Решение б/н Решение по делу №03-10/10-2014 в отношении МОГБУЗ "Омсукчанс... от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-10/10-2014

г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «11» февраля 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «25» февраля 2015г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель управления; члены Комиссии: <…> – начальник отдела управления, <…> – ведущий специалист-эксперт управления, <…> – ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело № 03-10/10-2014 по признакам нарушения Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Омсукчанская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Омсукчанская РБ», Учреждение) (юридический адрес: ул. Театральная, д. 7, п. Омсукчан, Магаданской области, 686410) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при участии в деле:

от ответчика – главный врач МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» <…>, заместитель главного врача по экономическим вопросам МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» <…>, юрист МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» <…>;

от заявителя – заместитель начальника ДПО ОАО «Магаданэнерго» <…>.

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» явилось заявление ОАО «Магаданэнерго» (вх. № 03/3266) на действия Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская районная больница», поступившее в адрес Магаданского УФАС России 17 сентября 2014 года.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) 23.12.2014 приказом Магаданского УФАС России № 01-12/159 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» было возбуждено дело № 03-10/10-2014. Определением № 204 от 24.12.2014 дело назначено к рассмотрению на 30.01.2015 на 10 часов 00 минут.

29.01.2015 в адрес Магаданского УФАС России поступило ходатайство о перенесении сроков рассмотрения дела № 03-10/10-2014 на 11 февраля 2015 года в связи с отсутствием возможности явиться на заседание Комиссии представителя МОГБУЗ «Омсукчанская РБ». Определением № 19 об отложении рассмотрения дела № 03-10/10-2014 от 29.01.2015 рассмотрение дела назначено на 11.02.2015 на 10 часов 00 минут.

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

Учреждение оказывает платные медицинские услуги на основании Устава, утвержденного приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области № 215 от 12 апреля 2013 года и согласованного комитетом по управлению государственным имуществом Магаданской области распоряжением № 237 от 09 апреля 2013 года, выданной департаментом здравоохранения Магаданской области лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-49-01-000291 от 25.10.2013.

Согласно п. 1.3. Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения администрации Магаданской области, который осуществляет функции учредителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области. В соответствии с п. 2.8 Устава Учреждение имеет право оказывать платные медицинские услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

14 марта 2014 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы за государственным регистрационным номером 2144911001849 об изменении наименования юридического лица с указанием организационно-правовой формы в Магаданское областное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская районная больница», сокращённое наименование МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» (ранее МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ»).

Правовой основой при оказании платных медицинских услуг являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997 № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области».

Учреждением в 2014 году выполнялись следующие платные медицинские осмотры: периодические и предварительные, предрейсовые (послерейсовые).

В силу статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1); доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок проведения анализа), управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район» по итогам 2013 года и 9 месяцев 2014 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 17.12.2014.

Для оценки состояния конкуренции на исследуемых рынках проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

Предметом исследования являлся товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район».

Анализ рынка выполнялся в отношении прохождения платных медицинских осмотров: периодических и предварительных, предрейсовых (послерейсовых).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, МОГБУЗ «Омсукчанская РБ», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2013 год и 9 месяцев 2014 года. Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены, как платные медицинские услуги в части прохождения следующих медицинских осмотров: периодических и предварительных, предрейсовых (послерейсовых).

Определение продуктовых границ проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); договоров, заключенных в отношении медицинских услуг МОГБУЗ «Омсукчанская РБ»; прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые МОГБУЗ «Омсукчанская РБ».

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

Согласно приказу МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» от 30.04.2013 № 32 «Об организации оказания платных медицинских услуг в МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» утвержден прейскурант на платные медицинские и иные услуги, оказываемые в МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» с 01.05.2013.

Предварительно продуктовые границы рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения предварительных медицинских осмотров, периодических медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовые, послерейсовые).

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались: функциональное назначение товара, применение товара, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров) используются для определения годности их в профессиональной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор).

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются:

        – профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

– предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

– послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: услуги оказываются в поликлиническом или амбулаторном отделении на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться, как взаимозаменяемые услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров, если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

Географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения платных медицинских осмотров: предварительных и периодических, предрейсовых (послерейсовых) определены географическими границами территории муниципального образования «Омсукчанский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

Определение географических границ проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Целью и задачей деятельности МОГБУЗ «Омсукчанская РБ», являющегося объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области, является оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, постоянно и временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, лицам без гражданства. Пунктом 3.5 Устава установлено, что Учреждение кроме основных видов деятельности, предусмотренных Уставом, вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход: экспертиза профпригодности, экспертиза на право владения оружием, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств. Данный перечень платных медицинских услуг, оказываемых Учреждением, является исчерпывающим. Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещённых на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/), местом нахождения МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» является – п. Омсукчан, Магаданской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «Омсукчанский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «Омсукчанский район» имеется исполнитель платных медицинских услуг по периодическим и предварительным медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) медицинским осмотрам. С учетом транспортных и командировочных расходов цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах территории муниципального образования «Омсукчанский район», вследствие чего заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «Омсукчанский район».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «Омсукчанский район» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров, если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «Омсукчанский район» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах муниципального образования «Омсукчанский район» не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «Омсукчанский район» Комиссией признаны географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно информации представленной министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области от 18.11.2014 № 9721-09/02, за период 2013 – 9 месяцев 2014гг. на территории муниципального образования «Омсукчанский район» лицензию на осуществление медицинской деятельности по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) имеют 2 организации: СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» и МОГБУЗ «Омсукчанская РБ».

СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» в ответ на запрос Магаданского УФАС России от 21.11.2014 № 01-10/3814 сообщает, что Обществом за период 2013 – 9 месяцев 2014гг. проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры для своих водителей, сторонним организациям данные услуги не оказывались.

Согласно информации, представленной министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области в ответ на запросы управления от 03.03.2014 № 01-10/604, от 23.09.2014 № 01-10/3020, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, выполнявшим в период 2013 – 9 месяцев 2014гг. платные медицинские услуги, в частности проведения медицинских осмотров предварительных и периодических, и имеющим лицензию № ЛО-49-01-000291 переоформленную на № ЛО-49-01-000340 на осуществление медицинской деятельности на территории муниципального образования «Омсукчанский район» является МОГБУЗ «Омсукчанская РБ».

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг в части прохождения и предварительных медицинских осмотров, предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская районная больница» – ул. Театральная, д. 7, п. Омсукчан, Омсукчанский район, Магаданская область, 686410.

В 2013 году и 9 месяцев 2014 года на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения периодических и предварительных, предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров) в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район» единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации CR=100%, HHI=10000, рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами в географических границах муниципального образования «Среднеканская район» относится к рынку с высоким уровнем концентрации (70%<CR3≤100%; 2 000≤HHI≤10 000).

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период с 01.01.2013 по 30.09.2014 на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия вышеперечисленных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

В связи с изложенным выше, с учётом изменения наименования юридического лица с 14.03.2014 из МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» в МОГБУЗ «Омсукчанская РБ», Комиссия устанавливает что, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

На рынке платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район» по итогам 2013 -9 месяцев 2014гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» с долей более 50%.

Представители Ответчика ознакомлены с результатами исследования рынка платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район» по итогам 2013 года – 9 месяцев 2014 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить не только наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и факт превышения в цене суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Первое условие монопольно высокой цены – превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, Комиссией установлено в силу следующего.

Платные медицинские осмотры оказываются в порядке и на условиях, закреплённых в Положении о порядке предоставления платных медицинских услуг, (далее – Положение).

Каждому осмотру соответствует перечень врачей специалистов, которых необходимо посетить и перечень исследований, анализов, которые необходимо провести. Окончательная стоимость каждого конкретного осмотра складывается из затрат на проведение осмотров этими врачами, проведение исследований и анализов.

         В подтверждение обоснованности цен на предварительные и периодические осмотры, предрейсовые и послерейсовые осмотры (в том числе применённые в Приложении № 1 к договору с Заявителем № 9-п/п (820/54-2014) от 01.05.2014, №9-п/п/с (553/54-2014) от 01.01.2014) Учреждением предоставлены расчёты стоимости приёма специалистами и расчёты стоимости анализов.

Исследовав представленную  в адрес теруправления калькуляцию затрат на проведение медицинского осмотра врачом-дерматологом (стр. 4 калькуляций Учреждения) установлено, что себестоимость осмотра составила 346,66руб., в том числе по статьям затрат:

1) статья «оплата труда основного персонала» 146,61руб. (таблица 1 «Расчёт затрат на оплату труда основного персонала»).

В расчет затрат по статье «оплата труда основного персонала» на прием врача-дерматолога включены затраты :

1.1) оплата труда врача в размере –110,66руб. (81719,70:147,7x0,2, где 81719,70 руб. – это фонд оплаты труда врача в месяц, включая начисления, 147,7 часов – это фонд рабочих часов в месяц, 0,2 часа – время на оказание услуги),

1.2) оплата труда медсестры в размере -35,96руб. (26554,90:147,7x0,2, где 26554,90 руб. – это фонд оплаты труда медсестры в месяц, включая начисления, 147,7 часов – это фонд рабочих часов в месяц, 0,2 часа – время на оказание услуги),

2) статья «материальные запасы»-11,80руб. (таблица 2 «Расчёт затрат на материальные запасы»):

2.1) маска одноразовая, стоимостью 5 руб. х 2 шт.;

2.2) полотенце одноразовое, стоимостью 90 коп. х 2 шт.,

3) статья «амортизация оборудования»-0,33руб., (таблица 3 «Расчёт суммы начисленной амортизации»):

3.1)износ столов рабочих – 0,16 руб. (4950х2х15%:1772,4х0,2, где 4950 руб. - балансовая стоимость одного стола, 2 шт. – количество столов, 15% - годовая норма износа, 1772,4часов – годовая норма времени работы оборудования, 0,2 часа – время оказания услуги),

3.2) износ кресел – 0,16 руб. (4700х2х15%:1772,4х0,2, где 4700 руб. - балансовая стоимость одного кресла, 2 шт. количество кресел, 15% - годовая норма износа, 1772,4часов – годовая норма времени работы оборудования, 0,2 часа – время оказания услуги)

4) статья  «накладные затраты» -187,92руб. (таблица 4 «Расчёт накладных затрат»):

Накладные затраты рассчитываются путём умножения суммы расходов на оплату труда основного персонала 146руб. 61 коп. на коэффициент общехозяйственных расходов 1,28.

Расчет  коэффициента  накладных расходов, представлен Учреждением в адрес теруправления письмом от 20.10.2014 (вх. № 03/3673). Коэффициент рассчитан путём сложения общехозяйственных расходов (затраты на АУП 32791138 руб. 28 коп. + затраты общехозяйственного назначения 31940590 руб., в том числе услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, приобретение медикаментов и пр.) и деления на фонд оплаты труда медицинских работников, непосредственно оказывающих услугу (50504551,17 руб.). Коэффициент накладных расходов равен 1,28. С помощью этого коэффициента определяется, сколько накладных расходов приходится на рубль оплаты труда работников, непосредственно оказывающих услугу.

Расходы предприятия составили 346,66 руб. (149руб. 61 коп.+ 11руб. 80 коп.+ 0,33 руб.+ 187 руб. 92 коп. = 346 руб. 66 коп.). С учетом рентабельности 20% (69,33руб) стоимость осмотра – 415,99 руб.

Проанализировав данный расчёт, Комиссия приходит к выводу, что:

1. Не верно произведён расчёт коэффициента накладных расходов, а, следовательно, и суммы самих накладных расходов. При расчёте коэффициента накладных расходов Учреждением необоснованно включены затраты на коммунальные услуги, затраты на продукты питания, а также затраты на приобретение медикаментов и перевязочных средств и пр.

В соответствии с п. 3 Приказа департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» (далее – Приказ № 104) при определении цен (тарифов) на медицинские услуги из расчётно-нормативных затрат на содержание имущества исключаются расходы на коммунальные услуги. Для учреждений, работающих в системе ОМС, расходы на коммунальные услуги определяются постановлением администрации области и в полном объёме финансируются из средств областного бюджета.

Медикаменты и перевязочные средства являются прямыми расходами, а продукты питания при проведении платных медицинских осмотров вообще не используются, следовательно, в расчёт коэффициента накладных расходов включаться не должны.

2. Условные единицы трудозатрат, в представленных Учреждением калькуляциях стоимости платных медицинских осмотров, не соответствуют единицам трудозатрат «Номенклатуры медицинских услуг с указанием УЕТ» утверждённой Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2004 применяемой с учётом приказа от 27.12.2011 № 1664н.

Такие же выводы следуют из расчётов стоимости приёма врачей: хирургом, неврологом, акушером гинекологом, дерматологом, инфекционистом, психиатром-наркологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом, терапевтом, терапевтом кабинета медицинской профилактики, эндокринологом; проведение биохимического анализа крови, клинического анализа мочи, исследования крови на РВ, анализа мазка на флору; стоимости электрокардиограммы, ультразвукового исследования (стр.1 - 88 расчётов Учреждения).

Магаданским УФАС России исключены расходы, необоснованно включенные Учреждением при расчёте стоимости осмотров.

Из расчёта коэффициента накладных расходов, произведённого Учреждением, исключены необоснованные затраты. Исходные данные для расчёта приведёны в таблице 1.

Таблица № 1

расчёт коэффициента накладных расходов

примечание

1

2

3

4

итого по кассовым расходам ( стр. 02+06+13+14+15)

01

 

 

оплата труда с начислениями (03+04+05)

02

113 154,88

 

заработная плата

03

80 910,55

 

прочие выплаты

04

7 809,30

 

начисления на оплату труда

05

24 435,03

 

приобретение услуг (07+08+09+10+11+12)

06

21 367,90

 

услуги связи

07

568,20

 

транспортные услуги

08

492,70

 

коммунальные услуги

09

12 401,00

исключаются в соотв. с п.3 приказа №104

арендная плата

10

0,00

 

услуги по содержанию имущества

11

2 105,20

 

прочие услуги, всего:

12

5 800,80

 

оплата стоимости анализов

12.1

130,00

прямые расходы

содержание учреждения

12.2

5 670,80

 

социальное обеспечение

13

0,00

 

прочие расходы (налог на прибыль, земельный налог)

14

80,20

 

поступление нефинансовых активов (16+19+20)

15

10 492,49

 

увеличение стоимости ОС, их приобретение: (17+18)

16

500,00

прямые расходы

содержание учреждения

17

0,00

 

медицинский инструментарий

18

500,00

 

увеличение стоимости нематериальных активов

19

0,00

 

увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение (21+22)

20

9 992,49

 

медикаменты и перевязочные средства

21

4 500,29

прямые расходы

медицинский инструментарий

22

500,00

прямые расходы

продукты питания

23

1 800,00

не относятся к осмотрам

реактивы и химикаты

24

0,00

 

мягкий инвентарь

25

300,00

прямые расходы

прочие материальные запасы

26

2 892,20

 

 

По расчётам Магаданского УФАС России коэффициент накладных расходов  составил 0,883. Общехозяйственные расходы - затраты на оплату труда АУП 32 791 138 руб. 28 коп. и затраты общехозяйственного назначения 11 809 300 руб., которые состоят из услуг связи 568200 руб. (стока 07), транспортных услуг 492700 руб. (строка 08), услуг по содержанию имущества 2105200 руб. (строка 11), 5670800 руб. (строка 12.2), налога на прибыль и земельного налога 80200 руб. (строка 14), прочих материальных запасов 2892200 руб. (строка 26) делятся на фонд оплаты труда медицинских работников, непосредственно оказывающих услугу 50504551,17 руб. Так рассчитывается коэффициент накладных расходов.

Стоимость предварительного и периодического осмотра специалистами МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» рассчитана Магаданским УФАС России в Таблице №2.

В соответствии с п. 4 Приказа № 104 цены (тарифы) устанавливаются с учётом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом предусматриваемая рентабельность не может превышать 20 процентов.

 

Таблица №2

 

кабинет специалиста

должность

средний должностной оклад в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда (руб.)

затраты на оплату труда за 1 минуту времени осмотра

нормы трудозатрат в соответствии с Номенклатурой

затраты на оплату труда основного персонала

затраты на оплату труда, приходящиеся на 1 осмотр

материальные запасы

износ оборудования

общехозяйственные расходы

рентабельность

итого срентабельностью

1

хирург

врач

46525,34

5,25

4

21,00

33,89

11,80

0,11

29,93

15,15

90,88

м/с

28556,64

3,22

4

12,89

2

акушер-гинеколог

врач

48073,58

5,42

8

43,40

64,86

46,80

0,18

57,27

33,82

202,93

м/с

23770,48

2,68

8

21,46

3

дерматолог

врач

81719,70

9,22

5

46,11

61,09

11,80

0,14

53,95

25,40

152,38

м/с

26554,90

3,00

5

14,98

4

психиатр

врач

44677,80

5,04

10

50,42

77,15

11,80

0,27

68,14

31,47

188,84

м/с

23696,79

2,67

10

26,74

5

психиатр-нарколог

врач

44677,80

5,04

10

50,42

77,15

11,80

0,27

68,14

31,47

188,84

м/с

23696,79

2,67

10

26,74

6

терапевт кабинета медицинской профилактики

врач

43207,68

4,88

10

48,76

82,71

11,80

0,27

73,04

33,56

201,38

м/с

30089,22

3,40

10

33,95

7

терапевт

врач

65325,57

7,37

10

73,71

113,25

11,80

0,27

100,01

45,07

270,40

м/с

35039,94

3,95

10

39,54

8

анализ крови общий

врач

33070,02

3,73

3

11,19

118,05

20,20

0,32

104,25

48,56

291,38

м/с

45090,86

5,09

21

106,85

9

анализ мочи общий

врач

 

0,00

 

0,00

45,79

20,20

1,33

40,44

21,55

129,32

м/с

45090,86

5,09

9

45,79

10

анализ крови (РМП)

врач

33070,02

3,73

3

11,19

118,05

20,20

0,32

104,25

48,56

291,38

м/с

45090,86

5,09

21

106,85

11

анализ крови биохим

врач

33070,02

3,73

3

11,19

118,05

90,00

0,32

104,25

62,52

375,14

м/с

45090,86

5,09

21

106,85

12

электрокардиограмма

врач

35466,48

4,00

23

92,05

148,02

121,80

51,84

130,72

90,48

542,86

м/с

33070,02

3,73

15

55,97

 

В расчёте применён коэффициент накладных расходов, равный 0,883. Также, в расчёте применены нормы трудозатрат в соответствии с  «Номенклатурой медицинских услуг с указанием УЕТ» утверждённой Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2004 применяемой с учётом приказа от 27.12.2011 № 1664н.

Стоимость осмотра для женщин составила 2925 руб. 71 коп., Учреждением установлена стоимость – 4088 руб. 46 коп., рентабельность проведения осмотра при исключении экономически необоснованных расходов составила 68%. Превышение над установленной Приказом №104 рентабельностью составило 48%.

Стоимость осмотра для мужчин составила 2722 руб. 78 коп., Учреждением установлена стоимость – 3654 руб. 49 коп., рентабельность проведения осмотра при исключении экономически необоснованных расходов составила 61%. Превышение над установленной Приказом №104 рентабельностью составило 41%.

Стоимость предрейсового и послерейсового осмотра специалистами МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» рассчитана Магаданским УФАС России в Таблице №3.

 

Таблица № 3

 

кабинет специалиста

должность

средний должностной оклад в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда (руб.)

фонд рабочего времени за месяц (часов)

затраты на оплату труда за 1 минуту времени осмотра

нормы трудозатрат

затраты на оплату труда основного персонала

затраты на оплату труда, приходящиеся на 1 осмотр

материальные запасы

износ оборудования

общехозяйственные расходы

Итого

итого срентабельностью

 

1

психиатрнарколог

врач

44677,80

147,7

5,04

5

25,21

38,04

110,00

0

33,59

181,63

217,96

 

м/с

23696,79

147,7

2,67

4,8

12,84

                               

 

Стоимость предрейсового и послерейсового осмотра составила 217 руб. 96 коп., Учреждением установлена стоимость – 236 руб. 16 коп., рентабельность проведения осмотра при исключении экономически необоснованных расходов составила 30%. Превышение над установленной Приказом №104 рентабельностью - 10%.

Второе условие монопольно высокой цены – превышение цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование Комиссией не установлено, поскольку в результате проведенного анализа установлено отсутствие сопоставимого рынка, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

В частности, указанный вывод сделан посредством определения общих критериев сопоставимости рынков, базирующихся на положениях статьи 6 Закона о защите конкуренции, перечень которых является исчерпывающим, и согласно которых для признания рынка сопоставимым должны выполняться все приведенные в статье 6 критерии при наличии конкурентной среды.

Сопоставимые рынки за пределами Российской Федерации отсутствуют в силу иного государственного регулирования (включая налоговое, таможенно-тарифное регулирование), помимо этого на территории Российской Федерации действуют отличные от зарубежных стран системы лицензирования деятельности по медицинским услугам.

Сопоставимые рынки на территории Российской Федерации отсутствуют в силу отсутствия сопоставимого по количественному составу продавцов и покупателей товара, по условиям обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями с учетом несоразмерности объемов товарных рынков, региональных особенностей спроса на рассматриваемый товар, по условиям доступа на товарный рынок.

Исходя из положений, прямо поименованных в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, для признания цены монопольно высокой требуется наличие перечисленных условий, предусмотренных данной нормой.

Таким образом, в связи с наличием указанных критериев, Комиссия усматривает в действиях Ответчика установление и поддержание за 9 месяцев 2014 года монопольно высоких цен на платные медицинские услуги (медицинские осмотры) в географических границах МО «Омсукчанский район».

 

На заседании Комиссии 11.02.2015 представители ответчика согласились с необходимостью исключения необоснованно включенных в расчёт расходов.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 47.1, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

         1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Омсукчанская РБ») в географических границах муниципального образования «Омсукчанский район» по итогам 2013 -9 месяцев 2014гг., на рынке платных медицинских услуг в части прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, предрейсовых (послерейсовых) платных медицинских осмотров занимало доминирующее положение с долей более 50%.

 

2.Признать злоупотреблением доминирующим положением действия МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» по установлению, поддержанию монопольно высоких цен на медицинские услуги за 9 месяцев 2014 года, а именно:

стоимость предварительного и периодического осмотра для женщин составила 4088 руб. 46 коп., для мужчин – 3654 руб. 49 коп.;

стоимость предрейсового и послерейсового осмотра составила 236 руб. 16 коп.,

 

результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, нарушением пункта 1 части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3.Выдать МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего - сформировать цены на предварительные и периодические платные медицинские осмотры, предрейсовые (послерейсовые) платные медицинские осмотры на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания услуг.

 

4.Выдать МОГБУЗ «Омсукчанская РБ» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, для чего:

4.1.Довести до сведения потребителей платных медицинских услуг (юридических и физических лиц), содержание настоящего решения, в частности, сообщить о неправомерности действий Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская районная больница» по установлению, поддержанию монопольно высоких цен на предварительные и периодические платные медицинские осмотры, предрейсовые (послерейсовые) платные медицинские осмотры.

4.2.Принять меры организационного характера по недопущению выявленного нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, устанавливать цены на платные медицинские услуги на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания услуг, исходя из спроса на услуги, не допуская включения в расчет цен затрат, финансирование которых фактически осуществляется за счет бюджетных средств, для чего:

– ознакомить сотрудников, обеспечивающих функции по расчету платных медицинских услуг, с содержанием настоящего решения;

– провести беседу с указанными выше сотрудниками в целях недопущения в дальнейшем выявленного нарушения;

– иные меры организационного характера по усмотрению главного врача учреждения.

 

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны