Решение №32 РЕШЕНИЕ 24 августа 2016 года                    город Липец... от 24 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

24 августа 2016 года                                                                              город Липецк          

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2016 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

в присутствии законного представителя ООО «Алмаз» ……….. (директор),

 в отсутствии представителей ООО «Ливенский машиностроительный завод» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя от 18.08.2016 №88), ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя от 17.06.2016 №151),

рассмотрев дело № 32 по признакам нарушения ООО «Ливенский машиностроительный завод» (ИНН/КПП 5753057950/575301001, ОГРН 1125740002805, 302028 г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 29) и  ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» (ИНН/КПП 5753202728/575301001, ОГРН 1145749004642, 302028 г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 29) пункта 2 части 1 стати 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

        07.04.2016 в Липецкое УФАС России поступило заявление ООО «Алмаз» о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукциона в электронной форме № 0146200002016000303 на поставку вакуумной системы водозаполнения (Извещение о проведении электронного аукциона от 11.03.2016 №0146200002016000303). Из заявления следует, что при проведении аукциона ООО «Ливенский машиностроительный завод» и ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» реализовали устное соглашение, результатом которого стало заключение контракта с ООО «Алмаз» на невыгодных для него условиях.

Так, ООО «Ливенский машиностроительный завод» и ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения», будучи аффилированными лицами, указав в заявках на участие в аукционе одинаковые адреса места нахождения, приняли участие в аукционе, реализовав следующую тактику: ООО «Ливенский машиностроительный завод», в нарушение требований документации о наличии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, вводя в заблуждение организатора торгов и иных его участников, намерено вело агрессивные действия по значительному снижению цены контракта, провоцируя своими действиями других участников аукциона по снижению цены, что привело к присвоению заявке этого участника первого номера при ранжировании. ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» устранилось от снижения цены контракта, наблюдая за параллельным с ООО «Ливенский машиностроительный завод» снижением цены контракта ООО «Алмаз», понимая, что заявка ООО «Ливенский машиностроительный завод» будет отклонена комиссией при подведении итогов аукциона, а ООО «Алмаз» не способно поставить товар в условиях предложения фактически убыточной цены контракта и должно будет уклониться от заключения контракта (с последующей процедурой включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков), получает право на заключение контракта и одновременно устраняет конкурента, лишая его возможности принимать участие в закупках.

       Для рассмотрения заявления были сделаны запросы о представлении информации на электронную площадку, интернет-провайдерам, предоставляющим услуги доступа в сеть «Интернет». В результате анализа представленной информации установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона №0146200002016000303 размещено на официальном сайте в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru 11.03.2016.

  1. Способ определения поставщика – аукцион в электронной форме (далее – электронный аукцион).
  2. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.sberbank-ast.ru.
  3. Заказчик  – государственное (областное) бюджетное учреждение «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области». Место нахождения и почтовый адрес: 398902, г.Липецк, ул. Ангарская, 1/1. Номер телефона/факса: (4742) 40-80-34. Адрес электронной почты: 5ots@mail.ru. Ответственное должностное лицо – ……………..
  4. Уполномоченный орган – управление по размещению госзаказа Липецкой области. Место нахождения и почтовый адрес: 398059, г. Липецк, ул. Неделина, д. 2а. Номер телефона/факса: (4742) 23-05-52. Адрес электронной почты: reception@dgo.lipetsk.ru. Ответственное должностное лицо – ………...
  5. Объект закупки – вакуумная система водозаполнения.

Предмет  контракта  – поставка  вакуумной системы водозаполнения.

Краткое описание объекта закупки:

Наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара

Единица измерения

товара

Количество

товара

Вакуумная система водозаполнения устанавливается взамен газоструйного аппарата в закрытом отсеке пожарной автоцистерны, является вакуумной системой водозаполнения пожарных насосов.

В комплект входит:

- вакуумный агрегат (вакуумный насос шиберного типа);

- электропривод вакуумного насоса;

- пульт (блок) управления;

- датчик заполнения;                                                                                                                      

- коммуникации (воздухопроводы и электрокабели);

- комплект монтажных частей.

Присоединяется к пожарным насосам типа ПН-40 и стандартным вакуумным затворам.

Тип вакуумной системы по способу управления - полуавтоматический, с ручным дублированием.

Тип устройства защиты вакуумной системы от перегрузки - автоматическое электронное.

Номинальное напряжение питания - 12 В.

Потребляемый ток - не более 160 А.

Габаритные размеры вакуумного агрегата (вакуумного насоса шиберного типа):

- длина - не более 400 мм;

- ширина - не более 220 мм;

- высота - не более 220 мм.

Максимальное разрежение, создаваемое вакуумным насосом - не менее 0,8 кгс/см2.

Габаритные размеры пульта (блока) управления:

- ширина - не более 140 мм;

- высота - не более 150 мм;

- глубина - не более 75 мм.

Масса изделия (общая) - не более 25 кг.

Расход масла за цикл водозаполнения - не более 5 мл.

Время водозаполнения пожарного насоса:

- с высоты 3,5 м - не более 20 с.

- с высоты 7,5 м - не более 40 с.

Количество потребляемого электричества за цикл водозаполнения - не более 1,5 А·час.

Время непрерывной работы - не менее 60 с.

комплект

3

6. Товар должен  быть поставлен в течение 10 дней с даты заключения контракта, одной партией, по адресу: г. Липецк, ул. Московская 29а, склад заказчика.

7. Начальная (максимальная) цена  контракта – 168 776,01 руб.

8. Источник финансирования закупки – средства областного бюджета.

10. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 21.03.2016, 09 часов 00 минут.

11. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе – 25.03.2016.

12. Дата проведения электронного аукциона – 28.03.2016.

13. Участник закупки обязан внести денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящем извещении.

15. К участникам закупки устанавливаются следующие требования:

15.7. Отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

      Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 25.03.2016 на участие в аукционе поступило 64 заявки, все заявки допущены к аукциону.

       Аукцион проводился 28.03.2016 с 13 ч. 20 мин. 00 сек. по 14 ч. 25 мин. 01я сек. В аукционе приняло участие 3 участников. Первое предложение о снижении цены поступило от ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» - 167 932,13 рублей, далее поступило предложение ООО «Алмаз» - 159 493,33 рублей. Далее указанные выше участники поочередно делают предложения о снижении цены контракта. В 13 ч. 32 мин. 13 сек. в аукцион вступает ООО «Ливенский машиностроительный завод» с предложением 140 084, 09 рублей. За ним следует последнее предложение ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» в данном аукционе – 139 240,21 рублей. И далее торги ведутся между ООО «Алмаз» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» вплоть до 14 ч. 15мин. 02 сек. с последними предложениями ООО «Алмаз» - 119 676, 18 рублей и ООО «Ливенский машиностроительный завод» - 118 832,3 рублей (окончательное предложение).  На этапе доторговке предложений от участников аукциона не поступало.

      Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2016 заявка ООО «Ливенский машиностроительный завод» признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации, в связи с чем победителем аукциона было признано ООО «Алмаз», между заказчиком и обществом 19.04.2016 был заключен государственный контракт.

      В соответствии со ст. 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2), для обеспечения достижения которых Законом о защите конкуренции определяются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти (п. 2 ч. 1).

      Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

       Для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно п.8 ст.3 Закон о контрактной системе под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

          При этом в силу ч. 1 ст.1 Закон о контрактной системе он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

         Поскольку участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п.4 ст.3  Закона о контрактной системе), то вступление хозяйствующего субъекта в гражданско-правовые отношения в целях поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется своей волей и в своем интересе и направлено исключительно на получение прибыли.

На стадии принятия решения об участии в аукционе участник заблаговременно оценивает риск получения той или иной прибыли при поставке товара по предмету контракта, что представляет собой заранее обдуманный экономический расчет максимальной и минимальной возможной прибыли участника в случае, если он становится победителем по итогам аукциона.

Закон о контрактной системе не обязывает хозяйствующих субъектов вступать в гражданско-правовые отношения в целях поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а регулирует отношения, связанные с закупкой в указанных целях, в том числе не обязывает участника закупки, подавшего заявку, снижать начальную (максимальную) цену аукциона, что свидетельствует о том, что действия хозяйствующих субъектов на торгах должны соответствовать требованиям ГК РФ и Закона о защите конкуренции.

Из совокупности указанных норм следует, что снижение участниками аукциона начальной (максимальной) цены контракта возможно только до заранее предусмотренного этим участником предела (не ниже определенной для себя цены). Иное толкование названных норм права противоречит их существу.

Согласно требованиям статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7), а признаки ограничения конкуренции проявляются в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанными с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также в иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17).

Применительно к торгам соперничество хозяйствующих субъектов проявляется непосредственно при их проведении.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

При этом под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

          С учетом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на аукцион, хозяйствующие субъекты, принявшие участие в аукционе, являются конкурентами, осуществляют (планируют осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

Комиссией Липецкого УФАС России установлены следующие обстоятельства участия ООО «Ливенский машиностроительный завод» и ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» в аукционе в электронной форме № 0146200002016000303 на поставку вакуумной системы водозаполнения:

          1. Обстоятельства подачи заявок на участие в аукционе.

          В заявках ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» указан один и тот же юридический и фактический адрес - 302028 г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 29. Согласно сведениям, размещенным в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), указанный выше адрес является действующим адресом места нахождения этих обществ (сведения размещены на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет»).

         При этом, заявки поданы 20.03.2016 в 21 ч. 26 мин. 38 сек. и 21 ч.30 мин. 07 сек. соответственно с использованием одного IP-адреса – 46.72.105.230. Данный адрес, согласно ответу ООО «Нэт бай Нэт Холдинг» от 13.05.2016 №6/184-к, выделялся одному абоненту (физическому лицу) на основании абонентского договора о предоставлении услуг связи.

          2. Обстоятельства подачи ценовых предложений.

          Подача ценовых предложений ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» осуществлена с IP-адреса 83.149.47.85. Согласно ответа ПАО «МегаФон» от 06.05.2016 №5/о-ДF-Исх-00094/16 выход на электронную площадку в момент подачи ценовых предложений общества осуществлялся с абонентского номера, присвоенного ООО «Ливенский машиностроительный завод» по договору №900093237 от 01.07.2014. Раннее по данному номеру обслуживалось ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» по договору №77201358362472 (в настоящее время договор расторгнут).

        Таким образом, указанные обстоятельства подачи заявок и ценовых предложений ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» могут свидетельствовать об использовании конкурентами единой инфраструктуры.

        Кроме того, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что генеральным директором ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» является Евсеенко Елена Геннадьевна, а генеральным директором ООО «Ливенский машиностроительный завод» - Евсеенко Сергей Александрович. Согласно предоставленным пояснениям ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» от 17.06.2016 №105 указанные физические лица состоят в браке, но в настоящее время не проживают вместе.

Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с указанной статьей Закона аффилированными лицами юридического лица являются: - лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Критерии отнесения лиц к одной группе предусмотрены статьей 9 Закона о защите конкуренции - группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: 7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Таким образом, ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» являются аффилированными лицами.

 При этом, при рассмотрении второй части заявки ООО «Ливенский машиностроительный завод» аукционная комиссия выявила, что заявка не соответствует требованиям, установленным п. 18 документации об аукционе - отсутствует декларация участника аукциона о его соответствии требованиям, установленным п. 3-5, 7, 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в реестре недобросовестных поставщиков в сети Интернет, сведения об ООО «УСПТК-Пожгидравлика Центр» на основании решения Томского УФАС России 05.02.2015 внесены в реестр по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта от 21.01.2015 (реестровый номер – РНП.42081-15). При этом указанное выше общество имеет тот же адрес места нахождения, что и ООО «Ливенский машиностроительный завод», а также, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) последнего.

     Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии возможности для достижения договоренности между ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» об участии в аукционе, однако не являются достаточными доказательствами совершения указанными субъектами действий, которые привели или могли привести к нарушению порядка определения победителя торгов или же к повышению, снижению или поддержанию цены на торгах в виду следующего.

       В силу ч. 15 ст. 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки и предусмотренной частями 3 - 5 настоящей статьи, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих о нарушении оператором электронной площадки указанного выше требования о конфиденциальности, и того, что ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» при проведении аукциона были известны сведения о других его участников, в ходе проведенной проверки Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

        Государственный контракт № 0146200002016000303-0060563-02 на поставку вакуумной системы водозаполнения, заключенный 19.04.2016 между ГБУ «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» и ООО «Алмаз», согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru, исполнен сторонами в полном объеме.

     Таким образом, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства доводы ООО «Алмаз» о неспособности поставить товар в условиях предложения фактически убыточной цены контракта при проведении аукциона; о необходимости уклонения общества от заключения контракта с последующей процедурой включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков; о цели ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» участия в аукционе - получения права на заключение контракта и одновременно устранение конкурента, с лишением его возможности принимать участие в других закупках, подтверждения не нашли.

      Кроме того, Комиссией Липецкого УФАС России проанализированы иные закупки путем проведения электронных аукционов, в которых одновременно принимали участие ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и ООО «Ливенский машиностроительный завод» (номера извещений №0369200003515000252,0146200002016000303,0130200002416000568,0805100000215000089,0369200003515000246,0373100018615000021,0352100009115000020), и заявки ООО «Ливенский машиностроительный завод» были признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе. Победителями таких закупок становились иные принимающие в них участие хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Алмаз».

          Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчиков нарушения п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

       Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      Прекратить рассмотрение дела № 32, возбужденного в отношении ООО «Ливенский машиностроительный завод» (ИНН/КПП 5753057950/575301001, ОГРН 1125740002805, 302028 г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 29) и ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» (ИНН/КПП 5753202728/575301001, ОГРН 1145749004642, 302028 г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 29) на основании п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков.

 

                                                              

                                                                                                     

  Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны