Решение №01-10/1193 Сведения, представленные МОГКУ «Дирекция единого заказчика м... от 18 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП-49-16-2022

17.05.2022                                                                                                               г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения «Дирекция единого заказчика Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области» (далее – Заявитель) – <…> (дов. № б/н от 11.01.2022), представителя ООО «Торговые ряды 49» - <…> (дов. № 13/2022 от 13.05.2022), рассмотрела материалы, поступившие от Заявителя для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки – ООО «Торговые ряды 49», в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер 0847500000422000013).

Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности подрядчика на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078),

1. 28.03.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0847500000422000013).

Начальная (максимальная) цена контракта: 387 007 790,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 05.04.2022 10:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 05.04.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 07.04.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 № ИЭА1 по окончании срока подачи заявок была подана единственная заявка на участие в электронном аукционе с идентификационным номером 1, признанная соответствующей извещению об осуществлении закупки.

По результатам рассмотрения единственной заявки электронный аукцион признан несостоявшимся.

На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе аукционной комиссией принято решение заключить контракт с единственным участником закупки – ООО «Торговые ряды 49» по начальной максимальной цене контракта 387 007 790,00 рублей.

2. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.

Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи (пункт 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

11.04.2022 Заказчиком на электронной торговой площадке опубликован проект контракта без своей подписи (в установленный пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе срок).  

18.04.2022 ООО «Торговые ряды 49» разместило протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

20.04.2022 Заказчиком в ЕИС размещен доработанный проект контракта.

В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки – ООО «Торговые ряды 49» не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, то есть до 21.04.2022, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, а также приложить документ и (или) информацию подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из материалов дела, 21.04.2022 от Оператора электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» получено уведомление об уклонении участника закупки (победителя) от заключения контракта.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на основании обращения Заказчика, электронной площадкой был продлен срок подписания Контракта победителем закупки до 05.05.2022. Скрин-копия с личного кабинета Заказчика в ЕИС приложена в материалы дела.

Во исполнение подпунктов «а», «б» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком, 06.05.2022 сформирован и размещен на сайте ЕИС протокол № ППУ20-1 о признании ООО «Торговые ряды 49» уклонившимся от заключения контракта.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден порядок признания участника уклонившимся от заключения контракта.

3. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом от 06.05.2022 № ППУ20-1 ООО «Торговые ряды 49» признано уклонившимся от заключения контракта.

Исходя из положений части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик в срок до 11.05.2022 должен направить в территориальное управление материалы в связи с уклонением победителя закупки от подписания государственного контракта.

Материалы о включении ООО «Торговые ряды 49» в реестр недобросовестных поставщиков были направлены в Магаданское УФАС России 06.05.2022 посредством ЕИС за номером 084750000040000002.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.

4. Частью 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ООО «Торговые ряды 49» в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.

В письменных пояснениях (вх. № 02/1495 от 16.05.2022) ООО «Торговые ряды 49» указывает, что 07.04.2022 г, после размещения Заказчиком протокола подведения итогов закупки № 0847500000422000013, Общество обратилось в фирму - Финансовая группа «Столица», с которой ранее Обществом был заключен договор оказания консалтинговых услуг от 28.03.2020 № 010 с просьбой выпуска банковской гарантии. Финансовой группой «Столица» были направлены заявки и необходимые документы на получение банковских гарантий в 25 кредитных организаций, в том числе в банки, которыми уже были одобрены Обществу лимиты выпуска банковской гарантии на сумму, превышающую размер необходимого обеспечения исполнения обязательств по контракту.

Но в связи с осложнившейся экономической ситуацией в стране, введенными в отношении банков РФ санкциями, и, как следствие, существенного повышения ключевой ставки Банка России, возросших рисков неисполнения обязательств заемщиками, радикальным образом усложнился процесс получения банковских гарантий на обеспечение исполнения контрактов. Требования банков к клиентам по получению банковских гарантий сильно ужесточились. В частности, были введены ограничения по регионам.

Магаданская область (где расположен предмет обеспечиваемого контракта и зарегистрировано ООО «Торговые ряды 49») входит в эти ограничения. В том числе, увеличился перечень необходимых для получения гарантий документов, процесс согласования стал занимать значительно более длительный срок.

Также банки сократили срок действия гарантий до 3-х лет, а данная гарантия превышает этот срок (более 40 месяцев). Ранее ООО «Торговые ряды 49» были одобренные лимиты на получение банковских гарантий на обеспечение исполнения государственных контрактов размере 100 000 000 рублей, но в связи с вышеперечисленными обстоятельствами с учетом условий данного контракта и местоположения предмета контракта банки снизили лимит получения банковской гарантии на исполнение данного контракта до 50 000 000 рублей, на полную же сумму поступили отказы.

В частности, отказы поступили от банков: Россия, Промсвязьбанк, Московский Индустриальный банк, Севергазбанк, Сбербанк, Акбарс, Абсолют, Солидарность, Союз банк, Солид банк, SBI банк, МСП банк, Альфа банк, Зенит банк, Металлинвест банк, Уралсиб банк, Совкомбанк, АЛЕФ Банк, КИВИ банк, ЛОКО банк, Кредит Европа Банк, Кубань кредит банк, Меткомбанк.

В кредитной организации «РусНарБанк» было одобрение всей суммы гарантии под 100 % залог недвижимого имущества ООО «Торговые ряды 49», но несмотря на то, что ООО «Торговые ряды 49» предоставило объект недвижимости в качестве залога, провести весь комплекс мероприятий по регистрации данного залога в ФГБУ «ФКП Росреестра» (оценка, регистрация договора залога) в отведенные сжатые сроки не представлялось возможным.

В тех ограниченных временных рамках, которые были установлены (до 05 мая 2022 года), Общество не успело получить одобрение банковской гарантии на исполнение контракта.

Общество полагает, что предприняло все меры для выполнения условий по предоставлению банковской гарантии, но в связи с вышеизложенными, не зависящими от Общества обстоятельствами, не смогло уложиться в установленные электронной площадкой сроки.

На заседании Комиссии представитель ООО «Торговые ряды 49» подтвердил доводы, изложенные в письменном пояснении, а также сообщил о готовности Общества участвовать в повторно проводимой Заказчиком закупке с тем же объектом.

ООО «Торговые ряды 49» успешно исполняет муниципальные и государственные контракты по аналогичным работам без применения штрафных санкций. Также ООО «Торговые ряды 49» имеет действующий государственный контракт, заключенный с Заказчиком, который в настоящее время исполняется в соответствии с графиками выполнения работ.

У Общества отсутствовало намерение уклониться от заключения контракта, были предприняты все необходимые меры для его заключения.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии поддержал объективность доводов представителя Общества, на включение в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивал.

Оценив пояснения представителя Общества, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях ООО «Торговые ряды 49» отсутствует умышленное уклонение от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер 0847500000422000013), Обществом предпринимались все необходимые действия, направленные на заключение контракта в установленный законом срок.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения подпункта «б» пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, ООО «Торговые ряды 49» не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021г. № 1078, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Магаданским областным государственным казенным учреждением «Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области» об участнике закупки – ООО «Торговые ряды 49» (ИНН/КПП 4909120704/490901001, ОГРН 1144910003292, адрес: ул. Пролетарская, д. 43, г. Магадан, Магаданская область, 685000), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона  «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер 0847500000422000013) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны