Решение №01-10/2035 о признании жалобы обоснованной в части от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-235/2021

 

22.07.2021 г. Магадан
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

при участии представителя Заказчика – <…>, без участия Заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО Научно-Инженерный центр «Башкортостан» на положения аукционной документации заказчика – Областного государственного бюджетного учреждения «Магаданский областной эксплуатационный центр» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом (СКУД), системы охранного телевидения (СОТ) в административном здании «ОГБУ Магаданский областной эксплуатационный центр», расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15»  (реестровый номер извещения 0347200010621000033).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на несоответствие положений аукционной документации действующему законодательству.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 07.07.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом (СКУД), системы охранного телевидения (СОТ) в административном здании «ОГБУ Магаданский областной эксплуатационный центр», расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15» (реестровый номер извещения 0347200010621000033).

Начальная (максимальная) цена контракта 5 563 570,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 16.07.2021 17:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 19.07.2021; дата проведения электронного аукциона - 20.07.2021.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.07.2021 №0347200010621000033-1 на участие в аукционе подано 4 заявки участников закупки. Все участники были допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2021 №0347200010621000033-3 победителем признано ООО «Эльсинтез», предложившее цену контракта в сумме 4 589 945,25 руб.   

Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.

2. Согласно доводу, изложенному в жалобе заявителя, Заказчиком неправомерно не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236).

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, принято Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236).

В соответствии с  пп. «б» п.2(1) Постановления №1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

В Разделе 2 аукционной документации содержится описание объекта закупки, установлены требования к закупаемому оборудованию.

В вышеназванном Разделе аукционной документации также содержатся следующие положения: «Система TRASSIR предусмотрена проектами: «Приложение № 1.1. Проект Том РД03/21.06.2020 СКУД ул. Набережная р. Магаданки д.15» и «Приложение № 1.2. Проект Том РД04/21.06.2020 СОТ ул. Набережная р. Магаданки д.15», в которых учитывается интеграция систем СОТ и СКУД в единую систему безопасности на объектах Заказчика, а также в целях обеспечения возможности последующей интеграции в единую сеть безопасности (в том числе, в рамках программы «Безопасный город») на базе TRASSIR уже имеющихся систем безопасности СОТ на других объектах в г. Магадане. В связи с этим применение другой платформы СОТ не представляется возможным».

Согласно пункту 1.1 проекта контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом (СКУД), системы охранного телевидения (СОТ) в административном здании «ОГБУ Магаданский областной эксплуатационный центр», расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15.

Комиссия Магаданского УФАС России, изучив документацию по рассматриваемой закупке установила, что из описания объекта закупки, иных положений документации не следует, что при поставке специальных технических средств производится установка программного обеспечения (далее – ПО). Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что поставляемое оборудование должно быть интегрировано в общий комплекс объектов Заказчика, что предполагает наличие встроенного ПО и не требует дальнейшей установки ПО для их использования.

С учетом изложенного, довод жалобы о необходимости установления запрета на допуск ПО в рамках Постановления №1236 является несостоятельным, поскольку описание объекта закупки не включает в себя обязанность по выполнению работ по установке ПО в целях подключения системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не было установлено ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №878).

Во исполнение ранее указанной части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, принято Постановление №878, которым утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Постановления №878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Согласно пункту 5 Постановления №878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно Порядку, утвержденному Постановлением №878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

В аукционной документации (Приложение №1 «Описание объекта закупки»), заказчиком указано оборудование: IP-видеокамера Hikvision DS-2DE7232IW-AE 2 Mpx,PTZ, объектив 4.8-153mm, x32, ИК 150м, IP-видеокамера Hikvision DS-2CD3645FWD-IZS 4Мп уличная, объектив 2.8-12мм, ИК 50м, TRASSIR NeuroStation 128 каналов, 8 жестких дисков,Intel Core i5, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ Windows 10 Видеокарта Gigabyte Radeon RX 5700 XT AORUS 8G,Коммутатор DS- ЗЕ0528НР-Е Hi-PoE- коммутатор с 20 портами Gigabit.

Заявителем в жалобе приведены позиции оборудования со ссылками на нахождение его в реестре радиоэлектронной продукции.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не было установлено, поскольку в Перечне, установленном Постановлением №878, отсутствует код ОКПД2, соответствующий выбранному заказчиком на выполнение работ по монтажу и пусконаладке систем оборудования.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что ввиду нахождения закупаемого оборудования в реестре радиоэлектронной продукции, при выполнении работ по его установке, заказчику необходимо устанавливать в извещении, аукционной документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением №878 или размещать в ЕИС отчет с обоснованием невозможности соблюдения указанного ограничения.

Согласно положениям извещения, аукционной документации по рассматриваемой закупке, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых иностранными лицами, в нарушение действующего законодательства не установлен/не опубликован отчет с обоснованием невозможности соблюдения указанного ограничения.

Следовательно, довод жалобы признан обоснованным. Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Заявитель полагает, что заказчик при установлении ОКПД2 33.20.42.000 (Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования) не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Согласно Разделу 9 «Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

2) наименование страны происхождения товара

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Разделе 2 документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Разделе 2 документации об электронном аукционе.

Согласно сведениям ЕИС предметом закупки является выполнение работ по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения.

Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу) (на основании письма ФАС России № ИА/53616/20 от 25.06.2020 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)».

Вместе с тем, в письме ФАС России № ИА/53616/20 от 25.06.2020 также указано, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Представитель заказчика в пояснениях указал, что если по условиям документации при выполнении работ (оказании услуг) поставляется товар, который заказчик принимает к бухгалтерскому учету, то в первой части заявки необходимо указывать наименование страны происхождения товара, его конкретные показатели и товарный знак. В рассматриваемом случае, как представитель Заказчика полагает, что система видеоконтроля принимается к бухгалтерскому учету в составе автоматизированного комплекса оборудования, интегрированного в общую систему объектов. Таким образом, не предусматривается учет отдельных единиц оборудования для целей бухгалтерского учета.

Установлено, что положениями проекта контракта не предусмотрена отдельная приемка товаров заказчиком по товарной накладной или акту передачи.

Комиссия Магаданского УФАС России полагает доводы Заказчика несостоятельными, поскольку установление конкретных показателей и характеристик товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотрено Законом о контрактной системе, т.к. Заказчиком разработана, опубликована рабочая документация и в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить, в том числе, монтажные работы. Следовательно, в первых частях заявок участники должны предоставить только согласие на выполнение работ и использование соответствующего оборудования, необходимого к установке и монтажу, во исполнение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Заявитель полагает, что предметом закупки является оборудование с кодами ОКПД2 26.40.33.110, 26.40.33.190, 26.30.11.110, 26.20.14.000, присутствующие в КТРУ, следовательно, заказчик неправомерно использовал иной код ОКПД2 и не применил требования КТРУ.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (ред. от 16.04.2020) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила КТРУ).

В соответствии с пунктом 2 Правил КТРУ каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками.

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Пунктом 7 Правил КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Установлено, что Заказчиком выбран код ОКПД2 33.20.42.000 - Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования. Предметом закупки является выполнение работ по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом, системы охранного телевидения.

На заседании комиссии заказчик пояснил, что применение иного ОКПД2 по закупке нецелесообразно, поскольку все позиции закупаемых товаров используются в едином цикле, технически и функционально взаимосвязаны, кроме того, предметом закупки является именно выполнение работ.

Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 №Д28и-344 установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2. При этом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.

Следовательно, довод заявителя в части неверного выбора кода ОКПД не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, поскольку используемый заказчиком ОКПД2 33.20.42.000 - Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования отсутствует в КТРУ, обязанность по применению требований КТРУ у заказчика отсутствовала.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

  

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО Научно-Инженерный центр «Башкортостан» на положения аукционной документации заказчика – Областного государственного бюджетного учреждения «Магаданский областной эксплуатационный центр» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по монтажу и пусконаладке системы контроля и управления доступом (СКУД), системы охранного телевидения (СОТ) в административном здании «ОГБУ Магаданский областной эксплуатационный центр», расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15»  (реестровый номер извещения 0347200010621000033) обоснованной в части нарушения ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика нарушение ч.3 ст.14, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны