В соответствии с п. 3 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения статьи 15, настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Целями выдачи предупреждения в соответствии со статьей 39.1 являются:

- пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей;

- устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и принятие мер по устранению последствий такого нарушения.

При решении вопроса о необходимости выдачи предупреждения следует иметь в виду, что предупреждение об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства не может быть выдано, если действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, на момент принятия решения о выдаче предупреждения прекращены.

Вместе с тем, если последствия нарушения продолжают существовать, то антимонопольный орган обязан выдать предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждения соответствуют требованиям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и Порядка выдачи предупреждений (утв. Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16; далее – Порядок № 57/16) в случае, если предписанные действия отвечают целям предупреждения и не выходят за пределы мер, необходимых для прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.

Подобная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 № 18403/13, в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о нарушении Закона о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016.

В рассматриваемом случае действия МАУК «ЦКР» по предоставлению преимуществ при проведении закупки у единственного поставщика на поставку автомобиля Genesis G80 Premium АО «Авилон АГ», которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, фактически прекращены.

Доказательств наличия (фактического наступления) негативных последствий для конкуренции в рамках рассмотрения дела Комиссией не установлено, что исключает возможность принятия мер по устранению последствий нарушения.

На основании изложенного, согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Рассмотрение дела № 048/01/16-764/2020 по признакам нарушения Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1024800010244, ИНН 4802001831) и МАУК «Центр культурного развития» Грязинского муниципального района Липецкой области (399058, Липецкая обл., Грязинский р-н, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 38, ОГРН 1164827056954, ИНН 4802003420) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                         <…>

 

                                                                                                                                                                    <…>

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ" ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 4802003420, ОГРН 1164827056954
АДМИНИСТРАЦИЯ ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ИНН 4802001831, ОГРН 1034800010244