Решение б/н Решение по делу в отношении ОАО "ОлаИнтерКом" от 26 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                          РЕШЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «13» августа  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» августа 2015 г.

       Комиссия   Управления      Федеральной   антимонопольной  службы    по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей:

     - Ответчика -  ОАО «ОлаИнтерКом,

         рассмотрев дело № 02-9/9-2015 по признакам  нарушения ОАО «ОлаИнтерКом»  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в установлении  в п. п. 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 п. 5.1 ч. 5  Положения о закупке требований  к участникам закупки о наличии у Претендента необходимой профессиональной  (в том числе, технической) квалификации; финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов для исполнения договора; опыта, которые привели (или могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Управлением  Федеральной  антимонопольной службы по Магаданской  области в рамках рассмотрения жалоб, поступивших в антимонопольный орган в отношении ОАО «ОлаИнтерКом»,  были проанализированы  документы  по  проводимым  ОАО «ОлаИнтерКом»  закупочным процедурам, в том числе Положение  о закупках ОАО «ОлаИнтерКом».

        По результатам проведенного анализа  закупочных документов установлено следующее.

         В соответствии с частями 1,  2  статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках)  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно ч. 10 ст. 4 закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

          Как следует  из материалов дела, «Положение о закупках ОАО «ОлаИнтерКом» (далее Положение о закупках) утверждено решением Совета директоров ОАО «ОлаИнтерКом»  (Протокол  от  14  января 2013 г.).

        В п.п 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9. п. 5.1 ч. 5  Положения о закупках «Требования к Участникам процедур закупок»  установлены обязательные требования к Претендентам на участие в процедуре закупки, а именно:

       - наличие у Претендента необходимой профессиональной  (в том числе, технической) квалификации;

       - наличие у Претендента финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов для исполнения договора;

      - наличие у Претендента опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной деловой репутации.

        В соответствии с п. п. 5.2 Положения несоответствие Претендента на участие в процедуре закупки требованиям, установленным Обществом в Документации о закупке в соответствии  с п. 5.1 Положения, является основанием для отказа Претенденту на участие в процедуре закупки в признании его участником процедуры закупки.

        В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

         В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 02-9/9-2015 представитель ответчика пояснил, что требования к участникам закупки,  установленные  в п.п. 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 Положения о закупках ОАО «ОлаИнтерКом», а именно:

       - наличие у Претендента необходимой профессиональной  (в том числе, технической) квалификации;

       - наличие у Претендента финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов для исполнения договора;

      - наличие у Претендента опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной деловой репутации,

устанавливаются как обязательные требования к Претендентам, к определенным видам закупок товаров, работ, услуг, где установление вышеуказанных требований, является необходимым для  Заказчика, и характеризуют степень надежности поставщика, наличие у него профессиональной  квалификации,  финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов  необходимых  для выполнения определенных видов закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

         Выслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Магаданского УФАС России пришла  к выводу о том,  что требования к участникам  процедур закупок, установленные в п.п. 5.1.7, 5.1.8 (наличие необходимой профессиональной  (в том числе, технической) квалификации и наличие финансовых, трудовых и/или материальных ресурсов),  являются правомерными и не противоречат положениям действующего законодательства о закупках, так как устанавливаются не ко всем проводимым Заказчиком закупкам, а лишь к тем,  где установление вышеуказанных требований, является необходимым для  Заказчика.

           Требование  к  участникам  закупки,  установленное в п.п. 5.1.9 о наличии у  Претендента опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной деловой репутации, является необоснованным и противоречит законодательству о закупках.

         Установление  на стадии допуска к участию в закупке требования  к участникам о наличии у него  опыта в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или

положительной деловой репутации,   является  действиями, которые приведут или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и влечет за собой нарушение принципа равноправия, ограничивая количество участников закупки, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в процедуре закупки. 

       Установление вышеуказанного требования  к  Претендентам на участие в процедуре закупки,  создает преимущественные условия  участникам, существующих  на  рынке продолжительное время,  исключая  при этом вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить услуги.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников,

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом,

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов,

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

В соответствии с ч. 5 ст. 17  Закона о защите конкуренции настоящая статья распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

        Под конкуренцией в силу пункта 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

        Из вышеуказанного следует, что при установлении в п.п. 5.1.9 Положения о закупке требования  к участникам закупки о наличии у Претендента опыта в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной деловой репутации,  ОАО «ОлаИнтерКом» нарушила  положения Федерального  закона  о  Защите конкуренции и законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Действиями ОАО «ОлаИнтерКом» ущемлены права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые имеют право участвовать в торгах и оказывать  необходимые для нужд  ОАО «ОлаИнтерКом» услуги.

           Таким образом, при установлении ОАО «ОлаИнтерКом» в п. п. 5.1.9        п. 5.1 ч. 5  Положения о закупке требования  к участникам закупки о наличии у Претендента опыта в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной  деловой  репутации,   совершила действия, которые привели (или могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и созданию преимущественных условий неопределенному кругу участников, что является нарушением  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.     

   Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «ОлаИнтерКом», выразившиеся в установлении  в п. п. 5.1.9 п. 5.1 ч. 5  Положения о закупке требования  к участникам закупки о наличии у Претендента опыта в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым,  и/или положительной  деловой  репутации,  нарушением  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

что  привело  (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         2. Выдать ОАО «ОлаИнтерКом» Предписание об устранении допущенных нарушений.        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ №___

по делу № 02-9/9-2015

«26» августа  2015 г.                                                                                                                                                                                                                                              г. Магадан

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от  26.08.2015  по делу № 02-9/9-2015 о нарушении ОАО «ОлаИнтерКом»  части      1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         1. ОАО «ОлаИнтерКом» устранить нарушения Закона о защите конкуренции, путем внесения изменений в Положение о закупках ОАО «ОлаИнтерКом»,  утвержденного Решением Совета директоров  ОАО «ОлаИнтерКом» от 14 января 2013 года.

            2. Исключить из Положения  ОАО «ОлаИнтерКом» из  п. 5.1 ч. 5 «Требования к Участникам процедур закупки» подпункт 5.1.9 ограничивающий круг участников закупки.

3.  Предписание должно быть исполнено в срок не позднее 30 сентября 2015г.

4.   Представить в Магаданское УФАС России в срок не позднее 01 октября  2015 г. письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с  даты его принятия.

                                                                                                             

                                                                                                                  

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны