Решение б/н Решение по жалобе ИП Мазуткина К.В. от 20 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 04-48/17-2015
«15» июля 2015 г. г. Магада
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу ИП Мазуткина Константина Вячеславовича от 06.07.2015 на действия заказчика - МУП «Комэнерго» Хасынского района, при проведении запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916).
Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.
Заявитель указал, что заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) разработано и опубликовано извещение и документация о закупке, а именно:
- в Положение о закупке товаров, работ, услуг не включена информация о способе закупки – открытый запрос котировок, отсутствуют условия применения открытого запроса котировок, (п. 9 «Перечень способов закупки», п. 15 «Условия применения закупки», отсутствует описание проведения процедуры закупки – открытого запроса котировок в Положении о закупке);
- в Извещении о проведении открытого запроса котировок в п. 10 «Срок и место предоставления услуг» содержится информация о сроке перевозки угля – с 17 июля 2015 года по 15 ноября 2015, однако п. 9 «Проект договора» (Приложении № 3 к Техническому заданию) содержит другую информацию по срокам перевозки угля (п.п. 1.4 срок перевозки угля с 17 июля 2015 года по 31 декабря 2015, в Приложении № 1 к Договору в п. 9 «Условия по датам перевозки» срок перевозки составляет с 17 июля 2015 года по 31 декабря 2015;
- в Документации по закупке, в п.2 «Документы составляющие заявку на участие в закупке» установлены требования о предоставлении следующих документов:
- заверенной участником справки о материально - технических ресурсах;
- справки о кадровых ресурсах;
- копий документов подтверждающих наличие и квалификацию необходимого персонала для исполнения договора;
- оснащение автотраспортного средства комплектом бортового навигационного связного оборудования работающего в системе ГЛОНАС (GPS) с предоставлением доступа к системе мониторинга,
однако критериев оценки участников по перечисленным требованиям к участникам закупки Заказчиком не установлено;
- в п. 11 Извещения «Начальная (максимальная) цена договора» составляет 2 709 280 рублей; в п. 18, п. 19 Приложения № 2 «Техническое задание» цена за 1 тнт составляет 2 360 руб., цена определенная Приказом Департамента Цен и тарифов Магаданской области № 39- 4/э от 19.11.2014 на перевоз 1 тонны натурального топлива угля составляет 2 657 руб. 68 коп. (без НДС);
- закупка реестровый номер извещения 31502523916, не внесена в годовой план закупок МУП «Комэнерго».
На основании изложенного Заявитель полагает, что Заказчиком с нарушением норм действующего законодательства разработано и опубликовано извещение и документация о закупке. Установленные в закупочной документации требования, ограничивают круг участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
1. 01.07.2015 Заказчиком – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916).
Начальная (максимальная) цена договора: 2 709 280 (два миллиона семьсот девять тысяч восемьдесят рублей) 00 копеек без учета НДС 18%.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).
Согласно ч. 5 ст.4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст.4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Из представленных Заказчиком документов установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области (далее - Положение) введено в действие Приказом директора МУП «Комэнерго» № 231 от 22.06.2015 г.
В Положении о закупке товаров, работ, услуг МУП «Комэнерго» не включена информация о способе закупки – открытый запрос котировок, отсутствуют условия применения и проведения открытого запроса котировок.
Из представленных пояснений Заказчика, следует, что Положением о закупках определен порядок проведения закупки в форме запроса цен. По мнению заказчика, запрос цен и запрос котировок, являются одной и той же формой закупки и аналогичны друг другу.
Действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что запрос котировок и запрос цен являются одним и тем же способом закупки.
Следовательно, запрос цен и запрос котировок два самостоятельных способа закупки, имеющие свой порядок и условия проведения.
В соответствии с п. 3. 7 Положения, в документации по каждой закупке указывается, что закупка проводится в соответствии с Положением в редакции на дату размещения извещения о проведении закупки на Официальном сайте.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии ч. 3 ст. 3 Закона о закупках, в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках).
Таким образом, в Положение о закупке не включена информация о способе закупки проводимой в форме открытого запроса котировок, отсутствуют условия применения и проведения данного способа закупки, что является нарушением ч.2.ст.2, ч.3 ст.3 Закона о закупках.
2. Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В Извещении о проведении открытого запроса котировок в п. 10 «Срок и место предоставления услуг» содержится информация о сроке перевозки – с 17 июля 2015 года по 15 ноября 2015, однако п. 9 «Проект договора» (Приложении № 3 к Техническому заданию) содержит другую информацию по срокам перевозки угля (п.п. 1.4 срок перевозки угля с 17 июля 2015 года по 31 декабря 2015, в Приложении № 1 к Договору в п. 9 «Условия по датам перевозки» срок перевозки составляет с 17 июля 2015 года по 31 декабря 2015.
Из пояснений Заказчика, следует, что при подготовке «Проекта договора» и Приложения № 1 к нему, была допущена техническая ошибка (опечатка).
Учитывая, что в Извещении и закупочной документации указаны разные сроки перевозки угля, невозможно сделать однозначный вывод о сроках оказания услуг.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках
3. В соответствии с п. 2 Документации о закупке, заявка на участие в закупке, должна содержать:
- заверенную участником справку о материально - технических ресурсах;
- справку о кадровых ресурсах;
- копии документов подтверждающих наличие и квалификацию необходимого персонала для исполнения договора;
- оснащение автотраспортного средства комплектом бортового навигационного связного оборудования работающего в системе ГЛОНАС (GPS) с предоставлением доступа к системе мониторинга».
Требования, установленные в п. 2 Документации о предоставлении в составе заявки заверенной участником справки о материально - технических ресурсах и копий документов, подтверждающих наличие и квалификацию необходимого персонала для исполнения договора, не являются нарушением законодательства о закупках, и не ограничивают круг участников закупки в силу следующего.
Данные требования установлены для общего сведения о поставщике, каких либо конкретных требований к персоналу, квалификации, материальным ресурсам Заказчиком не установлены.
Таким образом, требование о предоставлении заверенной участником справки о материально - технических ресурсах, справки о кадровых ресурсах и копий документов подтверждающих наличие и квалификацию необходимого персонала для исполнения договора не препятствует участию в закупке неограниченного круга поставщиков, и не является нарушением Закона о закупках.
В закупочной документации, в 2. «Документы, составляющие заявку на участие в закупке» установлено требование, подтверждающее оснащение автотраспортного средства комплектом бортового навигационного связного оборудования работающего в системе ГЛОНАС (GPS) с предоставлением доступа к системе мониторинга.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой
спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
а) космические средства (ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и корабли, спускаемые капсулы (аппараты));
б) воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
в) морские суда и суда внутреннего речного и смешанного ("река - море") плавания;
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов;
д) приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ;
е) средства, обеспечивающие синхронизацию времени.
Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что предмет перевозки относится к опасным грузам.
Следовательно, оснащение автотраспортного средства, перевозящего данный груз, системой ГЛОНАС не требуется.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Установление данного требования существенно ограничивает количество участников закупки и нарушает принципы, изложенные в п. 2 ч. 1 ст.3 Закона о закупках.
Таким образом, требование об оснащении автотраспортного средства комплектом бортового навигационного связного оборудования, работающего в системе ГЛОНАС (GPS), является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
4. В п. 11 Извещения «Начальная (максимальная) цена договора» составляет 2 709 280 рублей; в п. 18, п. 19 Приложения № 2 «Техническое задание» цена за 1 тнт составляет 2 360 руб. При этом, в Извещении указана ссылка на Приказ Департамента Цен и тарифов Магаданской области № 39 - 4/э от 19.11.2014 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителя МУП «Комэнерго» на 2015 год».
Заложенные в данный тариф расходы предприятия на перевозку угля необходимы для расчета конечной стоимости тепловой энергии и не обязательны для обоснования начальной (максимальной) цены договора при проведении торгов.
Приказом Департамента Цен и тарифов Магаданской области № 39 - 4/э от 19.11.2014, установлен тариф на тепловую энергию для потребителя МУП «Комэнерго», отдельный тариф на перевозку угля не устанавливается.
В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора.
Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора регламентируется п.17 Положения о закупке.
На основании изложенного, Заказчик не ограничен при установлении цены договора расчетом тарифа, указанного в Приказе Департамента Цен и тарифов Магаданской области № 39 - 4/э от 19.11.2014 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителя МУП «Комэнерго» на 2015 год».
Таким образом, в действиях Заказчика нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены договора не выявлено.
5. Закупка в форме запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916) не внесена в годовой план закупок МУП «Комэнерго».
В соответствии с п. 2 и п.5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 8.3 Положения проведение закупок осуществляется в соответствии с Планом закупок. Не допускается проведение закупок без включения соответствующей закупки в План закупок.
Таким образом, проведение закупки способом запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916), не включенной в годовой План закупок, является нарушением п.п. 8.3 Положения о закупках МУП «Комэнерго».
В соответствии с частью 20 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мазуткина Константина Вячеславовича от
06.07.2015 на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, при проведении запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916) обоснованной.
2. Признать Заказчика – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области нарушившим порядок организации и проведения запроса котировок, выразившегося в нарушении ч.2 ст. 2, п.2 ч.1 ст. 3, п.4 ч.10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п.п. 3.7, 8.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Комэнерго».
3. Выдать Заказчику – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области Предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №____
по делу № 04-48/17-2015
«15» июля 2015 г. г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,на основании решения Комиссии Магаданского УФАС России от 15 июля 2015 года по делу № 04-48/17-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ИП Мазуткина Константина Вячеславовича на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области, при проведении закупки в форме запроса котировок на право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района, (реестровый номер извещения 31502523916), руководствуясь частями 20, 22, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Поданные заявки на участие в запросе котировок «На право заключения договора на перевозку угля автомобильным транспортом в количестве 1148 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту: склад угля участка ФЗАО «КУК» Разрез «Кадыкчанский» – производственная территория котельной участка п. Атка МУП «Комэнерго» Хасынского района», (реестровый номер извещения 31502523916), вернуть участникам с уведомлением о прекращении действия данной заявки.
2. Заказчику закупки – МУП «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области устранить нарушения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, путем аннулирования закупки (реестровый номер извещения 31502523916).
3. Предписание должно быть исполнено в срок не позднее «23» июля 2015г.
4. Представить в Магаданское УФАС России в срок не позднее «24» июля 2015 г. письменное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течении трех месяцев с даты его принятия.