Решение б/н Решение по делу в отношении общества с ограниченной ответств... от 20 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение №РНП-48-4с/17

по результатам проверки

 

02 февраля 2017 года                                                                              г. Липецк

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России в составе:

председатель: И.В. Поткина — руководитель управления,

заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

член Комиссии: Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка информации и документов, поступивших от заказчика - Управление делами администрации Липецкой области об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников, заключенного с ООО «Логистикснаб» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее-электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителей:

- заказчика: Управление делами администрации Липецкой области- <…> (доверенность б/н от 02.02.2017), <…> (доверенность б/н от 02.02.2017), <…>,

- ООО «Логистикснаб»: Васильева Е.Н. (генеральный директор).

Проверка начата 24.01.2017, окончена 02.02.2017.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено:

В Липецкое УФАС России 23.01.2017, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от Управления делами администрации Липецкой области (далее по тексту– заказчик) поступили информация и документы, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «Логистикснаб» (далее по тексту также – поставщик).   

       Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 17.10.2016 между заказчиком и ООО «Логистикснаб» заключен контракт на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников №0146200002016001556-0014674-01, реестровый номер 2482602407316000139 (далее- контракт). Согласно данному контракту, поставка светильников, их монтаж, ввод в эксплуатацию и демонтаж старых светильников должны быть осуществлены в течение 20 дней с даты заключения настоящего контракта. Однако, по состоянию на текущую дату, поставка светильников, их монтаж, ввод в эксплуатацию и демонтаж старых светильников в соответствии с условиями контракта осуществлены не были. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «Логистикснаб» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

       Присутствующий при проведении проверки представитель поставщика- ООО «Логистикснаб» считает решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта неправомерным и пояснил, что причиной, по которой не была осуществлена поставка светильников, их монтаж, ввод в эксплуатацию и демонтаж старых светильников, является неисполнение обязательств третьим лицом, с которым был заключен контракт.

 

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, и в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, установлено следующее:

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена документация об электронном аукционе №16 - ЭА 2 - 1565: светильники для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников и извещение (реестровый номер <...> ).

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 05.10.2016 №0146200002016001556-3, победителем электронного аукциона признано ООО «Логистикснаб».

17.10.2016 между заказчиком и ООО «Логистикснаб» заключен контракт на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников №0146200002016001556-0014674-01, реестровый №2482602407316000139.

        Пунктом  3.1  контракта  установлено,  что  демонтаж  старых  светильников, поставка  товара,   его   монтаж,   ввод   в   эксплуатацию  должны  быть  осуществлены в течение 20 дней с даты заключения настоящего контракта, по адресу: г.Липецк, пл.Ленина-Соборная, д.1.

Данный срок поставки товара и выполнения работ был указан заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации.

В силу приведенных условий контракта, обязательства по поставке светильников, их монтажу, вводу в эксплуатацию и демонтажу старых светильников подлежали исполнению поставщиком не позднее 07.11.2016.

       При этом, в соответствии с п.10.1 контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2016.

       Согласно пояснениям представителей заказчика и представленным заказчиком сведениям, по состоянию на текущую дату, товар (светильники) поставлен не был, работы по его монтажу, вводу в эксплуатацию и демонтажу старых светильников, в соответствии с условиями контракта не проводились.

При этом, заказчиком в адрес поставщика была направлена претензия об уплате штрафа в связи с невыполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом по поставке товара и выполнению работ (от 22.12.2016 исх.№ВК-3018).

В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

        Пунктом 10.2 контракта установлено, что настоящий контракт предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 826 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На проведение проверки заказчиком представлено принятое им 20.12.2016 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников №0146200002016001556-0014674-01 (реестровый №2482602407316000139), заключенного 17.10.2016.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2016 заказчиком размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.12.2016. 

23.12.2016 указанное решение заказчиком направлено поставщику по адресу, указанному в контракте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Адрес поставщика, согласно условиям контракта: 398005, г.Липецк, ул.Невского, д.27, оф.2. При этом, почтовое уведомление (свидетельствующее о получении поставщиком вышеуказанного заказного письма) заказчику вернулось 12.01.2017.

Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 22.12.2016 было направлено заказчиком поставщику на электронную почту, по адресу, указанному в контракте: log_snab@mail.ru.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный контракт 23.01.2017 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Рассмотрев представленную информацию и документы, оценив приведенные сторонами доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «Логистикснаб» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Как установлено, предметом рассматриваемого контракта является поставка светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников, т.е. поставка товара и выполнение работ.

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

А пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При этом, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как было вышеизложено, 17.10.2016 между заказчиком и ООО «Логистикснаб» был заключен контракт на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников №0146200002016001556-0014674-01, реестровый №2482602407316000139.

        В соответствии с п.1.1 рассматриваемого контракта, поставщик обязуется передать заказчику светильники для наружного освещения здания (далее – товар) в ассортименте, количестве, по ценам, в соответствии с комплектностью и характеристиками, указанными в спецификации (приложение), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, произвести демонтаж старых светильников, монтаж новых светильников, их ввод в эксплуатацию (далее - работы), а заказчик обязуется принять и оплатить товар, работы на условиях настоящего Контракта.

       При этом, в соответствии с п.5.1 контракта, поставщик обязался, в частности:

5.1.1. Согласовать с заказчиком дату и время демонтажа старых светильников, поставки товара, его монтажа, ввода в эксплуатацию.

5.1.2. Доставить товар заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузочно-разгрузочных работ осуществить собственными средствами или за свой счет.

 5.1.3.  Осуществить  демонтаж старых светильников, монтаж новых светильников, ввод в эксплуатацию товара в соответствии с требованиями нормативной и эксплуатационно-технической документации на товар лично или привлеченным соисполнителем. Работы по демонтажу старых светильников (66 шт.) и монтажу новых светильников (66 шт.) должны выполняться: по периметру здания на уровне 3 этажа – 61 светильник, на крыше здания – 5  светильников.

       Как было вышеизложено, поставка светильников, их монтаж, ввод в эксплуатацию и демонтаж старых светильников должны быть осуществлены в течение 20 дней с даты заключения настоящего контракта, по адресу: г.Липецк, пл.Ленина-Соборная, д.1 (п.3.1 контракта), т.е. не позднее 07.11.2016. 

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.   Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

       Следовательно, существенным условием рассматриваемого контракта является срок поставки товара и выполнения работ.

       Однако, в обозначенный срок (не позднее 07.11.2016) указанные выше обязательства, предусмотренные контрактом, поставщиком выполнены не были.

       Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из представленных ООО «Логистикснаб» документов, 03.10.2016 обществом был заключен договор поставки №161001 с ООО «Бизнес Свет» на поставку светотехнической продукции и перечислены в качестве аванса денежные средства.

       Однако, 23.11.2016 ООО «Логистикснаб» и ООО «Бизнес Свет» приняли решение о расторжении договора поставки №161001 от 03.10.2016 в связи с нарушением сроков поставки светотехнической продукции и утрате интереса ООО «Логистикснаб» к поставке товара за пределами срока, предусмотренного данным договором (п.2 соглашения о расторжении договора поставки №161001 от 03.10.2016).

       03.11.2016 ООО «Логистикснаб» в адрес заказчика было направлено письмо (исх.№1/11), в котором общество сообщило о невозможности исполнить условия контракта в срок из-за задержки сроков поставки товара по вине третьих лиц, но гарантировало исполнить условия контракта в срок до 06.12.2016.

       Как установлено, заказчик не возражал против исполнения поставщиком условий контракта в установленный обществом срок- до 06.12.2016 и, тем самым, предоставил возможность поставщику исполнить условия контракта.

       Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России и в указанный срок (до 06.12.2016) условия контракта поставщиком исполнены не были, а именно: не была осуществлена поставка светильников, их монтаж, ввод в эксплуатацию и демонтаж старых светильников.  

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п.1 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

       Так, из контракта следует, что заказчик рассчитывал получить товар и выполнение работ в срок, обозначенный в п.3.1 контракта, а также в срок, указанный поставщиком в письме от 03.11.2016 исх.№1/11. Однако, поставщиком данные сроки были нарушены, в результате чего товар поставлен не был и работы выполнены не были.

        При этом, как пояснили представители заказчика, потребность в поставке товара и в выполнении работ у заказчика осталась, но денежные средства, выделенные из областного бюджета на удовлетворение данной потребности, были возвращены обратно в бюджет.

        В следствие чего, поставщиком были нарушены существенные условия контракта.

        Более того, 07.12.2016 ООО «Логистикснаб» в адрес заказчика было направлено письмо (исх.№13/12) о невозможности исполнить условия контракта в связи с тем, что технические характеристики светильников, указанные в приложении к контракту, соответствуют характеристикам светильников, производителем которых является ООО «Производственное объединение «ЭНЕРКОМ». Однако, данный производитель отказал ООО «Логистикснаб» в поставке требуемого товара. В связи с чем, ввиду отсутствия возможности должным образом исполнить обязательства по контракту, ООО «Логистикснаб» предложило заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.

 22.12.2016 заказчик направил в адрес поставщика письмо об отказе расторгнуть контракт по соглашению сторон, ввиду того, что неисполнение обязательств по данному контракту произошло не по вине заказчика и потребность в поставке товара и в выполнении работ у заказчика осталась. Кроме того, заказчиком в адрес поставщика была направлена претензия об уплате штрафа в связи с невыполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, по поставке товара и выполнению работ.

 На основании изложенного, в соответствии с п.10.2 контракта, заказчиком 20.12.2016 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Рассмотрев довод представителя ООО «Логистикснаб» о том, что причиной, приведшей к невозможности исполнить условия контракта, явилось то, что технические характеристики светильников, указанные в приложении к контракту, соответствуют характеристикам светильников, производителем которых является ООО «Производственное объединение «ЭНЕРКОМ», которое впоследствии отказало поставщику - ООО «Логистикснаб» в поставке требуемого товара, Комиссия Липецкого УФАС России отклоняет его, ввиду следующего.

       ООО «Логистикснаб», приняв участие в электронном аукционе, было заранее ознакомлено с условиями Контракта, в том числе, с техническими характеристиками требуемого к поставке товара (приложение к контракту).         Полагая невозможным исполнить контракт в соответствии с техническими характеристиками требуемого к поставке товара, общество могло не участвовать в этом аукционе.

       Приняв участие в электронном аукционе, и подписав контракт, ООО «Логистикснаб» согласилось со всеми его условиями, а, следовательно, должно было его исполнить в соответствии с согласованными техническими характеристиками товара.

       Кроме того, действуя добросовестно и с должной осмотрительностью в целях надлежащего исполнения контракта, общество могло и должно было незамедлительно после его подписания приступить к поставке необходимого товара и к выполнению работ, поскольку, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, ООО «Производственное объединение «ЭНЕРКОМ», которое отказало поставщику в поставке необходимых светильников, не является их единственным производителем.  

       Осуществить поставку светильников, технические характеристики которых соответствуют характеристикам, указанным в приложении к рассматриваемому контракту, имеют возможность также следующие производители и поставщики, в частности: Компания «Люценди», ООО «Люмен», ООО «Непес», ООО «Атлант», ООО «Кронос» и пр. Следовательно, ООО «Логистикснаб» могло обратиться к вышеуказанным производителям и поставщикам светильников для своевременного и надлежащего исполнения условий контракта.

       Довод представителя ООО «Логистикснаб» о невозможности заказчиком принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.12.2016, в связи с окончанием срока действия контракта 31.12.2016, также откланяется Комиссией Липецкого УФАС России, ввиду следующего.

      В силу п.3 ст.425 Гражданского кодекса РФ, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения

сторонами обязательства.

     При этом, контракт не предусматривает условия о том, что истечение срока его

действия влечет прекращение обязательств сторон по нему.

     Согласно п.4 ст.425 Гражданского кодекса РФ, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

     Кроме того, исходя из положений ст.ст.450, 450.1 Гражданского кодекса РФ, расторжение договора и отказ от исполнения договора не являются тождественными понятиями.

     Таким образом, оценив имеющиеся доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчиком документально подтверждено, что в установленный срок товар, предусмотренный контрактом, поставщиком поставлен не был, работы не выполнены. Указанные обстоятельства ООО «Логистикснаб» не опровергнуты.

      С учетом изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в силу ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, ст.ст.450.1, Гражданского кодекса РФ, условий п.10.2 контракта, заказчик был вправе принять решение 20.12.2016 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иных оснований отмены вышеуказанного решения не предусмотрено.

В связи с не устранением поставщиком вышеуказанных нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.

Более того, исследовав и оценив представленные доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что представленные на проведение проверки ООО «Логистикснаб» доказательства, не свидетельствуют о наличии объективных оснований для неисполнения данным поставщиком условий контракта в установленные сроки. В связи с чем, как было вышеизложено, у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и, следовательно, им 20.12.2016 правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов.

С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и пр.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Поставщик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

 Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае поставщик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки поставщик не поставил заказчику товар и не выполнил необходимый объем работ. Тем самым, он создал все условия для отказа заказчика от исполнения контракта.

Как было вышеизложено, в соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в полномочия антимонопольного органа при рассмотрении такой категории дел входит подтверждение достоверности фактов, представленных заказчиком.

Достоверность факта неисполнения условий контракта со стороны ООО «Логистикснаб» была полностью подтверждена в рамках рассмотрения дела №РНП-48-4с/17 соответствующими доказательствами.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае об ООО «Логистикснаб»), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным поставщиком условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой воздействия, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязательств.

В соответствии с п.3 ст.1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товара и выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и, следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

В рассматриваемом случае поставщиком не были предприняты необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения контракта, в поведении поставщика наличествуют признаки его недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является мерой его ответственности, поскольку обеспечивает как реализацию цели ведения такого реестра, так и требований ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе и является соразмерной.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Логистикснаб» не действовало правомерно и добросовестно, а также не предприняло все зависящие от него меры для исполнения контракта в установленные сроки. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ООО «Логистикснаб» в реестр недобросовестных поставщиков.

        При проведении внеплановой проверки Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

Комиссия, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на два года, информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью «Логистикснаб» <...>, в связи с односторонним отказом заказчика - Управление делами администрации Липецкой области от исполнения контракта на поставку светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников №0146200002016001556-0014674-01 (реестровый номер 2482602407316000139), заключенного 17.10.2016 с ООО «Логистикснаб» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ).

- Дата подведения итогов электронного аукциона – 05.10.2016;

- Объект закупки — поставка светильников для наружного освещения здания, их монтаж, ввод в эксплуатацию, демонтаж старых светильников;

- Цена договора — 1 249 491 рубль 25 копеек;

  - Основания и дата расторжения договора - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора от 20.12.2016, дата расторжения договора - 23.01.2017;

- Датой включения сведений об ООО «Логистикснаб» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны