Решение №01-10/929 Решение по делу от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-85/2020

19.03.2020 г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…> при участии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа (далее – Заказчик) <…> (дов. №1 от 18.03.2020), без участия заявителя, извещенного должным образом, рассмотрела жалобу ООО «Транс-Строй» на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования)» (реестровый номер извещения 0847300001620000006).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 04.03.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы (далее ЕИС) www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования) (реестровый номер извещения 0847300001620000006).

Начальная (максимальная) цена контракта 10 966 666,67 рубля.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 12.03.2020 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 13.03.2020; дата и время проведения аукциона – 16.03.2020 11:14.

На основании протокола рассмотрения первых частей заявок от 12.03.2020 №1-ЭА06-2020 на участие в электронном аукционе подано тринадцать заявок участников, все из которых допущены к участию в электронном аукционе.

2. Согласно доводу жалобы, Заказчик установил требование о предоставлении участниками в составе первых частей заявок конкретных показателей товара, при этом, не определено требование к самому товару. В связи с этим, участнику не понятно, в каком из разделов документации Заказчик установил требования к используемым товарам (материалам), конкретные показатели которых, участник должен предоставить в первой части заявки.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания услуг:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- наименование страны происхождения товара;

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком при проведении электронного аукциона «Поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования)» (реестровый номер извещения 0847300001620000006) установлены требования к первым частям заявкам участников закупки, в числе которых предоставление конкретных показателей поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

В п. 41 Раздела 9 аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование к составу первой части заявки:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Разделе 2 документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Разделе 2 документации об электронном аукционе.

При этом Раздел 2 аукционной документации содержит положения проекта контракта, в котором не устанавливаются конкретные показатели товара. В аукционной документации указания о конкретных показателях товара отсутствуют.

Таким образом, Заказчиком надлежащим образом в аукционной документации не установлен порядок заполнения первой части заявки, а именно конкретных показателей товара, поставляемого при выполнении работ. Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что не включение в аукционную документацию конкретных показателей товара произошло из-за технической ошибки.

Вышеперечисленные действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Кроме того, действия заказчика также нарушают ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в аукционной документации требования о предоставлении в составе первой части заявки наименования страны происхождения товара. Указанные действия заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

3. Согласно доводу жалобы в Разделе 9 Документации, а также в п. 22 Информационной карты Заказчиком установлены следующие требования к участникам и ко вторым частям заявок:

22

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ

Установлено

№ позиции

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЮ:

Условие предоставления документа

Наименование документа

44

Если позиция 22 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки

выписка из реестра членов саморегулируемой организации на выполнение монтажных, строительных работ на опасных производственных объектах по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 г. N 86, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе

По мнению заявителя, требование заказчика о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации на выполнение монтажных, строительных работ на опасных производственных объектах, а также требование о соответствии участника требованиям, установленным пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены незаконно, так как объектом закупки является поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования), что, в свою очередь, не является работами по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. Также заявитель отмечает, что требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации на выполнение монтажных, строительных работ на опасных производственных объектах установлено в нарушение законодательства, что сокращает число участников закупки, так как участники, являющиеся членом СРО с правом выполнять работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, не смогут принять участие в данной закупке.

Как уже было отмечено, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе регламентирует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Единые (общие) требования к участникам закупки определены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки является поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования).

В извещении Заказчиком указано, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчик в аукционной документации устанавливает требование о предоставлении участниками выписки из реестра членов саморегулируемой организации на выполнение монтажных, строительных работ на опасных производственных объектах по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 г. N 86, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, на основании ч. 4 ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Учитывая изложенное, заказчик устанавливает данное требование исходя из ошибочного позиционирования объекта закупки. Поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования) не являются работами по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, следовательно, не подпадают под действие ГрК РФ.

Кроме того, выписка из реестра членов СРО «на выполнение монтажных, строительных работ на опасных производственных объектах» действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС приходит к выводу, что довод жалобы является обоснованным. Требования о предоставлении вышеуказанной выписки установлено заказчиком незаконно.

Указанные действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, образуя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

4. Согласно доводу жалобы в Разделе 9 Документации Заказчиком установлены следующие требования ко вторым частям заявок:

№ позиции

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЮ:

Условие предоставления документа

Наименование документа

49

Если позиция 23 содержит дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ

Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) приемки оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающих надлежащее качество оказанных услуг (выполненных работ), своевременность и полноту исполнения контракта (контрактов), договора (договоров) участником закупки в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, аукционе.

По мнению заявителя, требование о предоставлении указанных документов в составе второй части заявки установлено заказчиком незаконно, так как в соответствии с ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

По мнению заявителя, объектом закупки является поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования). Следовательно, требование заказчика о наличии у участника опыта выполнения работ установлены незаконно.

В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с п. 23 Раздела 1 аукционной документации, дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установлены в соответствии с п. 2.2 Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99).

Согласно ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч. 13 ст. 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, предусмотренных ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления №99, довод жалобы нашел своё подтверждение.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные документы, направленные оператором электронной площадки, не удается извлечь. По поводу возникшей трудности, заказчик к технической поддержке электронной площадки не обращался.

Согласно п. 23 Раздела 1 аукционной документации Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 2.2 Приложения №1 Постановления№99, в соответствии с которым, дополнительные требования установленные заказчиком применяются к выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

Дополнительные требования к участникам закупки установлены в нарушение законодательства, так как Постановление №99 не содержит того вида товара, работ и услуг, к которому относится объект закупки.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы заявителя обоснованы. Заказчик ошибочно установил требования в аукционной документации, в соответствии с Приложением №99.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, образуя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, пп. 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Транс-Строй» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Поставка, монтаж, пуско-наладочные работы парового котла ДЕ 10-14 ГМ (замена ранее установленного устаревшего оборудования)» (реестровый номер извещения 0847300001620000006) обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.3, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
  4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны