Решение б/н Решение по жалобе ООО "Эколоджи" от 16 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-30/11-2016

12.02.2016г.                                                                                                   г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителя МОГБУЗ «Инфекционная больница» Андреевой А.К. (дов. № 179 от 12.02.2016г.), без участия представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «Эколоджи» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов для нужд Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Инфекционная больница»» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком при составлении аукционной документации требований Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 11.02.2014г. №75/14 «Об осуществлен ФАС и территориальными органами ФАС полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки  при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей),  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

  1. 28.01.2016г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов для нужд Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Инфекционная больница»» (реестровый номер <...> ». Начальная (максимальная) цена контракта 643 781,25 рублей.

Согласно извещения о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 05.02.2016г. 17:45; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 09.02.2016г.; дата проведения аукциона – 12.02.2016г.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 1-0057ЭА-16 от 08.02.2016г. заявка ООО «БИОСЕРВИС» была признана соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.

Электронный аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что подана одна заявка и победителем признано ООО «БИОСЕРВИС» с ценой контракта 643 781,25 руб.

2. Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участнику закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из материалов дела, предметом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов, а именно:

  1. Вывоз отходов в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. № 155 «Об утверждении Правил по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» в количестве 125 маш/час.
  2. Утилизация (обеззараживание) отходов класса «Г» (ртутные лампы, люминисцентные ртутосодержащие трубки отработанные и брак) в количестве 50 шт.
  3. Утилизация (обеззараживание) отходов класса «Г» (лекартственные средства с истекшим сроком годности) в количестве 1 кг.
  4. Утилизация (термическое уничтожение) медицинских отходов класса «Б» в количестве 5500 кг.

Требований к участникам закупки, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Аукционной документации не установлено.

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских  изделий,   а  также   деятельности   в   области   использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (начиная с редакции от 25.11.2013г.) «Об отходах производства и потребления» установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно письму Минприроды России от 25.01.2012 №05-12-44/832 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами» в настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Согласно данных Правил медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО);

класс Б - эпидемиологически опасные отходы;

класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4* классов опасности;

класс Д - радиоактивные отходы.

* В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства потребления».

Вышеуказанные санитарные правила действительно определяют отходы по степени их воздействия на среду обитания и здоровье человека по классам опасности, но согласно п.1.3 не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 апреля 2015 г. №АА-03-04-36/6554 все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.

Минприроды России сообщает, что действие норм Федерального закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы неправомерна, в связи, с чем Минприроды России были подготовлены и внесены изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ в части изменения формулировки «отходы лечебно-профилактических учреждений» на термин «медицинские отходы» в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 8 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных          лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», действительно установлено, что уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I -IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.29 санитарно-эпидемиологических правил и норм, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», вывоз отходов класса Г, к которым, в том числе относятся лекарственные средства, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, не подлежащие использованию, для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункта 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. №541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов и банке данных об отходах. Действие настоящего Порядка не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445, не имеет в своем составе группы медицинские отходы, в том числе отсутствует и такая позиция как лекарственные препараты, относящиеся к классу Г, а лишь включает группу «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов», туда включены только отходы, полученные после обеззараживания медицинских отходов. По мнению Минприроды, если медицинские отходы после соответствующих обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсилогическую опасность в отношении таких отходов возможно применение положений Федерального закона №89-ФЗ (Письмо от 12.02.2015 №12-50/1025-ОГ).

По мнению департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения изделий Минздрава России (письмо Минздрава РФ от 20 ноября 2015 г. №2087488/25-1) требования пункта 8 Правил и пункта 4.29 Санитарно-эпидемиологических правил и норм не могут быть применены, так как вступают в противоречие с нормами Федерального закона №89-ФЗ и действующими нормативно правовыми актами Минприроды России.

Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Законом №89-ФЗ по вопросу обращения с медицинскими отходами только в части регулирования природоохранной деятельности (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 апреля 2015 г. №АА-03-04-36/6554). Наряду с этим в письме указано, что законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, представлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

И для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности Федерального закона №89-ФЗ) медицинскими организациями, Минприрод России подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон №323-Ф3 и СанПин 2.1.7.2790-10 (письмо от 12.02.2015 №12-50/1025-ОГ).

Таким образом, довод заявителя об установлении Заказчиком требования в Аукционной документации об обязательном предоставлении в составе заявки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») для осуществления деятельности по обращению с отходами класса «Г» - лекарственные средства с истекшим сроком годности, ртутные лампы, люминесцентные ртутосодержащие трубки отработанные и брак не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Эколоджи» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов для нужд Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Инфекционная больница»» (реестровый номер <...> ) необоснованной.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны