Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «Технострой» от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение №РНП-48-11с/17

по результатам проверки

 

28 февраля 2017 года                                                                               г. Липецк

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России в составе:

заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина — начальник отдела контроля закупок и торгов,

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка информации и документов, поступивших от заказчика - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство фельдшерско - акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности" (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ, заключенного с ООО «Технострой» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее-электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителей заказчика: ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области»- <…> (доверенность №01 от 09.01.2017), <…> (доверенность б/н от 31.01.2017).

Проверка начата 13.02.2017, окончена 28.02.2017.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено:

В Липецкое УФАС России 10.02.2017, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» (далее по тексту– заказчик) поступили информация и документы, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «Технострой» (далее по тексту также – подрядчик).   

       Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 02.02.2016 между заказчиком и ООО «Технострой» заключен контракт №0346200015615000221-0019749-02 на выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ, реестровый номер <...> (далее- контракт). Согласно данному контракту, работы по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ (далее- работы) должны быть выполнены в срок- 120 календарных дней с даты подписания контракта, т.е. до 01.06.2016. Однако, по состоянию на указанную дату, работы в полном объеме выполнены не были. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «Технострой» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

       ООО «Технострой» было уведомлено о месте и времени проведения проверки посредством направления уведомления по адресу электронной почты, указанному в контракте, однако, общество своих представителей не направило, письменные пояснения не представило.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, и в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, установлено следующее:

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок РФ www.zakupki.gov.ru размещена документация об электронном аукционе «на выполнение работ по объекту: "Строительство фельдшерско - акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности" (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ» и извещение (реестровый номер <...> ).

        Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.01.2016 №0346200015615000221-3, победителем электронного аукциона признано ООО «Технострой», заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям аукционной документации.

        Как установлено, 02.02.2016 между заказчиком и ООО «Технострой» заключен контракт №0346200015615000221-0019749-02 на выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ (реестровый номер <...> ).

     Существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ: 120 календарных дней с даты подписания контракта (п.3.1 контракта). Следовательно, работы должны быть выполнены подрядчиком в срок, до 01.06.2016.

Согласно пояснениям представителей заказчика и представленным ими сведениям, по состоянию на указанную дату работы в полном объеме подрядчиком выполнены не были, что подтверждается имеющимися копиями актов приемки выполненных работ по форме КС-2. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.

       В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

      Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

        В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

       Как установлено, пункт 11.1 контракта предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заключается в следующем:

1) принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;

2) опубликование в единой информационной системе указанного решения не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия;

3) направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и сведения о расторжении контракта размещаются на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

На проведение проверки заказчиком представлено принятое им 22.12.2016 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №0346200015615000221-0019749-02 на выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ (реестровый номер <...> ), заключенного 02.02.2016.

         В результате осуществления проверки действий заказчика по соблюдению требований ст.95 Закона о контрактной системе, при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение от 22.12.2016 об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.12.2016 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок РФ www.zakupki.gov.ru.

Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.12.2016 было направлено заказчиком подрядчику на электронную почту, по адресу, указанному в контракте: tekhnostroi2014@yandex.ru.

Также, 27.12.2016 указанное решение заказчиком направлено подрядчику по адресу, указанному в контракте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Адрес подрядчика, согласно условиям контракта: 398007, г.Липецк, ул.40 лет Октября, д.25. Однако, почтовое отправление (почтовый идентификатор 39800506030905) вернулось заказчику обратно.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе, при принятии вышеуказанного решения, заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный контракт 07.02.2017 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Рассмотрев представленную информацию и документы, оценив приведенные представителями заказчика доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «Технострой» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, ввиду следующего.

        В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

   Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

А пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

А согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.    Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как было вышеизложено, 02.02.2016 между заказчиком и ООО «Технострой» заключен контракт №0346200015615000221-0019749-02 на выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с.Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ, реестровый номер <...> .

        В соответствии с п.1.1 рассматриваемого контракта, заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами  работы по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ, (далее – Объект), в соответствии  с проектно-сметной документацией, Графиком производства работ (Приложение №1), Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами.

    При этом, в соответствии с п.5.2 контракта, для реализации предмета настоящего контракта подрядчик обязуется: все строительно-монтажные работы должны быть выполнены собственными  и/или привлеченными силами и средствами качественно, без отклонений от технических регламентов, графика производства работ (Приложение № 1) в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сданы Заказчику в состоянии, соответствующем условиям настоящего контракта и СНиП, СанПиН, ГОСТ и иных нормативных документов, регламентирующих выполнение работ по настоящему Контракту.

        Как было вышеизложено, срок выполнения работ по объекту: "Строительство фельдшерско - акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности" (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ составляет 120 календарных дней с даты подписания контракта, т.е. до 01.06.2016. 

       Следовательно, существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.

       Однако, в обозначенный срок (до 01.06.2016) указанные выше обязательства, в частности, предусмотренные п.5.2 контракта, подрядчиком в полном объеме выполнены не были.

       Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из представленных заказчиком документов, 25.05.2016 заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия, в которой заказчик просил в срок, до 01.06.2016 завершить выполнение работ, либо представить график производства работ с конкретной датой завершения строительства. Тем самым, заказчик предоставил возможность подрядчику исполнить условия контракта.

       Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России в указанный срок (до 01.06.2016) условия контракта подрядчиком исполнены не были, а именно: не были выполнены в полном объеме работы по объекту: «Строительство фельдшерско - акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности" (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ».

       08.07.2016 заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия, содержащая требования об оплате неустойки, в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, по выполнению работ в полном объеме.

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п.1 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

       Так, из контракта следует, что заказчик рассчитывал получить выполнение работ в полном объеме в срок, обозначенный в п.3.1 контракта. Однако, подрядчиком данный срок был нарушен, в результате чего, работы в полном объеме выполнены не были. Вследствие чего, подрядчиком были нарушены существенные условия контракта.

        На основании изложенного, в соответствии с п.11.1 контракта, заказчиком 22.12.2016 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

      С учетом изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в силу ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, ст.ст.450.1, Гражданского кодекса РФ, условий п.11.1 контракта, заказчик был вправе принять решение 22.12.2016 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий со стороны подрядчика.

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иных оснований отмены вышеуказанного решения не предусмотрено.

В связи с не устранением подрядчиком вышеуказанных нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.

С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов.

С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и пр.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Поставщик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

 Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки подрядчик не выполнил необходимый объем работ. Тем самым, он создал все условия для отказа заказчика от исполнения контракта.

Как было вышеизложено, в соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в полномочия антимонопольного органа при рассмотрении такой категории дел входит подтверждение достоверности фактов, представленных заказчиком.

Достоверность факта неисполнения условий контракта со стороны ООО «Технострой» была полностью подтверждена в рамках рассмотрения дела №РНП-48-11с/17 соответствующими доказательствами.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае об ООО «Технострой»), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным подрядчиком условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой воздействия, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязательств.

В соответствии с п.3 ст.1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товара и выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и, следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

В рассматриваемом случае подрядчиком не были предприняты необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения контракта, в поведении подрядчика наличествуют признаки его недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является мерой его ответственности, поскольку обеспечивает как реализацию цели ведения такого реестра, так и требований ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе и является соразмерной.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Технострой» не действовало правомерно и добросовестно, а также не предприняло все зависящие от него меры для исполнения контракта в установленные сроки. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ООО «Технострой» в реестр недобросовестных поставщиков.

        При проведении внеплановой проверки Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

Комиссия, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на два года, информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью «Технострой» (398007, Липецкая область, город Липецк, улица 40 лет Октября, дом 25, ИНН 4825098795, КПП 482501001, ОГРН 1144825001837, Ф.И.О. учредителя – Золотарева Марина Николаевна, ИНН учредителя - 782577680199), в связи с односторонним отказом заказчика - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» от исполнения контракта №0346200015615000221-0019749-02 на выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ (реестровый номер <...> ), заключенного 02.02.2016 с ООО «Технострой» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ).

- Дата подведения итогов электронного аукциона – 20.01.2016;

- Объект закупки — выполнение работ по объекту: «Строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в сельской местности Липецкой области» (с. Скорняково Задонского района Липецкой области). Завершение работ;

- Цена контракта — 2 411 104 рубль 67 копеек;

  - Основания и дата расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.12.2016, дата расторжения контракта - 07.02.2017;

- Датой включения сведений об ООО «Технострой» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны