Решение б/н Решение №РНП-48-16с/17 от 12 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

Решение №РНП-48-16с/17

 

30 марта 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России в составе:

заместитель председателя: Л.А. Черкашина – заместитель руководителя начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина —начальник отдела контроля закупок и торгов; О.И. Злобина – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка сведений, поступивших от заказчика - от государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.01.2017 №39-10/669 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники, заключенного с ООО «Ассоциация «Энергия» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0346300089416000368) (далее- электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителей заказчика - государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1»: <…> (доверенность от 30.03.2017), <…> (доверенность от 30.03.2017),

ООО «Ассоциация «Энергия», извещенное надлежащим образом, не направило своих представителей на проведение проверки.

Проверка начата 22.03.2017, окончена 30.03.2017.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 21.03.2017, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от управления делами администрации Липецкой области (далее – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «Ассоциация «Энергия» (далее – исполнитель).

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 11.01.2017 между заказчиком и ООО «Ассоциация «Энергия» был заключен государственный контракт №39-10/559 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники (далее- контракт). Согласно данному контракту, в период с 01.01.2017 по 15.01.2018 исполнитель был обязан оказывать услугу ежемесячно по заявкам заказчика или по результатам контроля технического состояния медицинской техники. Однако, данные обязательства по контакту поставщиком не были выполнены, в связи с чем 17.02.2017 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «Ассоциация «Энергия» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в результате рассмотрения представленных сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок 05.12.2016 размещены извещение с реестровым номером 0346300089416000368 и документация об электронном аукционе на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 166 666,67 рублей.

11.01.2017 между заказчиком и ООО «Ассоциация «Энергия» заключен контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии п. 1 контракта услуги должны оказываться с 01.01.2017. по 15.01.2018. При этом периодичность оказания услуги – ежемесячно, проведение ремонта - по заявкам заказчика или по результатам контроля технического состояния медицинской техники.

Из представленных документов установлено, что заказчиком неоднократно, а именно 11.01.2017, 23.01.2017, 31.01.2017 на электронный адрес, указанный в контракте, направлялись заявки со списком оборудования, вышедшего из строя и требующего ремонта.

Однако, в соответствии с данными заявками услуга по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники заказчику не была оказана.

При этом, согласно пункту 3.1.5 контракта исполнитель обязан соблюдать сроки проведения услуг по техническому обслуживанию медицинской техники. О невозможности оказания услуг (вида, объема, срока исполнения) заказчик должен быть заблаговременно извещен.

Пунктом 3.1.6 установлено, что «в случае выхода из строя медицинской техники, принятой на техническое обслуживание, устранить неисправность в рамках настоящего контракта на месте эксплуатации в течение двух рабочих дней после получения заявки Заказчика. При невозможности устранения неисправности на месте – в течение десяти рабочих дней на базе Исполнителя. С обязательным проведением послеремонтных испытаний изделия медицинской техники на соответствие эксплуатационным характеристикам».

18.01.2017, 17.02.2017 в адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по адресу электронной почты, заказчиком были направлены претензии о неисполнении договорных обязательств по контракту с требованием направить специалиста для устранения неисправностей в медицинском оборудовании.

Ответы на данные претензии заказчику не поступили.

В соответствии с п. 4.1 контракта приемка оказанных услуг осуществляется заказчиком ежемесячно по факту оказания услуги и оформляется путем подписания акта приемки оказанных услуг.

При проведении проверки Комиссией установлено, что исполнитель не оказывал услугу по контракту, в связи с чем ни одного акта приемки представлено не было.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 7.4. контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и частями 8 – 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом..

17.02.2017 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.01.2017 №39-10/669 в связи с неисполнением исполнителем обязательств по контракту.

В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Комиссией Липецкого УФАС России из анализа документов представленных заказчиком установлено, что в соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика от 17.02.2017 об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено на официальном сайте 20.02.2017 и направлено в тот же день по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в контракте,  а также по адресу электронной почты.

06.03.2017 заказчик получил подтверждение вручения подрядчику решения об одностороннем отказе.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

17.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена информация о расторжении контракта от 11.01.2017 №39-10/669.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу.

Таким образом, вышеуказанный контракт 17.03.2017 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО «Ассоциация «Энергия» Комиссия считает, что сведения об ООО «Ассоциация «Энергия» подлежат включению в реестр, исходя из следующего.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Комиссией из анализа представленных сторонами документов установлено, что исполнителем не были выполнены обязательства, предусмотренные контрактом, услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники оказаны не были, что является существенным нарушением условий контракта.

В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком ООО «Ассоциация «Энергия» об одностороннем отказе от исполнения договора является 06.03.2017, общество в период с 06.03.2017 по 17.03.2017 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

Однако, ООО «Ассоциация «Энергия» не воспользовалось данным правом. В установленный Законом 10-дневный срок (с 06.03.2017 по 17.03.2017) не предприняло каких-либо мер для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.

С точки зрения административных правоотношений, как вида публично правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него мер по соблюдению таких требований.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае исполнитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не оказал заказчику необходимую услугу по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ООО «Ассоциация «Энергия» доказательств возникновения каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательств по контракту, в Липецкое УФАС России не представлено.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае ООО «Ассоциация «Энергия»), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным исполнителем условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Как было уже указано выше, юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставок товара, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ООО «Ассоциация «Энергия» не действовало правомерно и добросовестно, а также не предприняло все зависящие от него меры для исполнения контракта в установленные сроки. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ООО «Ассоциация «Энергия» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), сроком на два года, сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Ассоциация «Энергия» (606108, Нижегородская область, Павловский район, город Павлово, улица Чапаева, дом 43, ИНН 5252038121 КПП 525201001, ОГРН 1155252003224) и его учредителе – Сивкове Дмитрии Александровиче (ИНН учредителя - 525903816405), в связи с односторонним отказом заказчика - государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» от исполнения контракта (реестровый номер <...> ), заключенного 11.01.2017 с ООО «Ассоциация «Энергия»  по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0346300089416000368).

- Дата подведения итогов электронного аукциона –16.12.2016;

- Объект закупки — техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;

- Цена контракта — 2166666 рублей 67 копеек;

- Основания и дата расторжения договора - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора от 17.02.2017,

- Дата расторжения договора - 27.03.2017.

 

Датой включения сведений об ООО Ассоциация «Энергия» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны