Решение б/н Решение по жалобе ООО "Служба защиты данных" от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-30/78-2016

29.06.2016г.                                                                                                   г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителей ОГКУ «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области Смирновой Ю.О. (дов. № 08/1368 от 28.06.2016г.), Русинова П.П. (дов. № 08/1367 от 28.06.2016г.), Ветохина А.В. (дов. № 08/1001 от 06.05.2016г.), без участия представителя заявителя ООО «Служба защиты данных», извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «Служба защиты данных» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от  05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком при составлении аукционной документации требований Закона о контрактной системе. 

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки  при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей),  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 07.06.2016г. уполномоченным органом – Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области» (реестровый номер <...> ). Начальная (максимальная) цена контракта 92 451 200,00 рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 23.06.2016г. 17:45; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 24.06.2016г.; дата проведения аукциона – 27.06.2016г.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1-1285ЭА-16 от 24.06.2016г., всего на участие в электронном аукционе было подано 3 аукционных заявки. По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок, аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3 и электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе.

2. Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» содержат перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.

В силу ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области, код по ОКПД2 – 43.21.10.290.

В Приложении № 2 к Заказу «Техническое задание» Аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе требования к системе, состав и содержание работ по созданию системы:

- п. 4.1.6 «Требования к защите информации от несанкционированного доступа»: система защиты информации в Системе-112 является неотъемлемой составной частью создаваемой автоматизированной системы и реализовывается в виде отдельной подсистемы – подсистемы обеспечения информационной безопасности (ПОИБ), включающей в себя, в том числе средства межсетевого экранирования и криптографической защиты.

- п.5: для создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области должны быть выполнены, в том числе монтаж и пуско-наладка оборудования, проведение приемочных испытаний сдаваемого объекта.

- п. 4.1.5 «Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы»: для поддержания технических средств Системы-112 в исправном состоянии должно обеспечиваться техническое обслуживание.

- п. 1.4 «Объемы выполняемых работ»: на объектах Заказчика, перечисленных в Приложении 1 к настоящему ТЗ выполнение следующих работ: корректировка проектной документации, доставка, монтаж, пуско-наладка оборудования, перечисленного в Приложении 2 к настоящему ТЗ, установка и настройка унифицированного специального программного обеспечения.

- п. 3.1.4 «Единая дежурно-диспетчерская служба»: оборудование ЕДДС включает в себя, в том числе средства криптографической защиты каналов связи.

Приложение № 3 к Техническому заданию содержит перечень товаров, требования к товарам, необходимых при выполнении закупаемых работ, в том числе:

- № п/п 22 Сервер безопасности (ПАК криптографической защиты и межсетевой экран – VPN) тип 1;

- № п/п 23 Средство защиты информации (ПАК криптографической защиты и межсетевой экран) тип 2;

- № п/п 24 Средство защиты информации (ПО криптографической защиты и межсетевой экран).

Для выполнения данных работ в соответствии с п.1 ч.1 ст.12  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 требуется обязательное наличие лицензии.

В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно представленным материалам, Заказчиком в составе второй части заявки не установлено требование к участникам закупки в виде обязательного предоставления лицензии.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.

3. Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Согласно представленным материалам, Заказчиком в пункте 2.9. проекта контракта установлен срок гарантии выполненных работ, а именно: «2.9. Срок гарантии качества выполненных работ 24 месяца со дня подписания последних актов скрытых работ (при необходимости) и актов по форме КС-2, КС-3. Срок гарантии на оборудование 12 месяцев с даты подписания соответствующих актов по форме КС-2. Все расходы, связанные с ремонтом или заменой некачественных материалов в гарантийный период несет Подрядчик». В Приложении № 3 к Техническому заданию Заказчиком установлен срок гарантии товаров, необходимых при выполнении закупаемых работ, а именно: «Гарантия не менее 3 лет». Следовательно, условия технического задания не противоречат условиям, определенным проектом контракта.

Таким образом, довод заявителя в данной части не нашел своего подтверждения. 

4. Согласно п.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В пункте 27 Требований, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» приведено соответствующее соотношение класса защищенности государственной информационной системы с уровнем защищенности персональных данных. Для 1 класса защищенности государственной информационной системы соответствует 1 уровень защищенности персональных данных.

Согласно представленным материалам Заказчиком в Приложении № 2 к Заказу установлен класс защищенности государственной информационной системы с уровнем защищенности персональных данных, а именно:

«В ЦОВ-АЦ и РЦОВ применяются меры, требуемые для обеспечения 1-го уровня защищённости (У31) обрабатываемых персональных данных и 2-го класса государственных информационных систем. Криптографические средства защиты информации, используемые для защиты конфиденциальных и иных охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений, в том числе персональных данных, обрабатываемых в Системе-112, обеспечивают криптографическую защиту по уровню не ниже уровня КСЗ. Требования к информационной структуре Системы-112 и средствам вычислительной техники по защите от утечек по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок не предъявляются.»

Следовательно, установленные Заказчиком требования к мерам защиты государственной информационной системы обработки персональных данных противоречат требованиям приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

5.  Согласно п.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно представленным материалам, в п. 4.2.6 в Приложение № 2 к Заказу «Техническое задание» Заказчиком установлено следующее:

«Структура ПОИБ Системы-112 должна включать в себя функциональные подсистемы:

- управления доступом;

- регистрации и учета;

- обеспечения целостности;

- межсетевого экранирования;

- криптографической защиты информации;

- антивирусной защиты;

- обнаружения вторжений;

- анализа защищенности.

ПОИ должна обеспечивать независимость функционирования каждой из входящих в ее состав структурных подсистем защиты. Нарушение функционирования любой подсистемы защиты не должно приводить к нарушению функционирования других подсистем защиты.»

В тоже время, согласно Приложению № 3 к Техническому заданию функции криптографической защиты информации и межсетевого экранирования предполагается реализовать с помощью единого комплекса (оборудования) – Сервер безопасности (ПАК криптографической защиты и межсетевой экран – VPN) тип 1.

В ходе рассмотрения жалобы по существу представитель заказчика пояснил, что структура ПОИБ «Системы-112» включает в себя 3 (три) работающих программно-аппаратных комплекса на трех разных серверах, работающих одновременно, и в тоже время, дублирующих друг друга. Сделано это в целях защиты информации, на аппаратном уровне. Из этого следует, что при выходе из строя одного серверного компьютера, информация останется на двух других, и они обеспечат дальнейшую бесперебойную работу «Системы -112», соответственно, если выйдет из строя и второй сервер, то работу продолжит один оставшийся серверный компьютер. При установке, взамен вышедшего из строя, нового серверного компьютера информация автоматически копируется. Также представитель заказчика пояснил, что такое   техническое    решение    обеспечивает   наличие   достаточного    времени,    для восстановления   неисправного   или   подготовки   нового   серверного   компьютера   и установки его на место вышедшего из строя. Такая структура ПОИБ обеспечивает наилучшую защиту от потери информации.

Кроме того, в соответствии с утвержденными от 01 сентября 2014 года МЧС России «Методическими материалами по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации» (Приложение «типовое техническое задание «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации») требование к внедрению Системы-112 с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2015 года № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» отсутствуют.

Следовательно, доводы заявителя в данной части не нашли своего подтверждения.

6. В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Заказчиком в пункте 4.2.1. проекта контракта установлено: «4.2.1. Заключать по согласованию с Государственным Заказчиком договоры субподряда со специализированными организациями на выполнение работ, предусмотренных настоящим Контрактом. При этом Подрядчик несет полную ответственность перед Государственным Заказчиком и обеспечивает контроль над ходом выполняемых работ субподрядчиком.»

Следовательно, при установлении заказчиком в проекте контракта требований в части заключения договоров субподряда, нарушений ч.ч.1,2 ст.34 Закона о контрактной системе, п.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.

Таким образом, довод заявителя в данной части не нашел своего подтверждения.

Кроме этого, Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает в действиях заказчика при проведении аукциона признаки нарушений антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Служба защиты данных» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области» (реестровый номер <...> ) обоснованной в части.

2. Признать в действиях заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 57

29.06.2016г.                                                                                        г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании решения Комиссии Магаданского УФАС России от 29.06.2016г. №04-30/78-2016, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО «Служба защиты данных» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области» (реестровый номер <...> ), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014г. №75/14 «Об осуществлении ФАС и территориальными органами ФАС полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1-1285ЭА-16 от 24.06.2016г.
  1. Заказчику – Областному государственному казенному учреждению «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» устранить нарушения п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, путем внесения изменений в Аукционную документацию «Выполнение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований Магаданской области» (реестровый номер <...> ) в соответствии с требованиями законодательства о закупках и с учетом решения по делу №04-30/78-2016 от 29.06.2016г.
  1. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией, настоящего предписания.
  1.  Оператору электронной площадки, заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Магаданского УФАС России  №04-30/78-2016 от 29.06.2016г.
  1.   Пункты 1-4 настоящего предписания должны быть исполнены в срок не позднее 14.07.2016г.
  1. Представить в Магаданское УФАС России в срок не позднее 15.07.2016г. письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Примечание: невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны