Решение №01-10/910 о признании жалобы необоснованной от 9 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 049/07/3-74/2021
06.04.2021 г. Магадан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, (далее – Комиссия) c участием представителей Филиала РТРС «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – Заказчик) <…>, имеющего право действовать от имени лица без доверенности, <…> (дов. № 21 от 04.04.2021), <…> (дов. № 20 от 04.04.2021), представителей ООО «ТехКомплектУрал» (далее – Заявитель) <…> (дов. № 6 от 31.03.2021), <…> (дов. № 2 от 11.01.2021) рассмотрела жалобу (вх. № 02/1065 от 02.04.2021) на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367).
Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные положения извещения о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,
УСТАНОВИЛА:
1. 22.03.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367).
Начальная (максимальная) цена договора: 8 526 300,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 22.03.2021. Дата и время окончания подачи заявок: 30.03.2021. Дата подведения итогов: 08.04.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2013986 от 05.04.2021 на участие в закупке было подано две заявки участников; обе заявки признаны соответствующими требованиям документации.
2. Согласно доводу жалобы Заказчик установил в документации о закупке неправомерные требования к объекту закупки. По мнению Заявителя, установленные технические требования соответствуют только бульдозеру Б10ПМ производства ООО «Челябинский завод промышленных тракторов». Кроме того, Заказчик установил требование о соответствии двигателя закупаемого бульдозера экологическому стандарту Евро 0, что, как полагает Заявитель, сокращает круг потенциальных участников закупки и ограничивает конкуренцию.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме требования к предмету закупки определены в техническом задании на поставку бульдозера Б-10 или эквивалента в разделе 10 «Техническая часть» извещения. В соответствии с пунктом 3 данного раздела установлены следующие требования к товару:
Масса агрегата эксплуатационная, кг, не менее |
18850 |
Тип отвала |
полусферический |
Объём призмы волочения отвала, куб.м, не менее |
4,75 |
Тип прицепного устройства |
Жесткое |
Модель двигателя |
ЯМЗ-238 ГМ2-2 (или эквивалент) |
Количество цилиндров двигателя |
8 |
Рабочий объем двигателя, л. |
14,86 |
Мощность двигателя номинальная, л.с., |
180 |
Система запуска основного двигателя |
Электростартерная |
Экологический класс двигателя |
Евро 0 |
Тип трансмиссии |
Механическая |
Коробка передач |
Механическая |
Количество опорных катков с каждой стороны, не менее ,шт |
6 |
Количество поддерживающих катков с каждой стороны, не менее, шт |
2 |
Количество башмаков гусеницы, не менее, шт |
42 |
Ширина башмака гусеницы, мм, не более |
500 |
Высота грунтозацепа башмака гусеницы, мм, не более |
65 |
Гидрораспределитель |
Трехпозиционный секционный РГС-25 (или эквивалент) |
Управление поворотом |
- джойстиковое гидросервированное управление поворотами; отдельно педаль тормоза. |
Подвеска тележки гусеницы |
полужесткая, трёхточечная, с поперечной балансирной балкой, микроподрессориванием с вынесенной осью прокачки тележек из зоны бортовых редукторов (крепится к раме трактора), исключающая передачу нагрузок на бортовые редукторы при работе навесного оборудования |
Оборудование, включенное в комплектацию
|
предпусковой подогреватель двигателя; |
защита двигателя; |
|
защита трансмиссии; |
|
Отопитель-вентилятор; |
|
Стеклопакеты кабины; |
|
ведущие колеса сегментные; |
|
опорные катки с подшипниками скольжения; |
|
сиденье с ремнем безопасности; |
|
аварийно-вентиляционный люк; |
|
формуляр, руководство по эксплуатации, каталог деталей и сборочных единиц; |
|
комплект ЗИП; |
|
проблесковый маячок-цвет "Автожелтый" |
|
Дополнительные опции |
Северный пакет (включает в себя дополнительный отопитель кабины, повышенное утепление кабины; чехол-утеплитель капота) |
Срок гарантии |
Не менее 1 года или 1500 моточасов |
Год выпуска техники, в том числе: |
техника новая, не ранее 2021 года выпуска |
Рама трактора (корпус бортовых фрикционов) |
новая, 2021 г.в.; |
Рамы тележек гусениц |
новая, 2021 г.в.; |
Использование бывших в эксплуатации и восстановленных узлов и агрегатов |
не допускается |
Наличие отметки в паспорте самоходной машины об уплате утилизационного сбора |
есть |
Согласно доводам жалобы, а также пояснениям представителей Заявителя на заседании Комиссии Заявитель считает следующие параметры неправомерно ограничивающими возможность предложения эквивалентной техники иных производителей: модель двигателя; количество цилиндров двигателя; объем двигателя, л; экологический класс двигателя; тип трансмиссии; коробка передач; ширина башмака гусеницы, мм, не более; управление поворотом.
При этом Заявитель указывает на две модели бульдозеров, которые Заявитель хотел бы предложить к поставке, если бы они соответствовали требованиям извещения: Четра Т-11 производства ООО «ПК «Промтрактор» и Б-10М производства ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК». Данные модели бульдозеров, в частности, оснащены шестицилиндровыми двигателями серии ЯМЗ-236 рабочим объемом 11,15 л с экологическим классом Tier 2, имеют рычажное гидросервированное управление поворотом. Кроме того, бульдозер Четра Т-11 не соответствует требованиям Заказчика также по типам трансмиссии и коробки передач и ширине башмака гусеницы.
Согласно пояснениям Заказчика, а также пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии Заказчик осуществляет закупки с целью удовлетворения собственных потребностей в поставке товаров, соответствующих требованиям Заказчика. При этом Заказчик не устанавливает необоснованных требований, которые бы ограничивали конкуренцию при проведении закупок. Заказчик пояснил, что установление требования поставки бульдозера, оборудованного двигателем серии ЯМЗ-238 или его эквивалента вызвано нуждами Заказчика, так как данные двигатели являются надежными и ремонтопригодными, что необходимо Заказчику при эксплуатации в северных климатических условиях. Установление иных оспариваемых характеристик товара представитель Заказчика также объяснил потребностью использования техники в сложных условиях эксплуатации.
Изучив материалы дела, доводы Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать предмет закупки в описании которого указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Целью осуществления рассматриваемой закупки является удовлетворение потребности Заказчика в поставке оборудования, которое отвечает требованиям Заказчика по функциональным, эксплуатационным и конструктивным характеристикам. Такие требования были установлены Заказчиком в извещении о закупке, в том числе в виде оспариваемых Заявителем технических характеристик.
При проведении закупок в рамках Закона о закупках описание предмета закупки находится в компетенции Заказчика. Заказчиком приведены обоснования выбора именно двигателей серии ЯМЗ-238, при этом не исключается поставка бульдозера с эквивалентным двигателем с учетом иных установленных требований. Также следует отметить, что на участие в закупке было подано две заявки. Участник ООО «Карьерные машины» предложил к поставке трактор Т10ПМ.8100. Участником ООО «Атлант» предложен трактор с бульдозерным оборудованием Т-10.М.Я.Е. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2013986 от 05.04.2021 обе заявки участников признаны соответствующими требованиям документации. Таким образом, оба участника предложили к поставке разные эквиваленты бульдозера Б-10.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области приходит к выводу о том, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о закупках не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Требования, установленные Заказчиком, не являются ограничивающими конкуренцию и не указывают исключительно на бульдозер Б10ПМ. Довод жалобы не нашел подтверждения.
В отношении довода о неправомерном установлении требования к экологическому классу двигателя Евро 0 представители Заказчика пояснили, что такое требование не исключает предложения двигателей с иным экологическим классом.
Также в отношении данного довода представитель Заявителя пояснил, что модели бульдозеров, которые Заявитель хотел бы предложить к поставке, обладают экологическим классом Tier 2, который соответствует требованиям класса Евро 2.
Комиссия Магаданского УФАС в отношении данного довода отмечает следующее. Требования о соответствии транспортных средств экологическим классам Евро 0 – Евро 6 установлены Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Требования данного регламента распространяются на ряд колесных транспортных средств и не распространяются на бульдозеры и тракторы. Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» установлены иные требования к выбросам вредных веществ тракторами и бульдозерами. Вместе с тем, производителями двигателей (в том числе ЯМЗ-236, ЯМЗ-238) указывается экологический класс двигателя в качестве одной из его характеристик. По этой причине Комиссия полагает правомерным указание Заказчиком экологического класса двигателя в качестве требуемой характеристики объекта закупки. Требования экологических стандартов Евро 0 – Евро 6 ограничивают содержание вредных веществ в выхлопных газах двигателей транспортных (и иных) средств. При этом ограничения более поздних стандартов являются более жесткими, чем у ранних. Таким образом, содержание вредных веществ в выхлопе двигателя, соответствующего требованиям стандарта Евро 2, также будет соответствовать ограничениям стандартов Евро 1 и Евро 0. Следовательно, установление Заказчиком требования соответствия двигателя экологическому классу Евро 0 не ограничивает возможности предложения к поставке бульдозеров с двигателями иных экологических классов, в частности, Евро 2 (Tier 2). Данный довод жалобы не представляется обоснованным.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ТехКомплектУрал» на действия Заказчика – Филиала РТРС «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки бульдозера Б-10 или эквивалента для нужд филиала РТРС «Магаданский ОРТПЦ» (реестровый номер извещения 32110105367) необоснованной.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.