Решение №048/07/3-1346/2021 РЕШЕНИЕ № 048/07/3-1346/2021 «08» октября 2021 года ... от 8 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/07/3-1346/2021

 

«08» октября 2021 года                                                                                   г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2021 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

          посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей:

- заказчика: ОГУП «Липецкий районный водоканал»- …

- заявителя: ООО «РУСАГРО….

                   рассмотрев жалобу ООО «РУСАГРО» на действия организатора торгов - областного государственного унитарного предприятия «Липецкий районный водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку спецтехники (извещение №32110639896) (далее- запрос котировок в электронной форме),

У С Т А Н О В И Л А:

 

20.09.2021 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «РУСАГРО» (далее также –заявитель) на действия организатора торгов - областного государственного унитарного предприятия «Липецкий районный водоканал» (далее также- организатор торгов, заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме. 

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.

         Рассмотрение жалобы было назначено на 29.09.2021 в 11.00 ч., однако, в связи с возникшей необходимостью получения от сторон дополнительной информации, рассмотрение жалобы было отложено на 08.10.2021 в 10.00 ч.

         Как пояснил присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя и следует из доводов жалобы, заказчиком, в нарушение требований п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.6.1 ст.3 и п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках), в описании объекта закупки (поставка экскаватора-погрузчика) установлены излишние требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки и ограничивающие конкуренцию, а именно: установлены технические характеристики закупаемого товара, соответствующие только одной марке экскаваторов-погрузчиков –«John Deere 315SL».

         Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

         В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, необходимо учесть, частью ч.13 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Рассмотрев представленные документы, выслушав мнения представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

         Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Законом о закупках.

         В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

         При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст.3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение и закупочная документация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку спецтехники (извещение №32110639896).

        В соответствии с ч.20 ст.3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

        Порядок проведения запроса котировок в соответствии со ст.2 Закона о закупках установлен Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОГУП «Липецкий районный водоканал» (утв. генеральным директором ОГУП «Липецкий районный водоканал» 14.09.2021). Данное Положение о закупке размещено на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.

        В соответствии с п.2 раздела 4 главы 3 Положения о закупке, запрос котировок в электронной форме - это форма торгов, при которой:

-информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц;

-описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

-победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

        Согласно п.п.4 п.12 раздела 4 главы 3 Положения о закупке, в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

        При этом, в силу ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

        3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

        Таким образом, исходя из анализа вышеуказанной нормы Закона о закупках следует, что заказчик должен в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак, использовать слова "(или эквивалент)".

        Как установлено, приложение №1.2. к закупочной документации содержит Техническое задание №1 на поставку экскаватора-погрузчика. При этом, данное техническое задание содержит установленные заказчиком требования к техническим характеристикам закупаемого товара, к числу которых относятся следующие:

Экскаватор-погрузчик John Deere 315SL (или эквивалент) должен быть рассчитан на использование на разных объектах, на строительных площадках и в труднодоступных объектах ЖКХ. Обязательное наличие 100% блокировки заднего моста, самоблокировка переднего моста, позволяющее передвигаться при полном отсутствии твердого дорожного покрытия. В машине должна стоять 5-скоростная полуавтоматическая трансмиссия PowerShift с реверсным механизмом, и системой демпфирования стрелы для уменьшения просыпания материала и плавном передвижении в разном направлении. Внешняя часть телескопической рукояти должна иметь коробчатую конструкцию с зазубренной кромкой со стороны ковша, которая помогает удерживать прижатый к ней ковшом материал. Двигатель с турбонадувом того же производителя что и экскаватор-погрузчик для обслуживания у одного дилера. Обязательное наличие системы удаленного контроля за нахождением и состоянием машины.

Наименование требований

Показатели

Максимально допустимая масса

Не более 8300 кг

Двигатель:

- Тип двигателя

Дизельный с турбонаддувом,  механическим ТНВД с электронным управлением, того же  производителя что и сам экскаватор-погрузчик

- Рабочий объем

Не менее 4,5 л

Трансмиссия

- Тип КПП

Полуавтоматическая, 5-скоростная PowerShift

Гидравлическая система

- Тип

С двумя шестеренными насосами

- Материал гидравлического бака

Стойкий пластик в металлическом коробе

Экскаваторное оборудование

- Тип телескопической рукояти

Обязательно коробчатая конструкция с зазубренной кромкой со стороны ковша

Шины

Передние

12.5/80 10PR

Таким образом, из вышеуказанного описания предмета закупки следует, что заказчиком указан товарный знак- John Deere 315SL и использованы слова "(или эквивалент)", что соответствует требованиям п.3 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках.

Также, следует учесть, что согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом, представители заказчика на заседании Комиссии Липецкого УФАС России представили документы, а также пояснили, что предмет рассматриваемой закупки сформирован в соответствии с потребностями заказчика в закупаемом товаре, что не противоречит требованиям Закона о закупках.

        Так, в частности, было установлено и следует из пояснений представителей заказчика, техника с необходимыми вышеуказанными характеристиками рассчитана для использования на труднодоступных объектах ЖКХ и строительных площадках.

         Установление в техническом задании оспариваемых заявителем характеристик обосновывается следующим:

-обязательное наличие 100% блокировки заднего моста, самоблокировка переднего моста позволяет передвигаться при полном отсутствии твердого дорожного покрытия. Блокировки мостов позволяют машине легко передвигаться на объектах с тяжело проходимыми грунтами, при этом экономит время простоев и минимизирует расход топлива и увеличивает тяговое усилие;

-5-скоростная полуавтоматическая трансмиссия PowerShift с реверсным механизмом и системой демпфирования стрелы необходима для уменьшения просыпания материала и для плавного передвижения в разном направлении. Большее количество передач позволяет машине легче адаптироваться под различные виды работ. Полуавтоматическая коробка передач снижает утомляемость оператора, позволяет быстрее передвигаться по рабочей площадке, а система плавности хода позволяет сократить объем просыпание материала на ухабистых дорогах;

-коробчатая конструкция с зазубренной кромкой со стороны ковша необходима для удерживания прижатого к ней ковшом материала. Снижается задействование дополнительной техники и людских ресурсов, что повышает производительность труда и уменьшает затраты;

-один производитель и техники и двигателя адаптирует оптимальную работу техники, контролирует поставку запасных частей и проводит обучение сервисных специалистов по обслуживанию всей машины включая двигатель;

-максимально допустимая масса (эксплуатационная масса) – масса базовой машины с рабочим оборудованием, полностью заправленными топливным баком, гидросистемой, системами смазывания и охлаждения, с порожним ковшом указанного типа и размера и с учетом массы оператора (75кг) указана в соответствии с государственным стандартом СССР ГОСТ 27721-88;

- материалом гидравлического бака указан пластик, так как он не поддается коррозии, поэтому отсутствует возможность попадания в топливную и гидравлическую системы мелких частиц мусора, что исключает возможности простоя техники по причине засорения топливной и гидравлической систем, экономит средства на ремонт техники.

        Таким образом, заказчик обосновал свою потребность в закупаемом товаре, в частности, по оспариваемым заявителем характеристикам требуемого заказчику товара.

        Между тем, при формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и его нужды.

        При этом, бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы заявителя отсутствовали, заявителем в Липецкое УФАС России не было представлено.

        Доказательств, что оспариваемые заявителем положения закупочной документации, касающиеся описания предмета закупки, не соответствуют требованиям Закона о закупках, не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также доказательства, позволяющие Комиссии Липецкого УФАС России прийти к однозначному мнению об обоснованности доводов жалобы, в Липецком УФАС России отсутствуют, заявителем представлены не были.

        Более того, как следует из пояснений представителей заказчика приобретение товара с установленными в техническом задании характеристиками в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также в полной степени удовлетворит потребности заказчика в приобретаемом товаре.

       Доказательств обратного заявителем не представлено.

       При этом следует отметить, что Комиссией Липецкого УФАС России учтена правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 г. N305-КГ17-2243 по делу NА40-3315/2016, согласно которой, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

        Следовательно, при оценке действий заказчика необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком определенных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

         Кроме того, согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, в соответствии с п.5 ч.6 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе документов.

        Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о закупках следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом, положения Закона о закупках не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

 Однако, заявителем на рассмотрение жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что описание предмета закупки нарушают требования Закона о закупке и не позволили заявителю подать заявку на участие в рассматриваемой закупке.

        На основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.

        Руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «РУСАГРО» на действия организатора торгов - областного государственного унитарного предприятия «Липецкий районный водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку спецтехники (извещение №32110639896) необоснованной.

        Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны