Решение б/н Решение по делу №03-10/6-2009 в отношении ОГУ «Станция по б... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 15 июня 2009г                                                                                           г. Магадан

 

 

          Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела Магаданского УФАС,

члены Комиссии:

Калинина Л.Б. - ведущий специалист-эксперт Магаданского УФАС,

Черданцева В.В.- специалист-эксперт Магаданского УФАС,

рассмотрев дело № 03-10/6-2009г. о нарушении  ОГУ «Станция  по борьбе с болезнями животных «Магаданская»» (далее ОГУ «СББЖ»)  части 1 статьи 10   Федерального Закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  в присутствии: представителей ОГУ «СББЖ»: <...>, <...>, <...>, Главного государственного ветеринарного инспектора Магаданской области <...>.

                                                                         

        

                                                    УСТАНОВИЛА:

       

В адрес Магаданского УФАС России 19.03.2009г. (вх.03/736) поступило  заявление от индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией свежей и свежемороженой рыбой, арендующих торговые места на  рынке «Урожай» на действия ОГУ «Станция по  борьбе с болезнями животных «Магаданская»» (далее - ОГУ «СББЖ») по вопросу обоснованности взимания платы за ветеринарную справку формы  4  и  оплаты за ветеринарно-санитарную экспертизу рыбы за период с мая по октябрь 2008г, с выставлением счет-фактур предпринимателям за указанную экспертизу в начале 2009года при отсутствии заключенных  договоров. При этом, тарифы и цены на исследования с предпринимателями не согласовывались, прейскурант цен не представлялся.

В результате проведенного расследования Магаданским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Руководителем Магаданского УФАС издан приказ №01-12/73 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Председателем Комиссии УФАС определением № 43 от 25.05.2009 дело назначено к рассмотрению на 9 июня 2009г. на 15 часов 00 мин., объявлен перерыв до 15 часов 15 июня 2009г.

Рассмотрев заявление предпринимателей, действующие нормативно-правовые документы в области ветеринарного законодательства, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия УФАС делает следующие выводы.

В соответствии с Постановлением администрации Магаданской области от 30.06.2004г. №136 в редакции от 24.03.2009г. «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями Магаданской области, и доходов, получаемых ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», ОГУ «СББЖ» имеет право оказывать платные услуги, в том числе проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи; оформление и выдачу ветеринарных документов.

Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 16.11.206г №422, (далее Правила) установлен порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, который является обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Согласно пункту 1.2 Правил, на все виды животных, продукцию животного происхождения, корма и кормовые добавки, подлежащие заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации, выдаются ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз.

 Таким образом, партии грузов, согласно приложения №19 к указанным Правилам,  куда включены  рыба и рыбопродукты, должны сопровождаться ветеринарными справками формы №4 при перевозке грузов в пределах района (города).

 Вопросы, урегулированные в Правилах, касаются порядка выдачи сопроводительных ветеринарных документов и не являются формой  государственного ветеринарного надзора, поскольку имеют своей целью лишь подтверждение факта ветеринарного благополучия территории и груза согласно закона о  ветеринарии, положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ на  подконтрольные госветнадзору грузы. Следовательно, ОГУ «СББЖ» правомерно взимает плату за выдачу ветеринарных сопроводительных документов.

 По результатам обоснованности цены, установленной на  выдачу ветеринарной справки формы №4, установлено следующее.

 Прейскурантом ОГУ «СББЖ» на ветеринарные услуги, утвержденным 1 марта 2008г., наименование услуги по выдаче сопроводительного документа- ветеринарной справки Формы №4   расширено и звучит следующим образом « ветеринарное обследование  безопасности, состояния и соответствия грузов и консультации по вопросам грузоперевозок». Цены по этой комплексной услуге установлены в зависимости от тоннажа: до 50кг- 45 руб., от 50до 500кг- 80руб., от 500до 3-х тн-100руб., от 3-х до10 тн -155 руб., (с НДС). Нормативно-правовые акты о том, что взимание платы за оформление и выдачу ветеринарной справки должно учитываться по разным ценам в зависимости от количества груза отсутствуют.  Правилами по организации работы по выдаче  справки Ф- 4 не установлено, что при оформлении и выдаче справки,  продукция  подвергается  перемещению с места на место, либо, что осуществляется отбор проб, то есть те действия, на которые могли бы повлиять объемы груза, на которые выдается справка. Оценка соответствия продукции требованиям безопасности, в соответствии с действующим ветеринарным законодательством, устанавливается по результатам ветеринарно- санитарной экспертизы,  которая проводится,  сразу, после поступления  продукции на рынок, в лаборатории ОГУ «СББЖ», за экспертизу взимается отдельная плата согласно разделу 8  указанного Прейскуранта, таким образом обследование на безопасность (качество)   и консультационные услуги   являются отдельным видом возмездных услуг по  обращению контрагентов, поэтому  их стоимость  не может включаться в стоимость справки.

По информации представителей ОГУ «СББЖ», основные партии груза, на которые выдается справка Ф-4 составляют от 50 до 500 кг , ее стоимость  67,47 руб. (с НДС- 80 руб.). В данную цену учреждение включило : стоимость материалов, канцелярских и хозяйственных товаров на сумму 21 руб., где стоимость  бланка справки  составляет 12,20 руб. , заработную плату ветврача -11,85руб., фельдшера – 8,48 руб., амортизационные отчисления 6,23руб., накладные расходы 5,78 руб. Общая сумма затрат составила 58,67руб., плановые накопления (прибыль) – 8,80руб. (15%.)  

           Пунктом 2.3 Правил  установлено, что справку Формы №4 подписывает либо ветврач, либо фельдшер, исходя из этого Комиссия считает, что учреждением необоснованно включена в расчет цены одна из указанных должностей.

           Комиссия согласна с представителями ОГУ «СББЖ» , что при выдаче ветеринарно-сопроводительных документов, должен производиться осмотр груза, но считает, что этот осмотр должен быть связан  только с идентификацией продукции на соответствие представленным документам, как установлено Правилами, а не в связи с осмотром груза на  определение качества  по органолептическим показателям, в связи с чем на заседание Комиссии представлен ГОСТ  814-96.  Органолептическая оценка рыбы  проводится учреждением в лаборатории на рынках и за это исследование учреждение  берет плату в размере 25 руб. за партию. Поэтому Комиссия считает, что учреждением необоснованно  в затраты по выдаче справки Ф-4  включена стоимость  осмотра продукции специалистами на качество.

В структуру себестоимости  справки Формы №4 включена сумма  амортизационных отчислений в размере 6,23 руб., которая не может считаться обоснованной в виду того, что выдача сопроводительного документа  не  требует  дорогостоящего оборудования или аппаратуры для исследований.

Кроме того, расходы по оказанию платных услуг, включенные в расчет стоимости услуги на 2008г., не подтверждаются фактическими затратами ОГУ «СББЖ» за 2008г. по оказанию платных услуг, в соответствии с  представленным  Учреждением отчетом о финансовых результатах, составляют всего 32.8 тыс. и полностью, отражены по статье «прочие расходы», при этом, доходы от оказания платных услуг учреждения составили 436.2 тыс.руб., таким образом, прибыль составляет 403.4 тыс. руб., рентабельность 1223%, в то время как  в цену услуги Учреждением заложены плановые накопления в размере 15%.   Экономическое обоснование включения плановых накоплений (прибыли) отсутствует, при этом, все необходимые затраты по содержанию ОГУ «СББЖ»  запланированы учреждением в бюджетной смете на 2008г.  Учреждение  является некоммерческой организацией. В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не  имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, в отсутствие обоснования необходимости прибыли в размере 15% и доказательств того, что эта прибыль будет использована для достижения целей, ради которых создано ОГУ «СББЖ»,  указанный размер прибыли в процентах, включенный в стоимость нельзя признать необходимой для оказания рассматриваемой услуги.  

 Исходя из сказанного,  Комиссия считает, что в стоимости услуги по выдаче справки  Формы № 4 даже в размере  67,47, по сравнению  с экономически необходимыми затратами необоснованно завышены затраты на заработную плату с отчислениями, амортизационные отчисления , накладные расходы , плановые накопления.

 Сопоставимый товарный рынок и сопоставимые конкурентные цены на выдачу ветеринарной справки №4,  на ветеринарные экспертизы на рынках с тем же составом продавцов и покупателей,  на территории  Магаданской области отсутствует. Сопоставлены  цены на эти виды услуг с другими областями Дальневосточного округа.

Так, в Областном государственном ветеринарном учреждении по г. Южно-Сахалинску и Курильским  островам,  услуга  «оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов  справки формы № 4»   составляет 55,76 руб. (с НДС – 65,80 руб.).  Оформление  ветеринарных заключений, документов, справок  в краевых государственных учреждениях ветеринарии, расположенных на территории Хабаровского края составляет 39,19 руб., (с НДС-46,24руб.).  Выдача  справки Формы №4 в ОГУ « Благовещенская городская станция по борьбе с болезнями животных» составляет 50 руб. ( с НДС-59 руб.). Следует отметить, что единая цена на справку Формы №4 установлена везде, кроме ОГУ «СББЖ» г. Магадана,  а также то, что цена везде взимается  только за выдачу справки ,  не включает исследования на безопасность и консультационные услуги.

 В материалы дела Главным государственным ветеринарным инспектором Магаданской области <...> был представлен прейскурант на ветеринарные услуги, оказываемые  государственным ветеринарным учреждением «Приморская ветеринарная служба» в 2005г., включающий цену на «ветеринарное обследование безопасности, состояния и соответствия грузов  документам и консультации по вопросам грузоперевозки» до 50кг, от 50 до 500кг, от 500 до 3тонн, от 10 до 30 тонн, свыше 30тонн, которые, как делает вывод Комиссия, и послужили прообразом для установления тарифов ОГУ «СББЖ». Однако в силу статьи 6 закона о конкуренции,  и не соответствия услуги  действующим нормативно-правовым актам по причинам, указанным выше, Комиссия не принимает  эту цену  в качестве сопоставимой.

 Косвенным доказательством того, что на ветеринарную справку Формы 4 учреждением установлена монопольно высокая цена является тот факт, что цены по услугам ветеринарно-санитарной экспертизы в ОГУ «СББЖ» установлены ниже, чем в других регионах Дальневосточного округа.

 Таким образом, цена учреждения на ветеринарную справку Формы №4  установленная в размерах  80руб., 100руб., 155руб., за одну услугу, с НДС, в зависимости от количества груза соответствует обоим признакам монопольно высокой цены, определенным статьей 6 закона о конкуренции.

 Ответственным структурным подразделением  Магаданского УФАС в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом  ФАС №5 от 17.01.2007г. (далее Административный регламент), проведен анализ  рынка услуг осмотра животных перед забоем; ветеринарного обследования безопасности, состояния и соответствия грузов документам; ветэкспертизы на продовольственных рынках. В соответствии с указанным анализом, проведенным за 2007-2008годы, все виды услуг  на территории г. Магадана оказаны только ОГУ «СББЖ», т.е. доля  станции в 2007-2008г.г. составила на рассмотренных рынках 100%. Учитывая, что учреждение официально входит в государственную систему контроля факторов среды обитания человека, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынках , в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 закона о конкуренции, пунктом 3.8.5 Административного регламента  положение ОГУ «СББЖ» следует признать доминирующим. При рассмотрении дела участники ознакомлены с результатами анализа рынков, возражений, замечаний по поводу доминирования от представителей  ОГУ «СББЖ» не поступило.

Согласно статье 21 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993г №4979-1, в целях определения пригодности к использованию для пищевых целей подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе: мясо, мясные и др. продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйцо, иная продукция животного происхождения. Запрещается реализация и использование для пищевых целей перечисленных выше продуктов, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Согласно статье 20 Федерального Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов: реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения  ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов  требованиям ветеринарных правил и норм.

Предприниматели после получения ветеринарно-сопроводительного документа, справки Формы №4 привозят свои товар на рынок, где в лаборатории ОГУ «СББЖ» проводится ветеринарно-санитарная экспертиза партии рыбы.

До 01.04.2009г. ОГУ «СББЖ» брало плату с предпринимателей за оказываемую лабораторией на рынке «Урожай» ветеринарно-санитарную экспертизу за каждый вид рыбы в одной партии - 80руб., где стоимость экспертизы всей партии увеличивалась, с учетом количества наименований рыбы. Например, если в партии 3 наименования рыбы стоимость экспертизы продукции составляла 240руб. (3 х 80 руб.).

Согласно правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.10.2008 №462, партией считают определенное количество продукции одного наименования, вида обработки, одной или нескольких дат изготовления, одного изготовителя, оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность. Партия живой рыбы должна состоять из рыбы одного или нескольких наименований, одной группы по длине или массе, помещенной в одну единицу транспортного средства.

В настоящее время услуга по ветеринарно-санитарной экспертизе рыбы составляет- 80руб. независимо от количества наименований рыбы в данной партии. Данная услуга состоит из органолептической оценки рыбы-25руб., паразитологического исследования рыбы-30руб, выдачи заключения о безопасности -25руб.

Комиссией установлено, что учреждением с предпринимателями не были заключены договора, тарифы на ветеринарно-санитарную экспертизу не согласовывались, прейскурант цен отсутствовал, а по состоянию на 28.02.2009г. им были выставлены акты сверки за период с 01.01.2008г-28.02.2009г.  Предприниматели не отрицают, что пользовались услугами лаборатории ОГУ «СББЖ» на рынке, но что им установят такие тарифы, им было неизвестно.

За услуги, оказываемые предпринимателям в августе-декабре 2008г. учреждением выставлены счета-фактуры в феврале 2009г, (с/ф.97 от 28.02.2009г. на сумму 12380 руб., ИП <...>, с/ф. 88 от 28.02.2009г. на сумму 24115руб.,ИП <...>, с/ф.98 от 28.02.2009г. на сумму 25200 руб., с/ф.131 от 28.02.2009г на сумму 20645 руб.) и акты сверки на 28.02.2009г, за услуги периода 08.10.2008г-28.02.2009г, где сумма задолженности предпринимателей в пользу ОГУ «СББЖ» составила: ИП <...> - 31875 руб., ИП <...> - 40275 руб., ИП <...> -28205 руб.

Согласно,  статьи 168 Налогового Кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

В нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ, ОГУ «СББЖ», выставило счета-фактуры предпринимателям, не расписывая наименование выполненных работ, количество по каждому виду оказываемых услуг, цену за каждый вид услуги, а указало только общую сумму стоимости всех экспертиз.

Разделом 5 Устава ОГУ «СББЖ» установлено, что учреждение осуществляет по договорам возмездного характера, с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами  приносящие доход виды деятельности, в том числе регистрацию ветеринарных документов, оформление ветеринарно-санитарной экспертизы на свежую рыбу, на крабов (органолептическая оценка, проба варкой по утвержденной методике, определение концентрации водородных ионов рН, реакция с сернокислой медью, редуктивная проба, реакция на пероксидазу),  паразитологическое исследование рыбы и др.

Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В соответствии с частью 3 статьи 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Услуги по ветеринарии относятся к услугам возмездного характера , которые должны оказываться по правилам статей 424, 779-783 ГК РФ.  Согласно  статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Несоблюдение порядка оказания возмездных ветеринарных услуг в соответствии с указанными статьями ГК РФ  и НК РФ, повлекшее нарушения прав предпринимателей, является  нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

ОГУ «СББЖ» письмом № 370 от 04.06.2009г. до рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, известило Магаданское УФАС России о том, что учреждение не имеет материальных  претензий  за оказание платных ветеринарных услуг в 2008году к предпринимателям занимающихся реализацией свежей и свежемороженной рыбой <...>, <...>, <...>, <...>, в связи с отсутствием оформления договорных отношений. О своем решении учреждение в письменном виде под роспись известило  предпринимателей.

15.06.2009г на заседание Комиссии Обществом были представлены письма, направленные предпринимателям <...>, <...>, <...>, <...>, о том, что учреждение не имеет материальных  претензий  за оказание платных ветеринарных услуг в 2008году к предпринимателям занимающихся реализацией мясопродуктов. По поводу КФК Стодушного, пояснили, что не смогли вручить ему письмо, в виду его отсутствия. 

Таким образом, ОГУ «СББЖ» в добровольном порядке устранило нарушение части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания предпринимателям, занимающимся   реализацией свежей и свежемороженной рыбой и предпринимателям, занимающимся реализацией  мясопродуктов условий договора, невыгодных для них.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующему субъекту, доминирующему на рынке, запрещается  совершать действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.  

Руководствуясь статьей 23. частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от  26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Установить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона РФ от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 3.8.5 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией,  положение ОГУ «СББЖ» является доминирующим на рынках услуг осмотра животных перед забоем; ветеринарного обследования безопасности, состояния и соответствия грузов документам; ветэкспертизы на продовольственных рынках г. Магадана для организации розничной торговли продуктами питания, с долей 100%.

2.Признать  действия ОГУ «СББЖ» в 2008г., в 1 квартале 2009г., нарушившими  пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления, поддержания монопольно высокой цены на выдачу ветеринарных справок Формы 4 в размерах 80 руб., 100 руб., 155 руб. за одну услугу  в зависимости от количества груза, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением.

3.Выдать ОГУ» СББЖ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Полный текст решения изготовлен   25     июня 2009г.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает об обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны