Письмо №ИП/2507/22 Решение № 048/07/32-1084/2022 от 27 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «ЛЭСК»
пр. Победы, д. 87 а, г. Липецк, 398024 e-mail: info@noviten.ru, melihova_ma@lesk.ru, info@noviten.ru
НКО «Перспектива» (ООО)
ул. В.М. Шукшина, д. 9, пом. 9П, г. Омск, 644033
e-mail: vp.ru, vandyshev@vp.ru, nko.vp.ru |
РЕШЕНИЕ
№ 048/07/32-1084/2022
«28» октября 2022 года г. Липецк
Резолютивная часть решения оглашена 25.10.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2022.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:
председателя Комиссии: <...> – руководителя управления;
членов Комиссии: <...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
<...> – специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя НКО «Перспектива» (ООО) <...> (доверенность от 01.09.2022 б/н);
при участии представителей ОАО «ЛЭСК» <...> (доверенность от 11.03.2022 № 062), <...> (доверенность от 20.04.2022 № 092), <...> (доверенность от 24.10.2022 № 185),
рассмотрев жалобу НКО «Перспектива» (ООО) (далее также – «Заявитель») на действия заказчика ОАО «ЛЭСК» (далее также – «Заказчик») при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734),
в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба НКО «Перспектива» (ООО) от 05.10.2022 № 367 (вх. № 2670-ЭП/22 от 06.10.2022), на действия ОАО «ЛЭСК» при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.
В жалобе Заявитель указывает, что аукционная документация ОАО «ЛЭСК» ограничивает число участников закупочной процедуры, выдвигая требования к кредитной организации, которая должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц, а также содержит неоднозначное толкование требований к платежному серверу, в части совершения бесконтактной оплаты, что, по мнению Заявителя нарушает нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – «Закон о закупках») и приводит к ограничению конкуренции.
Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом ч. 13 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, не согласился с доводами жалобы, представил письменные возражения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ЛЭСК», утвержденным (протокол от 30.09.2022 № 183) Советом директоров ОАО «ЛЭСК» (далее – «Положение о закупках ОАО «ЛЭСК»), предусмотрен один из способов закупки – конкурентный мониторинг (подп. 2 п. 4.1.1. ч. 4.1. раздела 4).
Положение о закупках ОАО «ЛЭСК» размещено на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.
Согласно п. 4.8 раздела 4 Положения о закупках ОАО «ЛЭСК», конкурентный мониторинг – конкурентный способ закупки, победителем признается Участник закупки, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и окончательному предложению которого было присвоено первое место согласно объявленной системе критериев. Определение победителя конкурентного мониторинга осуществляется в соответствии с требованиями указанными в закупочной документации.
Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734).
Дата начала срока подачи заявок: 29.09.2022.
Дата и время окончания подачи заявок: 07.10.2022 10:00.
Дата подведения итогов: 10.10.2022.
Срок исполнения договора: с момента заключения договора в течение 5 лет.
До окончания срока предоставления предложений поступило и допущено к этапу рассмотрения и оценки 3 заявки на участие в конкурентном мониторинге: ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», АО «Альфа-Банк».
НКО «Перспектива» (ООО) не подавало заявку на участие в конкурентном мониторинге, так как посчитало, что требования технического задания не позволило участвовать в конкурсной закупке, а именно п. 3.2. и 3.9 Технического задания к документации.
Доводы Заявителя, указанные в жалобе, Комиссия Липецкого УФАС России не может принять во внимание, в связи со следующим.
-
По мнению Заявителя требования п. 3.2. Технического задания ОАО «ЛЭСК» (приложение № 1 к документация № 14-Л от 26.09.2022 о конкурентном мониторинге на оказание услуг интернет-эквайринга), а именно: «Кредитная организация должна являться участником платежных систем (указать каких), кроме систем работа которых в России ограничена санкциями. Кредитная организация должна иметь необходимые лицензии и сертификаты на оказание услуги. Кредитная организация должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц», содержат условия, ограничивающие конкуренцию, по признаку прямых и косвенных участников платёжной системы.
НКО «Перспектива» (ООО) является кредитной организацией, оператором по переводу денежных средств и в силу полученной лицензии № 3532-К от 21.07.2015, вправе совершать банковские операции в рублях по осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств. При этом, НКО «Перспектива» (ООО) не является прямым участником платежных систем.
В своих возражениях ОАО «ЛЭСК» указывает, что документация содержит условия приёма платежей прямым участником платёжной системы, так как не ясна функциональная роль посредника – косвенного участника платёжной системы при приеме платежей за электроэнергию, с учётом того, что косвенный участник для исполнения договора будет вынужден заключать договор открытия банковского счёта с прямым участником, способным, в тоже время, принимать платежи напрямую.
Кроме того ОАО «ЛЭСК» указывает в своих возражениях: «Помимо прочего, как показывает практика ОАО «ЛЭСК», при приёме платежей посредником, у клиента в качестве получателя платежа в приложении мобильного банка указывается именно посредник, а не юридическое лицо – конечный получатель денежных средств, что может вылиться в ряд вопросов у плательщиков о фактическом поступлении платежей гарантирующему поставщику, доставить дискомфорт клиентам, сформировать недоверие к реализуемому способу оплаты».
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования являются необходимы заказчику при выполнении победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из содержания п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что ОАО «ЛЭСК», выдвигая требования к кредитной организации, которая должна самостоятельно взаимодействовать и вести расчеты с платежными системами, без привлечения третьих лиц, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
-
Довод Заявителя, относительно того, что п. 3.9 Технического задания ОАО «ЛЭСК» содержит неоднозначное толкованию условия, ограничивающие конкуренцию, Комиссия Липецкого УФАС России также не может принять во внимание, в связи со следующим.
Согласно п. 3.9 Технического задания, страничка оплаты кредитной организации в личном кабинете Заказчика должна иметь возможность совершения платежа нажатием на кнопку/иконку/логотип платежного сервиса бесконтактной оплаты. Обязательные требования к платежному сервису:
-
данные карты плательщиком не вводятся;
-
идентификация плательщика проходит на стороне платежного терминала кредитной организации;
-
работа платежного сервиса в России не ограничена санкциями;
-
платежи, совершенные через сервис, кредитная организация переводит Заказчику в рамках договора интернет-эквайринга, заключенного по результатам этой закупки.
Необходимо указать наименование платежного сервиса, а также указать ссылку на инструкцию/руководство по настройке и подключению сервиса(ов) в сети интернет.
В своих возражениях ОАО «ЛЭСК» указывает следующее: «Данное требование не ограничивает участников закупки, а создает удобный сервис для плательщиков. В настоящее время представлен широкий круг кредитных организаций, позволяющих предоставить указанный сервис. Указанный сервис важен для ОАО «ЛЭСК» как клиентоориентированной компании, стремящейся обеспечить высокий уровень сервиса для своих потребителей. Вместе с тем, возможность совершения платежа нажатием на кнопку является дополнительным сервисом, упрощающим пользование приложением для ряда пользователей, не ограничивая иных потребителей в возможности оплаты коммунального ресурса путём внесения реквизитов в поле ввода».
Комиссия Липецкого УФАС России также приходит к мнению, что указанные условия являются требованиями, сформулированными заказчиком при описании услуги, являющейся предметом закупки - услуги интернет-эквайринга, применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
На основании вышеизложенного, жалоба НКО «Перспектива» (ООО) признана Комиссией Липецкого УФАС России необоснованной.
Руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, ст. 3 Закона о закупках, Комиссия Липецкого УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу НКО «Перспектива» (ООО) от 05.10.2022 № 367 (вх. № 2670-ЭП/22 от 06.10.2022) на действия ОАО «ЛЭСК» при проведении конкурентного мониторинга по выбору организации для заключения договора на оказание услуг интернет-эквайринга по приему платежей за электроэнергию от юридических лиц и/или лиц, приравненных к ним, индивидуальных предпринимателей через личный кабинет клиента и мобильное приложение ОАО «ЛЭСК»/ООО «НОВИТЭН» (извещение № 32211728734) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________ <...>
Члены Комиссии: ____________ <...>
____________ <...>
2022-3220