Решение б/н Решение по делу в отношении ООО "ЦТО "Манеж и сцена" от 27 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 02-38/26р-2014

«26» января 2015 г.                                                                                  г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>

рассмотрев дело № 02-38/26р-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в школах города Магадана «бесплатных» билетов на цирковое шоу «Цирк парад-алле» от Московского продюсерского центра «Империя зрелищ» с нарушением требований частей 2 и 3 статьи 6, части 11 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии представителей:

- заявителя – <...>,

 - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (ООО «ЦТО «Манеж и сцена»), уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России рассмотрено заявление гр-ки <...> от 28.11.2014 (вх. № 02/4223 от 28.11.2014) по факту распространения в ноябре-декабре 2014 года в школах г. Магадана представителями Московского продюсерского центра «Империя зрелищ» информации рекламного характера относительно предстоящего циркового шоу с нарушением требований рекламного законодательства.

Заявитель указывает, что красочно описывая происходящие на сцене действия, употребляя названия и имена героев современных мультфильмов, фильмов и компьютерных игр, организаторы шоу, тем самым, побуждают несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести билеты на рекламируемое цирковое представление. Раздавая детям так называемые «бесплатные» билеты, призывая раскрасить картинки, принести их на представление и получить «бесплатный» подарок, говоря о том, что дети до пяти лет, а также каждый третий проходят «бесплатно», создают у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, что является нарушением статьи 6 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). 

По результатам рассмотрения заявления и приложенной к нему рекламной листовки установлено следующее.

На первой странице рекламной листовки красочно изображен герой компьютерной игры Ассасин с идущим рядом леопардом и указано: «Цирк парад-алле. БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ». Здесь же, на второй половине листа, размещен черно-белый рисунок, над которым содержится надпись: «Раскрась рисунок и получи подарок БЕСПЛАТНО!».

На оборотной стороне листовки указано следующее: «Внимание! Акция! при покупке 2-х билетов в кассе цирка 3-е место получите СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!» На второй половине листа (справа) содержится следующий текст: «Впервые в Магадане только 2 дня Московский продюсерский центр «Империя зрелищ»… Дети до 5 лет – БЕСПЛАТНО!.. Розыгрыш планшета на выступлении! бесплатная доставка билетов...»

Установлено также, что одновременно с указанными листовками распространялись и иные листовки с аналогичным содержанием, но в другом оформлении (в виде денежной купюры в зеленых тонах). При этом на обеих сторонах «купюры», помимо прочего, указано: «Цирк парад-алле САМОЕ ЛУЧШЕЕ МИРОВОЕ ШОУ».

Кроме того, красочные плакаты Цирка парад-алле распространялись посредством их повсеместного наружного размещения на улицах города Магадана, где также указано: «Дети до 5 лет – бесплатно. При покупке двух билетов третье место – БЕСПЛАТНО. Розыгрыш планшета на выступлении».

В целях установления рекламораспространителя вышеназванной рекламной информации Магаданским УФАС России  был сделан запрос в МАУК г. Магадана «Центр культуры» (исх. № 01-10/3952 от 01.12.2014).

В ответ на указанный запрос представлены копии следующих документов (исх. № 483 от 05.12.2014): договора № 34 от 03.12.2014 «О совместном проведении мероприятия» (6 и 7 декабря 2014 г.) с ООО «Цирковое Творческое Объединение «Манеж и сцена» (далее – ООО «ЦТО «Манеж и сцена»), выписка из ЕГРЮЛ в отношении указанного Общества, свидетельство о ГРЮЛ, выписка из устава указанного юридического лица, доверенность от 03.09.2014, выданная на имя Ладыка С.Н. на представление интересов ООО «ЦТО «Манеж и сцена».

Из представленных документов установлено, что ООО «Цирковое Творческое Объединение «Манеж и сцена» (660006, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Каменная, д.10) зарегистрировано 01.06.2011 МИФНС № 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1112468032269, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 07.08.2014 основным видом деятельности Общества является «прочая зрелищно-развлекательная деятельность».

1. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о рекламе в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

Распространение ООО «ЦТО «Манеж и сцена» информации рекламного характера, побуждающей к приобретению билетов на цирковое шоу, осуществлялось, в том числе, в школах города Магадана среди несовершеннолетних детей.

Формально в рекламных листовках содержится информация о цирковом представлении (красочное описание действий, происходящих на цирковой арене, с употреблением имен героев современных мультфильмов, фильмов, компьютерных игр), а в реальности данная информация манипулирует сознанием несовершеннолетних детей, подсознательно формирует установку на необходимость приобретения билета на рекламируемое  представление и побуждает  убедить в этом родителей или других лиц. Этому способствуют и предложения  получения: бесплатного третьего билета (при условии покупки двух билетов), бесплатного подарка (тому, кто раскрасит рисунок на рекламном листке), бесплатной доставки билетов, а также розыгрыш планшета и уникальный конфетный дождь во время представления.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.    

 Таким образом, реклама  ООО «ЦТО «Манеж и сцена» о цирковом представлении (с красочным описанием действий, происходящих на цирковой арене, употреблением имен героев современных мультфильмов, фильмов, компьютерных игр, обещанием лучшего мирового шоу, бесплатных подарков, розыгрыша планшета и уникального конфетного дождя во время представления), размещенная на рекламных листовках, распространенных в школах г. Магадана,  в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, содержит признаки ненадлежащей рекламы, так как в ней нарушены требования пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона о рекламе.

2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

На рекламных листовках, оформленных в виде денежной купюры, с обеих сторон указано: «Цирк парад-алле. Самое лучшее мировое шоу».

Словосочетание «Самое лучшее мировое шоу», использованное в рекламе, указывает на превосходство ООО «ЦТО «Манеж и сцена» над аналогичными хозяйствующими субъектами, осуществляющими показ зрелищных цирковых представлений. При этом, формулировка «самое лучшее мировое шоу» требует фактического и документального обоснования (в каком рейтинге, кем и по какому критерию шоу ООО «ЦТО «Манеж и сцена» признано лучшим мировым), иначе информация признается недостоверной, а реклама, соответственно, ненадлежащей.

Для признания шоу самым лучшим мировым шоу необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком положении, в противном случае реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциальных конкурентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на том же рынке услуг.

В рекламных листовках ООО «ЦТО «Манеж и сцена» не содержится никаких разъяснений, по которым предполагается заявленное мировое лидерство.

Таким образом, утверждение «самое лучшее мировое шоу» воспринимается как важный для потребителя показатель и определяет его выбор при приобретении билета на такое представление.

Как следствие, указанные  действия Общества, представляющего свое цирковое шоу как лучшее мировое, вводят потребителей в заблуждение.

Таким образом, ООО «ЦТО «Манеж и сцена» нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 

3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.  

В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации  юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В силу части 4 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 1.2. Устава ООО «ЦТО «Манеж и сцена», утвержденного решением единственного участника Общества от 02.09.2013, Общество имеет полное наименование – Общество с ограниченной ответственностью «Цирковое Творческое Объединение «Манеж и сцена», и сокращенное наименование - ООО «ЦТО «Манеж и сцена».

В рассматриваемых рекламных листовках отсутствует информация о фирменном наименовании и организационно-правовой форме юридического лица – организатора циркового представления (ООО «ЦТО «Манеж и сцена»), что указывает на нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, признается недостоверной.

Рассматриваемая реклама содержит указание на Московский продюсерский центр «Империя зрелищ».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет – http://egrul.nalog.ru/, в Российской Федерации отсутствует зарегистрированное юридическое лицо с наименованием «Московский продюсерский центр «Империя зрелищ».

Таким образом, ООО «ЦТО «Манеж и сцена» вводит потребителей в заблуждение относительно организатора представления («Впервые в Магадане только 2 дня Московский продюсерский центр «Империя зрелищ»), чем нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства  индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о рекламе нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями и рекламораспространителями рекламного законодательства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе изготовитель либо иное определившее объект рекламирования  и (или) содержание рекламы лицо является рекламодателем, а лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – рекламораспространителем.

ООО «ЦТО «Манеж и сцена», определившее объект рекламирования и содержания рекламы и осуществившее ее распространение, в том числе, в школах города Магадана, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе является рекламодателем и рекламораспространителем.

Следовательно, ООО «ЦТО «Манеж и сцена»  должно  нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, в действиях ООО «Цирковое Творческое Объединение «Манеж и сцена», выразившихся в распространении на территории города Магадана (в том числе в общеобразовательных учреждениях) рекламных листовок циркового шоу «Цирк парад-алле», содержатся признаки нарушения пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать ненадлежащей рекламу циркового шоу «Цирк парад-алле», размещенную на рекламных листовках и распространявшуюся ООО «ЦТО «Манеж и сцена» в ноябре-декабре 2014 года на территории города Магадана (в том числе в общеобразовательных учреждениях), поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с прекращением распространения указанной рекламы предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для возбуждения дела об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме «26» января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статей 198 АПК РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны