Решение б/н Решение и предписание №РНП-48-148с/18 от 26 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-148с/18

по результатам проверки

 

24 декабря 2018 года                                                                                                         г. Липецк

 

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее –Комиссия Липецкого УФАС России) проведена проверка информации и документов, поступивших от заказчика - ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер" об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по обучению, заключенного с ООО «ПРОСПЕКТ» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее-электронный аукцион).

Проверка начата 12.12.2018, окончена 24.12.2018.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов, в рамках проведения проверки, установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 11.12.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер" (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «ПРОСПЕКТ» (далее по тексту также – исполнитель).   

        Присутствующий при проведении проверки представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что 20.09.2018 между заказчиком и ООО «ПРОСПЕКТ» заключен контракт №643-ЭА-ОТ-18 на оказание услуг по обучению (далее- контракт). Согласно данному контракту, заказчиком определены сроки оказания услуг - с даты заключения контракта по 30.11.2018. Однако, по состоянию на указанный временной период, услуги оказаны не были. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «ПРОСПЕКТ» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «ПРОСПЕКТ» уведомленное надлежащим образом о месте и времени проведения проверки своих представителей не направило, письменных обоснований причин неисполнения обязательств по контракту в установленные сроки не представило. 

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте госзакупок РФ www.zakupki.gov.ru размещена  документация об электронном аукционе №643-ЭА-ОТ-18 на оказание услуг по обучению и извещение (реестровый номер 0346200008018000320).

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.09.2018 №0346200008018000320-3, победителем электронного аукциона признано ООО «ПРОСПЕКТ».

        В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

   Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

        А согласно п.1 ст.432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.   

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

20.09.2018 между заказчиком и ООО «ПРОСПЕКТ» заключен контракт №643-ЭА-ОТ-18 на оказание услуг по обучению (реестровый номер <...> ).

Таким образом, предметом рассматриваемого контракта является возмездное оказание услуг по обучению.

При этом, п.3.2 контракта предусмотрены сроки оказания услуг - с даты заключения  контракта по 30.11.2018.

Как пояснил представитель заказчика, по состоянию на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта услуги исполнителем оказаны не были. Так, в частности, исполнителем, в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта, с заказчиком не была согласована конкретная дата проведения курсов повышения квалификации (п.3.2 контракта). При этом, заказчиком в адрес исполнителя направлялись письма с требованием приступить к исполнению условий контракта, однако последний на письма не отвечал, к исполнению обязанностей по контракту не приступил. В связи с чем, 09.11.2018 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со ст.523 ГК РФ.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Так, рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные представителем заказчика доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «ПРОСПЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ввиду следующего.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

       При этом, основания для одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг содержатся в нормах о подряде, которые применяются в силу ст.783 ГК РФ.

       Так, заказчик может отказаться от договора в следующих случаях:

  • нарушил сроки оказания услуг (п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708 ГК РФ);
  • не приступил своевременно к исполнению договора или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
  • не устранил недостатки в установленный заказчиком разумный срок (п. 3 ст. 715 и п. 3 ст. 723 ГК РФ);
  • оказанных услуг являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
  • не согласен на существенное увеличение приблизительной цены, связанное с необходимостью оказания дополнительных услуг (п. 5 ст. 709 ГК РФ);
  • иных случаях, предусмотренных договором или законом.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, по условиям рассматриваемого контракта (п.1.1), исполнитель обязался оказать услуги по обучению в объеме, указанном в приложении №1, являющегося неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязался принять и оплатить услуги на условиях настоящего контракта.

При этом, существенным условием рассматриваемого контракта является срок оказания услуг. 

Так, п.3.2 контракта установлены сроки оказания услуг - с даты заключения  контракта по 30.11.2018. Кроме того, данным пунктом контракта предусмотрено, что конкретная дата проведения курсов повышения квалификации согласовывается с заказчиком в течение 3 рабочих дней с даты  заключения  контракта.

Вместе с тем установлено, что п.4.2.1 контракта предусмотрена обязанность заказчика в течение 3 дней с даты заключения настоящего контракта предоставить исполнителю поименный список работников, подлежащих обучению.

Как следует из представленных в материалы проверки документов, а также пояснений представителя заказчика, информация, содержащая поименный список работников, подлежащих обучению, и сведения о периоде проведения курса повышения квалификации были направлены исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением лишь 10.10.2018, т.е. с нарушением срока, предусмотренного п.4.2.1 контракта.

При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, исполнителем вышеуказанная информация получена не была, письмо вернулось заказчику обратно. По адресу электронной почты исполнителя, указанному в контракте, данная информация заказчиком не направлялась.

Также установлено, что 24.10.2018 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо (исх.№307), в котором он указал на обязанность последнего согласовать дату проведения курсов повышения квалификации в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта (п.3.2 контракта) и незамедлительно приступить к исполнению условий контракта в срок до 31.09.2018. Таким образом, заказчиком для исполнителя был установлен неисполнимый срок для оказания услуг.

Вместе с тем, из представленных документов следует, что данное письмо было направлено исполнителю по адресу электронной почты, указанному в контракте.

Следовательно, у заказчика имелась возможность организации оперативного обмена информацией с исполнителем посредством направления ему корреспонденции по адресу электронной почты, указанному в контракте.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчик, направив информацию, содержащую поименный список работников, подлежащих обучению, и сведения о периоде проведения курса повышения квалификации с нарушением срока, предусмотренного п.4.2.1 контракта, тем самым не обеспечил для исполнителя возможность согласовать с ним конкретную дату проведения курсов повышения квалификации в предусмотренный п.3.2 контракта срок и надлежащим образом исполнить условия контракта.

09.11.2018 заказчиком со ссылкой на п.9.6 контракта и ст.523 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что данное решение принято заказчиком до окончания срока оказания исполнителем услуг, предусмотренного контрактом (30.11.2018).

Следовательно, заказчик, приняв 09.11.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта до окончания срока оказания исполнителем услуг, предусмотренного контрактом (30.11.2018), не предоставил исполнителю возможность оказать услуги до окончания срока, установленного в контракте.

На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что не соблюдение заказчиком требований п.4.2.1 контракта свидетельствует о ненадлежащем обеспечении им исполнения условий контракта, а также об отсутствии существенных нарушений условий контракта со стороны исполнителя и не может служить основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в контексте ст.523 ГК РФ.

Таким образом, заказчик в нарушение требований ч.ч. 8,9 ст.95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с чем, при несоблюдении заказчиком вышеуказанных норм ст.95 Закона о контрактной системе, контракт не может считаться расторгнутым.

При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что решение заказчика от 09.11.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта №643-ЭА-ОТ-18 на оказание услуг по обучению (реестровый номер <...> ) не вступило в законную силу и, следовательно, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе данный контракт не может считаться расторгнутым.

 Более того, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

09.11.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как было вышеизложено, согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

А в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 9.4 контракта установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 450) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Кроме того, п.9.6 контракта предусматривает для заказчика право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 450) в случае существенного нарушения Подрядчиком контракта.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в установленный законом срок, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено исполнителю по адресу электронной почты и почтовому адресу, указанным в контракте.

Вместе с тем, из представленных документов следует, что 28.11.2018 заказчик получил подтверждение о вручении 23.11.2018 исполнителю по адресу, указанному в контракте, уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно представленным сведениям, заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены сведения о дате надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта– 28.11.2018, а также о дате вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и расторжения контракта – 10.12.2018.

Как было вышеизложено, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 193 ГК РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Исходя из требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым – 11.12.2018 (через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, с учетом того, что последний день срока пришелся на нерабочий день).

При таких обстоятельствах, дата расторжения контракта и дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта указаны заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru неверно, с нарушением требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, проанализировав представленные заказчиком материалы, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что нарушение заказчиком требований ст.95 Закона о контрактной системе является основанием для не включения сведений, в отношении ООО «ПРОСПЕКТ», в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

 

РЕШИЛА:

 

1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ПРОСПЕКТ» (ИНН 2502055053, КПП 250201001, ОГРН 1162536066550, место нахождения: 692768,  Приморский край, город Артем, дом 26А), в связи с односторонним отказом заказчика - ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер" от исполнения контракта на оказание услуг по обучению, заключенного с ООО «ПРОСПЕКТ» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ).

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.8, ч.9, ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №РНП-48-148с/18

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«24» декабря 2018 года                                                                                      г. Липецк

  

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области

       на основании решения от 24.12.2018 по делу №РНП-48-148с/18, принятого Комиссией Липецкого УФАС России, в связи с рассмотрением обращения заказчика- ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) сведений в отношении ООО «ПРОСПЕКТ», в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по обучению (реестровая запись о контракте размещена в реестре контрактов на официальном сайте РФ Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, №2482300645318000430), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику - ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер", в срок до 09.01.2019, осуществить действия по исключению (аннулированию) записи о расторжении контракта №643-ЭА-ОТ-18 на оказание услуг по обучению от 20.09.2018 (реестровая запись о контракте в реестре контрактов на официальном сайте РФ Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru №2482300645318000430).

  2. ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер" в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

  Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны