Решение б/н Решение по жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-30/113-2015

21.12.2015г.                                                                                                   г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителя заказчика – ГБУЗ «МОНД» Нудьга И.А. (дов. б/н от 21.12.2015г.), без участия заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, включая работы по ремонту систем электроосвещения, отопления, водоснабжения и канализации реабилитационного отделения на 2-м этаже здания ГБУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер» по адресу: г. Магадан, ул. Речная, д. 25» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от  05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком при составлении аукционной документации требований Закона о контрактной системе. 

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки  при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей),  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 30.11.2015г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, включая работы по ремонту систем электроосвещения, отопления, водоснабжения и канализации реабилитационного отделения на 2-м этаже здания ГБУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер» по адресу: г. Магадан, ул. Речная, д. 25» (реестровый номер <...> ). Начальная (максимальная) цена контракта 11 276 749,00 рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 16.12.2015г. 17:45; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 21.12.2015г.; дата проведения аукциона – 24.12.2015г.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1-2719ЭА-15 от 18.12.2015г., всего на участие в электронном аукционе было подано 9 аукционных заявок. По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участниками электронного аукциона участников закупки с порядковыми номерами 2,3,5,6,7,8,9,10,11.

2. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, одним из которых является: участник закупки не является офшорной компанией.

Аналогичное требование установлено заказчиком в «Дополнительной информации к извещению о закупке» и пункте 2 Раздела «Требования к участникам закупки» Главы 4 Заказ на выполнение работ Аукционной документации.

Таким образом, в действиях заказчика при установлении требований участникам отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ч.4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В Главе 4. Заказ на выполнение работ Аукционной документации для участия в электронном аукционе «Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, включая работы по ремонту систем электроосвещения, отопления, водоснабжения и канализации реабилитационного отделения на 2-м этаже здания ГБУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер» по адресу: г. Магадан, ул. Речная, д. 25» в Обязательных условиях выполнения заказа: Гарантийные требования заказчиком установлен гарантийный срок на результат выполненных работ, а именно:

«Гарантийный срок на результат выполненных Работ не менее трех лет со дня передачи результата Работ Заказчику».

В то же время заказчиком в Главе 5. Проект гражданско-правового договора (государственного контракта) в пп.5.3 пункта 5 «Порядок приемки работ. Требования к качеству» устанавливает другие требования к гарантийному сроку, а именно:  

«Срок гарантии на выполненные работы составляет не менее 5 (Пяти) лет согласно п.1 ст.737, ст. 756 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объем предоставления гарантий качества работ устанавливается на весь объем работ в рамках договора. Срок гарантии на материалы, комплектующие изделия, применяемые в работе – не менее 3-х (трех) лет со дня подписания документов приемки выполненных работ (КС-2, КС-3).»

Следовательно, заказчиком установлены различные требования к гарантийному сроку услуги, что приводит неоднозначному толкованию условий выполнения работ.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.4 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

4. Согласно ч.8 с.34 Закона о контрактной системе и ч.3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер штрафа, начисляемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором в размере 5 процентов от цены договора. И штраф в размере 2 процентов от цены договора за ненадлежащее исполнение Заказчиком своих обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В настоящее время такие дополнительные требования установлены в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99 при закупке работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб. к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Таким образом, закупка работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб. (в том числе в случае, если они не являются особо опасными, технически сложными объектами капитального строительства) должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

Заказчиком в Аукционной документации не установлено дополнительного требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.ч. 2,4 ст. 31 Закона  о контрактной системе.

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В Главе 4 Аукционной документации в Разделе «Требования к участникам закупки» заказчиком установлено требование в виде обязательного предоставления свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемому застройщиком или заказчиком на основании договора юридического лица или индивидуального предпринимателя (генерального подрядчика).

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

При рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика пояснила, что при составлении аукционной документации, а именно: дефектной ведомости (внутренняя отделка), ведомости объемов работ (водоснабжение и канализация) и ведомости объемов работ (электроосвещение и электрооборудование) руководствовались вышеназванным перечнем видов работ, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

В ходе изучения представленных материалов Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что работы, указанные в приложениях №№ 3, 4, 5 к Заказу не включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, требование о наличие у участника закупки допуска СРО необоснованно.

В силу ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст. 31, ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

7. Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Как установлено Комиссией Магаданского УФАС России, требование о наличие у участника закупки допуска СРО необоснованно. Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к конкретному виду работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, неправомерно.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

8. Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.

Как следует из представленных материалов, заказчиком в пункте 22 «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации» Главе 3 Информационная карта электронного аукциона (далее – Глава 3) Аукционной документации для участия в электронном аукционе «Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, включая работы по ремонту систем электроосвещения, отопления, водоснабжения и канализации реабилитационного отделения на 2-м этаже здания ГБУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер» по адресу: г. Магадан, ул. Речная, д. 25» установлен срок окончания предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации, а именно: 12.12.2015г.

Вместе с тем, в пункте 18 «Дата и время окончания срока подачи заявок» Главы 3 установлен срок окончания подачи заявок, а именно: 16.12.2015г.

Согласно ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе последний день подачи запроса о даче разъяснений положений документации должен быть не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть не позднее 13.12.2015г. А в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 14.12.2015г.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе. 

На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, включая работы по ремонту систем электроосвещения, отопления, водоснабжения и канализации реабилитационного отделения на 2-м этаже здания ГБУЗ «Магаданский областной наркологический диспансер» по адресу: г. Магадан, ул. Речная, д. 25» (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение ч.4 ст.33, п.1 ч.1 ст. 64, ч.ч.2,4 ст. 31, п.1 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31, п.2 ч.5 ст.66, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по указанным фактам выдано предписание в рамках рассмотрения дела № 04-30/112-2015, предписание не выдавать.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны