Решение б/н решение по делу от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

 

            -врио руководителя управления;

         

Члены Комиссии:

 

                 -начальник отдела контроля закупок и антимонопольного

                          законодательства;

 

 

 

-ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

 

-ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

 

 

          в присутствии  представителей:

 

        -Заявителя - ИП  С.;

        -Заказчика - ОГАУ .... (доверенность № 12 от 17.03.2021), директора Г.

        рассмотрела  жалобу ИП С ..  (вх. № 02/824 от 15.03.2021) и дополнительные доводы к ней на действия Заказчика - ОГАУ ...при организации и проведении  конкурентной закупки с неопределенным объемом товаров (работ, услуг) в электронной форме на  право заключения договора поставки расходных материалов (утилизации) (реестровый номер извещения 32110014287).

         Информация о поступившей жалобе в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

(далее – Закон о защите конкуренции) 15.03.2021 размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.

          В жалобе заявитель указал на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к характеристикам и срокам поставки товара; неверное указание типа аукциона в извещении о проведении закупки; несоответствие даты рассмотрения заявок участников закупки и подведение итогов закупки в аукционной документации и электронной площадке; ограничение сроков подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации. 

           В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом  о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России

                                      

                                                    УСТАНОВИЛА:

 

         1. 20.02.2021 Заказчиком - ОГАУ  .... на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении  торгов в электронной форме на право заключения договора поставки расходных материалов (утилизации)  (реестровый номер извещения 32110014287).

        В действующей редакции указанное извещение размещено 05.03.2021.

        Предельная цена договора: 11 933 826,94,00 (одиннадцать миллионов  девятьсот тридцать три  тысячи восемьсот двадцать шесть) рублей, 94  копейки.    

        Дата  окончания срока подачи заявок-15.03.2021.

        Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15 марта 2021 г. № 32110014287,  всего на участие в аукционе в электронной форме на момент окончания подачи заявок на участие в закупке - 15.03.2021 - было подано четыре заявки.   

         Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов  на участие в конкурентной закупке с неопределенным объемом товаров в электронной форме (товаров, работ, услуг) от 19 марта 2021 года  № 32110014287 допущен к участию с процедуре и признан участником процедуры заявитель - ООО «Развитие» (ИНН 7802625850, ОГРН1177847233508). По результатам подведения итогов закупки  процедура признана несостоявшейся в связи с допуском одной заявки. По результатам подведения итогов принято решение о заключении договора с ООО «Развитие»  (ИНН 7802625850, ОГРН1177847233508).

       2. В соответствии с частями 1, 2  статьи 2   Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее - Закон о закупках)  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

         В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.  

        Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

В соответствии с пунктами  2, 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4  Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

  Согласно п.1 ч. 6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе,  следующими правилами:

         -в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

          Как следует из представленных материалов, Протоколом   Наблюдательного совета № 5 от 24.12.2018 (с изменениями, утвержденными Протоколом Наблюдательного Совета №7 от 04.06.2020) утверждено «Положение о закупках товаров, работ, услуг ОГАУ ...(далее - Положение о закупке). Указанным  Положением предусмотрен такой вид закупки как  конкурентная закупка с неопределенным видом объемом товаров (работ, услуг) в электронной форме.  

   Согласно доводам жалобы, наименование товара в позициях №№30,31,32,35 не соответствуют их техническим описаниям, в связи с чем не представляется возможным определить конкретный вид требуемых товаров.

           На основании п.1 ст.1.8.2 Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к  безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническим регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

а) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. 

         Разделом 2 Документации – «Техническая часть документации в электронной закупке» - предусмотрены цена и краткие характеристики товара, а именно:

 

Наименование товара МНН, ОКПД 2

Характеристики поставляемого товара

Кол-во

     Цена за ед.

30

 Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса Б с иглосъемником,1,0 л,22.29.29.00

Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса Б, объемом 1л., желтого цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10., изготавливается из композиции полимерных материалов с повышенными прочностными характеристиками, не прокалываемый, герметичный, не разборный, готовый к применению, цилиндрической формы. Универсальный съемный иглосъемник ,позволяющий бесконтактно снимать все виды канюль, для  обеспечения безопасного сбора спинальных игл, травматологических спиц, капилляров, многоканальных пипеток, а также медицинских отходов диаметром до 7 см., шириной до 10 см.  Контейнер должен комплектоваться специальной крышкой с кольцом для крепления к контейнеру, которая имеет три положения «Открыто», «Временно закрыто», «Закрыто». с запирающим элементом против открывания которое сопоставляясь с блокирующим устройством на резьбе контейнера делает невозможным последующее вскрытие контейнера. Наличие выемки в заглушке диаметром не менее 35 мм., с щелевыми отверстиями для выхода пара. Двойная крышка-заглушка имеет дополнительную крышку, длиной не менее 45 мм и шириной не менее 40 мм.,  позволяющую открывать выемку перед термической обработкой, чтобы обеспечить выход пара,  но при этом  закрывать выемку при сборе отходов, чтобы избежать контаминации воздуха от отходов в процессе их хранения при сборе. Допускается использование контейнера в течении 3-х суток. После наполнения крышка закручивается до конца по резьбе, обеспечивая герметичность контейнера. На емкости-контейнеры литьевым способом нанесен знак биологической опасности, по классификации ООН, линия «ПРЕДЕЛ ЗАПОЛНЕНИЯ». Маркировочная этикетка по цвету соответствует классу опасности отходов, на ней указан класс опасности отходов. Есть место для маркировки отходов: Название организации ____ Подразделение ___. Дата ___. Ответственное лицо ____. Указаны технические условия, регистрационное удостоверение, наименование предприятия изготовителя, адрес. Срок хранения в упаковке изготовителя 5 лет. Размер контейнера: высота с крышкой 140 мм., диаметр дна не менее - 120 мм, диаметр резьбовой части не менее 90мм. Размер отверстия иглосъемника не менее 35 кв. см. Толщина иглосъемника не менее 1.5 мм. Упаковка картонная коробка. Количество в упаковке 30 штук. ОПЦИИ: 1) Крышка контейнера должна комплектоваться фиксатором против открывания. 2) Двойная крышка – заглушка,  обеспечивающая герметичное закрытие в двух положениях «временно» и «окончательно» закрыто, с индикацией повторного использования -   для безопасного хранения игл в  процессе эксплуатации изделия.

  шт

30,34

31.

 Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса Б с иглосъемником, 1,5 л          22.29.29.000

 Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса Б, объемом 1,5 л.,  желтого цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10., изготавливается из композиции полимерных материалов с повышенными прочностными характеристиками, не прокалываемый, герметичный, не разборный, готовый к применению, цилиндрической формы. Универсальный съемный иглосъемник ,позволяющий бесконтактно снимать все виды канюль, для  обеспечения безопасного сбора спинальных игл, травматологических спиц, капилляров, многоканальных пипеток, а также медицинских отходов диаметром до 7 см., шириной до 10 см.  Контейнер должен комплектоваться специальной крышкой с кольцом для крепления к контейнеру, которая имеет три положения «Открыто», «Временно закрыто», «Закрыто».с запирающим элементом против открывания которое сопоставляясь с блокирующим устройством на резьбе контейнера делает невозможным последующее вскрытие контейнера. Наличие выемки в заглушке диаметром не менее 35 мм., с щелевыми отверстиями для выхода пара. Двойная крышка-заглушка имеет дополнительную крышку, длиной не менее 45 мм и шириной не менее 40 мм.,  позволяющую открывать выемку перед термической обработкой, чтобы обеспечить выход пара,  но при этом  закрывать выемку при сборе отходов, чтобы избежать контаминации воздуха от отходов в процессе их хранения при сборе.Допускается использование контейнера в течении 3-х суток. После наполнения крышка закручивается до конца по резьбе, обеспечивая герметичность контейнера. На емкости-контейнеры литьевым способом нанесен знак биологической опасности, по классификации ООН, линия «ПРЕДЕЛ ЗАПОЛНЕНИЯ». Маркировочная этикетка по цвету соответствует классу опасности отходов, на ней указан класс опасности отходов. Есть место для маркировки отходов: Название организации ____. Подразделение ____. Дата _____. Ответственное лицо ___. Указаны технические условия, регистрационное удостоверение, наименование предприятия изготовителя, адрес. Срок хранения в упаковке изготовителя 5 лет. Размер контейнера: высота с крышкой 180 мм., диаметр дна не менее - 130 мм, диаметр резьбовой части не менее 100мм. Размер отверстия иглосъемника не менее 35 кв. см. Толщина иглосъемника не менее 1.5 мм. Упаковка картонная коробка. Количество в упаковке 30 штук. ОПЦИИ: 1) Крышка контейнера должна комплектоваться фиксатором против открывания. 2) Двойная крышка – заглушка,  обеспечивающая герметичное закрытие в двух положениях «временно» и «окончательно» закрыто,  с индикацией повторного использования -   для безопасного хранения игл в  процессе эксплуатации изделия.

шт

 46,75

35.

 

 

Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса В с иглосъемником, 1,0 л         22.29.29.000

 

 

 

 

Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса В, объемом 1л.,  красного цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10., изготавливается из композиции полимерных материалов с повышенными прочностными характеристиками, не прокалываемый, герметичный, не разборный, готовый к применению, цилиндрической формы. Универсальный съемный иглосъемник ,позволяющий бесконтактно снимать все виды канюль, для  обеспечения безопасного сбора спинальных игл, травматологических спиц, капилляров, многоканальных пипеток, а также медицинских отходов диаметром до 7 см., шириной до 10 см.  Контейнер должен комплектоваться специальной крышкой с кольцом для крепления к контейнеру, которая имеет три положения «Открыто», «Временно закрыто», «Закрыто».с запирающим элементом против открывания которое сопоставляясь с блокирующим устройством на резьбе контейнера делает невозможным последующее вскрытие контейнера. Наличие выемки в заглушке диаметром не менее 35 мм., с щелевыми отверстиями для выхода пара.  Двойная крышка-заглушка имеет дополнительную крышку, длиной не менее 45 мм и шириной не менее 40 мм.,  позволяющую открывать выемку перед термической обработкой, чтобы обеспечить выход пара,  но при этом  закрывать выемку при сборе отходов, чтобы избежать контаминации воздуха от отходов в процессе их хранения при сборе.Допускается использование контейнера в течении 3-х суток. После наполнения крышка закручивается до конца по резьбе, обеспечивая герметичность контейнера. На емкости-контейнеры литьевым способом нанесен знак биологической опасности, по классификации ООН, линия «ПРЕДЕЛ ЗАПОЛНЕНИЯ». Маркировочная этикетка по цвету соответствует классу опасности отходов, на ней указан класс опасности отходов. Есть место для маркировки отходов: Название организации ____. Подразделение ___. Дата ____. Ответственное лицо ____. Указаны технические условия, регистрационное удостоверение, наименование предприятия изготовителя, адрес. Срок хранения в упаковке изготовителя 5 лет. Размер контейнера: высота с крышкой 140 мм., диаметр дна не менее - 120 мм, диаметр резьбовой части не менее 90мм. Размер отверстия иглосъемника не менее 35 кв. см. Толщина иглосъемника не менее 1.5 мм. Упаковка картонная коробка. Количество в упаковке 30 штук. ОПЦИИ: 1) Крышка контейнера должна комплектоваться фиксатором против открывания. 2) Двойная крышка – заглушка,  обеспечивающая герметичное закрытие в двух положениях «временно» и «окончательно» закрыто,  с индикацией повторного использования -   для безопасного хранения игл в  процессе эксплуатации изделия.

 шт

30,96

                  

       В своих возражениях на доводы жалобы ОГАУ «Магаданфармация» Минздрава Магаданской области» (вх.01/916 от 23.03.2021) пояснило, что технические характеристики запрашиваемого к поставке оборудования составлялись Заказчиком на основании требований СанПин 2.1.7.279010 «Санатарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». По мнению заказчика, в указанном нормативном акте требования к сбору и утилизацию отходов классов  Б и В часто приводятся вместе. Также в названии позиции дополнительно и в первом предложении описания технических характеристик каждого из пункта указано «контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса Б» и «Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса Б», из чего можно сделать вывод, что Заказчиком однозначно требуется к поставке контейнер для сбора медицинских отходов класса Б.

         В соответствии с п.2.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН  2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности: класс А, класс Б, класс В, класс Г, класс Д.   

        В соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 смешение отходов различных классов в общей емкости недопустимо.

        В силу п.4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку.  

       В силу п.4.22  СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса В собирают в одноразовую мягкую (пакеты)  или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющие красную маркировку.   

       При этом в позиции № 30 Раздела 2 Документации «Техническая часть документации в электронной закупке» в графе «Наименование товара» указано «Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса Б», а в графе «характеристики поставляемого товара» указано «Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса Б, объемом 1л., желтого цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 ..». 

        Таким образом, из указанной графы следует, что требуется  емкость-контейнер желтого цвета для сбора медицинских отходов классов Б, В, то есть одна емкость для сбора медицинских отходов различных классов, что противоречит требованиям СанПин 2.1.7.2790-10.

       В позиции № 31 Раздела 2 Документации «Техническая часть документации в электронной закупке» в графе «Наименование товара» указано «Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса Б..», а в графе «Характеристики поставляемого товара» указано «Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса Б, объемом 1,5 л.,  желтого цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10.», из чего следует, что требуется емкость-контейнер желтого цвета для сбора острых медицинских отходов классов Б, В, то есть одна емкость для сбора медицинских отходов различных классов, что противоречит требованиям СанПин 2.1.7.2790-10.

        В позиции № 35 Раздела 2 Документации «Техническая часть документации в электронной закупке» в графе «Наименование товара» указано «Контейнер одноразовый для сбора острых медицинских отходов класса В», а в графе «Характеристики поставляемого товара» указано «Емкость-контейнер одноразовый для острых медицинских отходов с иглосъемником класса В, объемом 1л., красного цвета, предназначен для сбора острых медицинских отходов классов Б, В согласно СанПиН 2.1.7.2790-10..» из указанной графы следует, что требуется емкость-контейнер красного цвета для сбора медицинских отходов классов Б, В, то есть одна емкость для сбора медицинских отходов различных классов, что противоречит требованиям СанПин 2.1.7.2790-10.

        Действие нормативного акта, ссылка на который имеется в Документации (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН  2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»), утратило силу с 01.03.2021, постановлением Главного санитарного врача от 28.01.2021 № 3 с 01.03.2021  введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Нормы указанного постановления, регламентирующего классификацию, правила сбора и утилизации медицинских отходов, аналогичны нормам нормативного акта, утратившего силу.

       Таким образом, Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в позициях № 30,31 и 35 раздела 2 Документации «Техническая часть документации в электронной закупке» имеются противоречия в указании технических характеристик поставляемого товара.  Кроме того, требования  к характеристикам товара, установленные Заказчиком, противоречат требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

        Из указанных положений рассматриваемой документации не представляется возможным достоверно определить, какой именно товар требуется к поставке, что может ввести участников закупки в заблуждение ввиду возможности двусмысленности толкования указанных положений документации.

        Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках и п.1 ч.1.8.2 Положения о закупке.

        3. В соответствии с доводом жалобы в п.9 раздела 1.1. Документации  «Общие сведения о проводимой закупке в электронной форме» неправомерно установлено требование  к поставке товара по заявкам Заказчика в течение 35 (тридцати пяти) календарных дней с момента направления такой заявки поставщику на электронный адрес или по телефону.

          По мнению заявителя, данное требование ограничивает потенциальное число участников электронного аукциона, так как производители медицинских изделий находятся в центральной части России, и доставка товара в г. Магадан занимает срок, значительно превышающий установленный.

         Согласно пояснениям Заказчика, гражданское законодательство не содержит запретов, направленных на установление минимальных и/или максимальных  ограничений по срокам  исполнения договоров; Заказчик вправе указать требуемый срок поставки продукции, исходя из своих потребностей.

         Рассмотрев указанный довод заявителя, а также возражения Заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.

         Федеральным законом от 18 июля 20011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлены минимальные сроки поставки товара, которые должны быть указаны в аукционной документации. Минимальные сроки поставки также не оговорены в параграфе 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ, нормами которого регулируются отношения по поставке товаров.

         Таким образом, срок поставки товаров при осуществлении закупки определяется усмотрением заказчика. В то же время срок поставки должен быть разумным, достаточным для доставки товара.

         Доказательств того, что установление данного срока поставки товара в аукционной документации лишило других участников возможности принять участие в закупке, в материалы дела не представлены. Напротив, в материалах дела имеются сведения о подаче  заявок четырех участников.  

         Таким образом, факт подачи заявок четырех участников  свидетельствует о том, что установление заказчиком срока поставки не повлиял на ограничение конкуренции на торгах.

         При указанных обстоятельствах довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан Комиссией Магаданского УФАС России несостоятельным.

         4.  В соответствии с доводом жалобы в п.1  раздела 1.3. «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в электронных торгах и инструкция по ее заполнению»  указано, что «Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, в том числе сведения о стране происхождения товара. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие сведений об участнике электронных торгов и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке.  При этом при подаче заявки в личном кабинете участника отсутствовало разделение на первую и вторую части, в связи с чем все необходимые документы, в том числе сведения об участнике, поступают одним списком, следовательно, выполнить требование п.1 раздела 1.3 Документации  не представляется возможным.

        Согласно пояснениям Заказчика, данным в ходе заседания Комиссии, неуказание разделения заявок на части при размещении закупки на торговой площадке является технической ошибкой, так как данная конкурентная закупка проводилась им впервые. При этом Заказчик пояснил, что поскольку на участие в торгах подано четыре заявки, следовательно, у участников имелась возможность разместить заявки при выбранном типе электронных торгов. Кроме того, несмотря на то, что заявки участников поступили  с первыми и вторыми частями одновременно, заказчиком вторые части заявок, в которых указаны участники, не рассматривались до рассмотрения закупочной комиссией первых частей заявок участников.

         В соответствии с ч.10 ст.3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

         Согласно п.1 раздела 1.3 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в электронных торгах и инструкция по ее заполнению» заявка на участие в торгах в электронной форме состоит из двух частей.

 Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, в том числе сведения о стране происхождения товара. Отсутствие в заявке на участие в электронных торгах указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки, и она рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

При этом не допускается указание в первой части заявки  на участие сведений об участнике электронных торгов и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным  в документации о закупке.

Участник закупки подает заявку на участие в электронных торгах в соответствии с указаниями и требованиями, изложенными в документации о торгах. Вторая часть заявки должна содержать сведения об участнике торгов, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении участника торгов о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара и об иных условиях исполнения договора.

        Согласно информации, предоставленной АО «Единая электронная площадка» 20.02.2021 на запрос Магаданского УФАС России от 19.03.2021, Организатором торгов ОГАУ «Магаданфармация» Минздрава Магаданской области» опубликовано извещение о проведении аукциона на электронной площадке АО «ЕЭТП» с установлением формы торгов «Аукцион одноэтапный». В соответствии с п.8.4.3 регламента процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки «Коммерческие закупки» АО «ЕЭТП» под одноэтапным аукционом понимается аукцион, заявки на который подаются в одной части, содержащей документы и сведения, указанные Организатором торгов в извещении и документации об аукционе. У участника торгов при подаче заявки не имелось возможности разделения заявки на первую и вторую часть. При этом заказчик при рассмотрении заявок не имел возможности разделить их на первую и вторую части.  

        На основании изложенного, довод заявителя об отсутствии возможности подачи заявки в связи с невозможностью выполнения требования п.1 раздела 1.3. Документации  является правомерным.  

        Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч.10 ст.3.2 Закона о закупках.

        5. Согласно доводу заявителя в п.22 раздела 1.1. «Общие требования о проводимой закупки в электронной форме» Заказчик вправе не давать разъяснений положений извещения и (или) документации о конкурентной закупке, если запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Разъяснения предоставляются до 03.03.2021. При этом срок подачи заявок установлен 15.03.2021. Данный факт, по мнению заявителя, ограничил его право на запрос разъяснений положений аукционной документации.  

        Кроме того, согласно доводам заявителя в пункте 27 настоящего раздела 1.1 Документации указаны дата, время и место проведения электронного аукциона - ЕЭТП (указан электронный адрес) 16.03.2021 (время московское, назначает  электронная торговая площадка). При этом на ЕЭТП до момента рассмотрения первых частей заявок, указаны дата и время- 17.03.2021 10-00 (время московское).

        В пункте 27 указанного раздела указаны «место и время рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки – г. Магадан, 3-й транспортный переулок,12, кабинет директора -17.03.2021 в 03-00 (время московское). При этом на ЕЭТП, до момента рассмотрения первых частей заявок, указаны дата и время 18.03.2021 10-30 (время московское).

         Согласно пояснениям заказчика, данным в ходе заседания Комиссии, Учреждением 20.02.2021 на электронной площадке размещены сведения о проводимых торгах, после чего в электронную документацию были внесены изменения. Дата предоставления разъяснений - до 03.03.2021- была актуальной на момент размещения документации (20.02.2021), однако впоследствии не была изменена, что является технической ошибкой.

         Как установлено Комиссией Магаданского УФАС России, согласно документации, которая была размещена на сайте zakupki.gov.ru 20.02.2021 и является в настоящее время недействующей, время окончания сроков подачи заявок установлено до 10.03.2021 (п.16 раздела 1 Документации). Согласно п.22 раздела № 1 Документации, разъяснения на запросы предоставлялись до 03.03.2021. 

         Согласно протоколу № 32110014287 рассмотрения заявок (первых частей) на участие в конкурентной закупке с неопределенным объемом товаров в электронной форме от 15.03.2021, по окончанию срока подачи заявки до 15 марта 2021 года на участие были поданы четыре заявки. Согласно решению закупочной комиссии  допущена к участию к процедуре и признана участником процедуры одна заявка. Согласно п. 11 Протокола № 32110014287 от 19.03.2021 по результатам подведения итогов процедура признана несостоявшейся, в соответствии с п.13 указанного Протокола аукцион признан несостоявшимся в связи с допуском одной заявки.

         В соответствии с положениями ч. 3 ст.3.2 Закона  о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

         Согласно п.22 раздела 1.1 действующей редакции документации «Общие требования о проводимой закупки в электронной форме» Заказчик вправе не давать разъяснений положений извещения и (или) документации о конкурентной закупке, если запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Разъяснения предоставляются до 03.03.2021. При этом в соответствии с п.16 раздела 1.1 Документации срок подачи заявок установлен до 15.03.2021, следовательно, в указанном пункте документации последней датой разъяснения положений документации о закупке должно было быть установлено до 09.03.2021.

         Таким образом, довод заявителя в указанной части Комиссией Магаданского УФАС России признан правомерным.

         Из указанного следует, что Заказчик необоснованно сократил срок предоставления участником закупки разъяснение положений документации о закупке, чем ограничил право на получение разъяснений документации участникам в установленный законом срок.

         Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч.3 ст.3.2 Закона о закупках.  

         6. Согласно доводам заявителя, в позиции № 43 раздела 2 «Техническая часть документации в электронной закупки» указаны «Пакет полипропиленовый для сбора и утилизации медицинских отходов класса В, 600х1000  для обезвреживания отходов  в автоклаве или СВЧ-установке». По мнению заявителя, пакеты указанного размера  для обезвреживания отходов  в автоклаве или СВЧ-установке на территории РФ не реализуются. В ходе заседания Комиссии заявитель предоставил переписку в электронном виде с продавцами медицинских товаров, согласно которой пакетов указанных параметров в наличии у них не имеется.

        Заказчик пояснил Комиссии, что с целью определения начальной цены договора им были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений, на что поступили ответы о готовности поставить указанный товар. Кроме того, на участие в  закупке были поданы четыре заявки, согласно которым участники выразили готовность о поставке товаров с заявленными параметрами.

         В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими требованиями:

 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

 а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

 б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

 в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

 г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

         Закупки осуществляются Заказчиком, в том числе, в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями (п.1.2.1 Положения). 

         Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всем возможных участников закупки, то есть такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам, типам товара, а фактически устанавливает такие технические характеристики, которые необходимы ему для реализации своих целей и задач.

         Отсутствие у каких-либо производителей либо продавцов, в том числе, в определенный временной промежуток, товара с определенными характеристиками, не свидетельствует о том, что данный товар не реализуется на территории РФ.

         Согласно первым частям заявок на участие в конкурентной закупке, представленных в материалы в дела, участники обязуются предоставить    товары, соответствующие требованиям документации о закупке, в частности,  пакет полипропиленовый для сбора и утилизации медицинских отходов класса В, размер  600х1000, для обезвреживания отходов в автоклаве и СВЧ-установке, следовательно,  указанные пакеты реализуются на территории РФ.

         В ходе заседания Комиссии Магаданского УФАС России на указанном доводе не настаивал, пояснив, что он возник на основании анализа сведений об отсутствии требуемых пакетов, полученных из переписки с несколькими продавцами медицинских товаров.

         Таким образом, довод заявителя о том, что пакеты указанных параметров (размеров) на территории РФ не реализуются, своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения жалобы не нашел.  

         7. Согласно доводам жалобы, аукционной документацией установлено, что поставка товара осуществляется в течение 2021 года и объем закупаемого товара не определен. По мнению заявителя, поставщик не имеет возможности рассчитать количество и объем товара, который потребуется к поставке в течение 2021 года, при этом в обеспечение договора поставщик обязан внести 358014,81 рублей, а заказчик не обязан принимать товар на всю предельную сумму договора (11933826,94 рублей). Принимая во внимание, что срок производства определенных товаров составляет около 14 дней, поставщик не имеет возможность поставить товар в оговоренные договором сроки, а именно 35 календарных дней. 

         Согласно пояснениям Заказчика, данным в ходе заседания Комиссии, им осуществляются поставки товаров в медицинские, лечебные учреждения. В связи со спецификой проведения лечебного процесса, изначально определить точное количество требуемого в течение года товара не представляется возможным. Указанный способ закупки выбран во избежание нарушения антимонопольного законодательства, так как собственных средств у Заказчика не имеется, закупка осуществляется, в том числе, на средства Фонда ОМС, денежные средства Заказчик получает в течение 30 дней после поставки товара, иногда возникает срочная необходимость в  поставке товара, например, в дни новогодних выходных, когда аукционы еще не проведены.

          В силу п.5 ч.9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

          Также согласно п. 5 ч.10 ст.4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны следующие сведения: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

          Таким образом, Закон о закупках позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения договора заказчик может выбирать из ранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.

         Закупки осуществляются Заказчиком, в том числе, в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями (п.1.2.1 Положения о закупках). 

         Законом о закупках не установлены минимальные сроки поставки товара, которые должны быть указаны в аукционной документации. Минимальные сроки поставки также не оговорены в параграфе 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ, нормами которого регулируются отношения по поставке товаров.

         Таким образом, срок поставки товаров при осуществлении закупки определяется усмотрение заказчика. В то же время срок поставки должен быть разумным, достаточным для доставки товара.

        Доказательств того, что установление данного срока поставки товара в аукционной документации лишило других участников возможности принять участие в закупке, в материалы дела не представлены. Напротив, в материалах дела имеются сведения о подаче заявок четырьмя участниками.

         Таким образом, факт подачи четырех заявок участниками свидетельствует о том, что  установление заказчиком срока поставки не повлиял на ограничение конкуренции на торгах.

         При указанных обстоятельствах довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан Комиссией Магаданского УФАС России несостоятельным.

         8. В ходе заседания Комиссии Заказчик обратил внимание на тот факт, что ИП С. заявку на участие в закупке не подавал, следовательно, по мнению Заказчика, жалоба на аукционную документацию им подана быть не может.

  В соответствий с частью 10 статьи 3  Закон о закупках  любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

 При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

 При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

 Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

         Из указанного следует, что жалоба ИП С. направлена  в Магаданское УФАС России в соответствии с требованиями действующего законодательства.

         На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Комиссия Магаданского УФАС России

  РЕШИЛА:

 

          1. Признать жалобу   ИП С. (вх. № 02/824 от 15.03.2021) на действия Заказчика -  // обоснованной в части нарушения Заказчиком п.1 ч.10 ст.4, ч.3 и ч.10 ст.3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п.1 ч.1.8.2 Положения о закупках.

 

   

         2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.10 ст.4, ч. 3 и ч.10 ст.3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п.1 ч.1.8.2 Положения о закупках.

        3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

        4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

        Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


v

Связанные организации

Связанные организации не указаны