Решение б/н Решение по жалобе ООО "Фитофарм" от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-30/129-2016

26.10.2016г.                                                                                                   г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд без участия сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «Фитофарм» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона «Поставка лекарственных средств в 2016 году для нужд Магаданского областного государственного казённого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов» (ГКУ «Магаданский областной ОДИ»)» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от  05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на то, что аукционной комиссией необоснованно принято решение по отклонению первой части его заявки.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки  при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей),  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 04.10.2016г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка лекарственных средств в 2016 году для нужд Магаданского областного государственного казённого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов» (ГКУ «Магаданский областной ОДИ»)» (реестровый номер <...> ). Начальная (максимальная) цена контракта 416 491,75  рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 12.10.2016г. 17:45; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 17.10.2016г.; дата проведения аукциона – 20.10.2016г.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1-2590ЭА-16 от 14.10.2016г., всего на участие в электронном аукционе было подано 6 аукционных заявок. По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участниками электронного аукциона участников закупки с порядковыми номерами 2 , 4, 6. Участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1. 3, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 20.10.2016г. на участие в аукционе подали заявки участники закупки с порядковыми номерами 2, 4, 6. Минимальное предложение о цене контракта, сделанное участником закупки составило 201 998,49 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 2-2590ЭА-16 от 24.10.2016г. по результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем аукциона признано ООО «Надежда-Фарм» с ценой контракта 201 998,49 руб.

2. Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", согласно пункту 1 статьи 4 которого под лекарственной формой понимается состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.

Разнообразие лекарственных форм зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов связано с особенностями российского законодательства, позволяющего регистрировать любые лекарственные формы в заявительном порядке.

Вне зависимости от наличия (отсутствия) классификаторов форм и способов применения лекарственных препаратов заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 которого в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Одним из способов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе:

- предъявление требований к объему наполнения первичной упаковки, вместо требований к дозировке;

- необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтические субстанции являются лекарственными средствами в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которые предназначены для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяют их эффективность.

В силу пункта 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства – это наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает свойства фармацевтической субстанции или активного фармацевтического ингредиента, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, должны быть эквивалентными.

Следовательно, МНН лекарственного препарата указывает на фармацевтическую субстанцию (действующее вещество), которая содержится в соответствующем лекарственном препарате и определяет его эффективность.

Согласно пункту 24 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под эффективностью лекарственного препарата понимается характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращения, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.

Таким     образом,     МНН     лекарственного     препарата     является     его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.

Указание МНН или при его отсутствии химического группировочного     наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата (за  исключением  препаратов, закупка которых в соответствии с их торговыми наименованиями допускается Законом о контрактной системе).

По мнению Комиссии Магаданского УФАС России, различные дозировки лекарственных препаратов следует считать взаимозаменяемыми, если существует возможность их кратного сопоставления.

Таким образом, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями для целей государственных закупок следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам.

В Аукционной документации требования к закупаемым лекарственным средствам, необходимым заказчику, установлены в Главе 4. «Заказ на поставку товара».

Вместе с тем, заказчиком предъявляется требование к товарам по объему наполнения первичной и вторичной упаковки, вместо требований к дозировке: 1. Рокситромицин – Таблетки 150мг. №10 – уп. 25; 2. Хлорамфеникол – Капли глазные 25% 5 мл – флвкон-капельницы пластиковые – фл. 100; Линкомицин – Раствор для инъекций 300 мг/мл 1 мл. №10 – уп.20 и т.д.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

На основании ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с пп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В Аукционной документации требования к закупаемым лекарственным средствам, необходимым заказчику, установлены в Главе 4. «Заказ на поставку товара».

На основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1-2590ЭА-16 от 14.10.2016г., заявка участника закупки с порядковым номером 3 (ООО «Фитофарм») признана несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, по следующему основанию:

«В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об аукционе.

Согласно главе 4 аукционной документации «Заказ на поставку товара» указаны Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона, а именно: первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения, предусмотренные п.п. б, п. 1, ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.    

В аукционной документации (Глава 4 «Заказ на поставку товара») установлены требования к оформлению заявки, а в частности в отношении конкретных показателей поставляемого товара, а именно:

Метамизол натрия+питофенон+фенпивериния бромид                                               

Таблетки №20

Участником закупки предоставлен перечень предполагаемых к поставке товаров с указанием показателей, не соответствующих значениям, установленным в аукционной документации (глава 4 «Заказ на поставку товара»):

Метамизол натрия+питофенон+фенпивериния бромид                                               

Таблетки №100

Таким образом, участник закупки не выполнил требование, установленное  п.п. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и на основании  п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. не допускается к участию в нем.»

В ходе рассмотрения дела по существу представитель заказчика пояснила, что в соответствии с абз. 3 пункта 10 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 23.08.2010 г. № 706н, хранящиеся лекарственные средства должны быть идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности производитель лекарственного средства). В связи с чем, представитель заказчика полагает, что разделение упаковки и отпуск лекарственных препаратов в подведомственные учреждения, находящиеся в пос. Снежный и филиала в пос. Синегорье Магаданской области, в блистерах, пачках, ампулах невозможен. Также, представитель заказчика пояснила, что при формировании стеллажной карты уполномоченный сотрудник не имеет права зафиксировать информацию без визуального определения формы выпуска, дозировки, номера серии, срока годности, которые указываются только в аннотации и (или) на упаковке производителя лекарственного препарата. В разделе 6 вышеуказанных Правил описаны критерии хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от воздействия влаги, улетучивания и высыхания, которые указывают, что хранение должно производится в плотно укупоренной таре из материалов, не проницаемых для паров воды или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя. Первичной упаковкой производителя является тара, используемая при транспортировке товара, а вторичной (потребительской) является индивидуальная упаковка лекарственного препарата. Соблюдение    хранения,    и    соответственно,    транспортировки лекарственных препаратов также позволяет избежать повреждения блистеров, ампул и пачек.

Исследовав представленные материалы, заслушав мнение представителя заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к следующему выводу:

Лекарственное средство, представленное участником закупки с порядковым номером 3 (ООО «Фитофарм») в составе первой части заявки в пересчете количества единиц соответствуют количеству единиц лекарственного средства, закупаемого заказчиком. Количество предлагаемых упаковок лекарственного средства в пересчете количества единиц возможно разделить без вскрытия упаковки и произвести отпуск препарата в подведомственные учреждения. Каких-либо документов, подтверждающих направление в подведомственные учреждения точное количество лекарственного препарата, представителем заказчика не представлено.

В соответствии с Законом о контрактной системе количество товара не является конкретным показателем, определяющим соответствие поставляемого лекарственного средства требованиям заказчика.

В связи с чем, у аукционной комиссии не имелось оснований для отклонения первой части заявки с порядковым номером 3 (ООО «Фитофарм»).  

Таким образом, аукционной комиссией допущено нарушение ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Фитофарм» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона «Поставка лекарственных средств в 2016 году для нужд Магаданского областного государственного казённого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов» (ГКУ «Магаданский областной ОДИ»)» (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что по указанным фактам выдано предписание в рамках рассмотрения дела №04-30/126-2016, предписание не выдавать.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны