Решение б/н Решение по результатам проверки документов и сведений, посту... от 31 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-113с/18

по результатам проверки

 

25 июля 2018 года г. Липецк

 

На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее –Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: <…> – руководитель управления;

члены Комиссии: <…> — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов;

проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика - ГУЗ «Липецкий городской родильный дом» об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку расходного материала, заключенного с ООО «МЕДАН» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее-электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителей:

- заказчика ГУЗ «Липецкий городской родильный дом»: <…> (доверенность от 19.07.2018), <…> (доверенность от 19.07.2018),

- ООО «МЕДАН»: <…> (доверенность от 20.07.2018).

Проверка начата 11.07.2018, окончена 25.07.2018.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проведение проверки назначено на 23.07.2018 в 11-00 ч.

Однако, в соответствии с ходатайством сторон относительно предоставления дополнительной информации, в проведении проверки был объявлен перерыв до 25.07.2018 в 17.00 ч.

Проверкой установлено:

В Липецкое УФАС России 11.07.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от государственного учреждения здравоохранения «Липецкий городской родильный дом» (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «МЕДАН» (далее по тексту также – поставщик).

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 27.12.2017 между заказчиком и ООО «МЕДАН» заключен контракт №302/2017 (реестровый номер 2482400665717000321) на поставку расходного материала (далее- товар). Согласно данному контракту, товар должен поставляться с 09.01.2018 по 30.06.2018 партиями, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара с указанием его ассортимента и количества. Заказчиком 02.03.2018 в адрес поставщика была направлена заявка (исх.№1) на поставку товара. Однако, по состоянию на 22.03.2018, товар поставщиком поставлен не был. В связи с чем, заказчиком в адрес поставщика 02.04.2018 была направлена претензия, согласно которой поставщику необходимо поставить товар, указанный в первой заявке, в срок 3-х рабочих дней с момента получения претензии. Поставщиком 04.04.2018 была осуществлена первая поставка товара. Однако, поставленный с нарушением срока, установленного в контракте, товар по заявленным заказчиком характеристикам не соответствовал условиям заключенного контракта, а по одной позиции вообще поставлен не был. Заказчиком 10.04.2018 в адрес поставщика была направлена вторая заявка (исх.№309) на поставку товара. Однако, по состоянию на 16.04.2018, товар поставщиком поставлен не был. В связи с чем, заказчиком в адрес поставщика 16.04.2018 была направлена претензия, согласно которой поставщику необходимо поставить товар, указанный во второй заявке, в срок 3-х рабочих дней с момента получения претензии. Поставщиком 18.04.2018 была осуществлена вторая поставка товара. Однако, поставленный с нарушением срока, установленного в контракте, товар по заявленным заказчиком характеристикам не соответствовал условиям заключенного контракта. В связи с вышеизложенным, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «МЕДАН» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Присутствующий при проведении проверки представитель поставщика- ООО «МЕДАН» считает решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта неправомерным и представил копию искового заявления, направленного в Арбитражный суд Липецкой области. В связи с чем, ходатайствовал об отложении в проведении антимонопольным органом проверки до принятия судом решения по делу.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия Липецкого УФАС России признает его неподлежащим удовлетворению, ввиду следующего.

В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе, в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, после объявленного перерыва, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена документация об электронном аукционе на поставку расходного материала и извещение (реестровый номер <...> ).

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2017 №0346300001817000172-3, победителем электронного аукциона признано ООО «МЕДАН».

27.12.2017 между заказчиком и ООО «МЕДАН» заключен контракт №302/2017 (реестровый номер 2482400665717000321) на поставку расходного материала (далее – контракт).

Существенным условием рассматриваемого контракта является срок поставки товара, в соответствии с которым: товар должен поставляться с 09.01.2018 г. по 30.06.2018 партиями, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара с указанием его ассортимента и количества.

В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как установлено, пункт 5.3 контракта предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями частей 8-26 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На проведение проверки заказчиком представлено принятое им 28.05.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №302/2017 (реестровый номер 2482400665717000321) на поставку расходного материала, заключенного 27.12.2017.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что не вступившее в законную силу решение от 28.05.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.05.2018 заказчиком размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

29.05.2018 указанное решение заказчиком направлено поставщику по адресу, указанному в контракте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Адрес поставщика, согласно условиям контракта: 308006, Белгородская обл., Белгородский район, Таврово-2, переулок Парковый, д.27А. Однако, почтовое уведомление (свидетельствующее о получении поставщиком вышеуказанного заказного письма) заказчику обратно не вернулось.

Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 28.05.2018 было направлено заказчиком в адрес поставщика на электронную почту, по адресу, указанному в контракте: medan31@mail.ru.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный контракт 09.07.2018 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «МЕДАН» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1.1 рассматриваемого контракта, поставщик обязуется передать заказчику расходные материалы (далее – товар) в количестве, по цене и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях настоящего контракта.

Согласно п.3.1 рассматриваемого контракта, товар должен поставляться с 09.01.2018 по 30.06.2018 партиями, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара с указанием его ассортимента и количества, по адресам: 398046, г.Липецк, ул.Студенческий городок, д.5 (позиции №№ 1-8, 10-19, 9 – в количестве 4 упаковки) и 398024, г.Липецк, ул.Папина, д.6 (позиция № 9 в количестве – 1 упаковка).

Заказчиком, во исполнение вышеуказанного пункта контракта, 02.03.2018 в адрес поставщика, по адресу электронной почты, указанному в контракте, была направлена заявка (исх.№1 от 01.03.2018), содержащая перечень необходимых к поставке товаров. При этом, как подтвердил присутствующий на проведении проверки представитель поставщика, указанная заявка была поставщиком получена.

Как установлено, в обозначенный в контракте срок (в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара)) товар, указанный в заявке заказчика поставщиком поставлен не был. О данном факте также свидетельствует представленная в материалы проверки служебная записка должностного лица заказчика- агента по снабжению Яриковой Т.В.

Вместе с тем, следует отметить, что подписывая проект контракта, поставщик, тем самым, соглашался с условиями данного контракта, в том числе, с пунктом 3.1 контракта, в котором, в частности, указано, что товар должен поставляться в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара с указанием его ассортимента и количества.

02.04.2018 заказчиком на электронную почту поставщика была направлена претензия, согласно которой, заказчик предоставляет поставщику возможность поставить товар, в срок 3-х рабочих дней с момента получения претензии. Т.е. заказчиком был установлен новый срок поставки по заявке от 02.03.2018 (исх.№1), при этом, в пределе общего срока, обозначенного в п.3.1 контракта. Данная претензия была также направлена поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте.

Согласно п.п.6.1, 6.3. контракта, приемка каждой партии товара осуществляется Заказчиком путем подписания акта приема – передачи товара. Акт подписывается Заказчиком в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы.

При этом, в соответствии с п.6.4, 6.5. контракта, экспертиза товара может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным. Экспертиза своими силами проводится Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней по факту поставки каждой партии товара и предоставления Поставщиком Акта.

Кроме того, п.п.6.7-6.8 контракта предусмотрено, что, в случае несоответствия поставленного товара требованиям настоящего контракта по качеству (за исключением требований контракта, не препятствующих приемке поставленного товара) Заказчик в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы, по своему выбору вправе направить Поставщику мотивированный отказ от подписания Акта или потребовать замены товара на товар соответствующий. А в случае несоответствия поставленного товара требованиям настоящего контракта по количеству (за исключением требований контракта, не препятствующих приемке поставленного товара) Заказчик в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы, по своему выбору вправе направить Поставщику мотивированный отказ от подписания Акта или потребовать поставки недостающего количества товара.

Как установлено, товар был поставлен поставщиком 04.04.2018 и принят заказчиком на ответственное хранение.

Однако, согласно акта приемки товара частично соответствующего спецификации от 06.04.2018, составленного комиссией заказчика в присутствии представителя поставщика, товар, поставленный поставщиком заказчику частично не соответствовал спецификации.

Так, по спецификации контракта требовался к поставке катетер урологический женский Нелатона - для прерывистой катетеризации мочевого пузыря. Материал - ПВХ, прозрачный. Поверхность - специальная обработанная по типу замороженная (снижает потребность в применении смазывающих средств). Длина эффективная - 14,7см. Длина фактическая - 20см. Размер - СН 12 (диаметр 4 мм). Коннектор цветомаркированный, с круговыми поперечными ребрами. Гладкие боковые отверстия большого диаметра. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-7-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар: катетер уретральный одноходовой - для прерывистой катетеризации мочевого пузыря. Материал - ПВХ, прозрачный. Поверхность - специальная обработанная по типу замороженная (снижает потребность в применении смазывающих средств). Длина эффективная – не указано. Длина фактическая - 20см. Размер - СН 12 (диаметр 4мм). Коннектор цветомаркированный, с круговыми поперечными ребрами. Гладкие боковые отверстия большого диаметра. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-7-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Кроме того, по спецификации контракта требовалась к поставке эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами в зависимости от размера трубки для подбора аспирационных катетеров для облегчения работы персонала в условиях ОРИТ. Размер - 3,5 (наружный диаметр 4,8мм). Коннектор цветомаркированный (по Шарьеру) - КРАСНЫЙ (для оптимального совмещения с аспирационными катетерами того же цвета). Оптимальный для использования аспирационный катетер - размер СН 04, цвет коннектора красный. Длина трубки без коннектора 185мм. Метрическая градуированная шкала с шагом 1 см. Двойная маркировка глубины интубации. Коннектор - с упором шестереночного типа. Материал - термопластичный ПВХ с силиконовыми гранулами. экстрамягкая, прозрачная. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011 (ч.1), ГОСТ ISO 10993-4-2011 (ч.4), ГОСТ ISO 10993-5-2011 (ч.5), ГОСТ ISO 10993-7-2011 (ч.7), ГОСТ ISO 10993-10-2011 (ч.10), ГОСТ ISO 10993-11-2011 (ч.11), ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ EN 556-1-2011 (ч.1), ГОСТ 31054.1-2002 (ч.1), ГОСТ 31054.2-2002.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар - эндотрахеальная трубка без силиконовых гранул и без цветомаркированных коннекторов в зависимости от размера трубки для подбора аспирационных катетеров для облегчения работы персонала в условиях ОРИТ. Размер - 3,5 (наружный диаметр 4,8мм). Коннектор цветомаркированный (по Шарьеру) - КРАСНЫЙ (для оптимального совмещения с аспирационными катетерами того же цвета) -отсутствует. Оптимальный для использования аспирационный катетер - размер СН 04, цвет коннектора красный. Длина трубки без коннектора 185мм. Метрическая градуированная шкала с шагом 1 см. Двойная маркировка глубины интубации. Коннектор - без упора шестереночного типа. Материал - термопластичный ПВХ без силиконовых гранул. экстрамягкая, прозрачная. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011 (ч.1), ГОСТ ISO 10993-4-2011 (ч.4), ГОСТ ISO 10993-5-2011 (ч.5), ГОСТ ISO 10993-7-2011 (ч.7), ГОСТ ISO 10993-10-2011 (ч.10), ГОСТ ISO 10993-11-2011 (ч.11), ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ EN 556-1-2011 (ч.1), ГОСТ 31054.1-2002 (ч.1), ГОСТ 31054.2-2002.

В связи с чем, заказчиком 06.04.2018 был составлен мотивированный отказ, в котором он сообщил поставщику о частичном отказе от приемки товара по заключенному контракту по причине его несоответствия характеристикам, указанным в спецификации к контракту по позициям: катетер урологический женский Нелатона - для прерывистой катетеризации мочевого пузыря и эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами. А также по причине не осуществления поставки товара – катетера внутривенного в количестве 2-х упаковок (1 упаковка по адресу: г.Липецк, ул.Папина, д.6 и 1 упаковка по адресу: г.Липецк, ул.Студенческий городок, д.5).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела товарной накладной №30 от 06.03.2018 и актом приема-передачи, которые также размещены заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

В связи с чем, заказчик, руководствуясь п.6.7 контракта указал на необходимость замены вышеуказанного товара в течение 3 рабочих дней с момента получения данного отказа (т.е. в срок до 11.04.2018), а также, на основании п.6.8 контракта, осуществить поставку не поставленного товара.

Более того, следует отметить, что данный мотивированный отказ был отправлен поставщику по адресу электронной почты и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте. Представитель поставщика не отрицал факт получения поставщиком по электронной почте указанного документа.

10.04.2018 (исх.№309) заказчиком, во исполнение пункта 3.1 контракта, в адрес поставщика, по адресу электронной почты, указанному в контракте, была направлена заявка, содержащая перечень необходимых к поставке товаров. При этом, как подтвердил присутствующий на проведении проверки представитель поставщика, указанная заявка также была поставщиком получена.

Как установлено, в обозначенный в контракте срок (в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара)) товар, указанный в заявке заказчика, поставщиком поставлен не был.

13.04.2018 заказчиком на электронную почту поставщика была направлена претензия, с приложением мотивированного отказа от приемки товара (частично) от 06.04.2018, согласно которой, за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщику необходимо уплатить неустойку (штраф). Данная претензия была также направлена поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте.

Кроме того, как установлено, 16.04.2018 заказчиком на электронную почту поставщика была направлена претензия, согласно которой, заказчик предоставляет поставщику возможность поставить товар, в срок 3-х рабочих дней с момента получения претензии. Т.е. заказчиком был установлен новый срок поставки товара по заявке от 10.04.2018 (исх.№309), при этом, в пределе общего срока, обозначенного в п.3.1 контракта. Данная претензия с копией заявки от 10.04.2018 (исх.№309) была также направлена поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте.

Как установлено, товар заказчику поставщиком был поставлен 18.04.2018.

Однако, согласно акту приемки товара частично соответствующего спецификации от 24.04.2018, составленного комиссией заказчика в присутствии представителя поставщика, товар, поставленный поставщиком заказчику частично не соответствовал спецификации.

Так, по спецификации контракта требовалась к поставке эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами в зависимости от размера трубки для подбора аспирационных катетеров для облегчения работы персонала в условиях ОРИТ. Размер - 3,5 (наружный диаметр 4,8мм). Коннектор цветомаркированный (по Шарьеру) - КРАСНЫЙ (для оптимального совмещения с аспирационными катетерами того же цвета). Оптимальный для использования аспирационный катетер - размер СН 04, цвет коннектора красный. Длина трубки без коннектора 185мм. Метрическая градуированная шкала с шагом 1 см. Двойная маркировка глубины интубации. Коннектор - с упором шестереночного типа. Материал - термопластичный ПВХ с силиконовыми гранулами. экстрамягкая, прозрачная. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011 (ч.1), ГОСТ ISO 10993-4-2011 (ч.4), ГОСТ ISO 10993-5-2011 (ч.5), ГОСТ ISO 10993-7-2011 (ч.7), ГОСТ ISO 10993-10-2011 (ч.10), ГОСТ ISO 10993-11-2011 (ч.11), ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ EN 556-1-2011 (ч.1), ГОСТ 31054.1-2002 (ч.1), ГОСТ 31054.2-2002.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар - эндотрахеальная трубка без силиконовых гранул и без цветомаркированных коннекторов в зависимости от размера трубки для подбора аспирационных катетеров для облегчения работы персонала в условиях ОРИТ. Размер - 3,5 (наружный диаметр 4,8мм). Коннектор цветомаркированный (по Шарьеру) - КРАСНЫЙ (для оптимального совмещения с аспирационными катетерами того же цвета) -отсутствует. Оптимальный для использования аспирационный катетер - размер СН 04, цвет коннектора красный. Длина трубки без коннектора 185мм. Метрическая градуированная шкала с шагом 1 см. Двойная маркировка глубины интубации. Коннектор - без упора шестереночного типа. Материал - термопластичный ПВХ без силиконовых гранул. экстрамягкая, прозрачная. Индивидуальная упаковка. Соответствует требованиям ГОСТ ISO 10993-1-2011 (ч.1), ГОСТ ISO 10993-4-2011 (ч.4), ГОСТ ISO 10993-5-2011 (ч.5), ГОСТ ISO 10993-7-2011 (ч.7), ГОСТ ISO 10993-10-2011 (ч.10), ГОСТ ISO 10993-11-2011 (ч.11), ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ EN 556-1-2011 (ч.1), ГОСТ 31054.1-2002 (ч.1), ГОСТ 31054.2-2002.

Также по спецификации контракта требовался к поставке катетер внутривенный. Материал: Политетрафторэтилен. Рентгенконтрастные полосы – 2х шт. Прецизионный наконечник. Цветовая кодировка - розовая. Порт и крылья. Наружный диаметр иглы G20, внешний диаметр 1,1 мм. Длина иглы 32мм. Скорость потока 54 мл/мин (скорость потока указана на индивидуальной блистерной упаковке). Упаковка - индивидуальная. В упаковке 100шт. Соответствует ГОСТ ISO 10555-1-2011, ГОСТ ISO 10555-3-2011, ГОСТ ISO 10555-5-2011, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-6-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар: катетер внутривенный. Материал: Политетрафторэтилен. Рентгенконтрастные полосы – 2х шт. Прецизионный наконечник. Цветовая кодировка - розовая. Порт и крылья. Наружный диаметр иглы G20, внешний диаметр 1,1 мм. Длина иглы 32мм. Скорость потока 65 мл/мин (скорость потока указана на индивидуальной блистерной упаковке). Упаковка - индивидуальная. В упаковке 100шт. Соответствует ГОСТ ISO 10555-1-2011, ГОСТ ISO 10555-3-2011, ГОСТ ISO 10555-5-2011, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-6-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Кроме того, по спецификации контракта требовался к поставке товар- спинальная игла со срезом типа «Квинке» для диагностической и терапевтической люмбальной пункции, спинномозговой анестезии. Состав: игла из нержавеющей стали с трехгранной заточкой «Квинке», прозрачный пластиковый рифленый павильон, обтуратор с цветовой кодировкой ручки и указателем положения среза. Цветовая кодировка ручки стилета и упаковки – оранжевая. Размер иглы: 25 G. Наружный диаметр иглы 0,53 мм, длина иглы 88 мм. Стерильная, одноразовая. В индивидуальной упаковке.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар: спинальная игла со срезом типа «Квинке» для диагностической и терапевтической люмбальной пункции, спинномозговой анестезии. Состав: игла из нержавеющей стали с трехгранной заточкой «Квинке», прозрачный пластиковый рифленый павильон, обтуратор с цветовой кодировкой ручки и указателем положения среза. Цветовая кодировка ручки стилета и упаковки – оранжевая. Размер иглы: 25 G. Наружный диаметр иглы 0,50 мм, длина иглы 88 мм. Стерильная, одноразовая. В индивидуальной упаковке.

В связи с чем, заказчиком 24.04.2018 был составлен мотивированный отказ, в котором он сообщил поставщику о частичном отказе от приемки товара по заключенному контракту по причине несоответствия его характеристик, требованиям, указанным в спецификации к контракту, по позициям: эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами, катетер внутривенный и спинальная игла со срезом типа «Квинке».

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела товарной накладной №32 от 12.04.2018 и актом приема-передачи, которые также размещены заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

В связи с чем, заказчик, руководствуясь п.6.7 контракта указал на необходимость замены вышеуказанного товара в течение 3 рабочих дней с момента получения данного отказа (т.е. в срок до 27.04.2018).

Более того, следует отметить, что данный мотивированный отказ с актом приема-передачи был отправлен поставщику по адресу электронной почты и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте. Представитель поставщика не отрицал факт получения поставщиком по электронной почте указанного документа.

Вместе с тем, 03.05.2018 от поставщика в адрес заказчика поступило письмо, в соответствии с которым, он предлагает заключить дополнительное соглашение на товар- спинальная игла со срезом типа «Квинке», поскольку такой показатель товара как: «Наружный диаметр иглы 0,50 мм» является улучшенным по сравнению с указанным в спецификации к контракту показателем: «Наружный диаметр иглы 0,53 мм». При этом, доказательств в подтверждение данного факта поставщиком представлено не было.

Как установлено, по состоянию на 28.05.2018 обязательства по контракту поставщиком выполнены не были. А именно не была осуществлена замена товаров, с характеристиками, несоответствующими указанным в спецификации к контракту, по позициям: эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами, катетер внутривенный и спинальная игла со срезом типа «Квинке».

В тоже время, 03.05.2018 от поставщика в адрес заказчика поступило письмо, в соответствии с которым, он предлагает расторгнуть контракт в части товара, который не был принят заказчиком и характеристики которого не соответствуют указанным в спецификации к контракту, в том числе, по позициям: эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами, катетер внутривенный. Также, среди указанных в письме позиций имеются те, на которые заказчиком, ввиду отсутствия на тот момент потребности, еще не подавалась заявка (в соответствии с п.3.1 контракта): Изогнутый аспирацинный катетер для левого бронха (позиция 1 спецификации контракта), Комплект: надгортанный воздуховод (позиция 2 спецификации контракта), Трубка эндотрахеальная без манжеты (позиция 13 спецификации контракта), Камера теплоизолированная сборная "КТС-УОМЗ" по ТУ 9452-106-07539541-2008 (позиция 19 спецификации контракта).

Необходимо отметить, что спецификация к контракту, содержащая характеристики поставляемых товаров, составляется путем включения информации о конкретных показателях товара, предложенных победителем закупки в своей заявке.

14.05.2018 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, в котором он отказывается от заключения дополнительного соглашения на товар спинальная игла со срезом типа «Квинке» с иными характеристиками, чем указаны в спецификации к контракту но, при этом, соглашается расторгнуть контракт по соглашению сторон в случае оплаты поставщиком неустойки за ненадлежащее исполнение условий контракта.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п.1 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Пунктом 2 ст.450 Гражданского Кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Гражданский Кодекс РФ определяет существенными следующие нарушения поставщиком договора поставки:

-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок,

-неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п.2 ст.523 Гражданского Кодекса РФ).

Так, из контракта следует, что заказчик рассчитывал получить товар в срок, обозначенный в п.3.1. контракта (в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика заявки на поставку товара), и неоднократное нарушение данного срока является существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Более того, как было установлено, заказчику поставщиком поставлялся товар, в частности: эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами, катетер внутривенный и спинальная игла со срезом типа «Квинке», с недостатками, которые не были устранены в приемлемый для заказчика срок.

Таким образом, возможность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставлена в зависимость от наличия обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом РФ в качестве оснований для одностороннего отказа от исполнения отдельного вида обязательства, и от наличия соответствующих условий в контракте.

Как было вышеизложено, пункт 5.3 контракта предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями частей 8-26 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, в соответствии с п.5.3 контракта, заказчиком 28.05.2018 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подписывая проект контракта, поставщик, тем самым, соглашался с условиями данного контракта, в том числе, с пунктом 5.3 контракта.

Кроме того, как было установлено, 08.06.2018 поставщик осуществил поставку следующего товара: катетер внутривенный и спинальная игла со срезом типа «Квинке».

Однако, согласно актам приемки товара, не соответствующего спецификации, от 18.06.2018, составленного комиссией заказчика без участия представителя поставщика, товар, поставленный поставщиком заказчику, не соответствовал требованиям, указанным в спецификации к контракту.

Так, по спецификации контракта требовался к поставке катетер внутривенный. Материал: Политетрафторэтилен. Рентгенконтрастные полосы – 2х шт. Прецизионный наконечник. Цветовая кодировка - розовая. Порт и крылья. Наружный диаметр иглы G20, внешний диаметр 1,1 мм. Длина иглы 32 мм. Скорость потока 54 мл/мин (скорость потока указана на индивидуальной блистерной упаковке). Упаковка - индивидуальная. В упаковке 100шт. Соответствует ГОСТ ISO 10555-1-2011, ГОСТ ISO 10555-3-2011, ГОСТ ISO 10555-5-2011, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-6-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар: катетер внутривенный. Материал: Политетрафторэтилен. Рентгенконтрастные полосы – 2х шт. Прецизионный наконечник. Цветовая кодировка - зеленая. Порт и крылья. Наружный диаметр иглы G18, внешний диаметр 1,3 мм. Длина иглы 45 мм. Скорость потока 95 мл/мин (скорость потока указана на индивидуальной блистерной упаковке). Упаковка - индивидуальная. В упаковке 100шт. Соответствует ГОСТ ISO 10555-1-2011, ГОСТ ISO 10555-3-2011, ГОСТ ISO 10555-5-2011, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-6-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ Р 52770-2007.

Кроме того, по спецификации контракта требовался к поставке товар- спинальная игла со срезом типа «Квинке» для диагностической и терапевтической люмбальной пункции, спинномозговой анестезии. Состав: игла из нержавеющей стали с трехгранной заточкой «Квинке», прозрачный пластиковый рифленый павильон, обтуратор с цветовой кодировкой ручки и указателем положения среза. Цветовая кодировка ручки стилета и упаковки – оранжевая. Размер иглы: 25 G. Наружный диаметр иглы 0,53 мм, длина иглы 88 мм.

Однако, по факту поставщиком был поставлен товар: спинальная игла со срезом типа «Квинке» для диагностической и терапевтической люмбальной пункции, спинномозговой анестезии. Состав: игла из нержавеющей стали с трехгранной заточкой «Квинке», прозрачный пластиковый рифленый павильон, обтуратор с цветовой кодировкой ручки и указателем положения среза. Цветовая кодировка ручки стилета и упаковки – оранжевая. Размер иглы: 25 G. Наружный диаметр иглы 0,5 мм, длина иглы 88 мм.

В связи с чем, заказчиком 18.06.2018 был составлен мотивированный отказ, в котором он сообщил поставщику об отказе от приемки товара по заключенному контракту и по товарным накладным №63 и №64 от 25.04.2018 по причине его несоответствия требованиям, указанным в спецификации к контракту.

Кроме того, заказчик сообщил о том, что поставка товара осуществлена в нарушение п.3.1 контракта и заявки заказчика от 10.04.2018 (исх.№309), в которой указан адрес поставки: 398046, г. Липецк, ул. Студенческий городок, д. 5, а фактически поставка была осуществлена по адресу: 398024, г. Липецк, ул. Папина, д. 6. И, кроме того, сотрудник, подписавший товарные накладные и акты приема-передачи не имеет права подписи данных документов, и на них отсутствует печать заказчика. В связи с чем, данные документы являются недействительными, и заказчик, руководствуясь п.6.7 контракта отказывается от подписания акта приема-передачи и просит в течение 5 дней забрать непринятый товар.

Более того, следует отметить, что данный мотивированный отказ с актом приема-передачи был отправлен поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по адресу, указанному в контракте.

Таким образом, установлено, что товар, соответствующий требованиям, указанным в спецификации к контракту: «эндотрахеальная трубка с силиконовыми гранулами и цветомаркированными коннекторами, катетер внутривенный и спинальная игла со срезом типа «Квинке» и соответствующий требованиям заявок заказчика, датированных от 01.03.2018 (исх.№1) и от 10.04.2018 (исх.№309), согласно составленным им актам о несоответствии товара условиям, указанным в спецификации к контракту и мотивированным отказам от 06.04.2018, 24.04.2018 и от 18.06.2018, заказчику поставщиком поставлен не был.

Кроме того, как следует из материалов дела, товар по позиции 15 спецификации к контракту: «Набор для спинальной анестезии» поставщиком вообще поставлен не был.

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В связи с не устранением поставщиком вышеуказанных нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.

Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Следовательно, заказчиком 28.05.2018 правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов.

С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.

С точки зрения административных правоотношений, как вида публично правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.

В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Поставщик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

Длительность изготовления товара, возможность отказа в его поставке контрагентом является предпринимательским риском общества. Участвуя в гражданском обороте, юридическое лицо обязано действовать разумно и осмотрительно, учитывать наличие возможных неблагоприятных рисков.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае заявитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки поставщик не поставил необходимые заказчику товары. Тем самым, он создал все условия для отказа заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в полномочия антимонопольного органа при рассмотрении такой категории дел входит подтверждение достоверности фактов, представленных заказчиком.

Достоверность факта неисполнения условий контракта со стороны ООО «МЕДАН» была полностью подтверждена в рамках рассмотрения дела №РНП-48-113с/18 соответствующими доказательствами.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае ООО «МЕДАН»), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным поставщиком условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п.3 ст.1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Исходя из п.1 и п.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

На проведение проверки доказательств возникновения у поставщика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта, не представлено.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Как было уже указано выше, юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставок товара, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

В рассматриваемом случае поставщиком не были предприняты необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения контракта, в поведении поставщика наличествуют признаки его недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является мерой его ответственности, поскольку обеспечивает как реализацию цели ведения такого реестра, так и требований ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе и является соразмерной.

Следует отметить, что представленные поставщиком и имеющиеся в материалах дела товарные накладные не подтверждают факт исполнения им обязательств по рассматриваемому контракту в соответствии с поданными заказчиком заявками.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ООО «МЕДАН» не действовало правомерно и добросовестно, а также не предприняло все зависящие от него меры для исполнения контракта в установленные сроки. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ООО «МЕДАН» в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом, включение в данном случае сведений о исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Каким-либо иным образом, включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с односторонним отказом заказчика - ГУЗ «Липецкий городской родильный дом» от исполнения контракта №302/2017 (реестровый номер 2482400665717000321) на поставку расходного материала, заключенного 27.12.2017 с ООО «МЕДАН» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об участнике закупки, его учредителе (директоре):

- общество с ограниченной ответственностью «МЕДАН» (Россия, 308504, Белгородская область, Белгородский район, микрорайон Таврово 2-й, переулок Парковый, дом 27, корпус А, ИНН 3102203630, КПП 310201001, ОГРН 1083130001393);

- учредитель (директор) <…> (<…>),.

- дата проведения электронного аукциона – 11.12.2017;

- цена контракта — 240 000 рублей 00 копеек;

- срок исполнения контракта - с момента его заключения и до 01 августа 2018 года или до выполнения сторонами своих обязательств;

- идентификационный код закупки – 172482400665748240100100680060000244;

- основание и дата расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.05.2018, дата расторжения договора - 09.07.2018.

Датой включения сведений об ООО «МЕДАН» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны