Решение №РНП-48-230м/20 Решение № РНП-48-230м/20 от 6 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-48-230м/20

 

06 октября 2020 года                                                                                       г. Липецк

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия, Комиссия Липецкого УФАС России)

проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика – МБДОУ ДС «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад "Сказка" д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер 3480700488220000003), заключенного с индивидуальным предпринимателем <..> по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер 0346300126120000001), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность индивидуального предпринимателя.

Индивидуальному предпринимателю <..> направлено уведомление о месте и времени проведения проверки.

Проверка начата 30.09.2020, окончена 06.10.2020.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.

В Липецкое УФАС России 29.09.2020 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от МБДОУ ДС «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области (далее – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с индивидуальным предпринимателем <..> (далее – ИП <..>; индивидуальный предприниматель; подрядчик).

        Представитель заказчика при проведении проверки пояснил, что 16.06.2020 между заказчиком и ИП <..> был заключен муниципальный контракт №0346300126120000001-1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад «Сказка» д.Хмелинец (реестровый номер контракта 3480700488220000003). Согласно данному контракту, срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 10.08.2020. Однако, по состоянию на указанную дату, работы подрядчиком в полном объеме выполнены не были. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об индивидуальном предпринимателе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад "Сказка" д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0346300126120000001).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.06.2020 №0346300126120000001-2 победителем электронного аукциона признан ИП <..>, предложивший наименьшую цену контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе.

16.06.2020 между заказчиком и ИП <..> заключен муниципальный контракт №0346300126120000001-1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад «Сказка» д.Хмелинец (реестровый номер контракта 3480700488220000003) (далее –контракт).

Согласно условиям контракта, подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат надлежаще выполненных работ. Работы выполняются в соответствии с проектно- сметной документацией, ведомостью объемов работ (Приложение №1), с условиями контракта (п.1.1-1.2 контракта).

         Согласно ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ), в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

        В пункте п.3.2 контракта установлен срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 10.08.2020.

        Таким образом, работы подлежат выполнению с 16.06.2020 по 10.08.2020.

        При этом, согласно представленного подрядчиком заказчику графика производства работ, работы, предусмотренные контрактом, планировалось выполнить в следующие сроки:

Наименование работ

Дата производства работ

30-12 июль

13-21 июль

21-31 июль

1-8 августа

Подготовительные работы

 

 

 

 

Демонтажные работы

 

 

 

 

Укладка пароизоляции

 

 

 

 

Укладка теплоизоляции

 

 

 

 

Устройство стяжек

 

 

 

 

Укладка кровельного материала

 

 

 

 

Завершающие работы

 

 

 

 

         Таким образом, существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.

         При этом, п.1.3.1.-1.3.2 контракта, предусмотрены следующие условия:

-Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, оборудования, механизмов, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности и охраны окружающей среды, требованиями миграционного контроля, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.

- Подрядчик получил и изучил все материалы, связанные с заключением контракта, включая все приложения к нему, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ, в полном объеме. Подрядчик признает правильность и достаточность цены, предусмотренной контрактом, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего контракта, а также в отношении всех прочих вопросов, разрешение которых необходимо для надлежащего выполнения работ. Соответственно, подрядчик не претендует на какие-либо дополнительные платежи по указанному в контракте объему работ, а также не освобождается от каких-либо обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.

          Более того, п.7.2.1, 7.2.8, 7.2.11, 7.2.16, 7.2.18, 7.2.19 контракта установлена следующая обязанность подрядчика:

- принять на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства: кровли МБДОУ детский сад «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с проектно- сметной документацией, ведомостью объемов работ, которая является приложением №1 и его неотъемлемой частью.

- в случае повреждения, нарушения целостности здания или благоустройства территории подрядчиком в ходе выполнения работ (асфальтобетон, бетон, бетонные бордюры, ограждения различного типа, цветники, зеленые насаждения и др.), подрядчик возмещает все расходы, понесенные заказчиком на восстановление вышеперечисленного.

-  до начала работ разработать и предоставить заказчику:

  • приказ «О назначении ответственного лица за производство работ на объекте»;
  • приказ «О назначении ответственного лица по пожарной безопасности на объекте»;
  • приказ «О назначении ответственного лица за охрану труда при выполнении работ на объекте».

- подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии со сметной документацией и условиями контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом.

- устранять все нарушения по замечаниям заказчика в указанный им срок.

- устранять за свой счет выявленные в процессе выполнения работ и после их завершения в гарантийный срок недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

          В соответствии с п.6.2.1-6.2.3 контракта, заказчик обязан:

          - Оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметной документации, фактически выполненных подрядчиком работ не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.

           - Назначить на объекте своего представителя, который от имени заказчика осуществляет контроль за выполнением работ. Уполномоченный представитель имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения.

           - Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.         Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.

         Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из представленных заказчиком в материалы проверки документов, работы, предусмотренные контрактом с даты его заключения (т.е. с 16.06.2020) подрядчиком начаты не были.

         В связи с чем, подрядчику заказчиком нарочно была вручена претензия (исх.№40 от 24.06.2020), в которой последний требовал выполнить принятые на себя обязательства по контракту и начать работы, предусмотренные им.

         Ответа на указанную претензию подрядчиком представлено не было.

         Как установлено, 07.08.2020 заказчиком нарочно была вручена подрядчику претензия (исх.№48), в которой он указал, что по состоянию на данную дату подрядчиком не были представлены документы о назначении ответственного за общее руководство работ на объекте и не закончены работы по демонтажу кровли. Также заказчик указал на необходимость выполнения работ, предусмотренных контрактом, в течение 10 дней.

         Более того, комиссией заказчика 07.08.2020 был составлен акт по выявлению нарушений в ходе проведения работ по капитальному ремонту кровли детского сада. Согласно указанному акту, в ходе проведения работ по демонтажу кровли детского сада были нарушены потолочные перекрытия, в результате чего внутри здания на потолке наблюдаются трещины, осыпание штукатурки, следы от протекания крыши после дождя. С данным актом подрядчик был ознакомлен, о чем свидетельствует наличие на акте его подписи.

        В связи с наличием указанных в акте от 07.08.2020 обстоятельств, заказчиком подрядчику нарочно была вручена претензия (исх.№49 от 13.08.2020), в которой он требовал выполнить ремонт внутренних помещений детского сада на безвозмездной основе.

         Как было установлено, работы по ремонту внутренних помещений детского сада подрядчиком выполнены не были, доказательств обратного в материалы проверки не представлено.

         При этом, в подтверждение данного факта, комиссией заказчика 17.08.2020 составлен акт по выявлению нарушений в ходе проведения работ по капитальному ремонту кровли детского сада. Как следует из содержания указанного акта, в результате протекания кровли после дождя имуществу и помещениям заказчика был нанесен материальный ущерб. Так, в помещениях детского сада на потолках и стенах имеются следы от протеканий, трещины на потолке и частичный обвал потолочной штукатурки. С данным актом подрядчик был ознакомлен, о чем свидетельствует наличие на акте его подписи.

         Кроме того, как следует из материалов проверки, 17.08.2020 заказчик обратился в прокуратуру Елецкого района, указав на допущенные нарушения подрядчиком условий контракта, с целью принятия мер прокурорского реагирования. По итогам проведения прокуратурой проверки, факт нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, был подтвержден.   

         31.08.2020 комиссией заказчика был составлен акт осмотра не выполненных работ по капитальному ремонту кровли детского сада. Согласно данному акту, на момент осмотра, в числе прочего, установлено следующее:

    Кровля. Монтажные работы

1

Устройство стяжек: цементно-песчаных

Не выполнено 100%

2

Утепление покрытий: керамзитом

Не выполнено 100%

3

Устройство стяжек: цементно-песчаных

Не выполнено 100%

4

Устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной 15 мм

Не выполнено 100%

5

Комплекс работ по устройству кровель из наплавляемых рулонных материалов

Не выполнено 100%

6

Смена карнизных свесов

Не выполнено 100%

7

Разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов

Не выполнено 100%

8

Устройство обрешетки

Не выполнено 100%

9

Разборка обделок из листовой стали

Не выполнено 100%

10

Огнезащитное покрытие деревянных конструкций составами из сухих смесей

Не выполнено 100%

11

Установка пароизоляционного слоя

Не выполнено 100%

12

Монтаж кровли козырьков

Не выполнено 100%

13

Устройство колпаков над вентканалами

Не выполнено 100%

Инвентарные леса

14

Установка и разборка наружных инвентарных лесов

Не выполнено 100%

Таким образом, по состоянию на 31.08.2020 работы, предусмотренные заключенным контрактом, подрядчиком в полном объеме выполнены не были.

Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.

Также установлено, что 04.09.2020 заказчиком нарочно была вручена подрядчику претензия (исх.№56), в которой он указал, что работы по ремонту кровли не завершены. В связи с чем, потребовал в течение 10 дней устранить допущенные подрядчиком нарушения условий контракта.

В связи с не устранением подрядчиком допущенных нарушений условий контракта, 15.09.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пункт 13.3 контракта предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 – 25 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

        Следовательно, заказчиком подлежат совершению два обязательных действия: размещение решения об отказе от исполнения контракта в единой информационной системе; направление такого решения в адрес подрядчика любым возможным способом, позволяющим зафиксировать его отправку и получение адресатом.

       При этом, по смыслу статьи 95 Закона о контрактной системе для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения контракта любым из способов, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

        Соответствующий правовой подход изложен в пункте 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017.

 В рассматриваемом случае, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.09.2020, в установленный Законом о контрактной системе срок, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, а также 16.09.2020 вручено подрядчику.

Датой расторжения контракта является 27.09.2020.

Кроме того, как установлено, ООО «Галина» на основании заключенного с заказчиком договора на оказание услуг по проведению строительного контроля при производстве работ на объекте: «Капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области», 30.09.2020 подготовило акт осмотра объекта с фотофиксацией в присутствии представителя подрядчика, в котором установлено следующее:

Раздел 1. Кровля.

Демонтажные работы (разборка покрытий кровель из профлиста согласно произведенным фактическим замерам – 495,0 м2 (по ЛСР – 618м2); разборка металлических каркасов из оцинкованных профилей – 0,824тн (по ЛСР – 1,03тн)).

Монтажные работы (устройство пароизоляции прокладочной в один слой согласно произведенным фактическим замерам – 475,0м2 (по ЛСР -598,0м2); утепление покрытий керамзитом согласно произведенным фактическим замерам – 130,4м3 (по ЛСР – 118,0м3).

Раздел 3 Перевозка строительного мусора (затаривание мусора в мешках – 3,5тн).

Таким образом, из представленных в материалы проверки документов следует, что в предусмотренный контрактом срок, а также в установленные подрядчиком в графике сроки, работы в полном объеме выполнены не были.

Согласно статьей 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.  Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как следует из условий контракта, подрядчик принял на себя обязательства по выполнению всего объема работ в срок до 10.08.2020 и при этом в своем графике выполнения работ определил сроки выполнения отдельных этапов работ.

Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения электронного аукциона. Подрядчик подавал заявку на участие в электронном аукционе, в частности, в первой части заявки им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Следовательно, подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме в сроки, определенные контрактом.

При проведении проверки не установлено, что неисполнение подрядчиком своих обязательств по контракту в полном объеме было вызвано какими-либо обстоятельствами непреодолимой силы. О наличии таких обстоятельств подрядчик не уведомлял заказчика.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставок товара, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.

При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что подрядчик проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения  обязательств по  контракту.

При проведении проверки не установлено, что подрядчик действовал добросовестно при исполнении принятых на себя обязательств по выполнению работ, обозначенных в контакте, к установленному контрактом сроку.

Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

В течение десятидневного срока не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выступает стимулирующей обеспечительной мерой, позволяя нарушителю контракта исправить, если это еще возможно, нарушение контракта, которое и явилось основанием применения меры отказа от его исполнения и, соответственно, расторжения.       Сущность установленного Законом о контрактной системе требования об уведомлении заключается именно в том, чтобы контрагент заказчика в обусловленные сроки знал о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Совокупное толкование части 12 и части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что процедура, предусмотренная частью 12 статьи 95 указанного Закона, направлена в первую очередь, на защиту прав и законных интересов поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также на обеспечение стабильности исполнения государственных контрактов. Перечисленные в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе способы уведомления поставщика направлены на своевременное информирование исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставление возможности поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить допущенные нарушения и избежать расторжения контракта (постановление арбитражного суда Московского округа от 29.01.2019 по делу №А40- 81727/17).

После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе подрядчик не исполнил свои обязательства по контракту в полном объеме – не передал результат работ заказчику, что позволило бы заказчику отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Данная санкция может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица. Каким-либо иным образом, включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения в отношении индивидуального предпринимателя <..> в связи с односторонним отказом МБДОУ ДС «Сказка» д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад "Сказка" д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области (реестровый номер 3480700488220000003), заключенного по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер 0346300126120000001): 

- индивидуальный предприниматель <..>,

- дата заключения контракта – 16.06.2020;

- предмет контракта — выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад "Сказка" д.Хмелинец Елецкого муниципального района Липецкой области;

- цена контракта — 1 453 829,00 рублей;

- срок исполнения обязательств подрядчика по контракту — с даты заключения контракта по 10.08.2020;

- основание расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.09.2020;

- дата расторжения контракта - 27.09.2020.

2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе <..>в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны