Решение б/н Решение в отношении ООО «ЛипецкСтройКонсалт» от 24 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение № РНП-48-68м/17

 

«14» ноября 2017 года                                                                            г. Липецк

 

На основании ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062,  Комиссией  Липецкого УФАС России в составе:

председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: О.И. Панина – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика –администрации сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области об уклонении ООО «ЛипецкСтройКонсалт» от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации и конструкции систем теплоснабжения с применением энергосберегающего оборудования и технологий для отопления МАУК "Богородицкий поселенческий центр культуры" (реестровый номер <...> ), (далее- электронный аукционе) на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО «ЛипецкСтройКонсалт».

Проверка проведена в присутствии представителей:

- заказчика - администрации сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области – <…> (глава сельского поселения);

- ООО «ЛипецкСтройКонсалт» - <…> (генеральный директор).

Проверка начата 01.11.2017, окончена 14.11.2017.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 31.10.2017, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от администрации сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области (далее по тексту – заказчик) поступила информация, согласно которой, победитель электронного аукциона - ООО «ЛипецкСтройКонсалт» в срок, предусмотренный статьей 70 Закона о контрактной системе, не направило подписанный проект и не представило обеспечение исполнения контракта.

Данный факт полностью подтвердил представитель заказчика, присутствующий при проведении проверки.

Присутствующий при проведении проверки представитель ООО «ЛипецкСтройКонсалт» пояснил, что общество не смогло своевременно подписать контракт в связи  с тем, что в арендуемом обществом здании  в период с 20.10.2017 по 25.10.2017 при проведении ремонтных работ кровли были выведены из строя коммуникации связи и сети «Интернет».

Из анализа представленных документов и информации следует, что 25.09.2017 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона №0146300022617000004 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по модернизации и конструкции систем теплоснабжения с применением энергосберегающего оборудования и технологий для отопления МАУК "Богородицкий поселенческий центр культуры".

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 216 610,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.10.2017 электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона  о контрактной системы в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка.

При этом, согласно данному протоколу ООО «ЛипецкСтройКонсалт» и его заявка признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

На основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно представленным заказчиком сведениям из его личного кабинета на электронной площадке, заказчик в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, 18.10.2017 разместил на  электронной площадке проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени ООО «ЛипецкСтройКонсалт».

В силу ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Как установлено Комиссией, исходя из представленных заказчиком документов,  ООО «ЛипецкСтройКонсалт» в указанный срок (с 19.10.2017 по 23.10.2017) не подписало проект контракта, а также не представило обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель аукциона должен разместить в единой информационной системе протокол разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона.

Из содержания указанных норм следует, что право победителя электронного аукциона  по направлению  заказчику протокола разногласий по условиям проекта контракта ограничено предельным сроком в тринадцать дней с даты  размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе).

Поскольку Законом о контрактной системе не определен порядок исчисления установленных им сроков, часть 1 статьи 2 данного Федерального закона позволяет применить соответствующие положения гражданского права, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В данном случае, поскольку протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе размещен заказчиком на официальном сайте единой информационной системе закупок 13.10.2017, указанный в части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе срок для направления ООО «ЛипецкСтройКонсалт» протокола разногласий подлежит исчислению с 14.10.2017 - следующего дня после размещения на официальном сайте единой информационной системе закупок протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе,  и истекает 26.10.2017  в 23:59 час.

Установлено, что победителем в установленный Законом о контрактной системе срок протокол разногласий не был направлен.

В силу ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе   победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Как следует из представленных документов и сведений, 27.10.2017 заказчиком принят протокол об уклонении победителя от заключения договора по итогам электронного аукциона, согласно которому ООО «ЛипецкСтройКонсалт» признано уклонившимся от заключения контракта. Данный протокол размещен 27.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

В соответствии со статьей 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО «ЛипецкСтройКонсалт» Комиссия считает, что сведения об ООО «ЛипецкСтройКонсалт» подлежат включению в реестр, исходя из следующего.

Из пояснений представителя ООО «ЛипецкСтройКонсалт» следует, что общество не имело возможности подписать проект контракта, так как с 20.10.2017 по 25.10.2017 в здании нахождения общества, в связи с проведением ремонтных работ кровли, коммуникации связи и сети «Интернет»  были выведены из строя.

В доказательство данного факта обществом в материалы дела предоставлена справка (исх. №45 от 13.11.2016), выданная ООО «Центр», в которой указано, что в период с  20.10.2017 по 25.10.2017 в административном здании, расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Тельмана, дом 164Б, проводились ремонтные работы кровли здания, в связи с чем, была нарушена целостность коммуникаций связи и отсутствовал доступ к сети «Интернет».

Вместе с тем, к данному документу, представленному в доказательство невозможности обществом подписать контракт, следует отнестись критически, в связи со следующим.

Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что обязанность по подписанию проекта контракта возникла у общества с 19.10.2017 по 23.10.2017, также у общества имелась возможность до 23:59 час. 26.10.2017 направить заказчику протокол разногласий.

Надлежащих доказательств того, что обществом после возникших проблем с подключением к сети «Интернет», были совершены действия по поиску другой точки доступа к сети «Интернет» (сеть WiFi, USB-модем) в целях совершения действий по подписанию проекта контракта, в материалы дела не представлено.

Более того, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение обществом требований Закона о контрактной системе по предоставлению заказчику обеспечения исполнения контракта.

При этом необходимо отметить, что возможность получения банковской гарантии и перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, не связано с наличием доступа к сети «Интернет».

Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность приостановления течения установленных ст. 70 данного Закона сроков для заключения контракта по результатам электронного аукциона, основанием для приостановления таких сроков, в том числе, является возникновение обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, в этих случаях соответствующая сторона контракта обязана уведомить другую сторону о наличии таких обстоятельств в течение одного дня, течение таких сроков приостанавливается на срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст. 70 Закона о контрактной системе).

При этом, в материалы дела не представлено доказательств, того, что общество уведомляло заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта.

Из изложенного следует, что ООО «ЛипецкСтройКонсалт» не были совершены все возможные действия, направленные на заключение контракта.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Участник закупки принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств, подтверждающих наличие возникновения у ООО «ЛипецкСтройКонсалт» каких-либо обстоятельств, вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства для подписания контракта, в материалы дела не представлено.

Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что ООО «ЛипецкСтройКонсалт» проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения требований Закона о контрактной системе при заключении контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

Невыполнение в данном случае участником закупки требований Закона о контрактной системе влечет невозможность заключения с ним контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой закупки.

При этом включение в данном случае сведений о поставщике  в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица.

Каким-либо иным образом, включение общества с ограниченной ответственностью в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения ООО «ЛипецкСтройКонсалт» при заключении контракта.

Вышеуказанные выводы позволяют квалифицировать действия ООО «ЛипецкСтройКонсалт» как уклонение от заключения контракта в контексте норм Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью «ЛипецкСтройКонсалт» от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации и конструкции систем теплоснабжения с применением энергосберегающего оборудования и технологий для отопления МАУК "Богородицкий поселенческий центр культуры" (реестровый номер <...> ), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об участнике закупки и его учредителе:

- общество с ограниченной ответственностью «ЛипецкСтройКонсалт» (ИНН 4825121268, КПП 482501001, ОГРН 1164827074477, место нахождения: 398016, Россия, Липецкая область, город Липецк, улица Тельмана, дом 164б, литер а, офис 7);

-  учредитель – <…> (ИНН 602200076021);

- лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа юридического лица (генеральный директор) – <…> (482411050003);

- предмет контракта - выполнение работ по модернизации и конструкции систем теплоснабжения с применением энергосберегающего оборудования и технологий для отопления МАУК "Богородицкий поселенческий центр культуры";

- начальная (максимальная) цена контракта – 3 216 610,00 рублей;

- срок оказания услуг —по 31 декабря 2017 года;

- дата признания закупки несостоявшейся – 13.10.2017.

2. Датой включения сведений об ООО «ЛипецкСтройКонсалт» и его учредителе в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны