Решение б/н Решение по жалобе ИП Мазуткина К.В. от 16 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                РЕШЕНИЕ

по делу № 04-48/08-2015

«14» апреля 2015 г.                                                                          г. Магадан

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

<…>

 

в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

 рассмотрела  жалобу  ИП Мазуткина К. В. от 06.04.2015  на  действия  заказчика -  МУП «Комэнерго»  Хасынского  района,  при  проведении  запроса предложений,  на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) – Муниципальное образование «поселок Палатка» (котельная п. Палатка МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области) (3900тнт). (Реестровый номер извещения 31502198826).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

(далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.

Заявитель указал, что заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) разработано и опубликовано  извещение и документация о закупке, а также Положение «О закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области», а именно:

- Положение о закупке не утверждено директором МУП «Комэнерго» Хасынского района -<…>  ;

- в части 1 «Информационной карты запроса предложений» пункты 8 и 9 Документации содержат указания на совершенно другой вид закупки - «открытый запрос котировок»;

- в части 1  «Информационной карты запроса предложений» п. 18 «Критерии  оценки заявок на участие в запросе предложений, значимость таких критериев» установлены критерии оценки, которые не были прописаны Заказчиком и не содержатся в Положении о закупке;

- в части 2  «Информационной карты запроса предложений» в п. 3 «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям» и в п.п. 2.1 п. 14 « Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» установлены ограничения – наличие обязательной регистрации деятельности участника закупки в Хасынском районе, подтверждение опыта оказания аналогичных услуг не менее 5 лет по перевозке мазута,  наличие у участника закупки автомобильной техники, находящейся в собственности, необходимой  для оказания услуг, и наличие у участника закупки транспорта-автоцистерна-термос, в соответствии с п. 13 технического задания.

На основании изложенного заявитель полагает, что заказчиком с нарушением норм действующего законодательства разработано и опубликовано  извещение и документация о закупке, а также Положение о закупке, на момент рассмотрения жалобы, договор по рассматриваемому предмету не заключен.

        В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом  о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России,

                           

УСТАНОВИЛА:

1. 31.03.2015 Заказчиком – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) – Муниципальное образование «поселок Палатка» (котельная п. Палатка МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области) (Реестровый номер извещения 31502198826).      

Начальная (максимальная) цена договора: 6 251 076 (шесть миллионов двести пятьдесят одна тысяча семьдесят шесть рублей) 00 копеек без учета НДС 18%.

В соответствии с частями 1,  2  статьи 2  Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).

Заявитель указывает, что Положение о закупке не утверждено директором МУП «Комэнерго» Хасынского района - <…>  .

Из представленных Заказчиком документов установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области (далее - Положение) введено в действие  приказом МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области от 19.02.2014 № 69 и утверждено директором <…>. Приказом № 47 от 24 февраля 2015 года <…> был освобожден с замещаемой должности директора МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, и Приказом № 48 от 25 февраля 2015 года на должность директора был назначен <…>.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 2  Закона о закупках товаров, Положение о закупке утверждается руководителем  унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.

23 марта 2015 года  Положение  о закупке МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской  области было размещено на сайте zakupki.gov.ru, директором на этот период времени был  назначен  <…>.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что Положение о закупке в соответствии с законодательством, должно быть утверждено директором МУП «Комэнерго»   Хасынского района Магаданской  области – <…>,  следовательно в действиях Заказчика содержится нарушение п. 2, ч. 3 ст. 2 Закона о закупках.

2. В  закупочной  документации  для  участия  в запросе предложений   на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) – Муниципальное образование «поселок Палатка» (котельная п. Палатка МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области), часть 1  «Информационной карты запроса предложений», пункты 8 и 9 содержат указания на  другой вид закупки - «открытый запрос котировок». Из пояснений Заказчика МУП «Комэнерго» Хасынского района, следует что при подготовке «Информационной карты запроса предложений» была допущена техническая ошибка (опечатка).

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что наличие технических ошибок в документации не препятствует однозначному определению способа закупки и не нарушает права и законные интересы участников закупки.

3. Согласно  закупочной  документации для участия в рассматриваемом запросе предложений, в ч. 1 Информационной карты запроса предложений п.18  устанавливаются критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и значимость таких критериев.

В соответствии с п. 10.8.6.1  Положения о закупке, оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.

Законом о закупках, подзаконными актами не установлено специальных требований или ограничений для установления критериев оценки в документации о закупке. В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. При этом в соответствии с положениями Закона о закупках указано, что критерии оценки должны быть определены в документации о закупке (п. 12 ч. 10 ст.10).

         Таким образом, установление в закупочной документации не предусмотренных Положением критериев оценки, не является нарушением законодательства.

4. В части 2  «Информационной карты запроса предложений» в п. 3 «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых

участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям» установлены ограничения – наличие обязательной регистрации деятельности участника закупки в Хасынском районе, подтверждение опыта оказания аналогичных услуг не менее 5 лет по перевозке мазута,  наличие у участника закупки автомобильной техники, находящейся в собственности, необходимой  для оказания услуг, и наличие у участника закупки транспорта-автоцистерна-термос, в соответствии с п. 13 технического задания.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, требование обязательной регистрации по месту оказания услуг, предъявляемое к участнику запроса предложений нарушает ч. 5 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  

Установление на стадии допуска к участию в закупке требований к опыту перевозки, ограничивает количество участников, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая  при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить услуги.

При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

         Указанные в  части 2  «Информационной карты запроса предложений» в п. 3 «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям», требования о наличии у участника закупки автомобильной техники, находящейся в собственности, необходимой  для оказания услуг, и наличие у  участника закупки транспорта-автоцистерна-термос, в соответствии с п. 13 технического задания, также являются требованиями не соответствующими п.п. 2, 4 ч 1, ст.3 Закона о закупках, поскольку транспортное средство у участника закупки может находиться у него не только на праве собственности, а также на ином законном основании (лизинг, аренда). Понятия транспорта автоцистерна-термос в автомобильной механизации отсутствует. Согласно ГОСТу 1510, транспортирование наливом нефтяного топлива (мазут марки М-100, 3 вид, ГОСТ 10585-99) осуществляется  автоцистерной.

5. Согласно закупочной документации для участия в рассматриваемом запросе предложений, в ч. 1 Информационной карты запроса предложений п.18 «Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, значимость таких критериев», устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

-   для критерия «Цена договора» - 20%;

- для критерия «Качество и квалификация участника запроса предложений» - 40%;

- для критерия «Техническая документация» - 40%.

Законом о закупках, подзаконными актами не установлено специальных требований или ограничений для установления критериев оценки в документации о закупке. В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. При этом в соответствии с положениями Закона о закупках указано, что критерии оценки должны быть определены в документации о закупке (п. 12 ч. 10 ст.10).

Понятие «квалификация участника» как критерия оценки отсутствует в Законе о закупках. В соответствии с п. 4,  ч. 4, ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в квалификацию участника закупки входит: наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании изложенного Комиссия  Магаданского УФАС  России приходит к выводу, что оценка квалификации участников по опыту, наличию на праве собственности  (ином законном основании) техники является правомерным. Оценка же заявок по таким критериям, как «обязательная  регистрация деятельности участника закупки в Хасынском районе, наличие у участника закупки автомобильной техники, находящейся в собственности» (без учета техники взятой в аренду, лизинг) может существенно ограничить количество участников, и нарушает принцип закрепленный в п.2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

        В соответствии с частью 20 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ИП Мазуткина  К. В. от 06.04.2015 на действия заказчика -  Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, при проведении запроса предложений  на право заключения договора на перевозку мазута по маршруту: Морской порт г. Магадан (заправочные терминалы) – Муниципальное образование «поселок Палатка» (котельная п.Палатка МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области) (реестровый номер извещения 31502198826)  обоснованной.

2. Признать  Заказчика – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области нарушившим порядок организации и проведения запроса предложений, выразившегося  в нарушении п. 2 ч. 3  ст. 2,   п.п.  2, 4 ч. 1 ст. 3,   ч. 5 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 3. В связи с выдачей Предписания по делу № 04-48/10-2015, Предписание по настоящему делу не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны