Решение №01-10/2037 о признании жалобы необоснованной от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3-232/2021

26.07.2021                                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, (далее – Комиссия) c участием представителя ООО «Большегруз» (далее – Заявитель) <…> (дов. № 03 от 13.02.2021), представителей Областного государственного унитарного предприятия «Магаданкоммунэнерго» (далее – Заказчик) <…> (имеющего право действовать от имени лица без доверенности), <…> (дов. б/н от 19.07.2021) рассмотрела жалобу (вх. № 02/2404 от 16.07.2021) на действия Заказчика при проведении конкурса на право заключения договора на перевозку угля для нужд Сусуманского городского округа Магаданской области в 2021-2022 годах (реестровый номер извещения 32110440440).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон     о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные положения документации о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 02.07.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на перевозку угля для нужд Сусуманского городского округа Магаданской области в 2021-2022 годах (реестровый номер извещения 32110440440).

Начальная (максимальная) цена договора: 97 510 430,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 02.07.2021. Дата и время окончания подачи заявок: 23.07.2021 в 09-00. Дата рассмотрения и оценки заявок: 23.07.2021. Дата подведения итогов: 26.07.2021.

13.07.2021 Заказчиком в извещение вносились изменения.

Согласно пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии на участие в открытом конкурсе заявки были поданы тремя участника, включая ООО «Большегруз».

2. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно выбрал в качестве способа выбора определения исполнителя открытый конкурс. По мнению Заявителя, выбор данного способа проведения закупки ограничивает конкуренцию. Также, по мнению Заявителя, Распоряжение Правительства РФ № 471-р от 26.03.2016 предписывает Заказчику при закупке данного вида услуг проводить электронный аукцион.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 1.3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного унитарного предприятия «Магаданкоммунэнерго», утвержденного Приказом Областного государственного унитарного предприятия «Магаданкоммунэнерго» № 15 от 21.06.2021, (далее – Положение о закупке) конкурентные закупки в соответствии с настоящим положением осуществляются следующими способами:

1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

3) запрос предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

4) запрос котировок (открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

В силу пункта 2.1.1 Положения о закупке закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (далее – конкурс), когда необходимо закупить товары, работы, услуги в связи с конкретными потребностями Заказчика (в том числе, если предмет договора носит технически сложный характер). При этом для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Положения.

В своих письменных пояснениях от 22.07.2021 Заказчик указывает на высокую социальную значимость исполнения закупаемых услуг – перевозка угля для нужд отопления населения. В этой связи, а также по причине технической сложности закупаемых услуг Заказчиком в качестве способа осуществления закупки выбран открытый конкурс, что позволит определить исполнителя не только по ценовому критерию, но и по уровню квалификации. Также Заказчик указывает, что нормы законодательства и Положение о закупке допускают применение выбранной конкурентной процедуры.

Комиссия отмечает, что Распоряжение Правительства РФ № 471-р от 26.03.2016 определяет перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваемый открытый конкурс осуществляется в рамках закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Таким образом, требования указанного Распоряжения в настоящем случае неприменимы.

Выбор Заказчиком открытого конкурса обусловлен сложностью и ответственностью предмета договора, не противоречит Положению о закупке и требованиям Закона о закупках. Таким образом, действия Заказчика по проведению закупки в форме открытого конкурса в электронной форме правомерны. Довод жалобы не нашел подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно включил в конкурсную документацию критерий оценки «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету контракта (показатель В1)». По мнению Заявителя, применение данного критерия оценки носит дискриминационный характер к участникам, которые не могут предъявить исполненных контрактов на большую сумму. Заявитель считает, что данный показатель не свидетельствует о качестве исполнения соответствующих услуг, таким образом, не может служить для оценки опыта участника и подтверждением надлежащего исполнения заключаемого договора. Также заявитель указывает, что в Положении о закупке не предусмотрен данный критерий оценки, что делает его использование неправомерным.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2.4.3 Положения о закупке в конкурсной документации Заказчик должен указать не менее двух критериев из предусмотренных пунктом 2.4.2 настоящего Положения, причем одним из этих критериев должна быть цена. Также заказчик может использовать другие не стоимостные критерии. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 процентов.

Согласно пункту 2.4.2 Положения о закупке критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

В соответствии с конкурсной документацией Заказчиком установлены следующие критерии и порядок оценки заявок (предложений) участников закупки (критерии оценки): стоимостной критерий – цена контракта с коэффициентом значимости критерия 0,5; нестоимостной критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации с коэффициентом значимости критерия 0,5. Предметом оценки по нестоимостному критерию являются предложения участника по показателям: B1, В2, В3, В4:

- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету контракта (показатель В1). Коэффициент значимости показателя составляет 0,25.

- Спецтехника на праве собственности или другом законном основании (показатель В2). Коэффициент значимости показателя составляет 0,25.

- Специалисты и работники определенного уровня квалификации (показатель В3). Коэффициент значимости показателя составляет 0,25.

- Наличие производственной базы на праве собственности или другом законном основании (показатель В4). Коэффициент значимости показателя составляет 0,25.

По показателю В1 «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету контракта» оцениваются и учитываются сведения об опыте Участника по выполнению работ по перевозке грузов автомобильным транспортом (из категории Самосвалы или Седельные тягачи), представленные в виде одного и более исполненных контрактов (договоров), за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке без применения штрафных санкций.

Также в конкурсной документации установлен перечень подтверждающих документов и количество присваиваемых баллов в зависимости от суммы исполненных контрактов.

Заказчик в своих пояснения указал, что Положение о закупках допускает установление в качестве критерия оценки заявок требований к квалификации участника в виде, в частности, подтверждения опыта выполнения аналогичных работ (услуг). Кроме того, отсутствие в составе заявки сведений об исполненных контрактах не влечет за собой отклонения заявки.

Комиссия критически относится к доводам Заявителя о том, что факт исполнения контракта не может свидетельствовать о добросовестности исполнителя, а суммарная стоимость исполненных работ (услуг) по таким контрактам не тождественна подтверждению опыта их выполнения. Также Комиссия отмечает, что вес показателя В1 в общей оценке заявки составляет не более 12,5%, поэтому участник, не представивший исполненных контрактов на достаточную сумму, способен конкурировать по иным показателям и критериям оценки.

Комиссия приходит к выводу, что установление в конкурсной документации в числе критериев оценки показателя общей стоимости исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету контракта не противоречит нормам законодательства о закупках, предусмотрено Положением о закупке Заказчика (в качестве критерия квалификации) и не ограничивает конкуренцию при проведении рассматриваемой закупки. Довод жалобы не является обоснованным.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Большегруз» на действия Заказчика – Областного государственного унитарного предприятия «Магаданкоммунэнерго», при проведении конкурса на право заключения договора на перевозку угля для нужд Сусуманского городского округа Магаданской области в 2021-2022 годах (реестровый номер извещения 32110440440) необоснованной.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны