Решение №МР/2953/23 об отказе во включении общества в РНП от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 049/10/5-246/2023

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

20.11.2023                                                                                        г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) без участия представителей Филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее - Заказчик), представителей ООО «Ржевская кабельная база» (далее – Участник, Общество, ООО «РКБ»), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела материалы, поступившие от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки – ООО «Ржевская кабельная база» (ИНН 7806345589), в связи с уклонением Участника от заключения договора при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки кабельной продукции для нужд Кепервеемского центра ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32312835543).

Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения договора на основании статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила ведения РНП 223-ФЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 09.10.2023 Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки кабельной продукции для нужд Кепервеемского центра ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32312835543).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 730 400,00  рублей.

Дата начала срока подачи заявок - 10.10.2023. Дата и время окончания подачи заявок – 17.10.2023 02:00. Дата подведения итогов – 18.10.2023.

10.10.2023 Заказчиком в извещение были внесены изменения.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 56 от 18.10.2023 на участие в аукционе поступило шесть заявок, четыре из которых были признаны соответствующими требованиям документации. Победителем закупки признано ООО «Ржевская кабельная база», предложившее наименьшую цену договора – 2 224 200,00 рублей. Протокол размещен в ЕИС 20.10.2023.

02.11.2023 Заказчик протоколом № 64 признал ООО «Ржевская кабельная база» уклонившимся от заключения договора, так как в срок до 01.11.2023 Обществом не был подписан со своей стороны направленный посредством электронной торговой площадки проект договора.

В дальнейшем Заказчик заключил договор с участником, занявшим второе место в запросе котировок.

2. В силу части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора или от исполнения условий договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения договора с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения договора.

В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Таким образом, договор по итогам проведения рассматриваемой закупки мог быть заключен не ранее 31.10.2023 и не позднее 09.11.2023.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с пунктом 23 извещения об осуществлении закупки договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе, на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика.

Заказчик направляет проект договора участнику закупки, с которым такой договор заключается, в течение семи дней со дня размещения в единой информационной системе, на официальном сайте итогового протокола.

Участник закупки, с которым заключается договор, должен представить подписанный со своей стороны договор, а также обеспечение исполнения договора, в случае если такое требование установлено в извещении об осуществлении закупки, в течении пяти дней с даты направления проекта договора заказчиком.

В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе, на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика.

Заказчик направляет проект договора участнику закупки, с которым такой договор заключается, в течение семи дней со дня размещения в единой информационной системе, на официальном сайте итогового протокола.

Участник закупки, с которым заключается договор, должен представить подписанный со своей стороны договор, а также обеспечение исполнения договора, в случае если такое требование установлено в извещении об осуществлении закупки, в течении пяти дней с даты направления проекта договора заказчиком.

В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующих извещению об осуществлении закупки и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

 Протокол разногласий может быть направлен заказчику в отношении соответствующего договора не более чем один раз.

Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Заказчик рассматривает в течение трех дней протокол разногласий и направляет участнику закупки, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Участник, в течение трех дней с даты направления заказчиком, указанных документов, направляет подписанный проект договора, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если требование обеспечения исполнения договора предусмотрено извещением о закупке.

С момента подписания договора заказчиком он считается заключенным.

Аналогичный порядок заключения договора установлен пунктом 5 статьи 47 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОРВД».

Таким образом, приведенные нормы извещения и Положения о закупке устанавливают, что в данной закупке проект договора должен был быть направлен победителю не позднее 27.10.2023. Фактически Заказчик направил проект договора посредством ЭТП 26.10.2023, следовательно, Общество было обязано подписать договор со своей стороны (либо направить протокол разногласий) не позднее 31.10.23. При направлении проекта договора на ЭТП Заказчик указал в качестве регламентированного срока подписания карточки договора участником 01.11.2023.

В срок до 01.11.2023 от Общества не поступил подписанный проект договора (либо протокол разногласий). Общество правомерно было признано Заказчиком уклонившимся от заключения договора по итогам проведения конкурентной процедуры.

ООО «Ржевская кабельная база» представило в антимонопольный орган письменные пояснения (№ 360/ю от 14.11.2023), в котором указало на следующие обстоятельства.

В ООО «РКБ» вопросами заключения договоров по результатам закупочных процедур занимался специалист по тендерам — начальник отдела К. Н. А. В частности, ей был предоставлен доступ для размещения документов на электронной площадке «Сбербанк АСТ». К. Н. А. никого не поставила в известность, что ею были поданы документы для участия в закупке с реестровым номером 32312835543, При этом К. Н. А. 23.10.2023 не вышла на работу, а с 25.10.2023 перестала выходить на связь, при выезде на место жительства К. Н. А. было установлено, что она отсутствует по месту своего постоянного проживания.

ООО «РКБ» было подано заявление в полицию на розыск пропавшего работника, в настоящее время полиция проводит розыск К. Н. А.

При этом все письма, которые были направлены от Универсальной торговой платформы АО «СбербанкАСТ» в адрес ООО «РКБ» по электронной почте 165@rkb.ru попали в папку «Спам», поэтому, несмотря на то, что рабочая электронная почта К. Н. А. во время ее отсутствия проверялась другим сотрудником, письма от торговой площадки «Сбербанк АСТ» все это время не отображались в папке «Входящие».

Информация о том, что ООО «РКБ» было признано победителем закупочной процедуры № 32312835543 на право заключения договора с Филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» была получена только 13.11.2023, когда в ООО «РКБ» поступило уведомление о необходимости предоставления объяснений по делу № 049/10/5-246/2023 о включении ООО «РКБ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Общество связалось по телефону с Заказчиком с целью узнать о возможности исполнения обязанности по заключению договора, однако договор уже был заключен с другим участником закупки.

Общество также указало, что не имело намерений уклоняться от подписания договора, является добросовестным участником рынка поставок кабельной продукции, а рассматриваемая ситуация явилась следствием форс-мажорных обстоятельств.

К пояснениям приложены копия заявления ООО «РКБ» в полицию о розыске работника и документ, подтверждающий направление данного заявления в полицию.

В соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая обеспечивает, в частности, хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Данной государственной информационной системой является ГИС «Независимый регистратор» (далее – ГИС НР).

Комиссия провела анализ активности Общества на электронных торговых площадках, в единой информационной системе с использованием ГИС НР за период с 09.10.2023 (дата публикации извещения) по 14.11.2023 и установила, что от имени Общества действия на электронных торговых площадках осуществлялись до 19.10.2023, затем последовал перерыв в активности до 14.11.2023.

Также Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области запросило у ЗАО «Сбербанк-АСТ» сведения об активности ООО «Ржевская кабельная база» на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» за период с 09.10.2023. Согласно полученной информации в период с 20.10.2023 по 13.11.2023 Общество не совершало действий на данной ЭТП.

Таким образом, в распоряжении Комиссии не имеется доказательств, ставящих под сомнение факты, изложенные Обществом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04.02.2014 № 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статьи 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В настоящем случае порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении прямо Законом о закупках и Правилами ведения РНП 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применение аналогии закона, а именно Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила ведения РНП 44-ФЗ).

Согласно пункту 14 Правил ведения РНП 44-ФЗ орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, уклонение Общества от заключения договора произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, действия Общества при участии в рассматриваемой закупке не могут быть признаны недобросовестными, следовательно, сведения об ООО «Ржевская кабельная база» не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, Комиссия Магаданского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Сведения, представленные Филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в отношении ООО «Ржевская кабельная база» (ИНН 7806345589), в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки кабельной продукции для нужд Кепервеемского центра ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32312835543) не включать.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны