Решение №ИП/2605/22 Решение №048/10/615-1027/2022 от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1667(ред. от 05.05.2022)"Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме"

 

Решение №048/10/615-1027/2022

 

АО Центр организации капитального ремонта 150049, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Лисицина, д. 7, офис 2 info@cokr.ru

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области 398001, г. Липецк, ул. Л. Толстого, д. 1, оф. 401 info@fkr48.ru poddelkova@kapremont48.ru

 

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2022.

 

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Комиссией Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <...>

члены Комиссии: <...>, <...>

проведена проверка подтверждения достоверности фактов, содержащихся в документах и сведениях, поступивших от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее также – заказчик) о расторжении в одностороннем порядке договора от 22.10.2021 № РТС248А210093 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Военный городок №1, д. 163, заключенного с АО «Центр организации капитального ремонта».

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверка проведена присутствии представителей:

- Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности).

Комиссией при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 29.09.2022, в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее — Постановление №615), поступили документы и сведения от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о расторжении в одностороннем порядке договора от 22.10.2021 № РТС248А210093 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Военный городок №1, д. 163, заключенного с АО «Центр организации капитального ремонта».

 

Комиссия Липецкого УФАС России, принимая решение по настоящему делу, исходит из следующего.

 

В соответствии с пунктом 255 Положения № 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация об участниках электронных аукционов, уклонившихся от заключения договоров об оказании услуг, а также о подрядных организациях, с которыми договоры об оказании услуг расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора об оказании услуг в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.

Согласно пункту 227 Положения № 615 Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией. Уведомление должно содержать наименование сторон, реквизиты договора о проведении капитального ремонта, причины, послужившие основанием для расторжения договора о проведении капитального ремонта, и документы, их подтверждающие.

В соответствии с пунктом 258 Положения № 615 в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных настоящим Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами «в» - «ж» пункта 256 настоящего Положения, а также в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.

Согласно пункту 263 Положения № 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.

В соответствии с пунктом 226 Положения № 615 о привлечении подрядных организаций Заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в случаях, предусмотренных пунктом 226 Положения и (или) Гражданским кодексом Российской Федерации.

22.10.2021 был заключён договор РТС248А210093 между заказчиком и АО «Центр организации капитального ремонта».

Цена договора составила 1 859 678 рублей 58 копеек.

Согласно пункту 1.1. Договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее – работы) многоквартирного (-ых) дома (-ах) (далее – Объект (-ы)), указанного (-ых) в Приложении №2 Адресный перечень объектов и стоимость по видам работ к настоящему Договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с технической документацией, определяющей вид, объём, содержание работ и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством РФ к данным видам работ, а также условиями Договора, определяющими, в том числе, стоимость работ и сроки их выполнения. В состав технической документации входит: Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющееся неотъемлемой частью Договора (Приложение 1 к Договору), рабочая документация, проектная документация и её разделы, локальный сметный расчёт.

В соответствии с п. 4.1 Договора срок выполнения работ по договору:

- начало выполнения работ по договору 01.03.2022;

- окончание выполнения работ по договору 18.06.2022.

Сроки выполнения отдельных видов работ и сдачи – приёмки результата выполнения работ определены Сторонами в Графике выполнения работ (Приложение № 3 к Договору).

Согласно п. 4.2 Сроки выполнения видов работ по Договору по соглашению Сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств:

а) изменение объёмов выполняемых работ по настоящему договору;

с) приостановка выполнения работ в связи с наступлением отопительного сезона и/или неблагоприятных погодных условий.

В обязанности подрядчика входит:

- п. 6.1.3 обеспечить ведение общего журнала работ (РД-11-05-2007);

- п. 6.1.26 при обнаружении обстоятельств, угрожающих сохранности и прочности Объекта, результата работ, немедленно, не позднее следующего рабочего дня письменно известить Заказчика любыми доступными средствами связи, позволяющими достоверно определить, что сообщение исходит от стороны по Договору, способами, подтверждающими факт отправления, и до получения от него указаний приостановить работы и принять все возможные меры по предотвращению наступления отрицательных последствий, которые могут быть вызваны обнаруженными обстоятельствами. При этом, на основании п. 223 Положения, утв. ПП РФ №615, срок выполнения работ по Договору изменению не подлежит;

- п. 6.1.30 в течении 1 рабочего дня письменно любыми доступными средствами связи, известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

А) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий исполнения его указаний о способе выполнения работ;

Б) иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполнения работ, либо создающих невозможность её завершения в срок;

- п. 6.1.32 обеспечить совместно с Заказчиком работу комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома.

Адресный перечень и расчет стоимости выполнения работ по Договору (Приложение №2):

Вид работ

Стоимость, руб

Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163

1

Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения

1 859 678, 58

Общая стоимость по объекту

1 859 678, 58

В связи с тем, что Договор с АО «Центр организации капитального ремонта» расторгнут в одностороннем порядке, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области во исполнении пункта 255 Постановления №615, направлено обращение и документы для рассмотрения оснований для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций.

Из представленных Заказчиком документов следует, что односторонний отказ принят 05.09.2022 в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по многоквартирному дому, расположенному по адресу Липецкая область, г. Липецк, ул. Военный городок №1, д. 163.

Согласно материалам дела Комиссия Липецкого УФАС России усматривает, что в соответствии с Графиком производства работ, общий срок выполнения работ по Договору - 14 недель с 21.03.2022 (п. 4.1 Договора).

17.11.2021 Заказчик передал в адрес подрядчика техническую документацию по объекту по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163 в соответствии с Актом приёма-передачи технической и исполнительной документации.

Вместе с тем, согласно письму Заказчика к АО «Газпром газораспределение Липецк» от 17.10.2021 №13/300/21, Заказчик просит предоставить ему технические условия на проектирование системы газоснабжения в связи с проведением работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы газоснабжения.

Повторное обращение Заказчика в адрес АО «Газпром газораспределение Липецк» было 30.03.2022 №29/89/22 (после начала сроков выполнения работ — 01.03.2022 по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1), согласно которому выполняется разработка проектной-сметной документации на ремонт систем газоснабжения, и Заказчик просит предоставить ему технические условия на проектирование систем газоснабжения объекта по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163.

Согласно акту фиксации нарушения договора от 13.04.2022, подписанному представителями Заказчика и Подрядчика, работы на объекте не были начаты. 29.04.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию №96 о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору №РТС248А210093 от 22.10.2021 и взыскании штрафных санкций.

Подрядчик письмом от 28.06.2022 №28_06_22_01 уведомляет Заказчика, что АО «Газпром газораспределение Липецк» приостановило работы на объекте по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163, так как АО «Газпром газораспределение Липецк» не согласовало и даже не регистрировало проект по вышеуказанному объекту. Однако, согласно Письму Заказчика в адрес подрядчика от 28.06.2022 №57/179/22, поскольку Подрядчик получил Техническую документацию 17.11.2021 и не предъявил к ней претензий, Заказчик не видит оснований для приостановки работ и требует возобновления работ на объекте.

Согласно акту фиксации нарушения договора от 30.06.2022, подписанному представителями Заказчика и управляющей организации, работы на объекте не были завершены.

На заседании комиссии представитель Заказчика не представил в адрес комиссии доказательств согласования либо регистрации проекта в АО «Газпром газораспределение Липецк» на объекте Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163.

20.07.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика от 20.07.2022 №26/201/22 требование о надлежащем исполнении обязательств по договору №РТС248А210093 от 22.10.2021, так как на момент написания требования работы на объекте по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163 не были завершены.

26.07.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию №134 о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору №РТС248А210093 от 22.10.2021 и взыскании штрафных санкций.

Согласно акту фиксации нарушения договора от 05.08.2022, подписанному представителями Заказчика и управляющей организации, работы на объекте не были завершены.

05.09.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика Уведомление №9/248/22 о расторжении договора №РТС248А210093 от 22.10.2021 в связи с нарушением сроков выполнения работ более 30 дней.

21.09.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика Уведомление о предоставлении документации и приёме работ №20/264/22 на объекте по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163.

26.09.2022 Заказчиком был составлен Акт осмотра, согласно которому работы на объекте не ведутся. Рабочий персонал на объекте отсутствует. Выполненные работы не соответствуют п. 4.13а СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002».

Согласно п. 5.1.4. Договора Заказчик обязан передать Подрядчику техническую документацию. Вместе с тем, согласно ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования; договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию. Поскольку в рассматриваемом договоре на подрядчика не возлагалась обязанность по подготовке и/или согласованию технической документации, обязанность предоставить техническую документацию, позволяющую подрядчику выполнить работы в полном объеме, возложена на Заказчика.

Согласно п. 1.5 Договора, Подрядчик обязан принять техническую документацию от Заказчика по акту приёма-передачи технической документации, утверждённой приложением №4 к Договору.

Несмотря на приёмку технической документации Подрядчиком 17.11.2021, данная документация не была согласована с АО «Газпром газораспределение Липецк».

Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к следующим выводам.

1) Комиссия исходит из того, что принятое решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означает автоматическое включение сведений об Участнике в РНПО. Предмет исследования в настоящем решении сводится к оценке добросовестности подрядчика.

Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Договору работы должны были выполняться в соответствии с согласованным и утвержденным техническим заданием.

Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

Комиссия отмечает, что проект объекта не был зарегистрирован в АО «Газпром газораспределение Липецк» (письмо от 28.06.2022 №28_06_22_01), в связи с чем работы по данному объекту были приостановлены АО «Газпром газораспределение Липецк».

Материалами дела подтверждается, что Подрядчик просил Заказчика решить проблемы в согласовании технической документации с АО «Газпром газораспределение Липецк», так как данные действия требуются для подтверждения безопасности конечного результата работ.

2) В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Подрядчик выполнял обязательства. Доводы Заказчика о том, что несогласование технической документации с АО «Газпром газораспределение Липецк» не является существенным препятствием для исполнения договора, Комиссия не принимает, так как договором №РТС248Ф210093 от 22.10.2021 не предусмотрена обязанность Подрядчика в разработке и согласовании проекта с АО «Газпром газораспределение Липецк».

Комиссия принимает во внимание доводы, что в процессе исполнения Контракта Подрядчик столкнулся с обстоятельствами, которые повлияли на выполнение работ.

О том, что работа проводилась подрядчиком, свидетельствует копия дефектной ведомости ремонта системы газоснабжения по адресу Липецкая область, город Липецк, Военный городок №1, дом 163, составленная заместителем начальника отдела по капитальному ремонту ФКР Липецкой области 26.09.2022.

Исходя из предмета и цели регулирования Положения № 615, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных подрядчиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемых в данном административном деле отношениях недобросовестное поведение – составляющая объективной стороны. Вместе с тем в судебной практике при определении вины юридических лиц применяется «поведенческий» (объективный) подход, при котором исследуются не аспекты психологии субъекта, а его конкретные действия или бездействие. Применение психологического подхода, когда вину юридического лица определяют через проекцию субъективного отношения его сотрудников, прямо отрицается высшими судебными инстанциями (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 № 17-П, от 21.07.2021 № 39-П). То есть выводы о наличии вины должны делаться на основании анализа поведения - составляющей объективной стороны. Доказывание виновности происходит исходя из внешних признаков отношения юридического лица к противоправному деянию и его последствиям – имелась ли у него возможность предотвратить их, и что им было предпринято для этого.

При этом для привлечения юридического лица к административной ответственности не требуется дифференциация по формам вины. Данный подход является устоявшимся (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 № 17-П, от 21.07.2021 № 39-П) и его не опровергает судебная практика, поскольку её составляют, в том числе, и дела, где была возможность установить форму вины в виде умысла. В указанных выше актах высших судебных инстанций разъяснения давались применительно к составам, в которых законодатель указал мотив в качестве обязательного элемента. И даже в такой ситуации применительно к юридическим лицам определение формы вины не требуется, согласно разъяснениям. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указывает, что в случаях, когда возможно определить форму вины юридического лица, это должно быть сделано. Но отсутствие такой конкретизации формы вины не препятствует привлечению юридического лица к ответственности, если установлено, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (объективный подход).

Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства, и представленными документами подтверждено принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

 

В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь главой 7 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615,

РЕШИЛА:

1. Отказать во включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об АО «Центр организации капитального ремонта» (150049, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Лисицына, д. 7, офис 2, ИНН 7604303628, ОГРН 1167627067453).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2022-3213

 

 

Связанные организации

ФКР Липецкой области
ИНН 4824070613, ОГРН 1134800000940
АО Центр организации капитального ремонта
ИНН 7604303628, ОГРН 1167627067453