Решение №01-10/143 о признании жалобы обоснованной от 21 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3-2/2022

18.01.2022                                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, (далее – Комиссия) c участием представителя ООО «Компания Энергия» (далее – Заказчик) <…> (дов. от 01.01.2022), представителя ООО «Коммерческий транспорт» (далее – Заявитель) <…> (дов. от 13.01.2022) рассмотрела жалобу ООО «Коммерческий транспорт» (вх. № 01/4 от 10.01.2022) на положения закупочной документации при проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора на «Перевозку угля рядового марки «A» для нужд ООО «Компания Энергия» в 2022 году в п. Омсукчан»» (реестровый номер извещения 32110880753).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон     о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы «База решений и правовых актов» https://br.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные положения документации о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 30.11.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора на «Перевозку угля рядового марки «A» для нужд ООО «Компания Энергия» в 2022 году в п. Омсукчан»» (реестровый номер извещения 32110880753).

Начальная (максимальная) цена договора: 61 876 440,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 30.11.2021. Дата и время окончания подачи заявок: 02.01.2022 в 12:00. Дата подведения итогов: 02.01.2022.

03.12.2021 Заказчиком вносились изменения в извещение о закупке.

27.12.2021 Заказчиком вносились изменения в извещение и в документацию о закупке в соответствии с предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области № 77 от 17.12.2021, выданным по результатам рассмотрения дела № 049/07/3-367/2021.

Согласно протоколу № 32110880753-2 от 02.01.2022 оценки и сопоставления предложений по закупочной процедуре «Перевозка угля рядового марки «A» для нужд ООО «Компания Энергия» в 2022 году в п. Омсукчан» на участие в закупке было подано две заявки, обе были признаны соответствующими требованиям закупочной документации. Участник индивидуальный предприниматель К. А. А. предложил цену 49 321 800,00 рублей (без НДС). При этом по критерию оценки «Цена договора» заявка участника была оценена в 1,74 балла, по критерию «Функциональные или качественные характеристики услуги» - 18 баллов, итоговая оценка составила 19,74 балла. Участник ООО «Компания «Фарн» предложил цену 51 563 700,00 рублей (без НДС). При этом по критерию оценки «Цена договора» заявка участника была оценена в 0,0 баллов, по критерию «Функциональные или качественные характеристики услуги» - 60 баллов, итоговая оценка составила 60 баллов. Победителем запроса предложений признано ООО «Компания «Фарн», с которым решено заключить договор.

2. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок. По мнению Заявителя, установление Заказчиком даты окончания подачи заявок на нерабочий день 02.01.2022 создает дискриминационные условия для потенциальных участников закупки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичное положение содержится в подпункте 2 пункта 1.3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Компания Энергия» (далее – Положение о закупке), утвержденного 30.08.2019 генеральным директором ООО «Компания Энергия».

В силу части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно пункту 9.1.5 Положения о закупке Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса предложений в неэлектронной форме не менее чем за семь дней до дня окончания подачи заявок на участие, установленного в документации.

В соответствии с пунктом 9.2.3 Положения о закупке если изменения внесены Заказчиком в извещение о закупке позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в неэлектронной форме, этот срок должен быть продлен таким образом, чтобы период со дня размещения внесенных изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок составлял не менее половины срока подачи заявок.

Таким образом, Заказчик был обязан разместить изменения в извещение не менее чем за четыре дня до окончания срока подачи заявок.

В рассматриваемой закупке срок окончания подачи заявок – 02.01.2022. При этом изменения в извещение были внесены Заказчиком 27.12.2021.

В силу статьи 193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году» 31.12.2021 является выходным днем. Согласно статьи 112 Трудового кодекса РФ дни с 01.01.2022 по 08.01.2022 являются нерабочими праздничными днями. 09.02.2022 является выходным днем. Следовательно, срок окончания подачи заявок не мог быть установлен ранее, чем 10.01.2022.

Кроме того, в соответствии с частью 23 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Таким образом, вышеуказанный срок в пункте 9.1.5 Положения о закупке должен исчисляться не в календарных, а в рабочих днях. Соответственно, и норма пункта 9.2.3 Положения о закупке о продлении срока окончании подачи заявок должна применяться Заказчиком с использованием рабочих дней.

В отношении рассматриваемых обстоятельств представитель Заказчика пояснил, что установление срока окончания подачи заявок на нерабочий праздничный день не создает дискриминационных, ограничивающих конкуренцию условия для участия в закупке, так как офис Заказчика в течение 31.12.2021, 01.01.2022, 02.01.2022 работал и был готов принимать заявки участников. Также представитель Заказчика указал, что, по его мнению, потенциальные участники закупки имели возможность предоставить заявки и в нерабочие дни.

Представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также указал, что возможности направления заявки Почтой России были существенно ограничены тем, что 01.01.2022 и 02.01.2022 являлись для Почты России выходными днями, а 31.12.2022 было рабочим днем с сокращенной продолжительностью. В отделении Почты России в пгт. Омсукчан Омсукчанского р-на Магаданской обл. воскресенье является выходным днем. Кроме того, минимальный срок доставки почтового отправления из г. Магадан в пгт. Омсукчан составляет два дня.

Указанные представителем Заявителя обстоятельства подтверждаются данными с официального сайта Почты России.

Таким образом, по мнению Заявителя, сокращение Заказчиком срока подачи заявок, установление даты окончания срока подачи заявок на нерабочий день создали дискриминационные, ограничивающие возможность подачи заявки условия для потенциальных участников закупки, которые не располагаются непосредственно в пгт. Омсукчан.

Комиссия критически относится к пояснениям представителя Заказчика. В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства о закупках, Гражданского кодекса РФ срок окончания подачи заявок не мог быть установлен ранее, чем 10.01.2022. Заказчик не имеет права требовать от участников закупки осуществлять деятельность по подаче заявки в нерабочие дни. Кроме того, возможность направления заявки почтовым отправлением также была существенно ограничена установлением срока окончания подачи заявок на нерабочий день, так как фактически такое отправление не могло быть доставлено Заказчику позднее 31.12.2022, что свидетельствует о создании дискриминационных условий. При этом оба подавших заявку участника своим местом нахождения указывают пгт. Омсукчан.

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4, части 23 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 1.3.2 и пункта 9.2.3 Положения о закупке. Пункт 9.1.5 Положения о закупке Комиссия признает не соответствующим нормам Закона о закупках. Довод жалобы нашел подтверждение.

3. Согласно доводу жалобы установление Заказчиком срока окончания подачи заявок на нерабочий день 02.01.2022 привело к ограничению для потенциальных участников закупки возможности осуществить внесение денежных средств на счет Заказчика с целью обеспечения заявки на участие в закупке.

Комиссия в отношении данного довода приходит к выводу о том, что обстоятельства, установленные в пункте 2 настоящего решения, также привели и к сокращению срока на осуществление перевода денежных средств, вследствие того, что часть срока подачи заявок пришлась на нерабочие дни (в том числе и для финансовых учреждений). Следовательно, Заказчик ограничил для потенциальных участников возможность участия в закупке.

Довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

4. Согласно доводу жалобы в документации о закупке не установлен порядок подачи запросов разъяснений положений документации.

В силу пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке. Аналогичное требование содержится в подпункте 11 пункта 1.9.3 Положения о закупке.

Комиссией установлено, что данной информации в закупочной документации не имеется.

Согласно пояснениям представителя Заказчика в состав документации включена форма 9 «Запрос о разъяснении положений закупочной документации». Используя данную форму, участники имеют возможность подать запрос о разъяснении положений документации. Также данная возможность предусмотрена Положением о закупке с указанием порядка направления запросов и ответов Заказчика на такие запросы. По мнению Заказчика, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что участники имели возможность подать соответствующие запросы, ограничений конкуренции не создавалось.

Комиссия в отношении данного довода отмечает, что отсутствие в документации о закупке формы, порядка, даты и времени окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке является нарушением императивной нормы законодательства о закупках.

В действиях Заказчика установлены нарушения пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункта 11 пункта 1.9.3 Положения о закупке. Довод жалобы нашел подтверждение.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Коммерческий транспорт» на действия заказчика – ООО «Компания Энергия», при проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора на «Перевозку угля рядового марки «A» для нужд ООО «Компания Энергия» в 2022 году в п. Омсукчан»» (реестровый номер извещения 32110880753) обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4, пункта 11 части 10 статьи 4, части 23 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 1.3.2, подпункта 11 пункта 1.9.3, пункта 9.2.3 Положения о закупке.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны