Решение №МР/3289/22 о результатах проверки от 27 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/99-277/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

22.12.2022                                                                                                                  г. Магадан

 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) без участия представителей Магаданского областного государственного казённого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат» (далее – Заказчик), Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области, уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика при проведении электронного аукциона «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)» (реестровый номер извещения 0347000000122000038).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» в связи с поступлением информации от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 10.12.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)» (реестровый номер извещения 0347000000122000038).

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 153 466,40 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.12.2022 10:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 19.12.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.12.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0347000000122000038 от 20.12.2022 на участие в закупке поступила одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником ООО «Охранное агентство «Страж».

На момент проведения проверки контракт не заключен.

2. Согласно заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области в опубликованном Заказчиком извещении о проведении закупки имеются разночтения между объектом закупки, определенным в положениях извещения, и предметом контракта, установленным в проекте государственного контракта, в отношении вида закупаемых охранных услуг. Кроме того, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам о наличии лицензии на конкретные виды охранной деятельности.

В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, проект контракта.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

В отношении контрактов на оказание охранных услуг типовые условия установлены Приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг», приложением № 1 к которому является Типовой контракт на оказание охранных услуг (далее – Типовой контракт).

Приложением № 2 к Приказу Росгвардии № 149 установлены показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в частности, по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 80.10.12.000-00000003 - услуги частной охраны (выставление поста охраны).

Учитывая, что Заказчиком при размещении закупки был выбран код позиции каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) 80.10.12.000-00000003, Заказчик обязан руководствоваться формой и условиями типового контракта.

Согласно Типовому контракту в пункте 1.1 раздела 1 «Предмет контракта» должен быть указан вид услуги (виды услуг), предусмотренный (предусмотренные) статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности).

Пунктом 1.1 проекта государственного контракта установлено, что по настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать услуги частной охраны (выставление поста охраны): охрана объектов и имущества на объектах и  с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной охранной деятельности Российской Федерации» (далее – услуги), в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно условиям Спецификации (приложение №1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение №2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Комиссия отмечает, что данным пунктом Заказчик установил предметом контракта оказание двух видов услуг, предусмотренных Законом об охранной деятельности:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности);

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона (пункт 7 статьи 3 Закона об охранной деятельности).

Оказание двух видов охранных услуг (по пунктам 3 и 7 статьи 3 Закона об охранной деятельности) следует также из расчета начальной (максимальной) цены контракта, приложенной к извещению.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Заказчиком избран код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000003. При этом Заказчик установил следующие значения характеристик услуги:

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы:                                                Нет

Наличие оружия у сотрудников охраны:                                                                     Нет

Использование специальных средств:                                                                          Нет

Использование мобильной группы:                                                                                Да

Вид услуги по охране:                                                                               

- Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Установленные характеристики указывают лишь на один вид услуг по охране – соответствующий пункту 7 статьи 3 Закона об охранной деятельности.

Аналогичные характеристики установлены в описании объекта закупки (электронный документ в составе извещения о проведении закупки).

Согласно пояснениям Заказчика (исх. № 1063 от 21.12.2022) целью проведения электронного аукциона была закупка оказания двух видов услуг – соответствующих по пунктам 3 и 7 статьи 3 Закона об охранной деятельности.

Таким образом, Заказчиком было допущены нарушения в описании объекта закупки и в указании характеристик позиции КТРУ.

В указанных действиях Заказчика Комиссия устанавливает нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит частная охранная деятельность.

В соответствии со статьей 11.2 Закона об охранной деятельности лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Таким образом, при закупке услуг частной охраны Заказчик обязан установить требование к участникам о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности. При этом лицензированы должны быть конкретные виды охранных услуг, закупаемые Заказчиком.

Вместе с тем, в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (электронный документ в составе извещения о проведении закупки) установлено следующее требование к участникам о предоставлении подтверждения соответствия участника положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: «Выписка (копия выписки) из реестра лицензий (Основание: пункт 32 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») с разрешенными видами охранных услуг «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Законом РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной охранной деятельности Российской Федерации» (Основание: пункт 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, Заказчик не установил требование о наличии лицензии на осуществление вида охранных услуг, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности, вопреки тому, что данный вид услуг также является объектом закупки.

В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Изучив заявку единственного участника закупки ООО «Охранное агентство «Страж», Комиссия установила, что в составе заявке участником предоставлены сведения, подтверждающие наличие у лица лицензии на оба вида закупаемых охранных услуг. Таким образом, неустановление Заказчиком правомерных требований о наличии лицензии не повлияло на результат проведения закупки – участник соответствует требованиям законодательства.

3. Внеплановой проверкой не установлены иные нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Заказчика – Магаданского областного государственного казённого стационарного учреждения социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат», при проведении электронного аукциона «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)» (реестровый номер извещения 0347000000122000038) нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что они не повлияли на результат проведения закупки.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны