Решение №МР/1599/24 Рассмотрение жалобы ООО "БайкалМедИнвест" на положения извещ... от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/14-160/2024

 

27.05.2024                                                                                                   г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при участии представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – Уполномоченное учреждение) <…> (дов. № 8 от 27.04.2024), <…> (дов. № 2 от 20.02.2024), без участия представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданский областной центр охраны материнства и детства» (далее – Заказчик), общества с ограниченной ответственностью «БайкалМедИнвест» (далее – ООО «БайкалМедИнвест», Заявитель), извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000924000808).

Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок.

В жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. 13.05.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000924000808).

Начальная (максимальная) цена контракта 3 690 000,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок – 21.05.2024 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 21.05.2024; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.05.2024.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0847500000924000808 от 23.05.2024 на участие в закупке подана одна заявка с идентификационным номером 116600802, признанная комиссией по осуществлению закупки несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (разночтение представленных характеристик товара в заявке структурированного вида и приложенном файле). На основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

По мнению Заявителя, на основании анализа описания объекта закупки, установленным техническим характеристикам требуемого к поставке товара соответствует наркозно-дыхательный аппарат производства компании Миндрей, Китай. Таким образом, Заявитель полагает, что установленные технические характеристики, указывающие на товар определенного производителя, не позволяют предложить аналоги иных производителей, что противоречит основным требованиям, принципам и целям законодательства о контрактной системе, ограничивает конкуренцию, нарушает права и законные интересы ООО «БайкалМедИнвест».

Также в жалобе Заявитель указывает на несоблюдение Заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее – Постановление Правительства № 2014), так как аппараты для ингаляционного наркоза с ОКПД2: 32.50.21.121 (установленном Заказчиком в извещении о закупке) включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства № 878). Вместе с тем, Постановлением Правительства № 2014, в отношении аппаратов для ингаляционного наркоза соответствующих ОКПД2: 32.50.21.121, с 2023 года установлен размер минимальной обязательной доли закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств – 70%.

2. Рассмотрев доводы жалобы, извещение о закупке (с приложениями), документы, представленные в материалы дела, заслушав пояснения Сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.

Во исполнение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно извещению о закупке (описанию объекта закупки в структурированной форме, текстовому файлу описания объекта закупки), Заказчиком определен код закупаемого товара по позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102 «Система анестезиологическая, общего назначения», код товара по ОКПД2: 32.50.21.121, код по номенклатурному классификатору медицинских изделий (утв. Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н) – 275680. Характеристики товара по данной позиции КТРУ отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

ГОСТ Р 55953-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Аппараты наркозно-дыхательные. Технические требования для государственных закупок» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.12.2018 № 1135-ст) устанавливает требования к подготовке технических заданий и их оформлению для проведения закупок наркозно-дыхательных аппаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 55953-2018 установлено, что техническое задание на закупку медицинского изделия должно содержать требования к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом.

Вместе с тем, согласно пунктам 4.4, 4.7 ГОСТ Р 55953-2018 Заказчик вправе включить в техническое задание на закупку медицинского изделия требования, не регламентированные настоящим стандартом (дополнительные требования), если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики.

Величины характеристик медицинского изделия, указываемые заказчиком в техническом задании, должны иметь конкретные значения или быть определены для интервала: «в диапазоне», «не более», «не менее». Диапазон изменения (настройки, регулировки и т.д.) указанного параметра должен быть определен следующим образом: «не уже» в том случае, когда требуемый диапазон должен включать указанный интервал, или «не шире» в том случае, когда требуемый диапазон должен находиться внутри указанного интервала.

Примечание - При указании конкретных значений заказчик должен обеспечить отсутствие ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 ГОСТ Р 55953-2018 Пример дополнительных требований, которые могут быть предъявлены заказчиком к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам наркозно-дыхательного аппарата, приведен в приложении А. Перечень характеристик, приведенных в приложении А, не является исчерпывающим.

Обоснование дополнительных требований заказчика включают в состав технического задания или оформляют в виде приложения к техническому заданию.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что положения Закона о контрактной системе, в том числе ГОСТ Р 55953-2018, не ограничивают Заказчика во включении в описание объекта закупки характеристик товара, являющихся значимыми для него, а также не содержат обязательное требование к использованию всех характеристик, приведенных в ГОСТ. Обоснование установленных дополнительных характеристик Заказчиком указано в извещении о закупке (структурированной форме описания объекта закупки), техническом задании (приложение к извещению).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании описания объекта закупки, установлении характеристик товара, определяющим фактором является потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности и назначения такого товара, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, иное противоречит положениям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, установленных статьями 6, 12 Закона о контрактной системе.

Указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Согласно письменным пояснениям Заказчика (вх. № 2196-ЭП/24 от 27.05.2024, исх. № 2141-129/03 от 27.05.2024), в целях обеспечения качественного исполнения своих функций, Заказчик провел сравнительный анализ наркозно-дыхательных аппаратов зарегистрированных и представленных на рынке медицинского оборудования Российской Федерации. В результате, путем сравнения нескольких моделей наркозно-дыхательных аппаратов, были выделены функциональные и технические характеристики наркозно-дыхательного аппарата учитывающие требования ГОСТ Р 55953-2018, требования статьи 10 Закона о контрактной системе о приоритете обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также требования статьи 8 Закона о контрактной системе для обеспечения принципа добросовестной конкуренции в целях выявления лучших условий поставки требуемого товара. Так, установленным Заказчиком техническим характеристикам товара соответствуют аппараты для ингаляционного наркоза двух производителей: «Дэтекс-Охмеда, Инк», США (Анестезиологическая система Carestation 620 с принадлежностями); Draeger, «Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА», Германия (Анестезиологическая рабочая станция Atlan с принадлежностями, в исполнении: A300XL).

Кроме того, участником закупки предложена к поставке анестезиологическая система «Дэтекс-Охмеда, Инк», США, характеристики которой соответствуют требованиям технического задания Заказчика.

Таким образом, довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

3. По доводу жалобы о несоблюдении Заказчиком требований Постановления Правительства № 2014, Комиссией установлено следующее.

Как установлено выше, согласно извещению о закупке (описанию объекта закупки в структурированной форме, текстовому файлу описания объекта закупки), Заказчиком определен код закупаемого товара по позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102 «Система анестезиологическая, общего назначения», код товара по ОКПД2: 32.50.21.121 «Аппараты для ингаляционного наркоза», код по номенклатурному классификатору медицинских изделий (утв. Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н) – 275680.

Постановлением Правительства № 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). В данный Перечень входит код по ОКПД2: 32.50.21.121 «Аппараты для ингаляционного наркоза».

В извещении о закупке Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 878.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» установлена согласно приложению минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

В установленный приложением к Постановлению Правительства № 2014 перечень входит код по позиции ОКПД2 - 32.50.21.121:

- пункт 97 - 32.50.21.121 Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких и наркозно-дыхательных аппаратов, соответствующие кодам 185610, 275820, 322250, 324650 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий;

- пункт 99 - 32.50.21.121 Аппараты для ингаляционного наркоза, соответствующие кодам 127540, 207540, 213210, 213220, 275650, 276070, 276080 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий;

- пункт 100 - 32.50.21.121 Аппараты искусственной вентиляции легких, соответствующие кодам 113890, 114040, 121180, 121270, 169180, 216260, 216540, 232880, 274590, 275750, 287620, 311390, 314540, 314860, 318710, 326140 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

Вместе с тем, код медицинского изделия по номенклатурной классификации – 275680, соответствующий выбранной Заказчиком позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102, описанию товара по данной позиции, не входит в вышеуказанные пункты перечня к Постановлению Правительства № 2014. Таким образом, положения Постановления Правительства № 2014, в рассматриваемом случае, применению не подлежат.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «БайкалМедИнвест» на действия Уполномоченного учреждения – Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданский областной центр охраны материнства и детства» при проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000924000808) необоснованной.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны