Решение №01-10/910 о признании жалобы необоснованной от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3-74/2021

06.04.2021                                                                                        г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, (далее – Комиссия) c участием представителей Филиала РТРС «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – Заказчик) <…>, имеющего право действовать от имени лица без доверенности, <…> (дов. № 21 от 04.04.2021), <…> (дов. № 20 от 04.04.2021), представителей ООО «ТехКомплектУрал» (далее – Заявитель) <…> (дов. № 6 от 31.03.2021), <…> (дов. № 2 от 11.01.2021) рассмотрела жалобу (вх. № 02/1065 от 02.04.2021) на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные положения извещения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 22.03.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367).

Начальная (максимальная) цена договора: 8 526 300,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 22.03.2021. Дата и время окончания подачи заявок: 30.03.2021. Дата подведения итогов: 08.04.2021.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2013986 от 05.04.2021 на участие в закупке было подано две заявки участников; обе заявки признаны соответствующими требованиям документации.

 

2. Согласно доводу жалобы Заказчик установил в документации о закупке неправомерные требования к объекту закупки. По мнению Заявителя, установленные технические требования соответствуют только бульдозеру Б10ПМ производства ООО «Челябинский завод промышленных тракторов». Кроме того, Заказчик установил требование о соответствии двигателя закупаемого бульдозера экологическому стандарту Евро 0, что, как полагает Заявитель, сокращает круг потенциальных участников закупки и ограничивает конкуренцию.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме требования к предмету закупки определены в техническом задании на поставку бульдозера Б-10 или эквивалента в разделе 10 «Техническая часть» извещения. В соответствии с пунктом 3 данного раздела установлены следующие требования к товару:

 

Масса агрегата эксплуатационная, кг, не менее

18850

Тип отвала

полусферический

Объём призмы волочения отвала, куб.м, не менее

4,75

Тип прицепного устройства

Жесткое

Модель двигателя

ЯМЗ-238 ГМ2-2 (или эквивалент)

Количество цилиндров двигателя

8

Рабочий объем двигателя, л.

14,86

Мощность двигателя номинальная, л.с.,

180

Система запуска основного двигателя

Электростартерная

Экологический класс двигателя

Евро 0

Тип трансмиссии

Механическая

Коробка передач

Механическая

Количество опорных катков с каждой стороны, не менее ,шт

6

Количество поддерживающих катков с каждой стороны, не менее, шт

2

Количество башмаков гусеницы, не менее, шт

42

Ширина башмака гусеницы, мм, не более

500

Высота грунтозацепа башмака гусеницы, мм, не более

65

Гидрораспределитель

Трехпозиционный секционный РГС-25 (или эквивалент)

Управление поворотом

- джойстиковое гидросервированное управление поворотами; отдельно педаль тормоза.

Подвеска тележки гусеницы
 

полужесткая, трёхточечная, с поперечной балансирной балкой, микроподрессориванием с вынесенной осью прокачки тележек из зоны бортовых редукторов (крепится к раме трактора), исключающая передачу нагрузок на бортовые редукторы при работе навесного оборудования

Оборудование, включенное в комплектацию

 

предпусковой подогреватель двигателя;

защита двигателя;

защита трансмиссии;

Отопитель-вентилятор;

Стеклопакеты кабины;

ведущие колеса сегментные;

опорные катки с подшипниками скольжения;

сиденье с ремнем безопасности;

аварийно-вентиляционный люк;

формуляр, руководство по эксплуатации, каталог деталей и сборочных единиц;

комплект ЗИП;

проблесковый маячок-цвет "Автожелтый"

Дополнительные опции

Северный пакет (включает в себя дополнительный отопитель кабины, повышенное утепление кабины; чехол-утеплитель капота)

Срок гарантии

Не менее 1 года или 1500 моточасов
(что наступит ранее)

Год выпуска техники, в том числе:

техника новая, не ранее 2021 года выпуска

Рама трактора (корпус бортовых фрикционов)

новая,  2021 г.в.;

Рамы тележек гусениц

новая,  2021 г.в.;

Использование бывших в эксплуатации и восстановленных узлов и агрегатов

не допускается

Наличие отметки в паспорте самоходной машины об уплате утилизационного сбора

есть

Согласно доводам жалобы, а также пояснениям представителей Заявителя на заседании Комиссии Заявитель считает следующие параметры неправомерно ограничивающими возможность предложения эквивалентной техники иных производителей: модель двигателя; количество цилиндров двигателя; объем двигателя, л; экологический класс двигателя; тип трансмиссии; коробка передач; ширина башмака гусеницы, мм, не более; управление поворотом.

При этом Заявитель указывает на две модели бульдозеров, которые Заявитель хотел бы предложить к поставке, если бы они соответствовали требованиям извещения: Четра Т-11 производства ООО «ПК «Промтрактор» и Б-10М производства ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК». Данные модели бульдозеров, в частности, оснащены шестицилиндровыми двигателями серии ЯМЗ-236 рабочим объемом 11,15 л с экологическим классом Tier 2, имеют рычажное гидросервированное управление поворотом. Кроме того, бульдозер Четра Т-11 не соответствует требованиям Заказчика также по типам трансмиссии и коробки передач и ширине башмака гусеницы.

Согласно пояснениям Заказчика, а также пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии Заказчик осуществляет закупки с целью удовлетворения собственных потребностей в поставке товаров, соответствующих требованиям Заказчика. При этом Заказчик не устанавливает необоснованных требований, которые бы ограничивали конкуренцию при проведении закупок. Заказчик пояснил, что установление требования поставки бульдозера, оборудованного двигателем серии ЯМЗ-238 или его эквивалента вызвано нуждами Заказчика, так как данные двигатели являются надежными и ремонтопригодными, что необходимо Заказчику при эксплуатации в северных климатических условиях. Установление иных оспариваемых характеристик товара представитель Заказчика также объяснил потребностью использования техники в сложных условиях эксплуатации.

Изучив материалы дела, доводы Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать предмет закупки в описании которого указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Целью осуществления рассматриваемой закупки является удовлетворение потребности Заказчика в поставке оборудования, которое отвечает требованиям Заказчика по функциональным, эксплуатационным и конструктивным характеристикам. Такие требования были установлены Заказчиком в извещении о закупке, в том числе в виде оспариваемых Заявителем технических характеристик.

При проведении закупок в рамках Закона о закупках описание предмета закупки находится в компетенции Заказчика. Заказчиком приведены обоснования выбора именно двигателей серии ЯМЗ-238, при этом не исключается поставка бульдозера с эквивалентным двигателем с учетом иных установленных требований.  Также следует отметить, что на участие в закупке было подано две заявки. Участник ООО «Карьерные машины» предложил к поставке трактор Т10ПМ.8100. Участником ООО «Атлант» предложен трактор с бульдозерным оборудованием Т-10.М.Я.Е. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2013986 от 05.04.2021 обе заявки участников признаны соответствующими требованиям документации. Таким образом, оба участника предложили к поставке разные эквиваленты бульдозера Б-10.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области приходит к выводу о том, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о закупках не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Требования, установленные Заказчиком, не являются ограничивающими конкуренцию и не указывают исключительно на бульдозер Б10ПМ. Довод жалобы не нашел подтверждения.

В отношении довода о неправомерном установлении требования к экологическому классу двигателя Евро 0 представители Заказчика пояснили, что такое требование не исключает предложения двигателей с иным экологическим классом.

Также в отношении данного довода представитель Заявителя пояснил, что модели бульдозеров, которые Заявитель хотел бы предложить к поставке, обладают экологическим классом Tier 2, который соответствует требованиям класса Евро 2.

Комиссия Магаданского УФАС в отношении данного довода отмечает следующее. Требования о соответствии транспортных средств экологическим классам Евро 0 – Евро 6 установлены Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Требования данного регламента распространяются на ряд колесных транспортных средств и не распространяются на бульдозеры и тракторы. Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» установлены иные требования к выбросам вредных веществ тракторами и бульдозерами. Вместе с тем, производителями двигателей (в том числе ЯМЗ-236, ЯМЗ-238) указывается экологический класс двигателя в качестве одной из его характеристик. По этой причине Комиссия полагает правомерным указание Заказчиком экологического класса двигателя в качестве требуемой характеристики объекта закупки. Требования экологических стандартов Евро 0 – Евро 6 ограничивают содержание вредных веществ в выхлопных газах двигателей транспортных (и иных) средств. При этом ограничения более поздних стандартов являются более жесткими, чем у ранних. Таким образом, содержание вредных веществ в выхлопе двигателя, соответствующего требованиям стандарта Евро 2, также будет соответствовать ограничениям стандартов Евро 1 и Евро 0. Следовательно, установление Заказчиком требования соответствия двигателя экологическому классу Евро 0 не ограничивает возможности предложения к поставке бульдозеров с двигателями иных экологических классов, в частности, Евро 2 (Tier 2). Данный довод жалобы не представляется обоснованным.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТехКомплектУрал» на действия Заказчика – Филиала РТРС «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367) необоснованной.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны