Определение №048/01/16-764/2020 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 048/01/16-764/2020... от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 048/01/16-764/2020

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

28 августа 2020 года                                                                                                        г. Липецк

 

Председатель Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 048/01/16-764/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), 

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Липецкое УФАС России поступило обращение <П> по вопросу соблюдения законодательства <М> и <А> при закупке транспортного средства.

 Из представленных в составе обращения сведений и дополнительной информации установлено следующее.

         Решением Совета депутатов <Г> «Ведомственная структура расходов бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годов» изложена в новой редакции – в раздел  КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ заведено основное мероприятие "Оснащение учреждения современным светозвукотехническим, сценическим и компьютерным оборудованием. Приобретение одежды сцены, мебели, спортивных тренажеров и оборудования, кино-видеооборудования, оборудование для кухни кафе, сантехнического оборудования, бытовой техники, оборудования для библиотеки и музея, подъёмника для инвалидов, металлодетекторов арочных, кресел для зрительного зала. Приобретение транспортных средств и их комплектующих" с расходом на 2020 год – 3 000 000 рублей, ГРБС 702, Раздел 08, Подраздел 01, Целевая статья 02 3 12 00000, Вид расходов 600.

В этот же день между <А> и <М> заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий из районного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели образованием. Предметом соглашения являлось предоставление субсидии на приобретение автомобиля (п. 1.1 соглашения), размер субсидии – 2 990 000 рублей. Согласно сведениям, об операциях с целевыми субсидиями, представленными муниципальному учреждению, от 23.07.2020 субсидия из муниципального бюджета на приобретение автомобиля предоставлена <М> в указанном размере.

Согласно письменным пояснениям администрации от 11.08.2020 №1630 с целью исключения необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии получателем субсидии и заключения дополнительного соглашения размер субсидии был уменьшен на 10 000 рублей по сравнению с объемом ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, в связи с изучением <М> коммерческих предложений потенциальных поставщиков на момент заключения соглашения.

        При этом установлено, что протоколом заседания Наблюдательного совета № 5 от «28» декабря 2018г. было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного учреждения <М> Липецкой области, пункт 7 которого регулировал закупки у единственного поставщика. Согласно пункта 7.1 Положения о закупках в указанной редакции закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, в том числе если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 2 000 000 руб., включая НДС;

       Пунктом 7.2 Положения о закупках было определено, что решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель Заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика. Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением Заказчика, имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика, а также экономическое обоснование цены договора, подготовленное в соответствии с п. 1.8.18 настоящего Положения.

         В силу пункта 1.8.18 Положения о закупках при определении начальной (максимальной) цены договора Заказчик может руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Заказчик отдельным приказом может установить иной порядок ее определения.

Метод и результат определения начальной (максимальной) цены договора, а также источники информации отражаются в протоколе обоснования начальной (максимальной) цены договора. Названный протокол утверждается руководителем Заказчика или иным лицом, уполномоченным руководителем Заказчика, и хранится вместе с остальными протоколами закупки не менее трех лет. Протокол обоснования начальной (максимальной) цены договора может размещаться в ЕИС по усмотрению Заказчика.

         Согласно пункта 10.7 Положения о закупках заказчик при осуществлении закупок руководствуется данным Положением начиная с года, следующего за годом размещения настоящего Положения в ЕИС.

          В результате осмотра единой информационной системы в сфере закупок установлено, что Положения о закупках <М> в июле текущего года было изменено.

           Так в ЕИС размещены Протокол заседания Наблюдательного совета № 3 от «24» июля 2020г. (дата размещения – 27.07.2020) и Протокол заседания Наблюдательного совета  № 3 от «23» июля 2020г. (дата размещения – 04.08.2020), которыми утверждены следующие изменения (дополнения) в Положение о закупках <М>:

7.1. Закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 4 000 тыс. руб., включая НДС;

35) осуществляется закупка служебного автомобиля, комплектующих и автозапчастей;

7.2. Решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель Заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика (новая редакция пункта).

10.7. Заказчик при осуществлении закупок руководствуется данным Положением начиная с момента публикации настоящего Положения в ЕИС. (новая редакция пункта).

        При этом 23.07.2020 приказом директора <М> №35 о/д внесены изменения в план закупки товаров (работ, услуг), утвержденный приказом №22 от 23.03.2020, а именно:

1) внести изменения в план закупок на 2020 в связи с увеличением плана по виду расходов 244 на сумму 3000 000 рублей.

2) объявить закупку у легкового автомобиля у единственного поставщика на сумму 2 990 000 рублей.

4) разместить план закупок товаров (работ, услуг) на 2020 и извещение на приобретение автомобиля в ЕИС 28.07.2020.

          27.07.2020 протоколом №7 комиссией заказчика по вопросу приобретения автомобиля определено заключить договор с единственным поставщиком <А>           Извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) № 32009358061 «приобретение автомобиля» было размещено в ЕИС 28.07.2020 и содержало следующее техническое задание:

 

№ п/п

Наименование и характеристики товара

1

Автомобиль Genesis G80 Premium (полный привод) 4WD 2.0 T-GDI (245 л.с.) 8 AT

1 штука

 

Договор купли-продажи автомототранспортного средства №х-0000906 заключен между <М> и <А> как с единственным поставщиком 28.07.2020.

30.07.2020, после оплаты учреждением счета от 28.07.2020 платежным поручением от 28.07.2020 №801, сторонами сделки подписан акт приема-передачи транспортного средства. В силу пункта 4.5 договора – передача товара осуществлялась в месте нахождения поставщика.

         Однако, 31.07.2020 в адрес администрации поступило обращение <М> от 31.07.2020 №91, подписанное исполняющим обязанности директора учреждения …., содержащее просьбу изъять из оперативного управления <М> указанный выше автомобиль.

          Распоряжением от 31.07.2020 №163-р администрации транспортное средство были изъято из оперативного управления <М> и закреплено на праве оперативного управления за администрацией. По акту приема-передачи муниципального имущества от 31.07.2020 транспортное средство передано в орган местного самоуправления.

           Исходя из письменных пояснений <М> на запрос <Г> от 04.08.2020 необходимость приобретения транспортного средства возникла у учреждения в связи с введением ограничительных мероприятий, связанных с короновирусной инфекцией, и приостановлением деятельности учреждения, в том числе по оказанию платных услуг населению, что привело к ухудшению финансового положения учреждения.

          Так для увеличения выручки от оказания платных услуг было запланировано приобретение автомобиля, который предполагалось использовать для оказания платных услуг населению по проведению семейных торжеств, обрядов, экскурсий, праздников в рамках уставной деятельности учреждения.

         В силу п.3 устава <М> для достижения основных видов деятельности учреждение осуществляет предоставление в рамках возможностей учреждения разнообразных платных социально-культурных, развивающих услуг и приносящих доход видов деятельности с учетом запросов и потребностей населения.

         Однако, согласно письменных объяснений директора <М> …… от 11.08.2020, в связи с недостатком денежных средств на регистрацию и постановку на учет автомобиль был передан учредителю – администрации района.

          Вместе с тем, согласно условиям договора купли-продажи ТС от 28.07.2020 покупатель, заключив договор, взял на себя обязательство зарегистрировать товар в органах ГИБДД на свое имя, в сроки и порядке, предусмотренные законодательством (п. 1.5 договора).

 Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) должны руководствоваться положениями этого Закона.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Возможность осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, при условии соблюдения требований, установленных, в частности, статьей 3.6 Закона о закупках.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

 Поскольку заказчик наделен правом самостоятельно определять способы закупки в положении, не ограничиваясь только конкурентными способами, включение в Положение о закупках ответчика возможности приобретения конкретной продукции для нужд заказчика посредством закупки у единственного поставщика само по себе не противоречит закону.

   Однако, заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

         Так частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

   Описанные выше действия администрации и <М> были совершены в короткие сроки, что, с учетом изложенных в пояснениях мотивах их совершения, может свидетельствовать о притворности совершенной сделки.

         Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

На основании изложенного издан приказ Липецкого УФАС России от 17.08.2020 № ____ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией <А> и <М> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

  1. Назначить дело № 048/01/10-621/2020 к рассмотрению на 06 октября 2020 года  в 15 час. 00 минут по адресу: ………..

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 048/01/16-764/2020 в качестве ответчиков:

- <А>,

- <М>

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 048/01/16-764/2020 в качестве заинтересованного лица <А>
  2. <А> в срок до 21.09.2020 представить:

- копию порядка определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета на иные цели бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ,

- письменные пояснения в отношении причин закрепления транспортного средства на праве оперативного управления за администрацией после изъятия из оперативного управления <М>, а не передачи имущества в казну муниципального образования,

- письменные пояснения об участии в заседаниях Наблюдательного совета <М>, состоявшихся 23 и 24 июля 2020, по вопросу изменения Положения о закупках муниципальных служащих (иных сотрудников) администрации,

- письменные пояснения в отношении уменьшения размера субсидии по сравнению с объемом ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, с учетом необходимости несения расходов на регистрацию транспортного средства.

 

5. <М> в срок до 21.09.2020 представить:

- письменные пояснения о причинах внесения изменений в Положение о закупках,

- доказательства учета запросов и потребностей населения при организации оказания платных услуг по проведению семейных торжеств, обрядов, экскурсий, праздников с использованием транспортного средства,

- доказательства ухудшения финансового положения учреждения в сравнении с предыдущим периодом,

- письменные пояснения о порядке определения объекта закупки и цены договора,

- копию решения о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, и письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика в соответствии с пунктом 7.2 Положения о закупки,

- доказательства невозможности несения расходов на регистрацию транспортного средства.

 

6. <А> в срок до 21.09.2020 представить:

- письменные пояснения о переговорах, проведенных в отношении продажи транспортного средства по договору купли-продажи автомототранспортного средства №х-0000906 от 28.07.2020, заключенного с <М>

- копию переписки в отношении продажи указанного выше транспортного средства с указанием адреса электронной почты, с которого она велась со стороны покупателя.

 

Явка ответчика по делу или его представителя обязательна.

Представителю при себе иметь документы, подтверждающие полномочия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны