Решение №01-10/615 жалоба признана обоснованной в части довода о нарушении част... от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/42-45/2022

11.03.2022                                                                                                             г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

при участии представителя Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга качества образования» (далее – Заказчик) – <…> (дов. № 37 от 09.03.2022), при участии представителя ООО «Прайм» (далее – Заявитель) – <…> (дов. № б/н от 10.03.2022), рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки заказчика – Магаданского областного государственного учреждения «Центр мониторинга качества образования» при проведении электронного аукциона «Поставка портативного вычислительного устройства с предустановленным программным управлением на 2022 год» (реестровый номер извещения 0347200011022000003).

Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на положения извещения об осуществлении закупки Заказчика, установленные с нарушением Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 24.02.2022 Заказчиком в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка портативного вычислительного устройства с предустановленным программным управлением на 2022 год» (реестровый номер извещения 0347200011022000003).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 932 369,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 04.03.2022 09:00.  Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 04.03.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.03.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2022 №ИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям документации о закупке. По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронный аукцион признан несостоявшимся, принято решение заключить контракт с единственным участником закупки.

2. Согласно первому доводу жалобы Заявителя Заказчиком неверно выбран код ОКПД2 объекта закупки и не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

1) Заявитель полагает, что выбранный Заказчиком код ОКПД2 26.20.40.150 «Устройства числового программного управления» не соответствует описанию объекта закупки (Приложение № 1 к извещению о проведении электронного аукциона), так как фактически Заказчик закупает ноутбуки. КТРУ для товара «Ноутбук» имеет собственную позицию с кодом ОКПД2 26.20.11 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг., такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника».

На основании части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Учитывая, что Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, Заказчик для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В письменных пояснениях (вх. № 02/729 от 10.03.2022) Заказчик указал, что согласно своим потребностям выбрал код ОКПД2 и установил технические характеристики закупаемого товара, в соответствии со спецификой учебного процесса в части тестирования и сдачи экзамена ЕГЭ.

Основываясь на вышеизложенных нормах законодательства, Комиссия приходит к выводу, что при выборе ОКПД2 в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе отсутствует.

2) В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление    № 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – Приложение к Постановлению № 616).

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее  информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что код товара ОКПД2 26.20.40.150 выбранный Заказчиком включен в перечень (п. 28 Приложения к Постановлению № 616).

Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 616.

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

При этом, Комиссией установлено, что неприменение Заказчиком Постановления № 616 не повлияло на результат закупки, так как на участие в электронном аукционе подана 1 заявка с предложением поставки товара российского производства.

Следовательно, Комиссией принято решение Предписание не выдавать, ввиду того, что нарушение не повлияло на результат определения поставщика. 

3. Согласно второму доводу жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к заявке, не предусмотренные Законом о контрактной системе.

В приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона «Описание объекта закупки» Заказчиком установлено, что заявка должна содержать наименование и модель предложенного оборудования для предотвращения предоставления недостоверных сведений о товаре.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Комиссией установлено, что вышеуказанное требование установлено Заказчиком в Описании объекта закупки, а не в требованиях к содержанию, составу заявки и не противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе отсутствует.

Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссия Магаданского УФАС России установила, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Также требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке в виде приложения к извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком в ЕИС не размещены.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данные требования были прикреплены при формировании извещения о проведении закупки в системе НПО «Криста», однако в ЕИС указанный документ не выгрузился.

Ввиду вышеуказанного, в действиях Заказчика при размещении извещения о проведении электронного аукциона установлено нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Прайм» на положения извещения об осуществлении закупки Заказчика – Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга качества образования» при проведении электронного аукциона «Поставка портативного вычислительного устройства с предустановленным программным управлением на 2022 год» (реестровый номер извещения 0347200011022000003) обоснованной в части нарушения Заказчиком части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку данные нарушения не повлияли на определение победителя.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны