Решение №048/01/15-1177/2019 Р Е Ш Е Н И Е от 11 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации <…> муниципального района Липецкой области

 

 

ИП Глава КФХ Д.П.В.

 

ИП Глава КФХ М.Н.Н.

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                         г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2020 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…> – руководитель Липецкого УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

<…> – специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

рассмотрев дело № 048/01/15-1177/2019 по признакам нарушения администрацией <…> муниципального района Липецкой области части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе ИП Главе КФХ Д.П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в предоставлении преференции ИП Главе КФХ М.Н.Н.,

в отсутствии на заседании представителя ИП Главы КФХ М.Н.Н., уведомлен надлежащим образом,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА: 

 

По результатам рассмотрения обращения представителя ИП Главы КФХ Д.П.В.) от 09.07.2019 года вх. № 4704 по вопросу отказа администрацией <…> муниципального района Липецкой области (далее – Администрация) ИП Главе КФХ Д.П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в действиях Администрации были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приказом Липецкого УФАС России от 31.12.2019 № 638 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 31.12.2019 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 27.01.2020.

27.01.2020 объявлен перерыв до 05.03.2020.

Определением от 05.03.2020 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 31.03.2020.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 048/01/15-1177/2019 срок рассмотрения дела продлён до 30.06.2020.

Определением от 27.03.2020 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 30.04.2020.

Приказом от 29.04.2020 № 249 о внесении изменений в приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 31.12.2019 № 638 в состав Комиссии внесены изменения.

Определением от 30.04.2020 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 16.06.2020.

Определением от 16.06.2020 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 25.06.2020.

25.06.2020 объявлен перерыв до 02.07.2020.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 048/01/15-1177/2019 срок рассмотрения дела продлён до 30.09.2020.

Определением от 02.07.2020 рассмотрение дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено в связи с принятием заключения на 28.07.2020.

Приказом № 390 от 27.07.2020 внесены изменения в состав Комиссии.

23.07.2020 от представителя ИП Главы КФХ М.Н.Н. поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела (вх. № 6294).

27.07.2020 исх. № 2179 (вх. № 6339) от администрации <…> муниципального района Липецкой области поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела.

28.07.2020 в присутствии представителей ответчика и заинтересованного лица ИП Главы КФХ Д.П.В. оглашена резолютивная часть решения.

Рассмотрев представленные письменные пояснения и документы, Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, администрацией <…> муниципального района Липецкой области в изданиях газеты от 18.04.2019 № 49 (12864), от 20.04.2019 № 50 (12865), от 23.04.2019 № 51 (12866) были опубликованы извещения: «Администрация <…> муниципального района Липецкой области информирует граждан и сельскохозяйственные предприятия о возможности предоставления земельного участка в аренду в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного производства:

- РФ, Липецкая область, кадастровый номер <...> :18:1580113:1, площадью 4 404 316 кв.м.

- РФ, Липецкая область, кадастровый номер <...> :18:1580113:26, площадью 1 277 000 кв.м.

- РФ, Липецкая область, кадастровый номер <...> :18:1580201:64, общей площадью 1 541 000 кв.м.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней со дня опубликования в газете и размещения извещения на официальном сайте администрации <…> муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (адрес сайта – <…>) могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

Заявления подаются в письменном виде с 8.00 до 17.00 в рабочие дни в отдел ОБУ «УМФЦ» Липецкой области.

Дата окончания приёма заявлений – по истечении тридцати дней со дня официального обнародования и размещения извещения на официальном сайте администрации <…> муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (адрес сайта – <…>).».

13.05.2019  представитель, действующий от имени ИП главы КФХ Д.П.В. на основании доверенности, обратился в Администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, 48:18:1580113:26, 48:18:1580201:64.

16.05.2019 заявитель получил отказ в рассмотрении документов, так как в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют сведения о том, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельским хозяйством деятельности.

Вместе с тем, в указанных извещениях определён круг лиц, которые могут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. А именно, это либо граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, либо сельскохозяйственные предприятия, заинтересованные в предоставлении земельного участка, требования о том, что заявитель должен являться участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в извещениях отсутствовали.

05.08.2019 Липецкое УФАС России получило от Администрации запрашиваемые документы и информацию, анализ которых показал, что 16.05.2019 в Администрацию поступило заявление ИП Главы КФХ М.Н.Н. о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1 и 48:18:1580113:26.

По результатам рассмотрения указанного заявления с ИП Главой КФХ М.Н.Н. были заключены два договора аренды:

- № 141/19 от 28.06.2019 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:26, общей площадью 1 277 000 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства;

- № 142/19 от 28.06.2019 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:1, общей площадью 4 404 316 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства.

В связи с тем, что Липецким УФАС России в действиях Администрации были установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации <…> муниципального района Липецкой области было выдано предупреждение № 19-А-19 от 07.10.2019 о необходимости прекращения указанных действий, путём совершения мероприятий, направленных на возврат земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:26, 48:18:1580113:1, 48:18:1580201:64, и проведение конкурентных процедур на право предоставления возможности заключить договоры аренды на вышеуказанные земельные участки, в срок до 20.12.2019.

23.12.2019 (вх. № 8951 от 23.12.2019) от Администрации поступили возражения на предупреждение, согласно которым в числе прочего:

1) ИП Главе КФХ Д.П.В. было отказано в предоставлении земельных участков, так как в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют сведения о том, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельским хозяйством деятельности.

2) права ИП Главы КФХ М.Н.Н. на аренду земельных участков зарегистрированы в уполномоченном органе регистрации прав, поэтому в настоящее время зарегистрированные права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Таким образом, содержание возражений свидетельствовало об отсутствии у Администрации намерений исполнения предупреждения № 19-А-19.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного был издан приказ Липецкого УФАС России от 31.12.2019 № 638 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией <…> муниципального района Липецкой области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В связи с чем, юридические лица являются участниками правоотношений, связанных с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае, если в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ не будет подано заявление заинтересованного лица о намерении получить земельный участок, его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абз. 2 п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и ст. 39.18 ЗК РФ, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в ст. 39.18 ЗК РФ, то есть путём опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

Однако в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Каких-либо сроков поступления и рассмотрения заявлений о приобретении земельных участков на праве аренды из земель сельскохозяйственного назначения Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения не установлено.

В связи с тем, что в Администрацию поступило два заявления о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков от ИП Главы КФХ Д.П.В. на основании доверенности) и ИП Главы КФХ М.Н.Н. земельный участок должен быть предоставлен в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2018 № Ф01-6036/2018 по делу № А79-12448/2017, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.05.2019 № Ф10-1748/2019 по делу № А68-8367/2018 и пр.

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лица, участвующего в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ответчика по данному делу в связи со следующим.

Статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регламентируются цели, на основании которых может быть предоставлена преференция. Однако в Липецкое УФАС России не поступало обращений администрации <…> муниципального района о согласовании преференций.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Липецким УФАС России было проведено исследование состояния конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства в географических границах Липецкой области с целью установления действующих сельскохозяйственных организаций на территории Липецкой области в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 048/01/15-1177/2019.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).
  3. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок 220), в редакции приказа ФАС России от (ред. от 23.11.2015).
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и др.

 

Источники исходной информации

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 048/01/15-1177/2019;
  • информация официального сайта управления сельского хозяйства Липецкой области в сети "Интернет" и др.

 

  1. Определение временного интервала исследования

18.04.2019, 20.04.2019, 23.04.2019 Администрацией были опубликованы извещения о возможности предоставления земельных участков в аренду в целях сельскохозяйственного производства.

13.05.2019 представитель, действующий от имени ИП главы КФХ Д.П.В. на основании доверенности, обратился в Администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, 48:18:1580113:26, 48:18:1580201:64.

16.05.2019 в Администрацию поступило заявление ИП главы КФХ М.Н.Н. о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1 и 48:18:1580113:26.

По результатам рассмотрения указанного заявления с ИП главой КФХ М.Н.Н. были заключены два договора аренды:

- № 141/19 от 28.06.2019 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:26, общей площадью 1 277 000 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства;

- № 142/19 от 28.06.2019 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:1, общей площадью 4 404 316 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства.

Настоящий анализ проводится после заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков и является ретроспективным.

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определён 2019 годом и включает в себя период с 13.05.2019 (дата обращения заявителя в Администрацию) по 28.06.2019 включительно (дата заключения договоров аренды).

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) сельскохозяйствен-ное производство относится к классу 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» раздела А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство».

Эта группировка включает:

  • два основных вида деятельности, а именно: производство продукции растениеводства и производство продукции животноводства, охватывая также формы органического сельского хозяйства, выращивание и разведение генетически-модифицированных культур и животных.

Эта группировка также включает:

  • деятельность, второстепенную по отношению к сельскому хозяйству, а также охоту, ловлю животных и предоставление услуг в этих областях.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить рынок сельскохозяйственного производства, как самостоятельный вид деятельности, формирующий рынок.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов

Согласно материалам дела в Администрацию обратились с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков ИП Глава КФХ Д.П.В. и ИП Глава КФХ М.Н.Н.

Согласно содержанию извещений, опубликованных администрацией <…> муниципального района Липецкой области в изданиях газеты от 18.04.2019 № 49 (12864), от 20.04.2019 № 50 (12865), от 23.04.2019 № 51 (12866) о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, 48:18:1580113:26, 48:18:1580201:64 в аренду, с заявлениями о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка могут обратиться граждане и сельскохозяйственные предприятия.

Рынок сельскохозяйственного производства является конкурентным, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как <…> муниципального района, так и хозяйствующих субъектов других городов (районов), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов. Наличие конкуренции на товарном рынке установлено согласно открытым официальным данным управления сельского хозяйства Липецкой области (http://ush48.ru/about/result/) за 2019 год. По состоянию на 31.12.2019 на территории Липецкой области действовали 189 926 сельскохозяйственных организаций, в том числе личных подсобных хозяйств, которые могли бы претендовать на заключение договоров аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, площадью 4 404 316 кв.м; 48:18:1580113:26, площадью 1 277 000 кв.м; 48:18:1580201:64, общей площадью 1 541 000 кв.м для сельскохозяйственного производства.

Кроме того, с учётом единого экономического пространства на территории Российской Федерации потенциальными участниками рынка являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, состав участников данного рынка определён гражданами и сельскохозяйственными предприятиями.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка, согласно пункту 10.7 Порядка 220, осуществлялось методом установления границ территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в предоставлении преференции ИП Главе КФХ М.Н.Н.

В целях проведения данного исследования географические границы товарного рынка целесообразно не сужать до административных границ Липецкой области и определить территорий Российской Федерации, так как с заявлениями о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, 48:18:1580113:26, 48:18:1580201:64 могут обратиться граждане и сельскохозяйственные предприятия, зарегистрированные на территории любого субъекта РФ.

 

  1. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынке сельскохозяйственного производства установлено следующее.

  1. Временной интервал исследования определён 2019 годом.
  2. Продуктовые границы определены, как рынок сельскохозяйственного производства.
  3. Состав хозяйствующих субъектов – 1540 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 786 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе 461 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих), 187,6 тысяч личных подсобных хозяйств, которые являются между собой конкурентами за право заключения договоров аренды земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, площадью 4 404 316 кв.м; 48:18:1580113:26, площадью 1 277 000 кв.м; 48:18:1580201:64, общей площадью 1 541 000 кв.м.

Вывод. Не проведение аукциона администрацией <…> муниципального района Липецкой области в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации привело к предоставлению преимуществ ИП Главе КФХ М.Н.Н. на рынке сельскохозяйственного производства в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом рынке, и ограничению конкуренции в виде отказа ИП Главе КФХ Д.П.В., а также ущемлению прав и интересов потенциальных участников, которые также могли претендовать на получение права аренды вышеуказанных земельных участков, что исключило соперничество хозяйствующих субъектов на рынке производства сельскохозяйственной продукции.

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту – это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способные привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Администрация, предоставив вышеуказанные земельные участки без проведения торгов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, создала для конкретного хозяйствующего ИП Главы КФХ М.Н.Н. преимущественные условия в получении земельных участков в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу ИП Главе КФХ Д.П.В., имевшего намерения приобрести земельные участки в аренду, и иных лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельных участков, что нарушает запрет, установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции содержит запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отказ администрации <…> муниципального района Липецкой области ИП Главе КФХ Д.П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, и не проведение аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также предоставление преференции ИП Главе КФХ М.Н.Н. нарушает часть 1 статьи 15 и пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 048/01/15-1177/2019 от 02.07.2020 от администрации <…> муниципального района (вх. № 6339 от 27.07.2020) и представителя ИП Главы КФХ М.Н.Н. (вх. № 6294 от 23.07.2020) поступили письменные возражения.

Согласно содержанию возражений Администрация считает, что в рассматриваемой ситуации имеет место отсутствие достаточных оснований полагать, что в действиях (бездействии) органа местного самоуправления имеются явные признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно возражениям представителя ИП Главы КФХ М.Н.Н. в соответствии с положениями ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается в числе прочих основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований. Комиссией при рассмотрении дела было установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка ИП Главой КФХ Д.П.В. не были приложены документы, подтверждающие, что данное лицо является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельским хозяйством деятельности, что, по мнению представителя ИП Главы КФХ М.Н.Н., в силу положений ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ является основанием для возврата заявления, что правомерно и сделала администрация <…> муниципального района.

Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России отклонила возражения на заключение об обстоятельствах дела в связи со следующим.

Согласно содержанию извещения, администрация <…> муниципального района Липецкой области проинформировала граждан и сельскохозяйственные предприятия о возможности предоставления земельного участка в аренду в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного производства.

Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статьёй 39.18 Земельного кодекса РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства, содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путём опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. То обстоятельство, что заявитель не участвует в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемых действиях администрации <…> муниципального района Липецкой области имеется нарушение части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации <…> муниципального района Липецкой области, выразившегося в необоснованном отказе ИП Главе КФХ Д.П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в предоставлении преференции ИП Главе КФХ М.Н.Н. с нарушением требований антимонопольного законодательства.
  2. В ходе рассмотрения дела оснований, предусмотренных статьёй 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для его прекращения, не установлено.
  3. Выдать администрации <…> муниципального района Липецкой области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы дела № 048/01/15-1177/2019 должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                     <…>

 

                                                                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны