Решение б/н Решение по делу № 03-10/03-2015 в отношении ООО «Птицефабри... от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                       РЕШЕНИЕ

по делу № 03-10/03-2015

Резолютивная часть решения оглашена « 01 » октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено      « 13  » октября   2015года

      Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской  области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…> -  ВРИО  руководителя управления; члены Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт управления, <….>- главный специалист-эксперт управления, <…> - главный специалист-эксперт управления, <…> - ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело № 03-10/03-2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Дукчинская», (РФ, 685000, г. Магадан,  Объездное шоссе, д.14, ИНН  4909906784,)  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии  в заседании Комиссии от ответчика – <….>

УСТАНОВИЛА:

       Основанием  для возбуждения  и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного  законодательства в отношении  Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика  Дукчинская»  явилось информационное письмо Прокуратуры Магаданской  области от 17.03.2015 №7-07-2015 с материалами  проверки, указывающими  на признаки нарушения  Обществом  пункта 1 части 1 статьи 10

 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в установлении монопольно высокой цены на яйцо диетическое первой категории.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства,  на основании докладной записки от 17.06.2015 и экспертного заключения от 18.06.2015,  издан приказ  Магаданского УФАС России 18.06.2015  № 01-12/66  о возбуждении дела  № 03-10/03-2015 и  создании Комиссии. Определением Комиссии № 166 от 02.07.2015 дело назначено к рассмотрению на 02.09.2015 на 10 часов 00 минут. Определением №205 от 03 сентября 2015года дело отложено на 01.10.2015. 

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

        1.В соответствии  с пунктом 7 статьи 44 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  при рассмотрении заявления,  указывающего  на  наличие  признаков нарушения статьи 10 названного Закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано это заявление.

       В соответствии с порядком проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке,  утвержденным приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок),  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении  антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (далее – Регламент),  отделом  РДМ и КЭК  проведен анализ  состояния  конкуренции на рынке услуг по оптовой  торговле яйцом куриным  пищевым на территории Магаданской области по итогам 2014года. 1 квартала 2015г., по результатам которого составлен  аналитический отчет.

       В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена  расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала  продуктовых и географических границ товарного рынка,  состава хозяйствующих субъектов,  действующих на рынке,  объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровня концентрации и барьеров входа.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц, – продавцов, покупателей  товара (услуг).

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по оптовой торговле  яйцом куриным пищевым на территории Магаданской области.

 В соответствии с п. 2.2. Порядка проведенный анализ носит ретроспективный характер,  исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг  по оптовой торговле яйцом куриным пищевым, которые сложились до момента проведения исследования.

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования  рынка, и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа -  2014 год, 1 квартал 2015года.

Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, договоров поставок.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДС Ред. 2), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по производству куриного яйца классифицируется кодом 01.47.2 «Производство яиц сельскохозяйственной птицы».

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, яйцо куриное в скорлупе свежее классифицируется следующим кодом – 01.47.21 «Яйца куриные в скорлупе свежие».

Предварительно, товар подлежащий исследованию, определен как «яйцо куриное».

В соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)  "...По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием..."

Согласно предмету договоров, заключенных с потребителями, объектом продаж (товаром) при организации оптовой торговли является – яйцо куриное определенной категории (сорта).

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

Функциональное  назначение товара (услуги) , цель использования определена как  оптовая торговля  - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Выделена группа продавцов - хозяйствующие субъекты на территории Магаданской области, осуществляющие оптовые поставки яйца куриного (1 уровень оптовых продаж).

По качественным  характеристикам,  согласно, "ГОСТ 31654-2012. Межгосударственный стандарт. Яйца куриные пищевые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта 28.09.2012 N 441-ст) яйца в зависимости от сроков хранения подразделяют на:

 Диетические яйца: яйца, срок хранения которых не превышает 7 сут.

 Столовые яйца: яйца, срок хранения которых при температуре от 0 °C до 20 °C - не более 25 сут., и яйца, которые хранились при температуре от минус 2 °C до 0 °C, не более 90 сут.

 Яйца должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ветеринарного законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.

В зависимости от  массы  яйца подразделяются на пять категорий (таблица 1).

Таблица №1.

категория

Масса одного яйца, г

Масса 10 яиц, г

Масса 360 яиц, кг.

Высшая

75 и св.

750 и св.

27 и св.

отборная

от 65 до 74,9

от 650 до 749,9

от 23,4 до 26,999

Первая

от 55 до 64,9

от 550 до 649,9

от 19,8 до 23,399

Вторая

от 45 до 54,9

от 450 до 549,9

от 16,2 до 19,799

третья

от 35 до 44,9

от 350 до 449,9

от 13,6 до 16,199

 

Маркировка.

Каждое яйцо маркируют средствами, разрешенными для контакта с пищевыми продуктами.

На диетических яйцах указывают: вид яиц, категорию и дату сортировки (число и месяц); на столовых - только вид яиц и категорию.

Вид яиц при маркировке обозначают: диетические - Д, столовые - С.

Категорию яиц обозначают: высшая - В, отборная - О, первая - 1, вторая - 2, третья - 3.

Транспортировка и хранение

 Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков "Беречь от влаги", "Хрупкое. Осторожно" и "Верх".

 На каждую упаковочную единицу транспортной тары на две ее торцевые стенки наносят этикетку с маркировкой, характеризующей продукт:

- наименование и местонахождение производителя (юридический адрес);

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- наименование продукта, вид, категорию;

- дату сортировки;

- срок годности и условия хранения;

- обозначение настоящего стандарта;

- информацию о подтверждении соответствия.

 Маркировка яиц, предназначенных для отгрузки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, - по ГОСТ 15846.

Тара, упаковочные материалы (бугорчатые прокладки) и скрепляющие средства должны соответствовать требованиям нормативных документов, быть разрешены для контакта с пищевыми продуктами, обеспечивать сохранность, целостность скорлупы, качество, товарный вид и гарантировать безопасность яиц при транспортировании и хранении.

Яйца упаковывают отдельно по видам и категориям.

Яйца принимают партиями.

Партией считается любое количество яиц одного вида, категории и одной даты сортировки, упакованное в одну упаковочную единицу транспортной тары и оформленное одним документом о качестве и безопасности.

Каждую партию яиц сопровождают одним документом, в котором поставщик удостоверяет соответствие их качества и безопасности требованиям настоящего стандарта, ветеринарным документом, установленным на территории государства, принявшего стандарт.

Допускается наличие в одном транспортном средстве нескольких партий (не более 5) последовательных дней сортировки, каждая из которых должна быть оформлена одним удостоверением о качестве и безопасности и одним ветеринарным свидетельством.

 При приемке яиц в каждой категории допускается не более 6% яиц, которые по массе относятся к низшей категории. Отклонения от минимальной массы одного яйца для данной категории не должны превышать 1 г. Партию, содержащую более 6% яиц, которые по массе относятся к низшей категории, принимают по соответствующей категории.

Яйца транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, при соблюдении гигиенических требований, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

Транспортирование яиц, предназначенных для отгрузки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, - по ГОСТ 15846.

Хранение при температуре от 0 °C до 20 °C и относительной влажности воздуха 85% - 88% для:

- диетических яиц - не более 7 сут.;

- столовых яиц - не более 25 сут.;

- мытых яиц - не более 12 сут.

При температуре от минус 2 °C до 0 °C и относительной влажности воздуха 85% до 88% яйца хранят не более 90 сут.

Срок годности устанавливает производитель с указанием условий хранения.

Дифференциация по месту расположения.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор оптового покупателя, установлено, что производство и склады основных оптовых поставщиков расположены в г. Магадане, что говорит о ряде преимуществ, так как они расположены близко к основной массе потребителей, которые сосредоточены в административном центре (г. Магадан). При этом покупатели осуществляют как самовывоз продукции с территорий баз в различные районы Магаданской области, так доставку может осуществлять и продавец.

Цена:

Данный фактор отражает стоимость оптовой  реализации  товара (яйца куриного) на территории Магаданской области. Формируется в результате установления оптовой отпускной цены, как производителями, так и теми, кто осуществляет завоз продукции на территорию Магаданской области, с учетом понесенных производственных расходов, транспортных расходов, условий реализации, ассортимента продукции (качественных характеристик продукта, упаковки, маркировки и иных условий).

Необходимо отметить, что  цена на яйцо куриное  формируется производителями  в зависимости от средней массы яйца установленной техническими требованиями ГОСТов, а так же учитываются конкурентоспособность на рынке, спрос и предпочтения потребителей, сложившиеся ранее цены. Так, например, согласно информации представленной ООО «Птицефабрика Дукчинская»,  в 2014г. и  1 квартале 2015г. цены на яйцо куриное составляли (за 1 десяток):

- столовое высшей категории от 95 до 115 руб.;

- столовое отборной категории от 77 до 95 руб.;

- столовое 1 категории от 72 до 85 руб.;

- столовое 2 категории от 64 до 75 руб.;

- столовое 3 категории от 50 до 55 руб.;

- нестандартное мелкое от 50 до 55 руб.;

 - диетическое 1 категории  - 85  до  90 руб.

Средние цены оптовой реализации на яйцо куриное (столовое)  завозное в 2014г. и  1 квартале 2015г. (за 1 десяток) составили от 30 до 85 руб. 

        Кроме того, постановлениями администрации Магаданской области №12-па от 25.01.2007, №787-пп от 25.09.2014 «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области» введено  государственное регулирование торговых надбавок к ценам, в том числе и  на яйцо куриное, что  способствует упорядочению цен на данный вид продукции на территории Магаданской области.

        В соответствии с указанными постановлениями Приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области  ( далее - Департамент) установлена предельная оптовая торговая надбавка на яйцо куриное в размере 40%.

       Надбавка применяется к цене поставки (с НДС) иногороднего поставщика с учетом транспортных расходов по доставке до пункта реализации (с НДС) и включает в себя все необходимые затраты предприятий оптовой торговли (предпринимателей), в том числе подлежащие уплате налоги и необходимую прибыль. Размер оптовой торговой надбавки является предельным и не зависит от количества посредников осуществляющих оптовую торговлю на территории одного муниципального образования  (поселения).

Согласно, пункту 3.3. Порядка, мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей могут  различаться, в том числе:

- по предъявляемым к товару требованиям;

- по особенностям поведения на товарном рынке;

- по другим признакам.

Рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки следует анализировать обособленно.

Согласно  представленным  материалам и документам было выявлено, что яйцо диетическое закупается организациями бюджетной сферы (больницы, сады, школы и иные учреждения). Столовое яйцо, учитывая сроки хранения, предпочитают закупать хозяйствующие субъекты, осуществляющие его перепродажу оптом, либо через розничную торговую сеть.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей (оптовых потребителей)  о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Магаданским УФАС России выборочно опрошены 2 группы покупателей: 8 бюджетных организаций  и  11коммерческих организаций,  осуществлявших закупки и оптовую реализацию яиц.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при  потреблении, учитывая  их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использовался тест гипотетического монополиста, при этом каждой группе покупателей задавался вопрос: какими продуктами, и в каком объеме Вы предпочтете заменить яйцо (диетическое, столовое) если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные продукты останутся неизменными? Мнение потребителей разделилось следующим образом:

а) бюджетные организации отметили, что не готовы заменять яйцо диетическое на столовое (62,5%). В соответствии с  СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2 бюджетные предприятия, закупающие яйцо куриное для организации общественного питания, ориентируются на рекомендательный характер вышеназванного документа по отношению к использованию яиц диетических при организации питания;  

б) коммерческие  организации,  ИП отметили, что столовое яйцо при организации продаж можно заменить на диетическое 27,7%; и 63,6% признали эти два вида не взаимозаменяемыми.

На основании опроса потребителей, анализа качественных (сроки хранения) и  ценовых характеристик следует вывод, что яйцо куриное диетическое и яйцо столовое не  будут взаимозаменяемыми по отношению друг к другу. 

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге  по оптовой торговле яйцом куриным соответствует раздел G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», подраздел GА «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», класс 51 «Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»,  группа 51.33 «оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами, мясом».

Согласно предмету и цели исследования, анализу не подвергаются иные услуги по оптовой торговле, входящие с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу.

На основании вышеизложенного продуктовые границы рынка определены как оптовая торговля яйцом пищевым куриным, в том числе:

-– оптовая торговля яйцом куриным пищевым (столовым),

-– оптовая торговля яйцом куриным пищевым (диетическим).

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории Магаданской области, установленными Законом Магаданской области от 28.12.2001 № 218-ОЗ «Устав Магаданской области».

Предварительно географические границы товарного рынка определены в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов) - осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область: значительная отдалённость от других регионов; отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России; организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями.

При определении географических границ рынка учитывались следующие факторы:

- сопоставляя численность потребителей (хозяйствующих субъектов осуществляющих оптовую закупку анализируемого товара, производителей на территории региона), необходимо отметить, что их основная масса находится на территории г. Магадана (закупает продукцию со складов поставщиков);

- транспортные расходы на перемещение покупателей к пункту оптовых закупок яйца куриного, а так же поставщиков к покупателям можно отнести к категории значительных.

В товарно – транспортных накладных, в счетах фактурах и иных платежных документах (в соответствии с которыми осуществляется получение груза у поставщика) указан как правило пункт погрузки г. Магадан, а пунктом разгрузки может быть указан любой район Магаданской области (например: где расположены хозяйствующие субъекты – оптовые покупатели, нуждающиеся в оптовых, а не разовых  поставках продукции  при осуществлении своей деятельности);

– существование условий и возможность для перемещения товара между территориями муниципальных образований, входящих в состав Магаданской области;

– требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

– региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

– установившиеся связи между продавцами и потребителями;

– транспортные расходы.

На основании вышеизложенного, географические границы рынка услуг по оптовой торговле яйцом куриным пищевым определены Магаданской областью.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцы на рынке услуг по оптовой торговле яйцом куриным пищевым осуществлявшие оптовую реализацию (1 уровень продаж) на территории Магаданской области  определены по данным: Россельхорзнадзора по Магаданской области, ОАО «Магаданский торговый порт», Департамента ветеринарии Магаданской области, Магаданстата,  ответов хозяйствующих субъектов Магаданской       области (юридические лица – хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, индивидуальные предприниматели).

 Продавцами на рынке услуг по оптовой торговле яйцами куриными пищевыми, являются хозяйствующие субъекты (независимо от организационной формы), осуществлявшие производство, завоз  и оптовую реализацию (1 уровень продаж) продукции на территории Магаданской области. 

Покупателями яиц являются организации бюджетной сферы (детские сады, школы, больничные учреждения), коммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели осуществляющие перепродажу либо переработку товара (продукции).  

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка услуг по оптовой торговле яйцом куриным пищевым определены хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке (идентификация):

  1. <…>
  2. <…>
  3.  <…>
  4.  <…>
  5.  <…>
  6.  <…>
  7.  <…>
  8.  <…>
  9. <…>

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, осуществлявших производство и оптовую торговлю яйцом куриным пищевым в 2014 г. и  1 квартале 2015г.  

Количественной  характеристикой объема рынка услуг является объем оптовых продаж (реализации), в натуральном выражении (тыс. штук), в географических границах рассматриваемого товарного рынка.

На рынке услуг  по оптовой торговле яйцом куриным пищевым диетическим в Магаданской области в  2014 г. и 1 квартале 2015г.   определено 2 хозяйствующих субъекта.

Признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Птицефабрика Дукчинская». Доля Общества составила: в 2014г – 97,59%, в 1 квартале 2015г –98,68%.

Исходя из показателей рыночной концентрации в исследуемый период  (в 2014г. и 1 квартале 2015г. : HHI>2000), рынок услуг по оптовой торговле яйцом пищевым куриным диетическим в границах Магаданской области можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

На рынке услуг  по оптовой торговле яйцом куриным пищевым столовым в Магаданской  области в  2014 г. и 1 квартале 2015г.  определено 8 хозяйствующих субъектов. Доля Общества составила в 2014году -48,18%, в 1 квартале 2015года -52,73%.

Процедура определения барьеров входа на товарные рынки проведена в соответствии с разделом VIII Порядка.

Согласно ответам производителей, к  барьерам входа на товарные рынки относятся:

-экономические ограничения: значительный размер капитальных затрат при организации производства, а именно: высокие цены на ГСМ, вспомогательные материалы, технологическое оборудование, персонал, высокие транспортные издержки, закупки кормовой базы, сроки  поставок, аренда помещений (оборудования), закупка птицы и др.;

-административные ограничения – сертификация продукции;

-организационные емкость товарного рынка, уровень платежеспособного спроса.

Барьеры входа на товарные рынки можно признать преодолимыми, так как любой предприниматель или юридическое лицо могут организовать собственный бизнес при наличии финансовых и материальных ресурсов.

        Согласно  части  1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением  признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких  хозяйствующих  субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара,  дающее  такому  хозяйствующему  субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим  субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля  которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства  или  при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря  на превышение указанной величины,  положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке  не является доминирующим.

Для  квалификации   действий  по пункту  1  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  необходимо установить не только наличие в самостоятельных действиях  ООО «Птицефабрика Дукчинская» установления,  подержания монопольно высоких цен,   результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, но и факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

        По  результатам   анализа  состояния  конкуренции  на рынке  услуг по оптовой торговле яйцом куриным пищевым на территории Магаданской области по итогам  2014года  Комиссией  Магаданского УФАС России  установлено, что размер  доли  ООО «Птицефабрика Дукчинская»  не превышает  50%, в силу чего, доминирование  хозяйствующего  субъекта   в географических границах  Магаданской  области  отсутствует,  в силу несоблюдения требований статьи 5 Закона о конкуренции.

Таким образом,  к   ООО «Птицефабрика Дукчинская», осуществляющему оптовую торговлю яйцом куриным пищевым  столовым на территории Магаданской области  в 2014году, не могут  быть  применены  меры  антимонопольного реагирования.

Относительно доли  ООО «Птицефабрика Дукчинская» на рынке услуг по оптовой торговле яйцом куриным пищевым столовым в 1 квартале 2015года  в размере  52,73% Комиссия Магаданского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется  в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший  временной  интервал  анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения  хозяйствующего субъекта  должен  составлять один год. Проведенный  анализ  рынка  услуг по оптовой  торговле  яйцом куриным  пищевым  столовым  на территории  Магаданской области  по итогам 3-х месяцев 2015года,  не отражает  реальную картину  производства  и  оптовую  реализацию яйца куриного столового, т.е.  фактическую ситуацию на рынке. В связи с чем, положение ООО  «Птицефабрика Дукчинская» нельзя признать доминирующим по итогам 1 квартала 2015года  на рынке  услуг по оптовой  торговле  яйцом куриным  пищевым  столовым  на территории  Магаданской области.

Также,  Комиссией  Магаданского  УФАС России  установлено, что исходя из  результатов  аналитического отчета,  в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение  ООО «Птицефабрика Дукчинская»  на рынке услуг по оптовой  торговле  яйцом  куриным  пищевым диетическим  в  Магаданской области в 2014 году  и 1 квартале 2015года является доминирующим с долей  более 50%.  

        Пунктом 1части 1статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,  в том числе установление,  поддержание монопольно высокой цены товара.

        В соответствии со статьей 6 Закона  о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена,  установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых  для производства  и  реализации  такого товара расходов и прибыли  и  цену,  которая  сформировалась  в условиях  конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами,

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить не только наличие  доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и факт превышения в цене  суммы необходимых для производства  и реализации такого товара расходов и прибыли и цены,  которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Первое  условие  монопольно  высокой цены – превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, Комиссией в действиях ООО «Птицефабрика Дукчинская» не усматривается в силу следующего.

        ООО «Птицефабрика Дукчинская»,  в материалы  дела,  были представлены   дополнительные  документы и информация  согласно  определений №166 от 02.07.2015г,  №205 от 03.09.2015,  письма  от 26.08.2015г., в  том  числе положение  Общества  о ценообразовании  на яйцо куриное пищевое от 02.12.2013г., плановый  расчет средней  себестоимости 1десятка яиц  на 2014год, плановый расчет средней себестоимости яиц, реализованных в городе и на трассе на 2014год, плановый расчет себестоимости 1 грамма яичной массы на 2014год,  плановое  экономическое  обоснование  цен на яйца по категориям на 2014год, с учетом  установленных цен  с 01.02.2014, с  10.03.2014, расчет фактической средней себестоимости 1 десятка яиц за 1 полугодие 2015года, расчет фактической средней себестоимости яиц, реализованных в городе и на трассе за 1 полугодие 2015года,  расчет фактической  себестоимости 1 грамма яичной массы за 1 полугодие 2015года, фактическое экономическое обоснование цен на яйца по категориям за 1 полугодие 2015года (вх.03/2316 от 09.09.2015).

       С 01.02.2014года  ООО «Птицефабрика Дукчинская», согласно приказу  от 24.01.2014  №13, установило  цену  на яйцо куриное диетическое  в размере 85руб. /дес. яиц.

      С 10.03.2014года  Общество, согласно приказу от 07.03.2014 № 20, установило  новые цены на яйцо столовое по некоторым категориям, но цена на яйцо куриное диетическое 1категории  осталась без изменения  в размере 85руб. /дес. яиц.  Данная цена действовала до 03.03.2015г.

       В адрес  Комиссии Магаданского УФАС России  был представлен расчет  экономического обоснования цен на яйцо по категориям на 2014год (план) с учетом  Положения  о ценообразовании на яйцо куриное пищевое. (стр.4 положения).

       Следует отметить, что вышеуказанное положение  не было представлено Прокуратуре Магаданской области при проведении проверки.

       Исходя из представленных расчетов Общества, антимонопольным органом, в табличном  варианте приведена плановая себестоимость, прибыль, рентабельность яйца диетического 1 категории на 2014год.

Таблица <…>

        При плановой себестоимости диетического яйца 1 категории в размере <…>

руб./дес.яиц. Прибыль, рентабельность,  включенная Обществом в расчет  оптовой  цены на  яйцо диетическое 1категории с 01.02.2014  и с 10.03.2014 составила в размере <…>руб./дес. Средневзвешенная цена на яйцо диетическое 1категории на 2014год (плановая) составила <…>руб./дес., себестоимость <…>руб./дес., прибыль <…>руб./дес., рент. <…>%.

       Следовательно, Обществом  определен  такой уровень  прибыли (рентабельности), как необходимый для производства и реализации яйца куриного.

      Следует отметить, что Общество включает в установленные цены  на яйцо диетическое  с 01.02.2014, с 10.03.2014  планируемую  прибыль, рентабельность, которая  в <…> раза  соответственно, превышает планируемую прибыль, рентабельность в цене на яйцо столовое 1 категории.

       Так, прибыль, рентабельность, включенная Обществом в расчет оптовой цены на яйцо куриное, столовое 1 категории,  установленной  с 01.02.2014г, составила

<…>руб./дес., рентабельность <…>%.

      Прибыль, рентабельность, включенная Обществом в расчет оптовой цены на яйцо куриное, столовое 1 категории, установленной  с 10.03.2014, составила

<…>руб./дес., рентабельность <…>%. При  этом,  средняя  масса 1 яйца  столового 1 категории  и  яйца диетического 1категории одинаковая  и составляет - 59,95грамм. Средняя себестоимость 1 десятка яйца  столового 1 категории  и  яйца диетического 1категории составляет <…>руб.

        Из  письменных  пояснений ООО «Птицефабрика Дукчинская» от 13.08.2015г (вх.03/2110) по вопросу  установления  более высокой цены на яйцо диетическое  по сравнению  с другими  категориями  яйца  столового, следует, что  «диетическое яйцо  является  скоропортящимся  продуктом  и Общество, производя  такой  продукт,  несет большие риски  списания и утилизации  такого продукта, т.е.  риски  получения убытков.  Также в соответствие с ГОСТом 31654-2012 к диетическому яйцу предъявляются повышенные требования к качеству продукции,  что приводит  к  необходимости  установления  на яйцо более высокой цены, чем на столовое яйцо».

        В 2014году Обществом  реализовано яйца  диетического 1 категории  в количестве 176,1тыс.дес.яиц, в том числе в городе 167,979тыс. дес. яиц.

       В соответствии с представленной информацией ООО «Птицефабрика Дукчинская» о фактической  реализации   яйца диетического 1 категории  за   2014год,  выручка составила <…>тыс.руб., в том числе выручка по реализации яиц в городе <…>тыс.руб.

        Себестоимость  яиц диетических 1 категории  <…>тыс.руб., в том числе себестоимость яиц ( город) <…>тыс.руб.  Прибыль <…> тыс.руб., в том числе по городу <…>тыс.руб.

        В пересчете на 1 десяток яиц (город) при  фактических доходах (выручке) 1 дес. яйца диетического 1 категории,  полученных  Обществом  в 2014году в размере <…>руб./дес.яиц  и  фактически понесенных  предприятием затратах  на производство  и реализацию 1 десятка яиц в размере <…>руб., фактическая прибыль составила <…>руб./дес. яиц (<…>руб./дес. яиц), рентабельность <…>%.          

       Отклонение  полученной прибыли  от  необходимой  (плановой) прибыли, установленной  Обществом  при  расчете цены в 2014году, составило всего <…>%.

Таким образом,  установленные  Обществом с  01.02.2014, с 10.03.2014  цены на яйцо диетическое 1 категории в размере 85руб./дес.,  90руб./дес. соответственно,  не превысили  необходимые расходы и прибыль.

2015год.

        С 03.03.2015года  Общество приказом №15 от 02.03.2015 повысило цену на яйцо диетическое 1 категории с формулировкой «в связи с повышением цен на комбикорм и общим повышением цен на товары и услуги».

       Оптовая цена на яйцо диетическое 1 категории   увеличена на 5руб./дес. (85руб./дес. до 90руб./дес.), рост цены составил 5, 9%  к февралю 2014года.

Комиссией  Магаданского УФАС России  в адрес  ООО «Птицефабрика Дукчинская» было направлено письмо от 26.08.2015 №01-10/2103 о представлении фактической  себестоимости яиц, реализованных в г.Магадане и на трассе за 1 квартал 2015года.

       В  информации  от 01.09.2015 №1125,  представленной в адрес  Комиссии  Магаданского  УФАС  России  Общество сообщает,  что в соответствии  с Положением о ценообразовании  на яйцо куриное  пищевое ООО  «Птицефабрика Дукчинская»,  п.106 Методических рекомендаций  по бухгалтерскому учету затрат  и выхода  продукции в птицеводстве  фактическая себестоимость  продукции  исчисляется  после  полного завершения  производственного цикла, когда учтены  все  затраты на производство,  включая  затраты  на выращивание  молодняка,  которое  длится не менее 5месяцев. В тоже время Обществом  в адрес  теруправления  сопроводительным  письмом от 16.09.2015 №1173 представлено  экономическое  обоснование цен на яйцо по категориям, факт 1 квартала  и 1полугодия 2015года, в том числе на яйцо диетическое первой категории.

       Исходя  из  представленных  расчетов Общества, антимонопольным органом, в табличном  варианте приведена плановая себестоимость, прибыль, рентабельность яйца диетического 1 категории на 1 квартал 2015года.

Таблица <…>

       При плановой себестоимости диетического яйца 1 категории в размере <…>руб./дес.яиц. Прибыль, рентабельность, включенная Обществом в расчет  оптовой  цены на  яйцо диетическое 1категории с 01.01.2015  по 02.03.2015, составила <…>руб./дес.( рент. <…>%).

        При плановой  цене на яйцо диетическое 1категории с 03.03.2015  в размере  <…>руб./дес., себестоимости <…>руб./дес., запланированная прибыль включена в расчет цены в размере  <…>руб./дес.,  (рент. <…>%). 

       Таким образом,  при плановой цене за 1 квартал 2015года  в размере <…>руб./дес., плановой себестоимости в размере <…>руб./дес., плановая прибыль составила <…>руб./дес., рентабельность <…>%.

        В 1 квартале  2015 года  Обществом  реализовано яйца  диетического 1 категории  в количестве  <…> дес. яиц, в том числе в городе  <…>  дес. яиц.

        Выручка  Общества за 1 квартал 2015 года составила 4212,59тыс.руб., в том числе выручка по реализации яиц в городе 3942,59тыс.руб.

        Себестоимость  яиц диетических 1 категории <…>тыс.руб., в том числе себестоимость яиц ( город) <…> тыс.руб.  Прибыль  <…>тыс.руб., в том числе по городу <…>тыс.руб.

        В пересчете на 1 десяток яиц (город) при  фактических доходах (выручке) 1 дес. яйца диетического 1 категории, полученных Обществом в 1 квартале  2015года  в размере  <…> руб./дес.яиц  и  фактически понесенных  предприятием затратах  на производство и реализацию 1 десятка яиц в размере  <…>руб., фактическая прибыль составила <…>руб./дес.яиц (<…>руб./дес. яиц), превысив  плановую на  <…>рублей за 10яиц, рентабельность <…>%.  Полученная рентабельность  превысила  необходимую (плановую) рентабельность (<…>%) установленную  Обществом при расчете цены на <…>%.

         В связи с тем, что 1 квартал  2015года является  кратковременным  периодом   года  и  не позволяет  достоверно  произвести оценку обоснованности произведенных затрат Общества,  Комиссией  Магаданского УФАС России   были  запрошены  расчеты  фактической  себестоимости  яйца диетического за 1 полугодие 2015года.

        Исходя из представленных расчетов Общества, антимонопольным органом, в табличном  варианте приведена плановая себестоимость, прибыль, рентабельность яйца диетического 1 категории на 1 полугодие 2015год.

Таблица <…>

       При  плановой  цене  яйца  диетического 1 категории на 1 полугодие 2015года  в размере <…>руб./дес., плановой себестоимости в размере <…>руб./дес., плановая прибыль составила <…>руб./дес., рентабельность <…>%.

        В 1 полугодии 2015 года  Обществом  реализовано яйца  диетического 1 категории  в количестве   <…>тыс. дес. яиц, в том числе в городе <…>тыс. дес. яиц.

       Выручка  Общества за 1 полугодие 2015 года составила <…>тыс.руб., в том числе выручка по реализации яиц в городе <…>тыс.руб.

       Себестоимость  яиц диетических 1 категории  <…>.руб., в том числе себестоимость яиц ( город) <…>тыс.руб.  Прибыль  <…>тыс.руб., в том числе по городу <…>тыс.руб.

       В пересчете на 1 десяток яиц (город) при  фактических доходах (выручке) 1 дес. яйца диетического 1 категории, полученных Обществом в 1 полугодии  2015года  в размере  <…>руб./дес.яиц  и  фактически понесенных  предприятием затратах  на производство и реализацию 1 десятка яиц в размере  <…>руб., фактическая прибыль составила <…>руб./дес.яиц (<…>руб./дес. яиц), рентабельность <…>%.  Полученная прибыль  превысила  необходимую (плановую) прибыль (<…>%), установленную  Обществом при расчете цены на <…>%.

        Отклонение полученной прибыли на 1,2% за 1 полугодие 2015года,  от  установленной  Обществом  прибыли,   при расчете цен на яйцо диетическое 1 категории с 01.01.2015, 10.03.2015гг.  не может  служить  основанием   для признания действий  ООО  «Птицефабрика Дукчинская»  нарушением  первого  условия монопольно высокой цены – превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

       Второе условие монопольно высокой цены - превышение  цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей  или  продавцов товара,  условиям  обращения товара, условиям доступа на товарный рынок,  государственному регулированию, включая налогообложение и  таможенно - тарифное регулирование Комиссией не установлено, поскольку в результате проведенного анализа установлено отсутствие  сопоставимого рынка, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

       Таким образом, в связи с отсутствием критериев, прямо поименованных в части  1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает в действиях Общества установления и поддержания монопольно высоких цен на  яйцо диетическое 1 категории в период с 01.01.2014 по 31марта 2015года.

В  связи с тем, что в рассматриваемых  Комиссией Магаданского УФАС  России действиях  ООО «Птицефабрика Дукчинская»  отсутствует  нарушение антимонопольного законодательства,

        Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия                                        

 

РЕШИЛА:

1.Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Дукчинская» занимало доминирующее положение в период 2014-1 квартал 2015гг. на рынке услуг по оптовой  торговле  яйцом  куриным  пищевым диетическим  в  Магаданской области с долей  более 50%. 

 

2.Прекратить рассмотрение  настоящего дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Дукчинская».

 

 

Председатель Комиссии                                                        

 

Члены Комиссии                                                                    

                                                                 

 

 

      Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны