Решение б/н Решение по делу №03-10/11-2014 в отношении МОГБУЗ "Среднекан... от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-10/11-2014

г. Магадан

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» февраля 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «25» февраля 2015г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель управления; члены Комиссии: <…> – начальник отдела управления, <…> – ведущий специалист-эксперт управления, <…> – ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело № 03-10/11-2014 по признакам нарушения Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Среднеканская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Среднеканская РБ», Учреждение) (юридический адрес: ул. Южная, д. 13, п. Сеймчан, Магаданской области, 686160) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при участии в деле:

от ответчика – заместитель главного врача по экономическим вопросам МОГБУЗ «Среднеканская РБ» <…>;

от заявителя – юрисконсульт 1 категории юридического отдела ОАО «Магаданэнерго» <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МОГБУЗ «Среднеканская РБ» явилось заявление ОАО «Магаданэнерго» (вх. № 03/3266) на действия Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Среднеканская районная больница», поступившее в адрес Магаданского УФАС России 17 сентября 2014 года.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) 23.12.2014 приказом Магаданского УФАС России № 01-12/160 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении МОГБУЗ «Среднеканская РБ» было возбуждено дело № 03-10/11-2014. Определением № 205 от 23.12.2014 дело назначено к рассмотрению на 10.02.2015 на 10 часов 00 минут.

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

Учреждение оказывает платные медицинские услуги на основании Устава, утвержденного приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области № 592 от 25 октября 2013 года и согласованного комитетом по управлению государственным имуществом Магаданской области распоряжением № 659 от 22 октября 2013 года, выданной департаментом здравоохранения Магаданской области лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-49-01-000319 от 18.04.2014.

Согласно п. 1.3. Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения администрации Магаданской области, который осуществляет функции учредителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области. В соответствии с п. 2.8 Устава Учреждение имеет право оказывать платные медицинские услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

21 июля 2014 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы за государственным регистрационным номером 2144912002706 об изменении наименования юридического лица с указанием организационно-правовой формы в Магаданское областное бюджетное учреждение здравоохранения «Среднеканская районная больница», сокращённое наименование МОГБУЗ «Среднеканская РБ» (ранее МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ»).

Правовой основой при оказании платных медицинских услуг являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997 № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области».

Учреждением в 2014 году выполнялись следующие медицинские осмотры: периодические и предварительные, предрейсовые (послерейсовые), при устройстве на работу всех категорий граждан, на управление наземными транспортными средствами, на право ношения оружия.

В силу статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1); доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок проведения анализа), управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Среднеканский район» по итогам 2013 года и 9 месяцев 2014 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 17.12.2014.

Для оценки состояния конкуренции на исследуемых рынках проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

Предметом исследования являлся товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Среднеканский район».

Анализ рынка выполнялся в отношении прохождения платных медицинских осмотров: периодических и предварительных, при устройстве на работу всех категорий граждан, на управление наземными транспортными средствами, на право ношения оружия.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, МОГБУЗ «Среднеканская РБ», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2013 год и 9 месяцев 2014 года. Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены, как платные медицинские услуги в части прохождения следующих медицинских осмотров: периодических и предварительных, при устройстве на работу всех категорий граждан, на управление наземными транспортными средствами, на право ношения оружия.

Определение продуктовых границ проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); договоров, заключенных в отношении медицинских услуг МОГБУЗ «Среднеканская РБ»; прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые МОГБУЗ «Среднеканская РБ».

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

Согласно прейскуранту цен на платные услуги МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ», утвержденному главным врачом МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ», установлены цены на: проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в разрезе специалистов; проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств; маммография; эндоскопические исследования; исследование функциональной диагностики.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались: функциональное назначение товара, применение товара, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров) используются для определения годности их в профессиональной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор).

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются:

        – профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

– предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

– послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: услуги оказываются в поликлиническом или амбулаторном отделении на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться, как взаимозаменяемые услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров, если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

Географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения платных медицинских осмотров: предварительных и периодических, при устройстве на работу всех категорий граждан, на управление наземными транспортными средствами, на право ношения оружия определены географическими границами территории муниципального образования «Среднеканский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

Определение географических границ проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Целью и задачей деятельности МОГБУЗ «Среднеканская РБ», являющегося объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области, является оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, постоянно и временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, лицам без гражданства. Пунктом 3.5 Устава установлено, что Учреждение кроме основных видов деятельности, предусмотренных Уставом, вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход: экспертиза профпригодности, экспертиза на право владения оружием, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств. Данный перечень платных медицинских услуг, оказываемых Учреждением, является исчерпывающим. Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещённых на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/), местом нахождения МОГБУЗ «Среднеканская РБ» является – п. Сеймчан, Магаданской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «Среднеканский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «Среднеканский район» имеется исполнитель платных медицинских услуг по периодическим медицинским осмотрам, по предварительным медицинским осмотрам при устройстве на работу всех категорий работающих, по предварительным медицинским осмотрам на право ношения оружия, по предварительным медицинским осмотрам на управление наземными транспортными средствами обеспечивающий потребности рассматриваемых групп приобретателей. С учетом транспортных и командировочных расходов цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах территории муниципального образования «Среднеканский район», вследствие чего заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «Среднеканский район».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «Среднеканский район» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров, если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «Среднеканский район» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах муниципального образования «Среднеканский район» не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «Среднеканский район» Комиссией признаны географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно информации, представленной министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области от 24.09.2014 № 7982-03/01 в ответ на запрос управления от 23.09.2014 № 01-10/3020, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, выполнявшим в период 2013 – 9 месяцев 2014гг. платные медицинские услуги, в частности проведения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами, и имеющим лицензию № ЛО-49-01-000287 переоформленную на № ЛО-49-01-000319 на осуществление медицинской деятельности на территории муниципального образования «Среднеканский район» является МОГБУЗ «Среднеканская РБ».

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

 

Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Среднеканская районная больница» – ул. Южная, д. 13, п. Сеймчан, Среднеканский район, Магаданская область, 686160.

В 2013 году и 9 месяцев 2014 года на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами) в географических границах муниципального образования «Среднеканский район» единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации CR=100%, HHI=10000, рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами в географических границах муниципального образования «Среднеканская район» относится к рынку с высоким уровнем концентрации (70%<CR3≤100%; 2 000≤HHI≤10 000).

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период с 01.01.2013 по 30.09.2014 на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия вышеперечисленных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

В связи с изложенным выше, с учётом изменения наименования юридического лица с 21.07.2014 из МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ» в МОГБУЗ «Среднеканская РБ», Комиссия устанавливает что, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

На рынке платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами в географических границах муниципального образования «Среднеканский район» по итогам 2013 -9 месяцев 2014гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Среднеканская районная больница» с долей более 50%.

Представители Ответчика ознакомлены с результатами исследования рынка платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Среднеканский район» по итогам 2013 года – 9 месяцев 2014 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить не только наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и факт превышения в цене суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Первое условие монопольно высокой цены – превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, Комиссией установлено в силу следующего.

         Платные медицинские осмотры оказываются в порядке и на условиях, закреплённых в Положении о порядке предоставления платных медицинских услуг населению Среднеканского района Магаданской области, (далее – Положение). Положение утверждено главным врачом Учреждения 09.01.2013.

         Согласно п. 12 Положения цены на платные медицинские услуги разрабатываются в соответствии с действующим законодательством Учреждением самостоятельно на основании методики, разрабатываемой управлением здравоохранения. В течение года цены на платные медицинские услуги могут изменяться непосредственно самим Учреждением в зависимости от инфляционных показателей и спроса на данные медицинские услуги.

         В 2014 году Учреждение приказом № 188 от 30.12.2013 «Об утверждении перечня платных услуг» утвердило с 01.01.2014 тарифы на платные медицинские услуги. Перечень оказываемых  услуг и тарифов  представлен  Учреждением в «прейскуранте цен на  платные услуги  МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ».

         28.08.2014 Учреждение приказом № 135 «О введении новых тарифов на платные медицинские услуги периодических, предварительных, предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров с 10.09.2014» утверждает новые тарифы на платные медицинские услуги. Основанием для  изменения  тарифов Учреждением послужило  внесение изменений в систему оплаты труда.

        Кроме того, Учреждение приказом от 28.08.2014 №136 «О введении новых тарифов на проведение платных медицинских осмотров: при устройстве на работу всех категорий граждан, на управление наземными транспортными средствами, на право ношения оружия, вид на жительство иностранных граждан» с 1.09.2014 утверждает новые тарифы.

        Исследовав представленную  в адрес теруправления калькуляцию затрат на проведение медицинского осмотра врачом-терапевтом к приказу № 188 от 30.12.2013 (стр. 5 калькуляций Учреждения) Комиссия установила, что себестоимость осмотра составила 338,33руб., в том числе по статьям затрат:

1)статья «заработная плата» 185,13руб.,

в расчет затрат по статье «Заработная плата» на прием врача-терапевта включены затраты :

1.1) врача в размере 19,34руб. (1,61х12мин., где 12мин продолжительность приема), состоящие из :

тарифной минутной ставки в размере 0,71руб. (6291:147,7=42,59:60=0,71руб., где 6291руб. - оклад врача+10%,147,7-среднемесячная норма рабочего времени в месяц);

п/к по занимаемой должности-0,09руб.(0,71х0,12);

стимулирующей  надбавки -0,35руб. (0,71х0,5);

выслуги -0,21руб.(0,71х0,3);

категории -0,25 руб.(0,71х0,35);

С учетом районного коэффициента и надбавок затраты по статье «заработная плата» составили 185,13руб. (19,34руб.+13,66 руб.+3,13руб.+3,13руб.+37,92=74,05руб.х 2,5).

1.2) медсестры в размере 13,66руб.,

1.3) медсестры регистратора в размере 3,13руб.,

1.4)по отпускным (врача, медсестры, медсестры регистратора, а также АУП и общеучрежденческого персонала, хоз. службы, санитарок, рассчитанных как доля от заработной платы основного персонала) в размере 37,92руб

2) статья «начисления на заработную плату» 55,91руб. (55,91 руб.х 30,2%),

3) статья «медикаменты» 14руб.,

4) статья «инвентарь» 4,80руб.,

5) статья  «общехозяйственные расходы» 78,49руб. (185руб. 13 коп.*0,42).

Расчет  коэффициента  общехозяйственных расходов, представлен Учреждением в адрес теруправления письмом от 23.10.2014 (исх. № 1966) .

         Стоимость осмотра врачом-терапевтом к приказу № 188 от 30.12.2013 составила 406 руб.: расходы Учреждения (185 руб. 13 коп.+ 55руб. 91 коп.+ 14 руб.+ 4 руб. 80 коп. .+ 78 руб. 49 коп. =338,33 руб.) и рентабельность 20% (67 руб. 67 коп.)

Комиссия приходит к выводу, что:

1. Заработная плата работников, непосредственно не участвующих в оказании услуги (АУП, общеучрежденческий персонал, санитарки, хозслужба, мед. регистратор и пр.) дважды заложена в состав расходов (в прямые и в косвенные расходы).

Кроме того, общехозяйственные расходы рассчитываются путём умножения суммы прямых расходов на оплату труда на коэффициент общехозяйственных расходов, что ещё больше увеличивает долю оплаты труда общеучрежденческого персонала в составе расходов.

В каждом расчёте затрат на приём специалистов включены расходы на заработную плату медицинского регистратора из расчёта по 3-5 минут на кабинет, при том, что при прохождении медицинского осмотра к помощи медицинского регистратора прибегают в лучшем случае два раза – при получении перечня специалистов, необходимых к прохождению, при выдаче справки. Кроме того, медицинский регистратор не является работником непосредственно оказывающим услугу и относится к общеучрежденческому персоналу. Следовательно, его заработная плата должна быть включена в общехозяйственные расходы.

2. Условные единицы трудозатрат, в представленных Учреждением калькуляциях стоимости платных медицинских осмотров, не соответствуют единицам трудозатрат «Номенклатуры медицинских услуг с указанием УЕТ» утверждённой Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2004 с учётом приказа от 27.12.2011 № 1664н.

Такие же выводы следуют из калькуляций затрат на проведение осмотров врачами: хирургом, кардиологом, неврологом, акушером гинекологом, онкологом, дерматовенерологом, инфекционистом, наркологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом, урологом, эндокринологом; проведение биохимического анализа крови, клинического анализа мочи, исследования крови на РВ, бактериологического исследования на флору; проведение электрокардиографии, ультразвукового исследования молочных желез женщин старше 40 лет (стр. 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, 47, 49 калькуляций Учреждения к приказу №188 от 30.12.2013). Калькуляция на проведение цитологического исследования на атипичные клетки на сумму 364 руб. Учреждением не представлена.

         Каждому осмотру соответствует перечень врачей специалистов, которых необходимо посетить и перечень исследований, анализов, которые необходимо провести. Окончательная стоимость каждого конкретного осмотра складывается из затрат на проведение осмотров этими врачами, проведение исследований и анализов. Например, в Приложении № 1 от 01.05.2014 к договору № 03-пер.м.о. (817/54-2014) от 01.05.2014 приведён расчёт стоимости проведения медицинских осмотров работников филиала «Восточные электрические сети» ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» в 2014 году.

Кроме того, в расчёт стоимости медицинских осмотров профилактических и предварительных необоснованно включены затраты по проведению флюорографического обследования.

Одним из условий оказания платных медицинских услуг, согласно п. 4 общей части Положения о предоставлении платных медицинских услуг, которое утверждено главным врачом Учреждения 09 января 2013 года, является отсутствие платных медицинских услуг в перечне областной Программы государственных гарантий, обеспечивающих граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Постановлением администрации Магаданской области от 20.12.2012 № 980-па «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Магаданской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» флюорографическое обследование населения включено в перечень мероприятий, финансируемых за счёт средств областного бюджета.

Следовательно, включение стоимости флюорографического обследования в стоимость вышеперечисленных платных медицинских осмотров является необоснованным.

В соответствии с п. 4 Приказа департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» (далее – Приказ № 104) цены (тарифы) устанавливаются с учётом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом предусматриваемая рентабельность не может превышать 20 процентов.

Магаданским УФАС России исключены расходы, необоснованно включенные Учреждением при расчёте стоимости осмотров к Приказу № 188 от 30.12.2013.

За основу расчёта взяты данные Учреждения. Расчёт приведён в таблице№1.

 

 

 

Таблица №1

кабинет специалиста

работник

минутная тарифная ставка с выслугой, категорией, вредностью и пр.

время приёма в соотв с приказом

итого

с рай коэффициентом

Начис-ления

общехозяйственные расходы (в расчёте с начислениями)

медикаменты (данные Учреждения)

инвентарь (данные Учреждения)

итого

итого с рентабельностью 20%

терапевт

врач

1,61

10

16,1

40,25

12,16

         

м/с

1,14

10

11,4

28,5

8,61

37,59

14

4,8

145,91

175,09

хирург

врач

0,98

4

3,92

9,8

2,96

         
 

м/с

0,79

4

3,16

7,9

2,39

9,68

14,5

4,8

52,02

62,43

невролог

врач

1,08

8

8,64

21,6

6,52

         
 

м/с

0,79

8

6,32

15,8

4,77

20,45

12

4,8

85,95

103,14

акушер –

гинеколог

врач

1,08

8

8,64

21,6

6,52

         

м/с

0,9

8

7,2

18

5,44

21,65

24,94

4,8

102,95

123,54

дермато-венеролог

врач

1,14

5

5,7

14,25

4,30

         

м/с

0,79

5

3,95

9,87

2,98

13,19

14,5

4,8

63,90

76,68

нарколог

врач

1,56

10

15,6

39

11,78

         
 

м/с

1,04

10

10,4

26

7,85

35,54

14,5

4,8

139,47

167,37

психиатр

врач

1,43

10

14,3

35,75

10,80

         
 

м/с

1,04

10

10,4

26

7,85

33,77

14,5

4,8

133,47

160,16

офтальмолог

врач

1,14

6

6,84

17,1

5,16

       

87,39

м/с

0,79

6

4,74

11,85

3,58

15,83

14,5

4,8

72,82

оторинолиринголог

врач

1,14

6

6,84

17,1

5,16

 

15,83

 

14,5

 

4,8

 

72,82

87,39

м/с

0,79

6

4,74

11,85

3,58

биохимический анализ крови

фельдшер

1,21

21

25,41

63,52

19,18

34,74

100,98

4

222,43

266,91

клинический анализ мочи

фельдшер

0,94

9

8,46

21,15

6,39

11,57

34,56

3

76,66

91,99

клинический анализ крови

врач

1,29

3

3,87

9,67

2,92

         

м/с

0,79

21

16,59

41,47

12,52

27,97

52,36

4

150,93

181,11

кровь на РВ

врач

1,36

6

8,16

20,4

6,16

         

м/с

0,61

3

1,83

4,57

1,38

13,66

26,05

4

76,22

91,47

бак анализ

на флору

фельдшер

0,94

12,5

11,75

29,37

8,87

16,06

27,07

4

85,38

102,46

исследования на атипичные клетки

 

303,34

364

ЭКГ

врач

1,45

7

10,15

25,37

7,66

         

м/с

0,77

5

3,85

9,62

2,91

19,14

76,55

4

145,26

174,31

узи молочных

врач

1,45

11

15,95

39,87

12,04

         

Желез (Ж +40)

м/с

0,89

2

1,78

4,45

1,34

24,24

21

4

106,95

128,34

Так, Магаданским УФАС России из расчётов Учреждения из прямых расходов исключены расходы по оплате труда персонала непосредственно не участвующего в оказании услуги, флюорографическое обследование.

В расчёте применены условные единицы трудозатрат в соответствии с «Номенклатурой медицинских услуг с указанием УЕТ».

Сумма общехозяйственных расходов рассчитана путём сложения заработной платы с начислениями врача и медсестры и умножения на коэффициент 0,42 (следует отметить, что в калькуляциях Учреждения расчёт накладных расходов производился путём умножения заработной платы без начислений на коэффициент).

Сумма расходов на посещение всех специалистов для женщин по расчётам Магаданского УФАС России составила 2036 руб. (с рентабельностью 20% - 2443 руб. 19 коп.) для мужчин – 1740 руб. 71 коп. (с рентабельностью 20% - 2088 руб. 86 коп.).

В то время, как стоимость осмотра работников ОАО «Магаданэнерго» (Заявителя) в Приложении №1 к договору № 03-пер.м.о. (817/54-2014) от 01.05.2014 для женщин составила 3630 руб. 75 коп. (фактическая рентабельность оказываемых услуг для женщин составила 78,33%, что на 58,33% больше установленной Приказом №104 рентабельности), для мужчин – 3096 руб. 70 коп. (фактическая рентабельность оказываемых услуг для мужчин – 77,90%, что на 57,90% больше установленной Приказом №104 рентабельности).

С 10 сентября 2014 года Приказами от 29.08.2014 № 135,136 введены новые тарифы на проведение медицинских осмотров.

В подтверждение МОГБУЗ «Среднеканская РБ» представило калькуляции затрат на проведение медицинских осмотров специалистами. Стоимость медицинских осмотров рассчитана тем же способом, что и к Приказу № 188 от 30.12.2014.. По ценам этого прейскуранта стоимость осмотра для ОАО «Магаданэнерго» с тем же перечнем врачей, что и в приложении № 1 к Договору № 03-пер.м.о. (817/54-2014) от 01.05.2014 для женщин составит уже 4337 руб. 52 коп., а для мужчин 3742 руб. 18 коп.

Магаданским УФАС России исключены расходы, необоснованно включенные в стоимость. Расчёт представлен в Таблице № 2.

Таблица № 2

кабинет специалиста

Работник

минутная тарифная ставка с выслугой, категорией, вредностью и пр. рассчитана Учреждением

время приёма в соотв с приказом

итого

с рай коэффициентом

начисления

общехозяйственные расходы (в расчёте с начислениями)

медикаменты (данные Учреждения)

инвентарь (данные Учреждения)

итого

итого с рентабельностью 20%

терапевт

врач

1,61

10

16,1

40,25

12,15

39,10

14

4,8

150,99

 

181,19

м/с

1,25

10

12,5

31,25

9,44

хирург

врач

1,19

4

4,76

11,9

3,59

         

м/с

0,9

4

3,6

9

2,72

11,43

14,5

4,8

57,94

69,53

невролог

врач

1,28

8

10,24

25,6

7,73

         

м/с

0,86

8

6,88

17,2

5,19

23,40

12

4,8

95,93

115,12

акушер гинеколог

врач

1,33

8

10,64

26,6

8,03

         

м/с

0,78

8

6,24

15,6

4,71

23,08

24,94

4,8

107,76

129,31

дерматовенеролог

врач

1,28

5

6,4

16

4,83

         

м/с

0,86

5

4,3

10,75

3,25

14,63

14,5

4,8

68,76

82,51

нарколог

врач

1,33

10

13,3

33,25

10,04

         

м/с

1,44

10

14,4

36

10,87

37,87

14,5

4,8

147,33

176,80

психиатр

врач

1,33

10

13,3

33,25

10,04

         

м/с

1,29

10

12,9

32,25

9,74

35,82

14,5

4,8

140,40

168,48

офтальмолог

врач

1,33

6

7,98

19,95

6,02

         

м/с

1,02

6

6,12

15,3

4,62

19,28

14,5

4,8

84,47

101,37

оториноларинголог

врач

1,28

6

7,68

19,2

5,80

         

м/с

0,86

6

5,16

12,9

3,89

17,55

14

4,8

78,15

93,78

биохимический анализ крови

фельдшер

1,21

21

25,41

63,52

19,18

34,74

103,7

3

224,15

268,98

клинический анализ мочи

фельдшер

1,21

9

10,89

27,22

8,22

14,89

34,56

3

87,89

105,47

клинический анализ крови

врач

1,34

3

4,02

10,05

3,03

         

м/с

1,21

21

25,41

63,52

19,18

40,23

40,56

4

180,59

216,71

кровь на РВ

врач

1,49

6

8,94

22,35

6,75

         

м/с

1,21

3

3,63

9,075

2,74

17,18

24,83

4

86,93

104,32

бак анализ на флору

фельдшер

1,21

12,5

15,12

37,81

11,42

20,68

27,07

4

100,98

 

121,17

исследования на атипичные клетки

 

303,34

364

ЭКГ

врач

1,42

7

9,94

24,85

7,50

         

м/с

1,08

5

5,4

13,5

4,08

20,97

78,25

4

153,15

183,78

УЗИ молочных

желез (Ж старше 40)

врач

1,61

11

17,71

44,27

13,37

         

м/с

1,22

2

2,44

6,1

1,84

27,55

21

4

118,14

141,76

Экономически обоснованная стоимость услуги составила для женщин – 2624 руб. 27 коп., рентабельность оказания услуги с 10.09.2014 при исключении экономически необоснованных расходов – 98,34%, что на 78,34% больше установленной; для мужчин – 2232 руб. 02 коп., рентабельность оказания услуги с 10.09.2014 при исключении экономически необоснованных расходов – 101,19%, что на 81,19% больше установленной.

Кроме предварительных и периодических осмотров, согласно прейскурантам цен, Учреждение проводит осмотры при трудоустройстве на работу всех категорий работающих, на управление транспортными средствами, на право ношения оружия.

Комиссия посчитала необходимым указать на факт превышения суммы необходимых затрат и прибыли для данных видов осмотров, так как калькуляции к Приказу № 188 и № 135,136 Учреждения применяются для всех видов осмотров.

Стоимость осмотра при трудоустройстве на работу всех категорий работающих составила:

 

Перечень специалистов

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 188

(с 01.01.2014 по 10.09.2014)

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№1) с01.01.2014 по 10.09.2014

 

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 135,136

(с 10.09.2014 по наст время)

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№2) с 10.09.2014 по наст время

терапевт

338,33

145,91

 

353,39

150,99

хирург

111,50

52,02

 

126,19

57,94

акушер-гинеколог

129,15*

102,95*

 

145,14*

107,76*

дерматовенеролог

103,08

63,90

 

121,06

68,76

нарколог

179,08

139,47

 

199,20

147,33

психиатр

238,97

133,47

 

249,77

140,40

клинический анализ мочи

129,50

76,66

 

144,49

87,89

клинический анализ крови

308,87

150,93

 

330,44

180,59

исследование крови на РВ

120,77

76,22

 

138,40

86,93

бак исследование на флору

 

134,43

 

85,38*

 

 

148,70

100,98*

ЭКГ

204,43

145,26

 

217,35

153,15

биохимия

545,83

222,43

 

561,16

221,54

флюорография

194,36

исключена

 

211,78

исключена

ИТОГО для женщин

 

2738,30

 

1394,60

 

 

2947,07

 

1504,26

ИТОГО для мужчин

2608,70

1206,27

 

2801,93

1295,52

*мужчины не проходят

В установленной цене для данного вида осмотра Учреждением рентабельность не предусмотрена (Прейскурант цен на платные услуги с 01.01.2014; стр. 3, 57, 58 калькуляций к Приказу №188). В стоимость осмотра для мужчин к Приказу № 188 и № 135,136 включены затраты на проведение бактериологического исследования на флору. Магаданским УФАС России флюорографическое обследование и анализ на флору у мужчин исключены.

Рентабельность при исключении экономически необоснованных расходов проведения осмотра при трудоустройстве на работу всех категорий работающих в период с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин составила 96% (больше установленной на 76%), для мужчин – 116% (больше установленной на 96%); с 10.09.2014 по настоящее время для женщин составляет 95% (больше установленной на 75%), для мужчин – 116%(больше установленной на 96%).

Стоимость предварительного осмотра на управление наземными транспортными средствами составила:

 

Перечень специалистов

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 188

(с 01.01.2014 по 10.09.2014) стр. 60 калькуляций

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№1) с01.01.2014 по 10.09.2014

 

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 135,136

(с 10.09.2014 по наст время) стр.58 калькуляций

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№2) с 10.09.2014 по наст время

терапевт

338,33

145,91

 

353,39

150,99

хирург

111,50

52,02

 

126,19

57,94

акушер-гинеколог

129,15*

102,95*

 

145,14*

107,76*

нарколог

179,08

139,47

 

199,20

147,33

психиатр

238,97

133,47

 

249,77

140,40

клинический анализ мочи

129,50

76,66

 

144,49

87,89

клинический анализ крови

308,87

150,93

 

330,44

180,59

исследование крови на РВ

120,77

76,22

 

138,40

86,93

бак исследование на флору

134,43

85,38*

 

148,70*

100,98*

ЭКГ

204,43

145,26

 

217,35

153,15

биохимия

545,83

222,43

 

561,16

221,54

флюорография

194,36

исключена

 

211,78

исключена

ИТОГО для женщин

 

2635,30

 

1330,70

 

 

2826,01

 

1435,50

ИТОГО для мужчин

2505,75

1142,37

 

2532,17

1226,76

В установленной цене для данного вида осмотра Учреждением рентабельность не предусмотрена (Прейскурант цен на платные услуги с 01.01.2014; стр. 3, 59, 60 калькуляций к Приказу №188, ). В стоимость осмотра для мужчин к Приказу № 188 включены затраты на проведение бактериологического исследования на флору. В расчётах Магаданского УФАС России затраты флюорографическое обследование и анализ на флору у мужчин отсутствуют.

Рентабельность при исключении экономически необоснованных расходов проведения осмотра на управление наземными транспортными средствами в период с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин составила 98% (больше установленной на 78%), для мужчин – 119% (больше установленной на 96%); с 10.09.2014 по настоящее время для женщин составляет 96% (больше установленной на 76%), для мужчин – 106% (больше установленной на 86%).

Стоимость проведения предварительного осмотра на право ношения оружия составила:

 

Перечень специалистов

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 188

(с 01.01.2014 по 10.09.2014)

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№1) с01.01.2014 по 10.09.2014

 

Установленная стоимость в соответствии с Приказом № 135,136

(с 10.09.2014 по наст время)

затраты по расчётам Магаданского УФАС России (Таблица№2) с 10.09.2014 по наст время

терапевт

338,33

145,91

 

353,39

150,99

акушер-гинеколог

129,15*

102,95*

 

145,14*

107,76*

нарколог

179,08

139,47

 

199,20

147,33

психиатр

238,97

133,47

 

249,77

140,40

клинический анализ мочи

129,50

76,66

 

144,49

87,89

клинический анализ крови

308,87

150,93

 

330,44

180,59

исследование крови на РВ

120,77

76,22

 

138,40

86,93

бак исследование на флору

 

134,43

 

85,38*

 

 

148,70*

100,98*

ЭКГ

204,43

145,26

 

217,35

153,15

биохимия

545,83

222,43

 

561,16

221,54

флюорография

194,36

исключена

 

211,78

исключена

ИТОГО для женщин

 

2523,90

 

1278,70

 

 

2699,82

 

1377,60

ИТОГО для мужчин

2394,30

1090,40

 

2405,98

1168,80

*мужчины не проходят

В установленной цене для данного вида осмотра Учреждением рентабельность не предусмотрена (Прейскурант цен на платные услуги с 01.01.2014; стр. 3, 61, 62 калькуляций к Приказу №188). В стоимость осмотра для мужчин к Приказу № 188 включены затраты на проведение бактериологического исследования на флору. Магаданским УФАС России флюорографическое обследование и анализ на флору у мужчин исключены.

Рентабельность при  исключении экономически необоснованных расходов проведения осмотра на право ношения оружия в период с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин составила 97% (больше установленной на 77%), для мужчин – 119% (больше установленной на 99%); с 10.09.2014 по настоящее время для женщин составляет 95% (больше установленной на 75%), для мужчин – 105% (больше установленной на 85%).

Второе условие монопольно высокой цены – превышение цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование Комиссией не установлено, поскольку в результате проведенного анализа установлено отсутствие сопоставимого рынка, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

В частности, указанный вывод сделан посредством определения общих критериев сопоставимости рынков, базирующихся на положениях статьи 6 Закона о защите конкуренции, перечень которых является исчерпывающим, и согласно которых для признания рынка сопоставимым должны выполняться все приведенные в статье 6 критерии при наличии конкурентной среды.

Сопоставимые рынки за пределами Российской Федерации отсутствуют в силу иного государственного регулирования (включая налоговое, таможенно-тарифное регулирование), помимо этого на территории Российской Федерации действуют отличные от зарубежных стран системы лицензирования деятельности по медицинским услугам.

Сопоставимые рынки на территории Российской Федерации отсутствуют в силу отсутствия сопоставимого по количественному составу продавцов и покупателей товара, по условиям обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями с учетом несоразмерности объемов товарных рынков, региональных особенностей спроса на рассматриваемый товар, по условиям доступа на товарный рынок.

Исходя из положений, прямо поименованных в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, для признания цены монопольно высокой требуется наличие перечисленных условий, предусмотренных данной нормой.

Таким образом, в связи с наличием указанных критериев, Комиссия усматривает в действиях Ответчика установление и поддержание за 9 месяцев 2014 года монопольно высоких цен на платные медицинские услуги (медицинские осмотры) в географических границах МО «Среднеканский район».

 

На заседании Комиссии 10.02.2015 представитель ответчика согласилась с необходимостью исключения необоснованно включенных в расчёт расходов.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 47.1, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Среднеканская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Среднеканская РБ») в географических границах муниципального образования «Среднеканский район» по итогам 2013 -9 месяцев 2014гг., на рынке платных медицинских услуг в части прохождения периодических медицинских осмотров, предварительных медицинских осмотров при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительных медицинских осмотров на право ношения оружия, предварительных медицинских осмотров на управление наземными транспортными средствами занимало доминирующее положение с долей более 50%.

 

2.Признать злоупотреблением доминирующим положением действия МОГБУЗ «Среднеканская РБ» по установлению, поддержанию монопольно высоких цен на медицинские услуги за 9 месяцев 2014 года, а именно:

стоимость периодического осмотра с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин – 3630 руб. 75 коп., для мужчин – 3096 руб. 70 коп.; с 10.09.2014 для женщин – 4337 руб. 52 коп., для мужчин – 3742 руб. 18 коп.;

стоимость осмотра при трудоустройстве на работу всех категорий работающих с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин – 2738 руб. 30 коп., для мужчин – 2608 руб. 70 коп.; с 10.09.2014 для женщин – 2947 руб. 07 коп., для мужчин – 2801 руб. 93 коп.;

стоимость предварительного осмотра на управление наземными транспортными средствами с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин – 2635 руб. 30 коп., для мужчин – 2505 руб. 75 коп.; с 10.09.2014 для женщин – 2826 руб. 01 коп., для мужчин – 2532 руб. 17 коп.;

стоимость проведения предварительного осмотра на право ношения оружия с 01.01.2014 по 10.09.2014 для женщин – 2523 руб. 90 коп., для мужчин – 2394 руб. 30 коп.; с 10.09.2014 для женщин – 2699 руб. 82 коп., для мужчин – 2405 руб. 98 коп.,

 

результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, нарушением пункта 1 части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3.Выдать МОГБУЗ «Среднеканская РБ» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего - сформировать цены на периодические медицинские осмотры, предварительные медицинские осмотры при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительные медицинские осмотры на право ношения оружия, предварительные медицинские осмотры на управление наземными транспортными средствами на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания услуг.

 

4.Выдать МОГБУЗ «Среднеканская РБ» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, для чего:

 

4.1.Довести до сведения потребителей платных медицинских услуг (юридических и физических лиц), содержание настоящего решения, в частности, сообщить о неправомерности действий Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Среднеканская районная больница» по установлению, поддержанию монопольно высоких цен на периодические медицинские осмотры, предварительные медицинские осмотры при устройстве на работу всех категорий работающих, предварительные медицинские осмотры на право ношения оружия, предварительные медицинские осмотры на управление наземными транспортными средствами.

 

4.2.Принять меры организационного характера по недопущению выявленного нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, устанавливать цены на платные медицинские услуги на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания услуг, исходя из спроса на услуги, не допуская включения в расчет цен затрат, финансирование которых фактически осуществляется за счет бюджетных средств, для чего:

– ознакомить сотрудников, обеспечивающих функции по расчету платных медицинских услуг, с содержанием настоящего решения;

– провести беседу с указанными выше сотрудниками в целях недопущения в дальнейшем выявленного нарушения;

– иные меры организационного характера по усмотрению главного врача учреждения.

 

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны