Решение №01-10/1413 О признании жалобы обоснованной в части от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/33-158/2021

20.05.2021                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе при участии представителей Заказчика – О. (дов.№17 от 25.02.2021), О. (дов.№57 от 20.05.2021), О. (дов.№58 от 20.05.2021), представителя Заявителя –О. (дов. б/н от 18.05.2021) рассмотрела жалобу ООО «МЕК-медикал» на положения аукционной документации заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Поставка наркозно-дыхательных аппаратов в рамках реализации региональной программы по модернизации первичного звена Национального проекта «Здравоохранение» (реестровый номер извещения 0147200000921000211).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 06.05.2021 Заказчиком – Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка наркозно-дыхательных аппаратов в рамках реализации региональной программы по модернизации первичного звена Национального проекта «Здравоохранение» (реестровый номер извещения 0147200000921000211).

Начальная (максимальная) цена контракта – 21 274 064.00руб.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 14.05.2021 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 17.05.2021; дата проведения аукциона – 18.05.2021.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2021 №0147200000921000211-1 на участие в закупке подано 2 заявки участников.

Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.

2. По мнению Заявителя, при формировании расчетов НМЦК заказчиком допущены нарушения Законодательства о контрактной системе. 

Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с данным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют не только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, органы управления государственными внебюджетными фондами, но и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3).

Анализ содержания указанной статьи свидетельствует о том, что законодатель, регулируя связанную с контролем в сфере закупок деятельность государственных органов, предусматривает разные виды контроля в зависимости от его объекта (части 2, 4, 5 и 8).

Так, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Закона о контрактной системе контроль за соблюдением требований названного закона осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (части 8 и 9 статьи 99 Закона о контрактной системе).

Такими органами являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; орган муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 99 названного закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, определены частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что в компетенцию контрольного органа в сфере закупок (Магаданского УФАС России) не входят полномочия по оценке обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (статьи 22 Закона о контрактной системе).

Таким образом, Комиссией Магаданского УФАС России принято решение  о передаче материалов дела в органы финансового контроля.

3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, заказчиком в техническом задании установлены требования, ограничивающие конкуренцию. По мнению заявителя, установление детализации описания объекта закупки ведет к ограничению товара одного производителя.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии Магаданского УФАС России представитель заказчика пояснил, что на указанный объект закупки было получено не менее 3 ценовых предложений, в установленном порядке был проведен анализ рынка. Заказчиком созданы все условия для обеспечения принципа добросовестности конкуренции. Данный факт подтверждается тем, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки. Участником с порядковым номером №3 к поставке был предложен товар, страна происхождения которого - Китайская Народная Республика.  Участником №4 предложен товар Федеративной Республики Германии.

Доказательств подтверждения своей позиции представителем заявителя предоставлено не было.

На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе отсутствуют. Довод заявителя признан необоснованным.

4. По мнению заявителя, заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений аукционной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Установлено, что 04.05.2020 Заказчиком на сайте ЕИС опубликованы следующие разъяснения:

«В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Из вышеуказанного разъяснения следует, что предмет запроса заказчиком не указан. Аналогичные ответы на запросы, без указания предмета, были даны заказчиком в разъяснениях:

  1. Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 05.05.2021 №РД2;
  2. Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.05.2021 №РД3;
  3. Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.05.2021 №РД4;
  4. Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.05.2021 №РД5;
  5. Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.05.2021 №РД6.

На заседании Комиссии Магаданского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в разъяснения были внесены изменения, тексты приведены в соответствие, опубликованы предметы запросов и сформированы на них ответы в установленном порядке.

 Однако, Комиссией Магаданского УФАС установлено, что ответы на указанные запросы с изменениями были размещены Заказчиком в ЕИС 07.05.2021. Таким образом, Заказчиком нарушен срок дачи разъяснений на запросы. Следовательно, довод заявителя признан обоснованным.  Первоначальное предоставление разъяснений без указания предмета запроса является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. На основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Магаданского УФАС России проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Разделе 10 «Техническое задание» заказчиком установлено:

 

29

 Диапазон допустимого давления подключаемых медицинских газов, не уже

280-600 кПа

ГОСТ Р 55953-2018 п.5.1.10

 

30

диапазон регулирования расхода газовой смеси, не уже

0,2-10 л/мин

ГОСТ Р 55953-2018 п.5.1.10

 

 

Показатель не уже так же был использован в п.31,59,65-73,92,96-98,141-143 технического задания.

Рассмотрев инструкцию по заполнению заявок, описание объекта закупки и итоги рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок, Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует расшифровка показателя «не уже».

Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем составлении заказчиком инструкции по заполнению заявки.

 Данное правонарушение образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изучив представленные документы, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что при заполнении заявок у участников электронного аукциона не возникло трудностей с предоставлением информации по данному показателю. Следовательно, выявленное нарушение е повлияло на рассмотрение заявок аукционной комиссией.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МЕК-медикал» на положения аукционной документации заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Поставка наркозно-дыхательных аппаратов в рамках реализации региональной программы по модернизации первичного звена Национального проекта «Здравоохранение» (реестровый номер извещения 0147200000921000211) обоснованной в части нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела в Министерство финансов Магаданской области для принятия решения в рамках компетенции.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны