Решение б/н Решение и предписание № РНП-48-22м/19 от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-48-22м/19

 

«17» января 2019 года                                                                                г. Липецк

 

На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее –Правила), приказа Липецкого УФАС России от 17.01.2019 № 17, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика - муниципального учреждения «Управление капитального ремонта» города Липецка об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году, заключенного с ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ».

Проверка начата 28.12.2018, окончена 17.01.2019.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.

ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» направлено уведомление о времени и месте рассмотрения материалов в рамках проведения проверки.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 27.12.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от муниципального учреждения «Управление капитального ремонта» города Липецка (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ». Из представленных заказчиком документов следует, что 28.05.2018 заказчиком и  ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» заключен контракт на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году. Согласно условиям контракта ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» обязалось выполнить работы в течении 10 календарных дней с даты заключения контракта. Согласно условиям контракта, весь поставляемый товар должен быть новым (ранее не находившимся в эксплуатации и выполненный из новых качественных материалов), не должен был использоваться в качестве выставочного образца, не должен быть восстановлен после ремонта. Заказчиком проведена независимая экспертиза установленного оборудования, которая выявила многочисленное несоответствие технических данных, комплектности, количества элементов спортивного комплекса техническому заданию контракта, а также наличие в элементах трещин и отверстий, свидетельствующих о нахождении таких элементов ранее в эксплуатации. Работы не были приняты заказчиком.  В связи с данным обстоятельством заказчик  принял  решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из анализа представленных документов и сведений следует, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена документация и извещение о проведении электронного аукциона на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году (реестровый номер <...> ) (далее – электронный аукцион).

Победителем электронного аукциона признано ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» (далее по тексту – поставщик).

28.05.2018 по итогам электронного аукциона заказчиком и поставщиком заключен контракт № 45 (реестровый номер <...> в реестре контрактов) на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году (далее –контракт).  

Пунктом 2.1 контракта установлено, что поставщик самостоятельно за свой счет доставляет товар Заказчику на территории избирательного округа №31 г. Липецка в 2018 году по адресу: ул. Опытная, д.17, д.19, 19б, в соответствии с п.п. 3.1., 3.2. настоящего муниципального контракта. Срок поставки товара с учетом его установки и монтажа – 10 календарных дней с даты заключения муниципального контракта.

Таким образом, последним днем выполнения работ по контракту является 07.06.2018.

Пунктом 3.1 контракта установлено, что поставщик обязан не менее чем за сутки до даты поставки товаров уведомить об этом Заказчика факсимильной или компьютерной связью.

В соответствии с разделом 6 контракта поставщик обязан в письменной форме известить Заказчика о выполнении работ по установке и монтажу поставляемого товара. По факту выполнения работ по установке товара Поставщик должен предоставить Заказчику в том числе следующие документы:

- Акты на скрытые работы;

- Паспорта на оборудование,  сертификаты качества (при их  наличии) на используемые материалы и смонтированное оборудование (с гарантийными талонами);

- Схемы установки детского игрового и спортивного оборудования с привязкой на местности;

- Акты по осмотру и проверке оборудования перед началом эксплуатации.

В случае непредставления, либо предоставления ненадлежащим образом оформленного документа, Поставщик считается не исполнившим обязательства в полном объеме.

Как следует из представленных документов, к установленному контрактом сроку работы не выполнены поставщиком.

Так, 07.06.2018 комиссия заказчика составила акт, в котором констатировала, что на момент проверки – 07.06.2018 поставщик к выполнению работ не приступил.

Как пояснил представитель заказчика, присутствующий на проведении проверки, позже данного срока поставщик в устной форме проинформировал заказчика о готовности работ.

04.07.2018 заказчику направил поставщику перечень замечаний, установленных по выполненным поставщиком работам, а также приглашение представителя поставщика для участия 05.07.2018 в фиксации выявленных недостатков (письмо от 04.07.2018 исх. №589-01-03).

Комиссия заказчика без участия представителей поставщика (представитель поставщика не явился) 05.07.2018 составила акт, в котором зафиксировала выявленные по работам (в том числе по установленному оборудованию) недостатки.

При этом заказчиком получено заключение эксперта № 326-07-00642 от 19.09.2018, которым установлено, что установленный согласно контракту спортивный комплекс имеет многочисленные несоответствия техническому заданию (приложение к контракту), в том числе экспертом сделан вывод о том, что отдельные элементы ранее находились в эксплуатации.

Разделом 5 контракта установлено, что весь поставляемый товар должен быть новым (ранее не находившимся в эксплуатации и выполненный из новых качественных материалов), не должен был использоваться в качестве выставочного образца, не должен быть восстановлен после ремонта. Каждое изделие должно сопровождаться сертификатом (при наличии), техническим паспортом, в котором должно быть указано предназначение, заводской номер <...> правила безопасной эксплуатации, монтажные схемы сборки изделий по ГОСТ Р 52301-2013.   Материалы должны обеспечивать безопасность детей по ГОСТ Р 52301-2013. Конструкции игрового оборудования должны исключать острые углы, сколы, трещины.  Товар, не соответствующий требованиям, указанным в настоящем контракте, а также некомплектный товар считается не поставленным.  

23.11.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

При этом статьей 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленный законом срок размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено исполнителю по адресу электронной почты и почтовому адресу, указанным в контракте.

Из представленных документов следует, что 17.12.2018 заказчик получил уведомление о вручении поставщику 14.12.2018 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно представленным сведениям, заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены сведения о дате расторжения контракта – 27.12.2018.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 193 ГК РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя из требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило  в силу и контракт считается расторгнутым – 28.12.2018 (через десять дней с даты получения заказчиком почтового уведомления о вручении поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).

При таких обстоятельствах, дата расторжения контракта указана заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru неверно, с нарушением требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному  Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, размещение  соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Таким образом, допущенное заказчиком нарушение при размещении на официальном сайте информации не является основанием для не включения сведений о подрядчике в реестр  недобросовестных поставщиков.

По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, участник принял на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности и соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

При проведении проверки доказательств возникновения у исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта, не установлено (о возникновении таких обстоятельств поставщик не уведомлял заказчика). 

В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как было установлено из представленных сторонами документов, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено поставщиком почтовой связью 14.12.2018, заказчик получил почтовое уведомление 17.12.2018.

Однако в определенный законом срок поставщик также не исполнил принятые на себя обязательства по контракту, что позволило бы заказчику отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с вышеизложенным, Комиссия не может прийти к выводу о том, что поставщик проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения  обязательств по   контракту.

В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения поставщик при исполнении  контракта.

При этом включение в данном случае сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица.

Каким-либо иным образом, включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью Архитектурно-Строительная компания «ДОМ», его учредителе и директоре, контракт с которым расторгнут  в связи с  односторонним отказом  заказчика – муниципального учреждения «Управление капитального ремонта» города Липецка от исполнения контракта от 28.05.2018 № 45 (реестровый номер <...> в реестре контрактов) на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году, в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта:

- общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» (ИНН 3662190824, КПП 366201001, ОГРН 1133668030275, место нахождения: 394088, Воронежская область, город Воронеж, улица Хользунова, дом 111, квартира 78);

- учредитель;

- директор;

- дата заключения контракта – 28.05.2018;

- реестровый номер контракта - 3482505489318000049;

- предмет контракта — поставка и установка детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году;

- цена контракта — 92 992,73 рублей;

- срок исполнения обязательств поставщика по контракту — по 07.06.2018;

- основание расторжения контракта - решение муниципального учреждения «Управление капитального ремонта» города Липецка от 23.11.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта;

- дата расторжения контракта 28.12.2018.

2. Датой включения сведений об ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ», его учредителе и директоре в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

3. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

5. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                           <…>

 

Члены  Комиссии                                                      <…>

 

                                                                                   <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №РНП-48-22м/19

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«17» января 2019 года                                                                                      г. Липецк

  

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области на основании решения от 17.01.2019 по делу №РНП-48-22м/19, принятого Комиссией Липецкого УФАС России по итогам проведения проверки документов и сведений, поступивших от муниципального учреждения «Управление капитального ремонта» города Липецка об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.05.2018 № 45 (реестровый номер <...> в реестре контрактов) на поставку и установку детского спортивного оборудования на территории избирательного округа № 31 г. Липецка в 2018 году, заключенного с ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО Архитектурно-Строительная компания «ДОМ», руководствуясь п.2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному учреждению «Управление капитального ремонта» города Липецка в срок до 10.02.2019 совершить  действия по изменению в реестре контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru записи о дате расторжения контракта от 28.05.2018 с реестровым номером 3482505489318000049 с учетом выводов, отраженных в решении Комиссии Липецкого УФАС России от 17.01.2019 по делу №РНП-48-22м/19.

2. Службе Технической поддержки Официального сайта (ООС)  незамедлительно обеспечить техническую возможность исполнения заказчиком данного предписания.

3. Заказчику в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                          <…>

 

Члены  Комиссии                                                     <…>

 

                                                                                  <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны