Решение б/н Решение №РНП-48-93c/18 от 26 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-93c/18

 

23 апреля 2018 года г. Липецк

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

заместитель председателя Комиссии: <…> - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии: <…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

проведена проверка документов и сведений на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, поступивших от заказчика – управления делами администрации Липецкой области об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности», заключенного с индивидуальным предпринимателем <…> по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) (далее – электронный аукцион).

Проверка проведена в присутствии представителя заказчика - управления делами администрации Липецкой области: <…> (по доверенности от 20.04.2018).

ИП <…>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения материалов в рамках проведения проверки, на заседание Комиссии не явился.

Проверка начата 10.04.2018, окончена 23.04.2018.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.

В Липецкое УФАС России 09.04.2018 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от управления делами администрации Липецкой области (далее – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ИП <…> (далее – исполнитель).

Из содержания данного обращения следует, что 08.11.2017 между заказчиком и ИП <…> был заключен контракт (реестровый номер <...> ) на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме: «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности» (далее - контракт). Согласно данному контракту, закупаемая услуга должна быть оказана в период с даты заключения контракта по 30.11.2017. Однако, ИП <…> обязательства по контракту не выполнил. В связи с чем, 29.12.2017 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Данный факт полностью подтвердил представитель заказчика, присутствующий при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате рассмотрения сведений о недобросовестном исполнителе установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.09.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме: «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта 30000,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.10.2017 победителем электронного аукциона признан индивидуальный предприниматель <…>, предложивший наиболее низкую цену товара – 9 550,30 рублей.

08.11.2017 между заказчиком и ИП <…> был заключен контракт на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме: «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности».

По условиям контракта исполнитель взял на себя обязательства оказывать услуги по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме: «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности» (далее - услуги) в соответствии с заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с п. 3.1 контракта, услуги должны оказываться в период с даты заключения настоящего контракта по 30.11.2017.

Согласно положениям пункта 4.1.2 контракта, исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения настоящего контракта:

- предоставить заказчику надлежаще заверенную копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;

- согласовать конкретную дату и адрес места проведения курсов с заказчиком;

- предоставить заказчику для утверждения расписание занятий, учебный план и программу проведения курсов.

Как следует из представленных документов и пояснений представителя заказчика, обязательства, предусмотренные п. 4.1.2 контракта, исполнитель не выполнил.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что 14.11.2017 и 15.11.2017 заказчиком на адрес электронной почты исполнителя, указанный в контракте, были направлены обращения с просьбой исполнить обязательства, предусмотренные п. 4.1.2 контракта.

Ответов от ИП <…> на указанные обращения заказчику не поступило.

12.12.2017 заказчиком, по адресу электронной почты исполнителя, а также заказными письмами с уведомлением о вручении, на адреса, указанные в контракте (юридический и почтовый), была направлена претензия о неисполнении договорных обязательств по контракту с требованием выполнить обязательства в кратчайшие сроки.

Ответ на данную претензию заказчику также не поступил.

Таким образом, услуги, обозначенные контрактом, предоставлены заказчику не были, что является существенным нарушением условий контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 10.2 контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 826 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что 29.12.2017 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением исполнителем обязательств по контракту.

В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Липецкого УФАС России из анализа документов, представленных заказчиком, установлено, что в соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика от 29.12.2017 об одностороннем отказе от исполнения контракта в тот же день было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и направлено на адрес электронной почты ИП <…>.

Также данное решение 09.01.2018 было направлено заказчиком ИП <…> на адреса, указанные в контракте, по почте заказными письмами с уведомлением о вручении. Уведомления о вручении вернулись заказчику 19.02.2018 и 22.02.2018 с отметкой - истек срок хранения.

03.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена информация о расторжении контракта.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный контракт расторгнут, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП <…>, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе подлежат включению в реестр, исходя из следующего.

В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Комиссией из анализа представленных сведений и документов установлено, что исполнителем услуги, предусмотренные контрактом, не были оказаны, что является существенным нарушением условий контракта.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ИП <…> доказательств возникновения каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательств по контракту, в Липецкое УФАС России не представлено.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об участнике закупки, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным исполнителем условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Однако, ИП <…> не воспользовался данным правом, в установленный срок не предпринял каких-либо мер для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России в ходе проведения проверки установлено, что ИП <…> не действовал правомерно и добросовестно, а также не предпринял все зависящие от него меры для исполнения принятых на себя обязательств по контракту. Следовательно, в рассматриваемом случае, имеются основания для включения сведений об ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом включение в данном случае сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Каким-либо иным образом, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Исполнитель не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений об ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей»),

РЕШИЛА:

 

 

1. В связи с односторонним отказом заказчика – управления делами администрации Липецкой области от исполнения контракта на оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности», заключенного с индивидуальным предпринимателем <…> по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ) включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об участнике закупки:

- индивидуальный предприниматель <…> (ИНН 250200342577, ОГРНИП 317253600018063, адрес: 690001, РФ, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 87);

- предмет контракта — оказание услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих Липецкой области по теме «Противодействие терроризму и экстремистской деятельности»;

- цена контракта — 9550 руб. 30 коп.;

- основания и дата расторжения договора - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора от 29.12.2017, дата расторжения договора - 03.04.2018;

2. Датой включения сведений об ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны