Решение б/н Решение по жалобе в отношении ИП от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение №РНП-48-57с/17

 

13 сентября 2017 года                                                                              г. Липецк

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России в составе:

председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;

члены Комиссии: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, О.И. Панина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка документов и сведений на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, поступивших от заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" об одностороннем отказе от исполнения контракта 317-ЭА-ИМ-17 на поставку медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата) (реестровый номер 2482300645317000100), заключенного с ИП <…> по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион).

На заседании Комиссии в материалы дела были представлены документы, согласно которым ИП <...> в связи с заключением брака изменила фамилию на Терехову. В единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись, в том числе, об изменении фамилии индивидуального предпринимателя.

Проверка проведена в присутствии представителей:

- ИП <…>: <…> (доверенность от 20.08.2017),

- заказчика: государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер": <…> (доверенность от 11.09.2017), <…> (доверенность от 11.09.2017).

Проверка начата 31.08.2017, окончена 13.09.2017.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки, после объявленного перерыва, установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 30.08.2017, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" (далее – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ИП <...> (далее – поставщик).

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 11.05.2017 между заказчиком и ИП <...> был заключен контракт №317-ЭА-ИМ-17 на поставку медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата) (реестровый номер 24823006453 17 000100) (далее- контракт). Согласно данному контракту поставщик был обязан поставить товар до 30.06.2017. Поставщик осуществил поставку товара 29.06.2017. Однако, при приемке товара заказчиком было обнаружено несоответствие поставленного товара условиям контракта. Заказчиком направлялись в адрес поставщика письма о замене поставленного товара (с указанием конкретного срока) и об оплате штрафов за неисполнение условий контракта. Однако, от поставщика не последовало никаких действий, в связи с чем 11.08.2017 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ИП <...> подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в результате рассмотрения представленных сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок 11.04.2017 размещены извещение с реестровым номером 0346200008017000038 и документация об электронном аукционе на поставку приборов и аппаратов для функциональной диагностики прочих, применяемых в медицинских целях, не включенных в другие группировки: медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата).

Начальная (максимальная) цена контракта – 63 000,00 рублей.

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.04.2017 №0346200008017000038-1, единственным участником электронного аукциона, заявка на участие которого соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, признана ИП <...>.

11.05.2017 между заказчиком и ИП <...> заключен контракт №317-ЭА-ИМ-17 на поставку медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата).

Существенным условием рассматриваемого контракта является срок поставки товара, в соответствии с которым: поставка медицинского изделия осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок до 30.06.2017 (п.5.1 контракта).

При этом, в п.11.1 указано, что контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.07.2017.

В пункте 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно пункту 1 статьи 478 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.

Как следует из представленных документов и пояснений представителей заказчика поставленный поставщиком 29.06.2017 товар не соответствовал условиям контракта: заказчику требовался к поставке «Аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д», вместо этого, поставщиком был поставлен «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС».

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно  части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 11.3 контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В связи с тем, поскольку поставщиком не была произведена заменена поставленного медицинского оборудования, на соответствующее условиям контракта, заказчиком 11.08.2017 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта установлен ст. 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На проведение внеплановой проверки заказчиком представлено принятое им 11.08.2017 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №317-ЭА-ИМ-17 на поставку медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата) (реестровый номер 24823006453 17 000100), заключенного 11.05.2017.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.08.2017, в этот же день заказчиком размещено на официальном сайте госзакупок РФ www.zakupki.gov.ru.

Также, 11.08.2017 указанное решение заказчиком направлено поставщику по адресам, указанным в контракте, заказными письмами с уведомлением о вручении. Адреса поставщика, согласно условиям контракта: 398006, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленинградская, д. 16, кв. 3 и 398016, Липецкая область, г. Липецк, ул. Качалова, д.5, кв.25. Почтовые уведомления (свидетельствующие о получении поставщиком вышеуказанных заказных писем) заказчику вернулись обратно 17.08.2017. Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <...> 17.08.2017.

         Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.08.2017 было направлено заказчиком поставщику на электронную почту по адресу, указанному в контракте: 89103582555@mail.ru.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный контракт 28.08.2017 расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

 Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Тереховой Е.Д. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, ввиду следующего.

Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд  поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 527 ГК РФ).

Так, в соответствии с п.1.1 контракта: «поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Медицинского изделия: аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д (код ОКПД 2 – 26.60.12.129) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Медицинского изделия (далее – Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Медицинское изделие и надлежащим образом оказанные Услуги».

Как было вышеизложено, поставка медицинского изделия осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок до 30.06.2017 (п.5.1 контракта).

Кроме того, п.5.3 контракта, в том числе, предусмотрено, что «при поставке Медицинского изделия Поставщик представляет следующую документацию: а) копию регистрационного удостоверения на Медицинское изделие, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

Как следует из представленных документов и пояснений представителей заказчика 29.06.2017 поставщиком был поставлен товар вместе с копией регистрационного удостоверения и декларацией о соответствии, в которых указано: «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС», что не соответствует условиям контракта, поскольку заказчику по контракту требовался к поставке товар: «Аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д».

Как установлено, заказчиком был составлен акт экспертизы поставленного товара, в соответствии с которым экспертной комиссией заказчика выявлено, что поставленный товар не соответствует требованиям по качеству, установленным в контракте, а именно: «согласно спецификации приложения №1 к контракту поставщик должен поставить товар «Аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д», однако, в предоставленном регистрационном удостоверении и декларации о соответствии указан «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС»».

       В связи с чем, заказчиком в адрес поставщика было направлено письмо от 30.06.2017 №477, в котором заказчик просил сообщить соответствует ли регистрационное удостоверение на «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС» аппарату для фотодиагностики светодиодному «АФС-Д».

       19.07.2017 поставщиком в адрес заказчика, в ответ на вышеуказанное письмо, было направлено письмо, в котором поставщик утверждал, что регистрационное удостоверение на «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС» соответствует аппарату для фотодиагностики светодиодному АФС-Д. При этом, приложил письмо производителя указанных аппаратов-ООО «Полироник», согласно которому, медицинское изделие: «Аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д» и медицинское изделие: «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС»-  один и тот же аппарат. Аббревиатура «АФС-Д» использовалась в 2013 году в научной статье. А для проведения аутофлуоресцентной стоматоскопии использовался и используется «Аппарат для фототерапии светодиодный АФС», соответствующий  регистрационному удостоверению и декларации о соответствии.

         Таким образом, ООО «Полироник» в своем письме подтвердил факт отсутствия на рынке медицинских изделий аппарата для фотодиагностики светодиодного «АФС-Д».

Согласно п.6.3 контракта заказчик в течение 5 дней со дня получения от поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 контракта, направляет поставщику подписанный акт приема-передачи медицинского изделия (приложение №3 к контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.

        Согласно представленному в материалы дела письму от 12.07.2017 №178, в связи с поставкой товара, несоответствующего условиям контракта, заказчик потребовал в течение 3 рабочих дней осуществить замену поставленного товара на товар, соответствующий условиям контракта. Указанное письмо было направлено поставщику посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением), о чем имеются в материалах дела доказательства. Более того, представителем поставщика факт получения указанного письма не отрицается.

        Однако, товар, соответствующий условиям рассматриваемого контракта, в установленный заказчиком срок (в течение 3 рабочих дней) поставлен не был.

Заказчиком 19.07.2017 (№559) и 25.07.2017 (№568) направлялись письма с требованиями оплатить штраф за неисполнение условий контракта и расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Однако, поставщиком в письме №088 от 03.08.2017 заказчику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон, но без взыскания штрафных санкций.

11.08.2017 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

А 23.08.2017 поставщик вновь направил в адрес заказчика письмо (исх.№104), в котором указал, что поставленный товар соответствует условиям контракта, ссылаясь снова на письмо производителя товара – ООО «Полироник».

Согласно п.1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Пунктом 2 ст.450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Гражданский  Кодекс РФ определяет существенными следующие нарушения поставщиком договора поставки:

-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок,

       -неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п.2 ст.523 ГК РФ).

        Так, из контракта следует, что заказчик рассчитывал получить товар в сроки, обозначенные в п.5.1 контракта (до 30.06.2017) и в направленном поставщику письме от 12.07.2017 №178 (в течение 3 рабочих дней). Неоднократное нарушение данных сроков является существенным нарушением поставщиком условий контракта.

        Кроме того, регистрационное удостоверение подтверждает качество товара.

Таким образом, возможность принятия такого решения поставлена в зависимость от наличия обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом РФ в качестве оснований для одностороннего отказа от исполнения отдельного вида обязательства, и от наличия соответствующих условий в контракте.

В пунктах 11.3-11.4 контракта закреплена возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, в соответствии с п.11.3-11.4 контракта, заказчиком 11.08.2017 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

       Подписывая проект контракта, поставщик, тем самым, соглашался с условиями данного контракта, в том числе, с пунктами 11.3-11.4 контракта.

При этом, необходимый заказчику товар- «Аппарат для фотодиагностики светодиодный АФС-Д» (в том числе, указанный поставщиком в подаваемой им аукционной заявке) с обязательным комплектом соответствующих документов, включая регистрационное удостоверение, поставлен не был.

       В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В связи с не устранением поставщиком вышеуказанных нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.

Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Следовательно, заказчиком 11.08.2017 правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 

        С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов.

С учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.

В силу п.1 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

В соответствии со ст.2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Поставщик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

 Длительность изготовления товара, возможность отказа в его поставке контрагентом является предпринимательским риском общества. Участвуя в гражданском обороте, участник закупки обязан действовать разумно и осмотрительно, учитывать наличие возможных неблагоприятных рисков.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В настоящем случае заявитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки поставщик не поставил необходимые заказчику товары. Тем самым, он создал все условия для отказа заказчика от исполнения контракта.

Довод представителя индивидуального предпринимателя о том, что производитель товара- ООО «Полироник» ввел его в заблуждение относительно наличия товара, соответствующего условиям контракта и возможности осуществить его поставку, что следует расценивать как непредвиденное обстоятельство, которое не позволило осуществить поставку необходимого товара в указанные заказчиком сроки, полностью противоречит вышеприведенным нормам законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в полномочия антимонопольного органа при рассмотрении такой категории дел входит подтверждение достоверности фактов, представленных заказчиком.

Достоверность факта неисполнения условий контракта со стороны ИП <...> была полностью подтверждена в рамках рассмотрения дела №РНП-48-57с/17 соответствующими доказательствами.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки (в данном случае ИП <...>), в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным поставщиком условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой воздействия, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязательств.

В соответствии с п.3 ст.1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Исходя из п.1 и п.3 ст.401 ГК РФ следует, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Как было уже указано выше, участник закупки, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, подобные действия исполнителей контрактов не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставок товара, необходимых для реализации государственных полномочий и функций. При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.

В рассматриваемом случае поставщиком не были предприняты необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения контракта, в поведении поставщика наличествуют признаки его недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является мерой его ответственности, поскольку обеспечивает как реализацию цели ведения такого реестра, так и требований ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе и является соразмерной.

 Следует отметить, что представленные поставщиком и имеющиеся в материалах дела товарные накладные не подтверждают факт исполнения поставщиком обязательств по рассматриваемому контракту в соответствии с поданными заказчиком заявками.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ИП <...> не действовала правомерно и добросовестно, а также не предприняла все зависящие от нее меры для исполнения условий контракта в установленные сроки. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ИП <...> Е.Д. в реестр недобросовестных поставщиков.

        При проведении внеплановой проверки Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

Комиссия, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков, сроком на два года, информацию в отношении индивидуального предпринимателя <…>, в связи с односторонним отказом заказчика - Государственного учреждения здравоохранения «Липецкий областной онкологический диспансер» от исполнения контракта 317-ЭА-ИМ-17 на поставку медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата) (реестровый номер 2482300645317000100), заключенного с ИП <...> по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ).

- Дата проведения электронного аукциона (рассмотрения заявки единственного участника закупки) – 25.04.2017;

- Объект закупки — поставка медицинского оборудования (лазерного диодного аппарата);

- Цена контракта — 63 000 рублей 00 копеек;

  - Основания и дата расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.08.2017, дата расторжения контракта - 28.08.2017;

- Датой включения сведений об ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны