Определение б/н прекращение рассмотрения дела от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № ____

ОБ ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 049/05/15-41/2022

«27» мая 2022 г.                                                                                                                    г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Зорко В.В.

-заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 

-ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

  

-ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО «Хайтэк» М. Т.А. (дов. № 1 от 01.01.2022),

в отсутствие заявителя - Управления Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО (о дате рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом), рассмотрев дело № 049/05/15-41/2022 по факту наличия в действиях ООО «Хайтэк» признаков нарушения ч.2 ст.15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламной информации, распространенной в ходе вещания радиоканала «Палатка ФМ» 07.12.2021, а именно превышении установленного объема рекламы, (то есть реклама превысила 20% времени вещания в течение суток),

УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России рассмотрены материалы, поступившие из Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (вх.№01/4337 от 28.12.2021) по факту наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламной информации, распространенной в ходе вещания радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.2021 по 12.12.2021(включительно).

По результатам рассмотрения указанного заявления установлено следующее.

Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление Роскомнадзора) была изучена запись эфира, транслируемая средством массовой информации - радиоканалом «Палатка ФМ» в период с 02.12.2021 по 23.12.2021 (включительно).

По результатам мероприятия установлено, что 07.12.2021 реклама в вещании радиоканала «Палатка ФМ», являющегося сетевым партнером радиоканала «Ретро ФМ», превышает допустимый объем и составила более 20 % в сутки от общего объема вещания радиоканала «Палатка ФМ».

К материалам приложена справка анализа эфира радиоканала и акт проверки в отношении радиоканала «Палатка ФМ», а также DVD-диски с записью в количестве 7 штук.

Магаданским УФАС России установлено, что ООО «Хайтэк» осуществляет лицензионный вид деятельности, а именно: радиовещание радиоканала «Палатка ФМ» на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций серии РВ № 30668 от 25.05.2021.

Согласно лицензии РВ № 30668 от 25.05.2021 осуществлять вещание должны следующие радиоканалы: радиоканал «Палатка ФМ» (свидетельство о регистрации от 20.10.2021 ЭЛ № ТУ 49-00093) с сетевым партнером –радиоканалом «Ретро ФМ» (свидетельство о регистрации от 18.12.2015 ЭЛ № ФС 77-64034».

В ходе изучения анализа эфира с 00:00 06.12.2021 по 24:00 12.12.2021 установлено, что вещание ведут радиоканалы, указанные в лицензии.

Согласно условиям лицензии РВ № 30668 от 25.05.2021 общий объем вещания «Палатка ФМ» составляет 6 часов в неделю. Программной концепцией вещания радиоканала является:

-местные новости,

-обзор региональных событий,

-репортажи о текущих событиях и спецрепортажи,

-ежедневные информационные программы.

Рекламные сообщения и материалы должны распространяться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе анализа эфира с 00:00 06.12.2021 по 24:00 12.12.2021 установлено, что фактически объем вещания радиоканала составил 04 часа 03 минуты 00 секунд, из указанного количества объем рекламы составляет 2 часа 57 минут 30 секунд, то есть 74%.

Согласно дополнительному письму Управления Роскомнадзора от 19.01.2021, общий объем вещания за 07.12.2021 составил 0 часов 22 минуты 41 минуты, а объем вещания рекламы за указанные сутки составляет 00 часов 14 минут 40 секунд, следовательно, что составляет более 20% от общего времени вещания.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ «Палатка ФМ» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.

Учредителем радиоканала «Сусуман ФМ» является ООО «Хайтэк» (ИНН 4909092060, юридический адрес: 686314, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, Советская, д.27).

Магаданским УФАС России 11.01.2022 в адрес ООО «Хайтэк» направлен запрос о предоставлении информации.

25.01.2022 в адрес Магаданского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Хайтэк», согласно которым общий объем выхода в эфир радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.021 по 12.12.2021 составил 364 минуты, а непосредственно рекламы - 72 минуты, что составляет 19,7 %. Также, по мнению ООО «Хайтэк», при подсчете временных показателей эфира радиоканала «Палатка ФМ» Управлением Роскомнадзора не были учтены к общему объему вещания музыкальные треки, музыкальные добивки, джинглы «Ретро ФМ», размещенные в выходящие в эфир рекламные блоки «Палатка ФМ», а также окончание продукции радиоканала, где упоминается «Ретро ФМ». Указанная продукция включена редакцией «Палатка ФМ» и входит в общий состав блоков. Также при подсчете времени рекламы было учтено время не только самой рекламы, но информация и начале рекламного блока, возрастном ограничении, частоте вещания. При этом зафиксированное Управлением Роскомнадзора время начала выхода эфиров отличается от времени, указанном в протоколах выходов в эфир «Палатка ФМ»; продолжительность отдельных элементов блоков занижена. В связи с указанным общий объем эфира был занижен, а рекламы-завышен, в связи с чем продолжительность рекламы, по подсчетам Управления Роскомнадзора, превысила установленные законодательством нормы.

К письменным пояснениям приложены эфирная справка радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.2021 по 12.12.2021, а также справка эфирного времени, не вошедшего при подсчете в эфир в указанные период

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

На основании статьи 2 Закона «О СМИ», под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Согласно разъяснениям ФАС России от 08.10.2015 N АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.2 ст.15 Закона о рекламе - превышение продолжительности рекламы 20% времени вещания в течение суток в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Диспозиция части 2 статьи 15 Закона о рекламе предусматривает, что в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Таким образом, согласно позиция Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу продолжительность общего эфира 07.12.2021, указанного в справке ООО «Хайтэк», составляет 29 минут 07 секунд, а время рекламы -10 минут 02 секунды, то есть более 20 %, что содержит признаки нарушения ч.2 ст.15 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч.2 ст.15 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Собранными материалами подтверждается, что ООО «Хайтэк» (ИНН 4909092060, адрес: 686314, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, Советская, д.27) является рекламораспространителем.

Определением № 44 от 28.02.2022 в отношении ООО «Хайтэк» возбуждено дело № 049/05/15-41/2022 по признакам нарушения ч.2 ст.15 закона о рекламе.

Указанным определением у ООО «Хайтэк» и Управления Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО запрошены сведения и информация, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

15.03.2021 в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения Управления Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО, согласно которым объем вещания радиоканала «Палатка ФМ» составил:

-06.12.2021- 18 минут 08 секунд, реклама -10 минут 21 секунда;

-07.12.2021 -22 минуты 41 секунда, реклама -14 минут 40 секунд;

-08.12.2021- 22 минуты 59 секунд, реклама - 14 минут 43 секунда;

-09.12.2021- 22 минуты 59 секунд, реклама - 14 минут 36 секунд;

-10.12.2021- 23 минуты 06 секунд, реклама - 14 минут 38 секунд;

-11.12.2021- 26 минут 37 секунд, реклама -18 минут 13 секунд;

-12.12.2021 -20 минут 43 секунды, реклама - 12 минут 58 секунд, что составляет более 20% от эфира.

В ходе заседания Комиссии представители Управления Роскомнадзора поддержали позицию, указанную в заявлении, и сообщили, что согласно лицензии общий объем вещания «Палатка ФМ» составляет 6 часов в неделю. Указанное время распределяется Обществом самостоятельно. Программная концепция вещания радиоканала не включает музыкальную направленность. При подсчете общего эфирного время радиоканала «Палатка ФМ» музыкальные треки как время вещания канала учтены не были.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Хайтэк», при подсчете временных показателей радиоканала «Палатка ФМ» за 07.12.2021 Управлением Роскомнадзора не были учтены к общему объему вещания музыкальные треки, музыкальные добивки, музыкально-информационные джинглы производства «Ретро ФМ», выходящие в эфир рекламные блоки «Палатка ФМ», а также окончание продукции радиоканала, где упоминается «Ретро ФМ». Заявителем перечисленное учтено как эфир радиостанции «Ретро» ФМ», хотя указанная продукция была включена в эфир редакцией «Палатка ФМ». Также при подсчете времени рекламы было учтено время не только самой рекламы, но и информация о начале рекламного блока, возрастном ограничении и частоте вещания. В связи с указанным, общий объем эфира был занижен, а объем рекламы-завышен. По данным ООО «Хайтэк» объем эфира радиоканала «Палатка ФМ» за 07.12.2021 составил 52 минуты 22 секунды, а рекламы - 10 минут 11 секунд, что составляет 19,47 % из 20 % допустимых. Кроме того, общий объем вещания радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.2021 по 12.12.2021 составляет ежедневно по 52 минуты 26 секунд, а рекламы ежедневно за указанный период – около 10 минут 12 секунд, в связи с чем, по мнению ответчика, нарушений рекламного законодательства не допущено. Также заявителем при проведении проверки не были учтены рекламные блоки в эфире от 06.06.2021, а именно: в 09 часов 56 минут, в 11 часов 39 минут, в 15 часов 53 минуты, в 20 часов 56 минут, а также 12.12.2021 в 17 часов 53 минуты.

24.03.2022 в ходе заседания Комиссии представитель ООО «Хайтэк» доводы, указанные в письменных пояснениях, поддержал и дополнительно пояснил, что в ходе вещания радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.2021 по 12.12.2021 после окончания рекламы в эфир были выпущены музыкальные треки, так как нечем более было дополнить время, выделенное для рекламы. Эти музыкальные треки заявителем не были учтены как эфирное время радиоканала «Палатка ФМ», в связи с чем было занижено общее время эфира, тогда как указанные музыкальные треки следует считать как эфирное время радиоканала «Палатка ФМ».

Магаданским УФАС России при прослушивании СD - дисков с записями эфиров, представленных заявителем, было установлено, что при подсчете эфирного времени за 06.12.2021 заявителем не были учтены следующие рекламные блоки: 09 часов 56 минут, 11 часов 39 минут, 15 часов 53 минуты, 20 часов 56 минут.

Определением № 55 от 24.03.2022 об отложении рассмотрения дела № 049/05/15-41/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе у ООО «Хайтэк» и Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу запрошены сведения и информация, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

07.04.2022 в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения ООО «Хайтэк», согласно которым музыкальные треки включены Обществом в общий эфир радиоканала в связи с нехваткой новостных программ и репортажей, которые согласно лицензии являются программной направленностью канала. В соответствии с инструкцией «Ретро ФМ» по организации декрошажей (локальных выпусков), дополнение («добивка») локального декрошажа осуществляется, в том числе, декро-песнями (база треков, предназначенная для «добивки» декрошажа), то есть в случае, если необходимо дополнить остатки эфирного времени длительностью от двух минут. Таким образом, объем транслируемой в эфире радиоканала рекламы не превышает допустимого, следовательно, нарушения Закона о рекламе в действиях Общества не имеется.

В ходе заседания Комиссии представитель ООО «Хайтэк» доводы, указанные в письменных пояснениях, поддержал и дополнительно указал, что зафиксированное время начала эфиров по данным заявителя зачастую не совпадает с протоколами выхода в эфир вещательной станции Общества, которое синхронизируется с сайтом международного времени.

08.04.2022 в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения Управления Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО, согласно которым вещатель обязан соблюдать объем вещания, периодичность, соблюдение программной направленности радиоканала, то есть требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1529 от 23.09.2020 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания». Подсчет эфирного времени, а именно» рекламных блоков» производится в соответствии со ст.15 Закона о рекламе, согласно которой прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.

В ходе анализа записи эфира с 06.12.2021 по 12.12.2021 заявителем установлено, что радиоканал «Палатка ФМ» выпускает в своем эфире новостные блоки, отбивку и рекламу. Объем рекламы составил более 20% общего эфирного времени радиоканала, в связи с чем выявлены признаки нарушения рекламного законодательства.

В ходе заседания Комиссии представитель Управления Роскомнадзора поддержала позицию, указанную в пояснениях.

Определением № 73 от 19.04.2022 об отложении рассмотрения дела № 049/05/15-41/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе срок рассмотрения дела был продлен, ООО «Хайтэк» и Управления Роскомнадзора предложено дать дополнительные пояснения по обстоятельствам дела.

Как установлено материалами дела, согласно лицензии радиоканал ООО «Палатка ФМ» имеет информационную направленность.

Как следует из представленных материалов, и не оспаривается сторонами, заявителем при осуществлении проверочных мероприятий в период с 06.12.2021 по 12.12.2021 в общий эфир радиоканала «Палатка ФМ» не были учтены музыкальные треки, транслируемые указанным радиоканалом в предоставленное им эфирное время, а напротив, были учтены как эфир сетевого партнера – радиоканала «Ретро ФМ», в связи с чем реклама, транслируемая радиоканалом «Палатка ФМ», при подсчетах надзорного органа составила более 20 % времени вещания в сутки.

Согласно инструкции сетевого партнера радиостанции - «Ретро ФМ», имеющейся в материалах дела, дополнение («добивка») локального выпуска осуществляется элементами, собранными из нескольких фрагментов форматных песен («тортияды»), которые используются в эфире после коммерческого блока, либо в случае необходимости после декро-песни. Также дополнение локального блока осуществляется декро-песнями (база треков, предназначенная для дополнения («добивки») локального выпуска). Указанные треки используются в том случае, если необходимо заполнить оставшееся время локального выпуска длительностью от двух минут. Указанные треки предоставляются ООО «Ретро ФМ» для своих сетевых партнеров.

Как следует из эфирной справки радиоканала «Палатка ФМ» за период с 06.12.2021 по 12.12.2021, локальные выпуски указанного радиоканала начинаются новостными передачами, далее следуют данные о начале рекламного выпуска, после чего звучат собственно рекламные ролики. После рекламных роликов транслируются музыкальные треки, тортияды. Локальные выпуски радиоканала «Палатка ФМ» завершаются сообщением об окончании рекламы.

Из эфирной справки радиоканала «Палатка ФМ» следует, что общий хронометраж за 06.12.2021 составил 52 минуты 24 секунды, из них рекламы 10 минут 11 секунд, что составляет менее 20%;

- за 07.12.2021 общий хронометраж составил: 52 минуты 22 секунды, из них рекламы 10 минут 11 секунд, что составляет менее 20%;

- за 08.12.2021 общий хронометраж составил 52 минуты 22 секунды, из них рекламы-10 минут 08 секунд, что составляет менее 20 %;

- за 09.12.2021 общий хронометраж составил 52 минуты 21 секунду, из них рекламы-10 минут 10 секунд; что составляет менее 20 %;

- за 10.12.2021 общий хронометраж составил 52 минуты 23 секунды, из них рекламы: 10 минут 12 секунд;

- за 11.12.2021 общий хронометраж составил 52 минуты 24 секунды, из них рекламы 10 минут 09 секунд; что составляет менее 20 %;

- за 12.12.2021 общий хронометраж составил 52 минуты 26 секунд, из них рекламы 10 минут 12 секунд, что составляет менее 20%.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта превышения установленного объема рекламы в ходе вещания радиоканала «Палатка ФМ» в период с 06.12.2021 по 12.12.2021, то есть количество рекламного времени не превысило 20% времени вещания в течение суток, следовательно, факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе своего подтверждения не нашел.

Музыкальные треки транслировались радиоканалом «Палатка ФМ» несмотря на отсутствие музыкальной направленности в его программной концепции, следовательно, входят в общий объем эфира указанного радиоканала.

Вопросы соблюдения программной направленности радиоканала и общего объема вещания в неделю не относится к компетенции антимонопольного органа.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, в соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 049/05/15-41/2022 прекратить в связи с не подтверждением наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Председатель Комиссии .

Члены Комиссии.

.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны