Решение №01-10/776 Решение от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-57/2021

31.03.2021 г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…> при участии представителя заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» <…> (дов. №47 от от 30.03.2021), без участия заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ИП Хоруженко И.В. на положения аукционной документации заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов для нужд ГБУЗ «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» (реестровый номер извещения 0347200008421000007).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 19.03.2021 Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного «Оказание услуг по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов для нужд ГБУЗ «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» (реестровый номер извещения 0347200008421000007).

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 134 358,28 руб.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 05.04.2021 10:00; дата проведения аукциона – 06.04.2021.

2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено неправомерное требование ко вторым частям заявок, а именно о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пункта 5 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (далее – Постановление №2290), приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Пунктом 2 Постановления №2290 определено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприродназдор).

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам.

В ФККО определены виды жидких бытовых отходов, к которым относятся:

- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);

- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

Блок 7 ФККО составляют отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Вышеуказанные выводы отражены в разъяснениях Росприроднадзора по Магаданской области № 05-00-12/470 от 13.02.2017, в письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (исх. № 12-59/16226 от 13.07.2015, № 12-47/9678 от 04.04.2017), а также в ответе Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора от 09.12.2020 (исх. №04-01-24/5522) на обращение Магаданского УФАС России.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик в аукционной документации установил требование к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Согласно Разделу 5 «Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Закона о лицензировании.

В пункте 11 Технического задания аукционной документации установлено, что исполнитель обязан предоставить Заказчику отчетную документацию, подтверждающую факт захоронения и утилизации жидких бытовых отходов на специальной сливной станции, в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны экологии и окружающей среды.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчиком не установлен конкретный способ удаления жидких бытовых отходов, и требование согласно пункту 11 Технического задания является вариативным, и зависит от способа утилизации избранным исполнителем.

Изучив представленную документацию, выслушав пояснения сторон, Комиссия Магаданского УФАС приходит к следующему.

Как указывалось ранее, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

Исходя из требований законодательства, положений аукционной документации, потенциальный исполнитель может воспользоваться любым способом, как путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, так и другим путем, исключающим их сброс в водные объекты (например, поля фильтрации).

В случае если исполнителем самостоятельно не осуществляется очистка жидких фракций на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты ввиду отсутствия технической возможности, исполнитель вправе заключить договор с организацией, обеспечивающей приём стоков в централизованную систему канализации, для осуществления вышеуказанной утилизации.

Поскольку, в указанном случае обращение с жидкими фракциями регулируется нормами водного законодательства, сбор и транспортирование хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребов не подлежит лицензированию как деятельность, осуществляемая с отходами.

Данная позиция подтверждается вышеуказанными разъяснениями Росприроднадзора и письмами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, при данных обстоятельствах, должно соотноситься с требованиями заказчика к способу утилизации жидких фракций.

На основании вышеизложенного, довод жалобы признан обоснованным, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Хоруженко И.В. на положения аукционной документации заказчика –  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов для нужд ГБУЗ «Магаданский областной диспансер психиатрии и наркологии» (реестровый номер извещения 0347200008421000007) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны