Решение №ДШ/771/22 Решение по делу 048/05/7-446/2022 от 22 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу 048/05/7-447/2022

 

<...>

ООО "Яндекс" 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 vgrinina@yandex-team.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

22 августа 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/7-446/2022, возбужденного в отношении <...>(паспорт <...>; адрес: <...>) по признакам нарушения части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в рекламе медицинских услуг в поисковой системе Яндекс без лицензии на их осуществление,

в присутствии представителя ООО «Яндекс» <...> (доверенность б/н от 20.01.2022) посредством видео-конференц-связи,

в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступило (вх № 217-з от 25.04.2022) обращение гражданина А. по вопросу распространения в поисковой системе Яндекс контекстной рекламы медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) без соответствующей лицензии услуг следующего содержания: «Вывод из запоя. Кодирование от алкоголя. Круглосуточно. Липецк. lipetsk-vashdoktor48.ru. Реклама. Анонимно. Выведение из запоя на дому и в клинике. Капельница на дом. Звоните! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.»

При переходе по гиперссылке «Вывод из запоя. Кодирование от алкоголя…» осуществляется переход на страницу https://lipetsk-vashdoktor48.ru. На указанной странице распространяется информация о медицинской клинике «Ваш Доктор» в Липецке, а также указана информация о том, что медицинские услуги оказывает ООО «Наркологический диспансер» («Липецкий областной наркологический диспансер») с указанием адреса: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 2, и номер телефона 8 (928) 452-71-87. На сайте представлена страница из приложения к медицинской лицензия № ЛО-48-01-002178, выданной ГУЗ «Липецкому областному наркологическому диспансеру» Управлением здравоохранения Липецкой области для осуществления деятельности (оказание медицинских услуг) по адресу 398002, Липецкая область, г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 2.

ГУЗ «ЛОНД» в ответе на запрос от 26.04.2022 № 2989-04 (вх. 3745 от 29.04.2022) сообщил, что не имеет отношения к медицинскому комплексу «Ваш Доктор», рекламные материалы не размещал. Ранее клиника «Ваш доктор» по обращению ГУЗ «ЛОНД» привлекалась к ответственности судом (Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 19.01.2022 по делу №2а-320/2022 (2а-4628/2021)) за размещение на сайте lipetsk-vashdoktor.ru информации об осуществлении услуг вывода из запоя, кодирования, психиатра-нарколога от имени ГУЗ «ЛОНД» по адресу: г. Липецк, ул. Ленинградская, д. 18, а также размещение без согласия фотографии лицензии на осуществление медицинской деятельности №ЛО-48-01-002178, выданной ГУЗ «Липецкому областному наркологическому диспансеру». ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» имеет свой собственный сайт – https://narkolog48.ru, и не имеет отношения к недостоверной информации, размещенной на сайте lipetsk-vashdoktor48.ru. По указанному адресу работает амбулаторно-реабилитационное отделение «Виктория» в соответствии с действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности от 29.10.2020 г. № ЛО-48-01-002178 и не имеет отношения к размещенным рекламным материалам.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, распространяющиеся в поисковой системе Яндекс, следующего содержания: «Вывод из запоя. Кодирование от алкоголя. Круглосуточно. Липецк. lipetsk-vashdoktor48.ru. Реклама. Анонимно. Выведение из запоя на дому и в клинике. Капельница на дом. Звоните! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.» соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из вышеуказанного, реклама медицинских услуг клиники «Ваш Доктор» содержит недостоверную информацию о лице, оказывающим медицинские услуги, и месте оказания услуг, что является нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с указанной номенклатурой медицинских услуг к таким услугам относится: 036 - психиатрия-наркология; A01.29.005- Сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии-наркологии; B01.036.001 Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Из имеющихся в Липецком УФАС сведений не установлено наличие у клиники «Ваш Доктор» лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории г. Липецка и Липецкой области, что нарушает требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленному ответу от ООО «Яндекс» (вх. № 4104 от 16.05.2022) рекламодателем рассматриваемой рекламы является физическое лицо <...> (тел: +0, эп: <...>), что подтверждается счетами и актами об оказании услуг. Указанная реклама распространялась с 17.12.2021 по 02.05.2022.

Регистратор доменных имен ООО «ТаймВэб.Домены» в ответ на запрос (вх. 3651 от 27.04.2022) сообщил, что администратором доменного имени lipetsk-vashdoktor48.ru с 21.12.2021 г. является <...> (Паспорт <...>; адрес:<...>, тел. +7<...>, <...>).

ПАО «МегаФон» в ответ на запрос (вх. № 3789 от 29.04.2022) сообщил, что абонентский номер +79284527187 выделен <...> (<...>) на основании договора на оказание услуг связи <...> от <...>.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является <...> (Паспорт <...>; адрес: <...>).

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из ответа ООО «Яндекс», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 773006366201; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Определением от 01.06.2022 № 3883-04 в отношении Мамедова Ф.Т. и ООО «Яндекс» возбуждено дело № 048/05/7-447/2022 о нарушении законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 28.06.2022 на 12 часов 00 минут.

ООО «Яндекс» представило пояснения (вх. № 5085 от 22.06.2022) по делу, в которых подтвердило информацию о рекламе и рекламодателе, а также указало, что: «3. Яндекс сообщает, что все рекламные объявления, размещаемые в сервисе «Яндекс.Директ», проходят модерацию в форме проверки на соответствие требованиям к рекламным материалам. Для размещения в сервисе «Яндекс.Директ» Рекламы, связанной с осуществлением медицинской деятельности, в обязательном порядке необходимо предоставление лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. С Правилами размещения рекламы в сервисе «Яндекс.Директ» можно ознакомиться в Справке по адресу: https://yandex.ru/support/direct/moderation/adv-rules.html.

4. Яндекс обращает Ваше внимание на то, что Рекламодателем была предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер», которая также находилась на сайте Рекламодателя в разделе «Лицензия» (Приложение № 1 к настоящему ответу), соответственно, Яндекс со своей стороны проявил должную осмотрительность, предпринял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе и осуществил проверку Рекламы на соответствие требованиям. На основании п. 3.1 Оферты обязательным условием оказания Яндексом услуг сервиса «Яндекс.Директ» является принятие и соблюдение Рекламодателем требований и положений «Правил размещения рекламы на Яндексе» (https://yandex.ru/legal/adv_rules/), в соответствии с которыми Яндекс запрещает рекламировать товары и услуги, подлежащие лицензированию, при отсутствии необходимых лицензий. Согласно п. 3.4 Оферты Рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование Рекламы, в том числе ее составление и/или изменение, и гарантирует соответствие составленной и предоставленной им для размещения Яндексом Рекламы всем требованиям действующего законодательства. Таким образом, у Яндекса не было никаких оснований полагать, что лицензия на осуществление медицинской деятельности, предоставленная Рекламодателем, может не отражать соответствующую действительности информацию о лице, фактически осуществляющем указанную деятельность. При этом просим Вас учесть, что Яндекс не имеет правовых оснований и технической возможности контролировать содержание сайта Рекламодателя, равно как размещать или прекращать размещение информации на указанном сайте.

На основании изложенного выше Яндекс считает, что в его действиях отсутствую признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе».

Также ООО «Яндекс» представило ходатайство (вх. № 5087 от 22.06.2022) о проведении заседания в режиме видеоконференцсвязи. Ходатайство было удовлетворено, ООО «Яндекс» направлено уведомление о дате и времени рассмотрения с ссылкой для подключения.

28.06.2022 на рассмотрение дела № 048/05/7-446/2022 <...> или его представитель не явились. Ввиду отсутствия информации о надлежащем уведомлении лица, участвующего в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела, по решению комиссии рассмотрение дела было отложено. Определением от 28.06.2022 № 4547-04 срок рассмотрения дела № 048/05/7-446/2022 продлен до 01.09.2022. Определением от 28.06.2022 № 4548-04 рассмотрение дела назначено на № 048/05/7-446/2022 17.08.2022 на 11 часов 30 минут. 17.08.2022 ввиду технических неполадок рассмотрение дела было приостановлено до 18.08.2022 в 15:00 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.

По делу № 048/05/7-446/2022 <...> не представил объяснений и иных документов. 18.08.2022 на рассмотрение дела № 048/05/7-446/2022 <...> или его представитель не явились, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отправке почтового отправления № <...> (возвращено отправителю по истечении срока хранения).

От ООО «Яндекс» на рассмотрение дела № 048/05/7-446/2022 явился представитель <...> (доверенность б/н от 20.01.2022) посредством видеоконференцсвязи.

Руководствуясь п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрела дело № 048/05/7-446/2022 в отсутствие лица, участвующего в деле — <...>

Представитель ООО «Яндекс» ранее изложенную позицию поддержала в полном объёме.

Доводы ООО «Яндекс» признаны Комиссией несостоятельными ввиду следующего:

1. В «Правилах размещения рекламы на Яндексе» (Яндекс Правовые документы https://yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. В частности, нельзя рекламировать товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий (ст. 7 ФЗ «О рекламе». Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»). В разделе «Реклама медицинских услуг» (Яндекс Правовые документы yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Далее, в сервисе «Яндекс.Директ» в рубрике «Ответы на вопросы» (https://direct.yandex.ru/) указано следующее: «Как объявления проходят модерацию? Объявления в Яндексе проходят проверку на соответствие требованиям к рекламным материалам. Так мы убеждаемся, что реклама не касается запрещенных или ограниченных по закону товаров и сервисов. Читайте подробнее об ограничениях (https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html) в Справке. Обычно на это требуется несколько часов (для кампаний с большим количеством объявлений — дольше). Часто реклама проходит модерацию автоматически за несколько минут. Однако в течение трех дней ее проверит специалист Яндекса. Если такое объявление нужно доработать, мы сообщим об этом в письме».

2. При переходе по гиперссылке https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html открывается Яндекс Справка — рубрика «Правила и модерация», раздел «Тематики рекламирования». При переходе по гиперссылке «Медицинские услуги» (https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/medicine-medical-activity.html#medicine-medical-activity) размещена информация, в которой указано: Медицинские услуги К размещению принимается реклама медицинской деятельности, за исключением медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

В ваших объявлениях и на странице перехода должны соблюдаться все требования законодательства. Например, реклама не должна:

содержать утверждения о полной безвредности рекламируемой услуги или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья;

содержать ссылки на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению, или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья.

В ваши текстовые объявления автоматически будет добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». Текст предупреждения не зависит от содержания конкретного объявления и не может быть изменен. В графические объявления, видеообъявления и креативы для медийных кампаний это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно. Подробнее о предупреждениях.

Ваши объявления должны соответствовать законодательству тех стран, в которых вы хотите показывать рекламу. Россия:

Когда отправить документы

Документы можно предоставить в любой момент после отправки объявлений на модерацию. Если объявления были отклонены только из-за отсутствия необходимых документов, то после их получения все объявления будут перепроверены. Если проверка пройдет успешно, ваши объявления будут допущены к показам. Если потребуется дополнительная информация, мы свяжемся с вами.

Какие нужны документы

Копия лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. Адрес оказания медицинских услуг в лицензии должен совпадать с адресом, указанным в контактных данных и на сайте. Юридическое наименование в лицензии должно совпадать с юридическим наименованием на сайте.

Таким образом, юридическое наименование на сайте lipetsk-vashdoktor48.ru («Ваш Доктор») и в лицензии (ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер») не совпадают. Указание на сайте медицинской организации о том, что она осуществляет деятельность от имени и по лицензии, выданной иной медицинской организации, не может являться надлежащим подтверждением этого факта. ООО «Яндекс» имело возможность при прохождении рекламой модерации запросить у рекламодателя сведения, подтверждающие факт оказания медицинских услуг клиникой «Ваш Доктор» по указанному адресу на основании лицензии «ГУЗ ЛОНД», однако не сделало этого, тем самым допустив нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

На основании изложенного, реклама медицинских услуг следующего содержания: «Вывод из запоя. Кодирование от алкоголя. Круглосуточно. Липецк. lipetsk-vashdoktor48.ru. Реклама. Анонимно. Выведение из запоя на дому и в клинике. Капельница на дом. Звоните! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.», распространяемая в поисковой системе Яндекс без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг, не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 статьи 5, пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

Учитывая, что рассматриваемая реклама на момент вынесения решения не распространяется, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) «Вывод из запоя. Кодирование от алкоголя. Круглосуточно. Липецк. lipetsk-vashdoktor48.ru. Реклама. Анонимно. Выведение из запоя на дому и в клинике. Капельница на дом. Звоните! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.», распространяемую в поисковой системе Яндекс через сервис Яндекс.Директ, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является <...> (паспорт <...>; адрес: <...>), рекламораспространителем которой является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

2. Не выдавать <...> (паспорт <...>) и ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии __________________ <...>

 

Члены Комиссии __________________ <...>

 

__________________ <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2022-989

 

 

Связанные организации

ООО "Яндекс"
ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193