Определение б/н Определение № 98 от 21.05.2019 о возбуждении дела № 02-38/8р... от 21 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 98

о возбуждении дела № 02-38/8р-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«21» мая 2019г.

г. Магадан

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе *** – заместитель руководителя управления, рассмотрев заявление гражданина П. (вх. 02/1129 от 21.03.2019) и материалы о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при рассылке СМС-сообщения без предварительного письменного согласия абонента,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Магаданским УФАС России рассмотрено заявление гражданина П. (вх. № 02/1129 от 21.03.2019) по факту наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с рассылкой нежелательной рекламы на мобильный телефон заявителя – абонента в сети оператора сотовой связи ПАО «МТС».

По результатам рассмотрения  указанного заявления установлено следующее.

19.03.2019 года в 14:54 с номера +7-925-*** на номер абонента - заявителя П. +7-910-*** поступило сообщение с текстом:

«Возврат прав при лишении

Снятие с базы ГИБДД

StopGAI.com

 

89299051550».

В качестве подтверждения получения указанной рекламы к заявлению приложен скриншот с мобильного телефона заявителя, а также письменное согласие П. на получение Федеральной антимонопольной службой России, а также ее территориальными органами информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на абонентский номер <...> -910-*** в сети оператора сотовой связи ПАО «МТС», необходимых для рассмотрения его обращений.

Оператором отправителя СМС-сообщения +7-925-***, согласно информации, размещенной на сайте Федерального агентства связи (https://www.rossvyaz.ru/docs/articles/DEF-9x.html), является ПАО "Мегафон" (г. Москва и Московская область).

Приложенными документами подтверждается, что на номер мобильного телефона П. поступило короткое текстовое сообщение:

 «Возврат прав при лишении

Снятие с базы ГИБДД

StopGAI.com

 

89299051550».

При этом содержащаяся в данном сообщении информация обезличена (один и тот же текст предназначается для направления неопределенному кругу лиц), привлекает внимание к объекту рекламирования, следовательно, в соответствии с положениями Закона о рекламе, такая информация является рекламой.

Антимонопольным органом был направлен запрос о предоставлении информации в адрес ПАО «МТС» (исх. № 01-10/823 от 22.03.2019). Срок предоставления информации до 10.04.2019.

Согласно информации, представленной ПАО «МТС» (вх. № 02/1335 от 01.04.2019), Общество не заключало договоров на распространение указанного в запросе рекламного смс-сообщения, компания не занимается рассылкой или производством рекламных смс-сообщений и не является заказчиком данных смс-рассылок.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также — Закон о рекламе, ФЗ «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. При этом согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ст. 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме № АК/16266 от 28.04.2011 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, и рекламораспространителем не является.

Оператор связи не является распространителем информации или сведений, содержащихся в сообщении, поскольку выполняет техническую функцию передачи сообщений (закрытого пакета информации), а не информации определенного содержания.

Таким образом, ПАО «МТС» не является рекламораспространителем, рекламопроизводителем или рекламодателем при направлении указанного рекламного сообщения. Общество осуществляет только передачу информации, сформированной отправителем, при этом целью является оказание услуг, а не распространение рекламы.

В силу чч. 1 и 2 ст. 44.1 Закона о связи рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Таким образом, положения ст. 44.1 Закона о связи возлагают обязанность получения предварительного согласия от абонента на получение коротких текстовых сообщений по сетям электросвязи, а также ответственность за рассылку коротких текстовых сообщений по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента – на заказчика рассылки.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Согласно информации, представленной ПАО «МТС» (вх. № 02/1335 от 01.04.2019), смс-сообщение рекламного характера поступило с абонентского номера+7-925-***, выделенного ПАО «Мегафон».

Антимонопольным органом был направлен запрос о предоставлении информации в адрес ПАО «Мегафон» (исх. № 01-10/822 от 22.03.2019). Срок предоставления информации до 10.04.2019.

ПАО «Мегафон» письмом вх. № 02/1590 от 11.04.2019 года попросило продлить срок предоставления запрашиваемых документов в связи с тем, что информация, необходимая для подготовки ответа, находится в подразделениях, расположенных в разных регионах страны.

15.04.2019 года срок рассмотрения заявления П. (вх. № 02/1129 от 21.03.2019) продлен до 21.05.2019 года, о чем заявитель был уведомлен письмом исх. № 01-10/1122от 15.04.2019 года.

Согласно письму ПАО «Мегафон» вх. № 01/1802 от 23.04.2019 года абонентский номер <...> -925-*** выделен по договору оказания услуг связи № GF0078926370 от 19.03.2019 Е.

Магаданским УФАС России в адрес отправителя рекламного сообщения Е. направлен запрос №01-10/1300 от 30.04.2019 о предоставлении информации в срок до 15.05.2019.

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором 8008***, запрос в адрес Е. № 01-10/1300 от 30.04.2019 поступил адресату в почтовое отделение по месту регистрации 13.05.2019, но не был вручен адресату (статус: «ожидает адресата в месте вручения»)

К установленному сроку запрашиваемая информация не поступила.

Также в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области был направлен запрос № 01-10/1292 от 30.04.2019 о предоставлении адресно-справочной информации об указанном гражданине в срок до 15.05.2019.

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором 80083***, запрос, направленный в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области № 01-10/1292 от 30.04.2019, получен адресатом 14.05.2019.

К установленному сроку запрашиваемая информация также не поступила.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

На основании вышеизложенного, ответственность за рассылку СМС – сообщения на номер заявителя П. +7-910-*** возлагается на Е.

Распространенная информация по своему содержанию привлекает внимание  неопределенного круга лиц к деятельности по возврату прав при их лишении и снятию с базы ГИБДД.  Информацию об оказании услуг по возврату прав при их лишении и снятию с базы ГИБДД можно узнать по указанному в рекламе телефону, что формирует и поддерживает интерес к деятельности продавца данного вида услуги, тем самым способствуя продвижению такой деятельности на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама продавца указанной выше услуги, подробную информацию о которой можно узнать по телефонному номеру +7-929-***, распространенная посредством СМС-сообщения с текстом:

«Возврат прав при лишении

Снятие с базы ГИБДД

StopGAI.com

 

89299051550», доставленного 19.03.2019 года в 14:54 по сети подвижной радиотелефонной связи на телефонный номер гражданина П. без его предварительного согласия, содержит признаки нарушения требования ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем.

Собранными материалами подтверждается, что Е. является рекламораспространителем.

Ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 Закона о рекламе.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, чч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением  РФ от 17.08.2018 №508

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 02-38/8р-2019 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе в отношении Е.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель: П. (127220, г Москва, ***);

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Е. (630005, г. Новосибирск, ***).

3. Назначить дело № 02-38/8р-2019 к рассмотрению на 20 июня 2019г. в 14 часов 30 минут по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 17, каб. 306.

4. Е. представить в адрес Магаданского УФАС России в срок до 15 июня 2019 г. следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие факт направления вышеприведенной рекламы на номер заявителя;

- копии договоров (соглашений), заключенных Е. с заказчиками в виде подключения их к технической базе – аппаратно-программному комплексу, используемому для технического обеспечения предоставления контент услуг абонентам в реальном масштабе времени, посредством сети оператора сотовой связи с использованием абонентских терминалов (при наличии);

- любые иные сведения о лицах, распространявших рекламу на номер <...> -910-***;

- письменные пояснения по факту нежелательной рекламы, поступившей на мобильный телефон П. без его согласия. 

В случае если принимались меры по прекращению распространения указанной СМС-рекламы на номер заявителя П. представить документальное подтверждение.

Запрашиваемые документы и информацию необходимо представить в адрес Магаданского УФАС России на электронный адрес to49@fas.gov.ru или на факс 8 (4132) 62-77-74, с последующей досылкой почтой. Все документы, представляемые в Магаданское УФАС России должны быть заверены в утвержденном порядке.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Е., либо его представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела № 02-38/8р-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Для сведения сообщаем, что представление информации по запросу антимонопольного органа является обязательным. Непредставление сведений влечет привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны