Решение б/н Решение и предписание по жалобе Батуриной Н.В. от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«25» декабря 2014 г.                                                                            г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в составе:

в присутствии представителей:

- КУМИ города Магадана – <...>, начальника отдела приватизации, торгов и аренды муниципального имущества (служебное удостоверение <...>); <...>, главного специалиста организационно-правового отдела (доверенность <...>);

- заявитель – Батурина Н.В. не явилась (о времени и месте заседания Комиссии уведомлена надлежащим образом, своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направила),

рассмотрев жалобу Батуриной Натальи Владимировны на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - КУМИ города Магадана) при организации открытого аукциона № 271114/0094564/02 по лоту № 1 на право заключения договора аренды земельного участка для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской,

УСТАНОВИЛА:

17 декабря 2014 года в адрес Магаданского УФАС России поступила жалоба Батуриной Натальи Владимировны (вх. № 02/4501 от 17.12.2014) на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - КУМИ города Магадана) при организации открытого аукциона № 271114/0094564/02 по лоту № 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 49:09:030915:443 площадью 3248 кв.м для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской.

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», размещена 18.12.2014 года на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/

В жалобе заявитель указывает на нарушения КУМИ города Магадана действующего законодательства, выразившиеся:

- в требовании о внесении задатка в сумме, равной начальной цене лота (100% начальной цены в валюте лота);

- в неуказании в Извещении о проведении торгов условия, согласно которому внесенный задаток не возвращается претенденту, ставшему победителем торгов в случае его отказа (уклонения) от заключения договора аренды по результатам торгов;

- в требовании об обязательном заключении договора задатка между организатором аукциона и заявителем (в противном случае заявка на участие в торгах не принимается).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрев жалобу Батуриной Н.В. от 17.12.2014 и представленные документы, заслушав возражения КУМИ города Магадана на указанную жалобу (исх. № 07/6135 от 23.12.2014), Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.

Постановлениями мэрии города Магадана от 21.11.2014 №№ 4700 и  4701 принято решение о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка для строительства здания административно-делового назначения по Колымскому шоссе в городе Магадане, а также договора аренды земельного участка для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской соответственно.

Во исполнение указанных Постановлений, 27 ноября 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru КУМИ города Магадана опубликовано Извещение о проведении торгов № 271114/0094564/02 по двум лотам:

- Лот № 1 – Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030414:757 площадью 3822 кв.м для строительства здания административно-делового назначения по Колымскому шоссе в городе Магадане;

Начальная цена в валюте лота: 242 700 руб.

Размер задатка в валюте лота: 242 700 руб.

- Лот № 2 - Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030915:443 площадью 3248 кв.м для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской.

Начальная цена в валюте лота: 212 000 руб.

Размер задатка в валюте лота: 212 000 руб.

Форма торгов – аукцион.

Форма подачи предложений о цене – открытая.

Дата и время начала приема заявок: 28.11.2014 09:00

Дата и время окончания приема заявок: 22.12.2014 17:00

Дата и время определения участников торгов: 25.12.2014 11:00

Дата и время проведения аукциона: 29.12.2014 11:00

1. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила № 67).

Согласно пункту 22 Правил № 67 организатором аукциона может быть установлено требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором аукциона. В случае если организатором аукциона установлено требование о внесении задатка, такое требование в равной мере распространяется на всех участников аукциона и указывается в извещении о проведении аукциона.

В случае невнесения задатка, когда такое требование указано в извещении о проведении аукциона, заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе (подп. 3 п. 24 Правил № 67).

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Правила № 808).

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

В то же время, максимальный размер задатка для участия в торгах Правилами не определен, что не исключает возможности организатора торгов установить размер задатка в сумме, равной начальному размеру годовой арендной платы за первый год аренды.

Таким образом, и Правилами № 67, и Правилами № 808 предусмотрены полномочия организатора аукциона по установлению требования о необходимости внесения задатка, при этом прямо предусмотрено, что организатор аукциона устанавливает срок, размер и порядок внесения задатка.

В связи с изложенным, действия КУМИ города Магадана по установлению в Извещении размера задатка в сумме, равной начальному размеру арендной платы, являются правомерными, а довод Заявителя о «недопущении заключения договора о внесении задатка между организатором торгов и заявителем по причине оплаты задатка в полном объеме при подаче заявки», является необоснованным.

2. В соответствии с пунктом 8 Правил № 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:

а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;

б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;

в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;

г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;

д) наименование организатора торгов;

е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;

ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;

з) условия конкурса;

и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;

к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;

л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;

м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;

н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;

о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

При этом требование об указании в извещении о проведении торгов условия о невозврате претенденту, ставшему победителем торгов, задатка в случае его отказа (уклонения) от заключения договора аренды вышеназванными Правилами не установлено.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 808 для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет организатора торгов, является выписка со счета организатора торгов.

Согласно пункту 27 указанных Правил внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.

Организатор торгов обязан в течение 3 банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.

Пунктом 28 Правил установлено, что последствия уклонения победителя торгов, организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.

Аналогичные положения предусмотрены и Правилами № 67.

Так, пунктом 97 указанных Правил установлено, что в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или участника конкурса (аукциона), заявке на участие в конкурсе (аукционе) которого присвоен второй номер <...> от заключения договора задаток, внесенный ими, не возвращается.

Пунктом 147 Правил № 67 также предусмотрено, что в случае если было установлено требование о внесении задатка, организатор аукциона в течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона обязан возвратить задаток участникам аукциона, которые участвовали в аукционе, но не стали победителями, за исключением участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене договора. Задаток, внесенный участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене договора, возвращается такому участнику аукциона в течение пяти рабочих дней с даты подписания договора с победителем аукциона или с таким участником аукциона. В случае если один участник аукциона является одновременно победителем аукциона и участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора, при уклонении указанного участника аукциона от заключения договора в качестве победителя аукциона задаток, внесенный таким участником, не возвращается.

Установлено, что Заявка на участие в торгах, утвержденная организатором торгов - КУМИ города Магадана, содержит абзац, согласно которому Заявитель уведомляется о том, что в случае признания его победителем торгов и его отказа от заключения договора аренды, внесенный задаток Продавцом не возвращается.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 1.4. типовой формы Договора о внесении задатка для участия в торгах, разработанного КУМИ города Магадана.

Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что включение в договор задатка условия о том, что задаток претенденту, ставшему победителем торгов, не возвращается в случае его отказа (уклонения) от заключения в установленный срок договора аренды по результатам торгов, основано на нормах действующего законодательства, при этом указание такого условия в Извещении о проведении торгов не требуется. 

3. Заявитель указывает, что без подписания договора задатка заявка на участие в торгах не принимается.

В материалах дела содержится Заявка заявителя Батуриной Н.В. на участие в торгах по продаже права аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030915:443 площадью 3248 кв.м для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской (заявка принята Продавцом 17.12.2014 в 15 час. 15 мин. и зарегистрирована под № 732).

Одновременно с Заявкой представлен Договор № 732 от 17.12.2014 о внесении задатка для участия в торгах, заключенный между КУМИ города Магадана и Батуриной Н.В.; размер внесенного задатка - 212 000 руб., уплата которого подтверждается Платежным поручением № 66 от 16.12.2014. 

Всего на участие в торгах по указанному лоту (земельный участок в районе улицы Пролетарской) подано три заявки от физических лиц (копии заключенных договоров задатка с подтверждениями оплаты представлены в материалы дела).

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представители КУМИ города Магадана указанное обстоятельство подтвердили, сославшись при этом на пункты 1, 2 статьи 380 ГК РФ, в соответствии с которыми задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке должно быть совершено в письменной форме.

Вместе с тем, подпунктом 12 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, установлено, что  в случае если организатором аукциона установлено требование о внесении задатка, а заявителем подана заявка на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе, соглашение о задатке между организатором аукциона и заявителем считается совершенным в письменной форме. Установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором аукциона и заявителем не допускается.

Следовательно, доводы, приведенные Заявителем в жалобе в этой части, являются обоснованными.

4. Как было указано выше, Извещение о проведении торгов № 271114/0094564/02, размещенное на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru, содержит информацию о двух лотах:

Лот № 1 – Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030414:757 площадью 3822 кв.м для строительства здания административно-делового назначения по Колымскому шоссе в городе Магадане;

Лот № 2 - Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030915:443 площадью 3248 кв.м для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской.

Установлено, что  при нажатии на вкладку «Документы (4)» открывается окно с прикрепленными файлами, где в графе «Тип документа» указано «Извещение» (2 документа) и «Другое» (2 документа).

В графе «Описание» указано: «Извещение Пролетарская», «Извещение Колымское шоссе».

При этом, при нажатии на вкладку с названием «Извещение Пролетарская» открывается документ, в котором указано: Лот № 1. Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030915:443 площадью 3248 кв. м для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской.

Аналогичным образом, при нажатии на вкладку «Извещение Колымское шоссе» открывается документ, в котором указано: Лот № 2. Право на заключение договора аренды земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030414:757 площадью 3822 кв. м для строительства здания административно-делового назначения по Колымскому шоссе в городе Магадане.

Таким же образом сформировано и информационное сообщение, размещенное на официальном сайте КУМИ города Магадана в сети Интернет по адресу http://www.magadangorod.ru/index.php?newsid=20296,  т.е. Лот № 1 – земельный участок в районе ул. Пролетарской, Лот № 2 – земельный участок по Колымскому шоссе.

Информационное сообщение КУМИ г. Магадана № 477, размещенное в газете «Вечерний Магадан» № 48* от 27.11.2014, также содержит информацию, согласно которой земельный участок, реализуемый в рамках Лота № 1, расположен в районе ул. Пролетарской в г. Магадане, а земельный участок, реализуемый в рамках Лота № 2 – по Колымскому шоссе в г. Магадане.

Из изложенного следует, что информация, содержащаяся в Извещении, размещенном на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru относительно реализуемых лотов и их порядковых номеров (Извещение о проведении торгов № 271114/0094564/02), частично не соответствует информации, размещенной в газете «Вечерний Магадан» № 48* от 27.11.2014 (Информационное сообщение № 477), а также в Извещении, размещенном на официальном сайте КУМИ города Магадана в сети Интернет, что может ввести в заблуждение потенциальных участников торгов.

5. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земель­ных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса.

В случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка торги проводятся в форме конкурса.

Согласно документации о проведении рассматриваемых торгов, данные торги проводятся в форме аукциона. Вместе с тем, в информационных сообщениях о проведении торгов в строке «Разрешенное использование земельного участка» указано: «для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад)» - по Лоту № 1 (ул. Пролетарская) и по Лоту № 2 (Колымское шоссе) -  «для строительства объекта административно-делового назначения».

По мнению представителей КУМИ города Магадана, присутствующих на заседании Комиссии, конкурс проводится в том случае, когда организатором торгов оцениваются лучшие условия исполнения контракта, но поскольку к рассматриваемым торгам это не применимо, проводится аукцион. Кроме того, основным показателем для выбора формы проведения торгов (аукцион либо конкурс), является начальный размер годовой арендной платы. 

Комиссия не соглашается с доводами организатора торгов по основаниям, изложенным выше, и приходит к выводу, что при проведении торгов № 271114/0094564/02 собственником земельных участков (КУМИ города Магадана) были установлены условия (обязанности) по использованию земельных участков, в связи с чем, на основании абзаца 2 пункта 2 Правил № 808, торги должны были проводиться в форме конкурса.

Кроме того, как пояснили представители организатора торгов, победитель аукциона на право заключения договора аренды земельного участка обязан использовать земельный участок исключительно под цели, указанные в информационном сообщении о проведении торгов, а именно: под строительство производственного склада либо, во втором случае, - объекта административно-делового назначения. Использовать земельный участок под иные цели арендаторы не имеют права.

Таким образом, в данном случае можно говорить об установленных собственником земельных участков условиях (обязанностях) по использованию таких участков.

Частью 17 статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, и в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1., пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной (при этом правом признать жалобу обоснованной в какой-либо части комиссия не наделена) и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, и аннулировании торгов.

На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению жалобы

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Батуриной Натальи Владимировны на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана обоснованной.

2. Признать действия КУМИ города Магадана, выразившиеся в установлении требования об обязательном заключении договора задатка между организатором торгов и заявителем, нарушением подпункта 12 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

3. Признать действия КУМИ города Магадана, выразившиеся в размещении на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru информации относительно реализуемых лотов и их порядковых номеров (Извещение о проведении торгов № 271114/0094564/02), частично противоречащей информации, размещенной в газете «Вечерний Магадан» № 48* от 27.11.2014 (Информационное сообщение № 477), а также в Извещении, размещенном на официальном сайте КУМИ города Магадана в сети Интернет, нарушением порядка организации торгов по продаже права на заключение договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, что может ввести в заблуждение потенциальных участников торгов.

4. Признать действия КУМИ города Магадана, выразившиеся в неверном определении формы проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка при наличии установленных условий (обязанностей) по использованию земельного участка (Извещение о проведении торгов № 271114/0094564/02), нарушением абзаца 2 пункта 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808.

5. Выдать КУМИ города Магадана предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов № 271114/0094564/02 по продаже права на заключение договоров аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков путем аннулирования указанных торгов.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре­нию жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в составе: <...>

руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25 декабря 2014 года, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы № 02/7ж-2014 Батуриной Н.В. на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - КУМИ города Магадана) при организации открытого аукциона № 271114/0094564/02 по лоту № 1 на право заключения договора аренды земельного участка для строительства объекта коммунально-складского назначения (производственный склад) в городе Магадане в районе улицы Пролетарской,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов - КУМИ города Магадана совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации торгов № 271114/0094564/02 по продаже права на заключение договоров аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а именно: в срок до 30 декабря 2014 года аннулировать указанные торги.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 31 декабря 2014 года (с приложением подтверждающих документов).

Связанные организации

Связанные организации не указаны