Письмо №ИП/2507/22 Решение № 048/07/32-1084/2022 от 27 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОАО «ЛЭСК»

 

пр. Победы, д. 87 а, г. Липецк, 398024

e-mail: info@noviten.ru,

melihova_ma@lesk.ru, info@noviten.ru

 

НКО «Перспектива» (ООО)

 

ул. В.М. Шукшина, д. 9, пом. 9П, г. Омск, 644033

 

e-mail: vp.ru, vandyshev@vp.ru, nko.vp.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

048/07/32-1084/2022

 

«28» октября 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.10.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2022.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

председателя Комиссии: <...> – руководителя управления;

членов Комиссии: <...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

<...> – специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

при участии посредством видео-конференц-связи представителя НКО «Перспектива» (ООО) <...> (доверенность от 01.09.2022 б/н);

при участии представителей ОАО «ЛЭСК» <...> (доверенность от 11.03.2022 № 062), <...> (доверенность от 20.04.2022 № 092), <...> (доверенность от 24.10.2022 № 185),

рассмотрев жалобу НКО «Перспектива» (ООО) (далее также – «Заявитель») на действия заказчика ОАО «ЛЭСК» (далее также – «Заказчик») при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба НКО «Перспектива» (ООО) от 05.10.2022 № 367 (вх. № 2670-ЭП/22 от 06.10.2022), на действия ОАО «ЛЭСК» при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734).

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает, что аукционная документация ОАО «ЛЭСК» ограничивает число участников закупочной процедуры, выдвигая требования к кредитной организации, которая должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц, а также содержит неоднозначное толкование требований к платежному серверу, в части совершения бесконтактной оплаты, что, по мнению Заявителя нарушает нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – «Закон о закупках») и приводит к ограничению конкуренции.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом ч. 13 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, не согласился с доводами жалобы, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ЛЭСК», утвержденным (протокол от 30.09.2022 № 183) Советом директоров ОАО «ЛЭСК» (далее – «Положение о закупках ОАО «ЛЭСК»), предусмотрен один из способов закупки – конкурентный мониторинг (подп. 2 п. 4.1.1. ч. 4.1. раздела 4).

Положение о закупках ОАО «ЛЭСК» размещено на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.

Согласно п. 4.8 раздела 4 Положения о закупках ОАО «ЛЭСК», конкурентный мониторинг – конкурентный способ закупки, победителем признается Участник закупки, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и окончательному предложению которого было присвоено первое место согласно объявленной системе критериев. Определение победителя конкурентного мониторинга осуществляется в соответствии с требованиями указанными в закупочной документации.

Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734).

Дата начала срока подачи заявок: 29.09.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.10.2022 10:00.

Дата подведения итогов: 10.10.2022.

Срок исполнения договора: с момента заключения договора в течение 5 лет.

До окончания срока предоставления предложений поступило и допущено к этапу рассмотрения и оценки 3 заявки на участие в конкурентном мониторинге: ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», АО «Альфа-Банк».

НКО «Перспектива» (ООО) не подавало заявку на участие в конкурентном мониторинге, так как посчитало, что требования технического задания не позволило участвовать в конкурсной закупке, а именно п. 3.2. и 3.9 Технического задания к документации.

Доводы Заявителя, указанные в жалобе, Комиссия Липецкого УФАС России не может принять во внимание, в связи со следующим.

  1. По мнению Заявителя требования п. 3.2. Технического задания ОАО «ЛЭСК» (приложение № 1 к документация № 14-Л от 26.09.2022 о конкурентном мониторинге на оказание услуг интернет-эквайринга), а именно: «Кредитная организация должна являться участником платежных систем (указать каких), кроме систем работа которых в России ограничена санкциями. Кредитная организация должна иметь необходимые лицензии и сертификаты на оказание услуги. Кредитная организация должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц», содержат условия, ограничивающие конкуренцию, по признаку прямых и косвенных участников платёжной системы.

НКО «Перспектива» (ООО) является кредитной организацией, оператором по переводу денежных средств и в силу полученной лицензии № 3532-К от 21.07.2015, вправе совершать банковские операции в рублях по осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств. При этом, НКО «Перспектива» (ООО) не является прямым участником платежных систем.

В своих возражениях ОАО «ЛЭСК» указывает, что документация содержит условия приёма платежей прямым участником платёжной системы, так как не ясна функциональная роль посредника – косвенного участника платёжной системы при приеме платежей за электроэнергию, с учётом того, что косвенный участник для исполнения договора будет вынужден заключать договор открытия банковского счёта с прямым участником, способным, в тоже время, принимать платежи напрямую.

Кроме того ОАО «ЛЭСК» указывает в своих возражениях: «Помимо прочего, как показывает практика ОАО «ЛЭСК», при приёме платежей посредником, у клиента в качестве получателя платежа в приложении мобильного банка указывается именно посредник, а не юридическое лицо – конечный получатель денежных средств, что может вылиться в ряд вопросов у плательщиков о фактическом поступлении платежей гарантирующему поставщику, доставить дискомфорт клиентам, сформировать недоверие к реализуемому способу оплаты».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования являются необходимы заказчику при выполнении победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что ОАО «ЛЭСК», выдвигая требования к кредитной организации, которая должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

  1. Довод Заявителя, относительно того, что п. 3.9 Технического задания ОАО «ЛЭСК» содержит неоднозначное толкованию условия, ограничивающие конкуренцию, Комиссия Липецкого УФАС России также не может принять во внимание, в связи со следующим.

Согласно п. 3.9 Технического задания, страничка оплаты кредитной организации в личном кабинете Заказчика должна иметь возможность совершения платежа нажатием на кнопку/иконку/логотип платежного сервиса бесконтактной оплаты. Обязательные требования к платежному сервису:

  • данные карты плательщиком не вводятся;

  • идентификация плательщика проходит на стороне платежного терминала кредитной организации;

  • работа платежного сервиса в России не ограничена санкциями;

  • платежи, совершенные через сервис, кредитная организация переводит Заказчику в рамках договора интернет-эквайринга, заключенного по результатам этой закупки.

Необходимо указать наименование платежного сервиса, а также указать ссылку на инструкцию/руководство по настройке и подключению сервиса(ов) в сети интернет.

В своих возражениях ОАО «ЛЭСК» указывает следующее: «Данное требование не ограничивает участников закупки, а создает удобный сервис для плательщиков. В настоящее время представлен широкий круг кредитных организаций, позволяющих предоставить указанный сервис. Указанный сервис важен для ОАО «ЛЭСК» как клиентоориентированной компании, стремящейся обеспечить высокий уровень сервиса для своих потребителей. Вместе с тем, возможность совершения платежа нажатием на кнопку является дополнительным сервисом, упрощающим пользование приложением для ряда пользователей, не ограничивая иных потребителей в возможности оплаты коммунального ресурса путём внесения реквизитов в поле ввода».

Комиссия Липецкого УФАС России также приходит к мнению, что указанные условия являются требованиями, сформулированными заказчиком при описании услуги, являющейся предметом закупки - услуги интернет-эквайринга, применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

На основании вышеизложенного, жалоба НКО «Перспектива» (ООО) признана Комиссией Липецкого УФАС России необоснованной.

Руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, ст. 3 Закона о закупках, Комиссия Липецкого УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу НКО «Перспектива» (ООО) от 05.10.2022 № 367 (вх. № 2670-ЭП/22 от 06.10.2022) на действия ОАО «ЛЭСК» при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: ___________ <...>

 

Члены Комиссии: ____________ <...>

 

____________ <...>

 

 

 

 

 

 

2022-3220

 

 

Связанные организации

ОАО "ЛЭСК"
ИНН 4822001244, ОГРН 1054800190037
НКО "Перспектива" (ООО)
ИНН 5503135638, ОГРН 1155500000017