Решение б/н Решение по делу 02-9/05-2016 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                        г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «22» сентября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «04» октября 2016 г.

 

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<...>

рассмотрев дело № 02-9/5-2016 по признакам нарушения администрацией Хасынского городского округа (ОГРН 1024901150449, ИНН/КПП 4907003956/490701001, 686110, Магаданская обл., Хасынский р-н, п. Палатка, ул.. Ленина, 76) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в невыполнении обязанности, установленной статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно – в непринятии мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Хасынский городской округ», что приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции),

в отсутствие на заседании Комиссии 22.09.2016 лиц, участвующих в деле (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, Магаданским УФАС России направлен запрос в адрес глав городских округов Магаданской области (исх. № 01-9/897 от 15.04.2016) о предоставлении сведений о нормативном правовом акте, принятом в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках городского округа (с приложением копии такого акта), а также информации о местах опубликования/размещения указанного акта в СМИ, сети Интернет.

Согласно информации, предоставленной администрацией Хасынского городского округа (исх. от 19.04.2016 № 1776), схема размещения рекламных конструкций на земельных участках Хасынского городского округа находится в стадии разработки.

Таким образом, по состоянию на 19.04.2016 акт органа местного самоуправления об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО «Хасынский городской округ» не был принят.

В связи с этим Магаданским УФАС России  Администрации Хасынского района выдано Предупреждение № 6 от 27.04.2016 в связи с наличием в ее действиях (бездействии) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В течении 30 дней с момента получения Предупреждения Администрации Хасынского района следовало совершить действия, направленные на прекращение бездействия путем утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Хасынский городской округ», ее опубликования (обнародования) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте администрации Хасынского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно почтовому уведомлению о вручении, Предупреждение получено 10.05.2016. Следовательно, срок исполнения Предупреждения заканчивался 9 июня 2016 года.

Однако к установленному сроку Предупреждение не было исполнено. Ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения в адрес Магаданского УФАС России не поступало.

На основании изложенного, 25.07.2016 Магаданским УФАС России в отношении Администрации Хасынского района возбуждено дело № 02-9/5-2016 о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа в соответствии с Законом о рекламе относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Устава Муниципального образования «Хасынский район», утвержденного решением Собрания представителей Хасынского района от 30.03.1999 (в новой редакции) (далее Устав),  Хасынский район является муниципальным образованием в составе Магаданской области и ее административной территориальной единицей, представляющей совокупность поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Законом Магаданской области от 08.04.2015 № 1885-ОЗ (далее - Законом Магаданской области от 08.04.2015 № 1885-ОЗ) муниципальные образования - городские поселения "поселок Палатка", "поселок Атка", "поселок Талая", "поселок Стекольный" в границах Хасынского района путем их объединения преобразованы в  Хасынский муниципальный округ.

Частью 3 статьи 3 вышеуказанного закона  и статьей 8 Устава установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Хасынский городской округ" является администрация муниципального образования "Хасынский городской округ"

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 08.04.2015 № 1885-ОЗ, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Хасынский городской округ" в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований "Хасынский район", "поселок Палатка", "поселок Атка", "поселок Талая", "поселок Стекольный" в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 57 Устава, Администрация района осуществляет деятельность в соответствии с предметами ведения муниципального образования "Хасынский район" в области планирования, бюджета, финансов и учета, управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, ценообразования, использования земель и других природных ресурсов, охраны природы, здравоохранения, просвещения, строительства, транспорта, связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового, торгового и социально-культурного обслуживания населения, социальной защиты и обеспечения занятости населения, обеспечения законности, правопорядка, охраны и свобод граждан, гражданской обороны, физической культуры и спорта, туризма, организации и содержания муниципальных архивов, рассмотрения заявлений, жалоб и предложений граждан, а также осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.

Решением Собрания представителей Хасынского городского округа от 28.12.2015 № 86 учрежден Комитет жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа (далее - Комитет).

В соответствии с пунктом 1.2. Положения о Комитете, утвержденного вышеуказанным решением Собрания представителей Хасынского городского округа, Комитет является отраслевым органом администрации Хасынского городского округа, созданным в целях организации эффективного решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, благоустройства и дорожного хозяйства Хасынского городского округа.

Согласно пункту 4.1.3.12 к функции Комитета относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных конструкций на территории городского округа, осуществляемые  в соответствии с Федеральным законом о «Рекламе».

Таким образом, до образования Комитета (28.12.2015), разработку и утверждение схем размещения рекламных конструкций, надлежало осуществить Администрации Хасынского района.

В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Магаданским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, по результатам которого подготовлена Аналитическая записка от 07.09.2016 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по установке и эксплуатации наружных рекламных конструкций на территории Магаданской области  (далее – Аналитическая записка).

При проведении исследования рынка услуг по установке и эксплуатации наружных рекламных конструкций установлено, что особым субъектом отношений в сфере наружной рекламы являются органы местного самоуправления, которые способны оказывать влияние на развитие конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы на территории субъекта РФ, так как именно органы местного самоуправления выдают разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа.

Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций установлены статьей 19  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Закона распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно части 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

К заявлению о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций прилагаются документы, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона о рекламе.

В части 15 статьи 19 Закона о рекламе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения. В частности, согласно пункту 2 указанной статьи в выдаче разрешения может быть отказано в случае несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).

Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 98-ФЗ) в Закон о рекламе внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

Статья 19 Закона № 38-ФЗ дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

После утверждения схем разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ).

Этим же законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме.

Из приведенных норм следует, что Законом № 98-ФЗ предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.

Между тем, схема размещения, соответствующая требованиям части 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, администрацией Хасынского городского округа по состоянию на 25.07.2016 (дата возбуждения дела) не разработана.

На заседании Комиссии от 11.08.2016 представители ответчика с нарушением не согласились. Дополнительно пояснили, что работа в данном направлении ведется.

Так 22.07.2016 в адрес Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области направлен проект «Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» для согласования.

В соответствии с Порядком предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций, утвержденным Постановлением администрации Магаданской области от 12.12.2013 № 1250-па, Управление архитектуры и градостроительства Магаданской области рассматривает представленные документы и принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций в течение сорока рабочих дней.

По предварительной информации, схема рекламных конструкций должна быть согласована Управлением ориентировочно 15.08.2016.

После согласования Управлением архитектуры, схема размещения рекламных конструкций будет незамедлительно утверждена и опубликована в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых   актов   и   размещена   на   официальном   сайте   администрации Хасынского  городского  округа  в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, в период с января 2014 по настоящее время  в адрес администрации Хасынского района с вопросом о размещении рекламных  конструкций никто не обращался, в связи с чем, права хозяйствующих субъектов не ограничены.

Довод об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства  является не обоснованным в силу вышеприведенных положений действующего законодательства,  так как согласно части 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ органам местного самоуправления муниципальных районов или городских округов надлежало утвердить схему размещения рекламных конструкций независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности до 01.01.2014, не зависимо от наличия обращений хозяйствующих субъектов.

Отсутствие утвержденных схем размещения рекламных конструкций необоснованно препятствует развитию и осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности по распространению наружной рекламы в муниципальном образовании «Хасынский городской округ», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории указанного муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, бездействие администрации Хасынского городского округа в части непринятия мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности МО «Хасынский городской округ», указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 07.09.2016 приняла заключение об обстоятельствах дела (исх. № 01-10/2051 от 12.09.2016) и направила его копию лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация Хасынского городского округа пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 07.09.2016 № 01-10/2051, не представили.

До окончания рассмотрения дела № 02-9/5-2016, в адрес Магаданского УФАС России поступила информация, что схемы рекламных конструкций утверждены  23.08.2016 Постановлением администрации Хасынского городского округа № 478.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации Хасынского городского округа (ОГРН 1024901150449, ИНН/КПП 4907003956/490701001, 686110, Магаданская обл., Хасынский р-н, п. Палатка, ул. Ленина, 76), выразившегося в невыполнении обязанности, установленной статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно – в непринятии мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Хасынский городской округ», что приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 2  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2.  В связи с утверждением схем размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» предписание администрации Хасынского городского округа не выдавать.
  3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных к  административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны