Определение б/н возбуждено дело от 21 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

                                                                         ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 049/05/28-254/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«21» августа 2024 г.

                                                                                                             г. Магадан

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе М.А. Р. – руководитель управления, рассмотрев материалы о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы ООО Микрокредитная компания «А.»),

УСТАНОВИЛА:

 

Магаданским УФАС России рассмотрены материалы ФАС России (вх.№ 2090-ЭП/24 от 21.05.2024) по факту наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –Закон о рекламе) при распространении ООО МКК «А.» рекламной информации денежных займов.

По результатам рассмотрения указанных материалов установлено следующее.

27.10.2023 Центральным банком Российской Федерации зафиксирован факт размещения ООО МКК «А.» (ИНН .1) рекламного баннера, содержащего информацию о предоставлении займов, расположенного на торце жилого дома в г. Магадане по адресу: ул. Гагарина, 36, около входа в офис продаж «Отличные наличные».

Как следует из представленных материалов, указанная информация распространялась в октябре 2023 года.

В качестве подтверждения распространения указанной рекламы к заявлению приложены фотоотчеты.

Согласно представленным фотоотчетам, рекламный баннер содержит следующую информацию: «Займы 0 %», выполненную крупным шрифтом. Указанная информация расположена в центре баннера. В нижней части баннера имеется нечитаемый текст, выполненный мелким шрифтом.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 -ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а именно диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа).

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, к возможности получения займа, на мотивацию потребителя рекламы на выбор данной услуги.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.

Как следует из пояснений, представленных ООО МКК «А.» (рег.№ 2513 от 17.06.2024), на рассматриваемом баннере по состоянию на октябрь 2023 года имелась информация о диапазоне значений полной стоимости потребительского кредита (займа). В настоящее время рассматриваемый баннер демонтирован.

К пояснениям приложен макет рассматриваемого баннера, в котором указаны диапазоны значений ПСК.

Вместе с тем антимонопольным органом установлено, что информация о диапазонах значений ПСК указана в нижней части баннера, после информации о процентной ставке и мелким шрифтом, отличающимся от шрифта, которым указана процентная ставка.

Норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Учитывая положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе информация: «Займы 0%» расположена в верхней частей баннера и выполнена крупным шрифтом, а информация «Полная стоимость займа 292 % годовых» расположена в нижней части баннера и указана мелким шрифтом, отличающимся от шрифта, которым выполнена информация о процентной ставке.

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рассматриваемой рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках, а также указанная информация представлена мелким шрифтом, отличающимся от шрифта, которым представлена информация о процентных ставках.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО Микрокредитная компания «А.».

Собранными материалами подтверждается, что ООО Микрокредитная компания «А.» (ИНН ., юридический адрес: г. является рекламодателем.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, чч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп «а» п. 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением РФ от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 049/05/28-254/2024 по признакам нарушения ч.3 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ООО Микрокредитная компания «А » (ИНН  ,  ).

2. Признать лицами, участвующими в деле:

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО Микрокредитная компания «А  (ИНН  , юридический адрес: г

3. Назначить дело № 049/05/28-254/2024 к рассмотрению на «17» сентября 2024 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Магадан, пр-кт Ленина, д. 28Б, каб. 101.

4. ООО МКК «А » представить в адрес Магаданского УФАС России в срок до «16» сентября 2024 г. следующие документы и информацию:

- период размещения рассматриваемой рекламной информации по ул. Гагарина, 36 г. Магадане;

-письменные пояснения по рассматриваемому факту с учетом настоящего определения (относительно шрифта и порядка указания в рекламе ПСК) со ссылкой на нормативно-правовые акты;

-иные документы и информацию, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

Запрашиваемые документы и информацию необходимо представить в адрес Магаданского УФАС России на электронный адрес to49@fas.gov.ru с последующей досылкой почтой. Все документы, представляемые в Магаданское УФАС России, должны быть заверены в утвержденном порядке.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО МКК «А » либо его представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела № 049/05/28-254/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

 

   

Председатель комиссии:

 

   
   

Связанные организации

Связанные организации не указаны