Решение №01-10/2424 жалоба признана обоснованной частично от 26 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/42-200/2022

23.09.2022                                                                                                                   г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее – Комиссия) в составе:

<…>

при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – Уполномоченное учреждение) – <…> (дов. № б/н от 20.09.2022), при участии представителя Министерства цифрового развития и связи Магаданской области (далее – Заказчик) – <…> (дов. № 11 от 22.09.2022), без участия представителей ООО «ИнтерСофт - Дистрибуция» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения, Заказчика – Министерства цифрового развития и связи Магаданской области, при проведении электронного аукциона «Поставка серверного оборудования для модернизации вычислительного кластера центра обработки данных министерства цифрового развития и связи Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000922000185).

Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные положения извещения о проведении закупки.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

УСТАНОВИЛА:

1. 09.09.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка серверного оборудования для модернизации вычислительного кластера центра обработки данных министерства цифрового развития и связи Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000922000185).

Начальная (максимальная) цена контракта: 15 226 933,98 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 19.09.2022 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 19.09.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 21.09.2022.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2022 № ИЭА1на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка участника с идентификационным номером: 112620151, признанная аукционной комиссией соответствующей положениям документации о закупке. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, контракт следует заключить с единственным участником закупки.

2. Согласно доводу жалобы, предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара, однако в техническом задании Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлены требования к выполнению ряда работ по монтажу и пуско-наладке поставляемого товара. По мнению Заявителя, установление вышеуказанных дополнительных требований вводит в заблуждение участников закупки, что может привести к ограничению числа участников закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Во исполнение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, предметом закупки является поставка серверного оборудования.

Пунктом 1.1. проекта Контракта установлено, что Поставщик обязуется поставить серверное оборудование для модернизации вычислительного кластера центра обработки данных министерства цифрового развития и связи Магаданской области (далее – Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

При этом, приложение к извещению о проведении закупки – «Техническое задание», приложение к проекту Контракта – «Спецификация» содержат требования к монтажу и пуско-наладке поставляемого товара, например:

- Поставщик производит монтаж серверов в существующий телекоммуникационный шкаф Заказчика, подключает электропитание в существующие PDU. При необходимости Поставщик подготавливает место установки Товара путем демонтажа-монтажа действующего серверного оборудования в пределах ЦОД Заказчика;

- Поставщик осуществляет внутристоечную коммутацию поставляемого Товара коммуникационными кабелями для подключения его к существующим коммутаторам сети передачи данных и сети хранения данных;

- Поставщик проводит инструктаж специалистов Заказчика по работе с внедренным оборудованием.

Вместе с тем, пунктом 2.3 проекта Контракта установлено следующее:

«Цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта».

В письменном пояснении (вх. № 02/2953 от 21.09.2022), по данному доводу жалобы, Уполномоченное учреждение указывает, что формирование лотов, а также определение их содержания с обязательным указанием соответствующих условий поставки товара, выполнения работ, оказания услуг является правом Заказчика. При этом, допускается возможность включения в один лот работ и услуг технологически и функционально взаимосвязанных между собой. Критерием для определения функциональной и технологической взаимосвязи лотов, в отношении которых проводится закупка, является необходимость их использования в едином технологическом процессе (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.02.2019 по делу № А51-11825/2018). Предметом закупки является поставка серверного оборудования, монтаж этого оборудования, пуско-наладка и настройка функционально взаимосвязаны, результатом исполнения Поставщиком обязательств по контракту должно являться установленное, работоспособное оборудование. Вместе с тем, включение в закупку на поставку серверного оборудования работ по монтажу, пуско-наладке и настройке обеспечивает наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи - модернизация вычислительного кластера ЦОД Заказчика, в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат.

Комиссия отмечает, что, исходя из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам указанного Федерального закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Возможное сужение круга участников закупки, путем установления требований к условию поставки и установки поставляемого товара, не может рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что указание Уполномоченным учреждением, Заказчиком в описании объекта закупки требований к условию поставки и установки товаров, которые отвечают его потребностям с учетом специфики использования товара, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На основании изложенного довод жалобы Заявителя не нашел подтверждения.

3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, при установлении требований к выполнению работ по монтажу и пуско-наладке закупаемого товара, Уполномоченным учреждением, Заказчиком в документации о закупке не установлено требования к наличию у участников закупки специальных разрешений (лицензий) предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Как было установлено ранее, приложение к извещению о проведении закупки – «Техническое задание» (пункт 6), приложение к проекту Контракта – «Спецификация» (пункт 4) содержат требования к монтажу и пуско-наладке поставляемого товара, в том числе:

- Поставщик производит монтаж серверов в существующий телекоммуникационный шкаф Заказчика, подключает электропитание в существующие PDU. При необходимости Поставщик подготавливает место установки Товара путем демонтажа-монтажа действующего серверного оборудования в пределах ЦОД Заказчика;

- Поставщик осуществляет внутристоечную коммутацию поставляемого Товара коммуникационными кабелями для подключения его к существующим коммутаторам сети передачи данных и сети хранения данных;

- Поставщик проводит инструктаж специалистов Заказчика по работе с внедренным оборудованием.

Следовательно, условия Технического задания данной закупки не содержат указания на необходимость проведения Поставщиком работ, связанных с наладкой шифровальных (криптографических) средств и/или установкой и наладкой государственной информационной системы, защищенной с помощью средств криптографической защиты.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению.

Данное приложение не содержит вида работ, соответствующих работам, установленным Заказчиком в документации о закупке.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в документации о закупке Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требование пункта 1 части 1, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Уполномоченным учреждением, Заказчиком не установлено.

Таким образом, в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика не установлено нарушение положений Закона о контрактной системе, довод жалобы признан необоснованным.

4. Также, в жалобе Заявитель указывает, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком нарушены правила расчета НМЦК, при формировании НМЦК не учтены затраты на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке поставляемого товара.

Исходя из смысла статьи 99 Закона о контрактной системе законодатель, регулируя связанную с контролем в сфере закупок деятельность государственных органов, предусматривает различные виды контроля в зависимости от его объекта.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Таким образом в компетенцию контрольного органа в сфере закупок не входят полномочия по оценке обоснования НМЦК.

Ввиду вышеуказанного данный довод жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией Магаданского УФАС России.

5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным учреждением, Заказчиком незаконно установлено требование о совместимости поставляемого товара с программным обеспечение Заказчика.

На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что пункт 4 Технического задания содержит следующие требования:

 - поставляемые сервера должны быть совместимы с существующим ПО виртуализации VMware vSphere 7.0 U3. Совместимость должна быть подтверждена производителем ПО в форме публикации на веб-сайте в составе официальной документации (https://www.vmware.com/resources/compatibility/search.php).

В письменном пояснении (вх. № 02/2953 от 21.09.2022), по данному доводу жалобы, Уполномоченное учреждение поясняет, что совместимость закупаемых серверов с существующим программным обеспечением виртуализации VMware vSphere 7.0 U3 является важным критерием, так как закупка серверов осуществляется с целью модернизации (расширения) вычислительного кластера ЦОД Заказчика, в котором используется данное программное обеспечение.

На указанном в техническом задании веб-ресурсе производителя программного обеспечения виртуализации VMware заявлена совместимость с более чем 3000 моделями серверов различных производителей, в том числе в данном перечне содержатся серверы российского производства.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, уполномоченное учреждение, Заказчик устанавливает требования к поставляемым товарам исходя из своих потребностей, и целях достижения желаемого результата по средствам закупаемого товара.

Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

6. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Уполномоченным учреждением, Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении сборки поставляемого товара, удовлетворяющего стандарту ISO9001, наличии сертификатов соответствия требованиям системы сертификации ЕАС.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в пункте 5 «Требования к порядку поставки Товара» технического задания, пункте 3 приложения к проекту Контракта - Спецификация, Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено следующее:

- поставляемое оборудование должно быть собрано в промышленных условиях, удовлетворяющих стандарту ISO9001, иметь сертификаты соответствия требованиям системы сертификации ЕАС.

При этом, пунктом 1 Приказа Росстандарта от 22.12.2011 № 1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» установлено:

- ввести в действие с 1 января 2013 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», идентичный международному стандарту ИСО 9001:2008 "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2008 «Quality management systems – Requirements»).

Комиссия приходит к выводу, что ГОСТ ISO 9001-2011 является не сертификатом, подтверждающим качество товара или его соответствие определенным требованиям, а регулирует систему менеджмента качества и является внутренним документом предприятия.

В разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от 16.09.2022  № РИ1 (размещенном в ЕИС), Уполномоченное учреждение, Заказчик поясняет, что в связи с тем, что у Заказчика отсутствует возможность внесения изменений, исключающих требования к добровольной сертификации системы менеджмента качества производителя, в извещение о проведении электронного аукциона, без нарушения сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе, данные требования будут исключены из Технического задания при направлении проекта контракта участнику закупки, признанному победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также не будут учитываться при рассмотрении заявок на участие в закупке.

Также вышеуказанное пояснение, по данному доводу жалобы, было изложено Уполномоченным учреждением в письменном пояснении (вх. № 02/2953 от 21.09.2022).

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика, при установлении в документации о закупке излишних требований к техническим характеристикам, о наличии у производителя сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001 выявлено нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На заседании Комиссии, представители Уполномоченного учреждения, Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменном пояснении (вх. № 02/2953 от 21.09.2022), по всем пунктам жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ИнтерСофт - Дистрибуция» на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – Министерства цифрового развития и связи Магаданской области, при проведении электронного аукциона «Поставка серверного оборудования для модернизации вычислительного кластера центра обработки данных министерства цифрового развития и связи Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000922000185) обоснованной частично.

2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Предписание об устранении выявленного нарушения при направлении проекта Контракта победителю электронного аукциона.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны